Тема №4 Антимикробные химиотерапевтические препараты. Механизм действия. Определение чувствительности. Осложнения антимикробной терапии.

Понятие об антимикробных химиотерапевтических препаратах, антибиотиках, антисептиках, дезинфектантах. Основные группы антимикробных препаратов. Понятие о чувствительности, устойчивости и толерантности бактерий к антибиотикам. Приобретенная антибиотикочувствительность бактерий, ее механизмы. Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам.

Бактериофаг. Понятие о вирулентных и умеренных фагах. Классификация, механизмы взаимодействия бактериофага с клеткой. Лизогения. Понятия профаг, дефектный фаг. Практическое значение фагов в биологии и медицине.

3.2. Распределение учебного времени, выделенного на контактную работу обучающихся с преподавателем (по семестрам, разделам и видам учебных занятий), и на самостоятельную работу обучающихся.

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 академических часов. Время на занятия, проводимые в интерактивной форме, составляет 24 часа учебных занятий с преподавателем.

Номер и наименование раздела, темы, формы промежуточной аттестации Всего учебных часов занятий В том числе учебных занятий с преподавателем Из них по видам учебных занятий Время, отводимое на самостоятельную работу Трудоемкость промежуточной аттестации (экзаменационной сессии)
Лекции Семинары Лабораторные работы Практические занятия Курсовые работы (проекты)
I семестр
Тема №1 Морфология, физиология и генетика микроорганизмов. Микробиом человека.        
Тема №2 Особенности иммунитета при различных локализациях и состояниях. Аллергия. Иммунокоррекция.          
Тема №3 Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи. Основы микробиологической диагностики. Профилактика.          
Тема №4 Антимикробные химиотерапевтические препараты. Механизм действия. Определение чувствительности. Осложнения антимикробной терапии.        
Зачет без оценки            
Всего по дисциплине    

График рубежного контроля успеваемости обучающихся.

  Темы занятий
         
Планируемый рубежный контроль ПЗ/О С/О С/О ПЗ/О        
Объем в часах        

Условные обозначения:



Виды рубежного контроля Сокращенное наименование
Практическое занятие ПЗ
Семинар С
Опрос О
Контрольная проверка (планируется и проводится как часть планового аудиторного занятия в форме письменного опроса, тестирования и др.) КП

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

4.1. Учебная литература.

№ п/п Заглавие Назначение Автор(ы) Издательство Год издания Электронный адрес
Основная
Медицинская микробиология, иммунология и вирусология Учебник Коротяев А.И., Бабичев С.А. СПб.: Специальная литература  
Медицинская микробиология Учебник. Под ред. В.Б. Сбойчакова СПб.: ВМедА  
Дополнительная
Медицинская микробиология, вирусология и иммунология Учебник Под ред. Зверева В.В., Быкова А.С. М.: ООО «Медицинское информационное агентство»  
МУК 4.12.1890-04 Методические указания по определению чувствительности микроорганизмов к антибактериальным препаратам Методические указания МЗ РФ Москва  
МУ 3.4.2552-09. 3.4. Санитарная охрана территории. Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Методические указания ГГСВ РФ Москва  

Программное обеспечение и информационно-справочные системы.

- Программы для демонстрации и создания презентаций («Microsoft Power Point»).

- Программное обеспечение для работы в сети «Интернет».

- Офисный пакет: Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Exсel).

- Государственный реестр лекарственных средств - http://www.grls.rosminzdrav.ru

- Медицинская микробиология. Учебник под ред. В.Б. Сбойчакова - СПб.: ВМедА, 2016 /Электронный учебник

Интернет-ресурсы.

1. http://elibrary.ru/defaultx.asp - Научная электронная библиотека.

2. http://www.infostat.ru/ - Электронные версии статистических публикаций.

3. http://www.cir.ru/index.jsp - Университетская информационная система РОССИЯ.

4. http://diss.rsl.ru/ - Электронная библиотека диссертаций РГБ.

5. http://consultant.ru/ - Электронная информационно-правовая база.

5. Методические указания обучающимся по освоению учебной дисциплины.

Обучение ведется в соответствии с требованиями приказов Министра обороны Российской Федерации, квалификационных требований к минимуму содержания и уровню подготовки слушателя, документами, регламентирующими деятельность специалистов медицинских учреждений.

Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа (в том числе под руководством преподавателей).

Лекции носят проблемный характер, дают систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывают состояние и перспективы развития микробиологии, концентрируют внимание слушателей на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулируют их познавательную деятельность, формируют творческое мышление.

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с задачей углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.

В ходе практических занятий слушатели осваивают средства и методы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний, проведения противоэпидемических мероприятий, осваивают технические средства, используемые в войсках и санитарно-эпидемиологических учреждениях. Главным содержанием практических занятий является практическая работа каждого слушателя.

Самостоятельная работа слушателей поводится в целях углубления знаний и закрепления навыков, полученных на всех видах занятий. Самостоятельная работа слушателей предусматривает обязательное изучение рекомендованной литературы и руководящих документов Минобороны России и Главного военного медицинского управления Министерства Обороны Российской Федерации.

Рекомендации по методике обучения.

Изучение дисциплины осуществляется в определенной последовательности: общая бактериология, общая иммунология, санитарная микробиология, антимикробная химиотерапия.

Контроль за успеваемостью слушателей осуществляется на семинарских и практических занятиях.

Подготовка слушателей к занятиям.

Накануне начала учебного цикла начальник учебной части или преподаватель вызывает старшего учебной группы. Старшему группы указывается оптимальный срок, время, место и порядок проведения самоподготовок к предстоящим занятиям.

На первом занятии на кафедре, преподаватель ориентирует группу по следующим основным вопросам:

-длительность учебного цикла, количество и виды занятий, итоговый контроль (зачет с оценкой);

-требования к обучаемым по учебной дисциплине (в соответствии с квалификационными требованиями) по окончании учебного цикла;

-место и роль той или иной темы занятия в практической деятельности слушателя;

-порядок подготовки к каждому занятию (закрепление прошедшей темы, подготовка к предстоящему занятию, подготовка к экзамену);

-ежедневный опрос и автоматизированный контроль;

-отработка пропущенных и не зачтенных занятий и тем;

-порядок проведения различных практических занятий;

-особенности практической (самостоятельной) работы слушателей на занятиях;

-организация проведения зачета с оценкой;

-другие вопросы по усмотрению преподавателя кафедры.

6. Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.

Для оценки результатов освоения программы предусмотрены следующие формы контроля знаний:

Текущий контроль - предусмотрен при прохождении каждой темы.

Итоговый контроль знаний по разделу дисциплины - проводится в конце прохождения раздела в форме зачета.

Критериями, определяющими оценку результатов обучения по учебной дисциплине, являются:

«зачтено» выставляется ординатору, показавшему твердые и достаточно полные знания в объеме программы дисциплины, правильные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала при ответе;

«не зачтено» выставляется при наличии грубых ошибок в ответах, непонимании сущности излагаемых вопросов, неумении применять знания на практике, неуверенность и неточности в ответах на дополнительные вопросы.

7. Учебно-материальная база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине.

1. Компьютер (ноутбук), мультимедийные презентации по теме лекций;

2. Компьютерный класс кафедры, программное обеспечение - Microsoft Office;

3. Мультимедийный проектор.

4. Микроскоп

5. Наборы для окраски препаратов по Граму и Циль-Нильсену, бактериологические петли, пробирки с культурами микроорганизмов, чашки Петри, наборы дисков с антибиотиками, спиртовки, термостат,

8. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Карты компетенций.

КОМПЕТЕНЦИЯ: ПК-3

Готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ

Компетенция ПК-3 является профессиональной компетенцией выпускника ординатуры.

Компетенция ПК-3 как формирующая готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.

Соответствие этапов (уровней) сформированности компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания.

Этап (уровень) освоения компетенций Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) Критерии оценивания результатов обучения (дескрипторы)
ПК-3 Первый этап (пороговый уровень) Изучение механизмов путей и факторов передачи, а также определение чувствительности к различным микроорганизмам. Знать: З(ПК-3) - I Механизмы, пути и факторы передачи патогенных агентов. Морфологию, физиологию и генетику микроорганизмов; Микробиом человека; Особенности иммунитета при различных локализациях и состояниях; Роль воспаления в формировании иммунной реакции организма; Патогенез, биологические свойства и изменения в иммунной системе организма при заражении ВИЧ-инфекцией. Не знает Не имеет представления о механизмах, путях и факторах передачи патогенных агентов; Морфологии, физиологии и генетики микроорганизмов; Микробиоме человека; Особенностях иммунитета при различных локализациях и состояниях; Роли воспаления в формировании иммунной реакции организма; Патогенезе, биологических свойствах и изменениях в иммунной системе организма при заражении ВИЧ-инфекцией. Не достаточно знает механизмы, пути и факторы передачи патогенных агентов; Морфологии, физиологии и генетики микроорганизмов; Микробиоме человека; Особенностях иммунитета при различных локализациях и состояниях; Роли воспаления в формировании иммунной реакции организма; Патогенезе, биологических свойствах и изменениях в иммунной системе организма при заражении ВИЧ-инфекцией. Допускает отдельные неточности при изложении механизмов, путей и факторов передачи патогенных агентов; Морфологии, физиологии и генетики микроорганизмов; Микробиоме человека; Особенностях иммунитета при различных локализациях и состояниях; Роли воспаления в формировании иммунной реакции организма; Патогенезе, биологических свойствах и изменениях в иммунной системе организма при заражении ВИЧ-инфекцией. Знает механизмы, пути и факторы передачи патогенных агентов; Морфологии, физиологии и генетики микроорганизмов; Микробиоме человека; Особенностях иммунитета при различных локализациях и состояниях; Роли воспаления в формировании иммунной реакции организма; Патогенезе, биологических свойствах и изменениях в иммунной системе организма при заражении ВИЧ-инфекцией.
Уметь: У(ПК-3) - I Проводить серологический метод диагностики инфекционных болезней; Получать иммунные сыворотки; Проводить иммунофлюоресцентный и иммуноферментный анализ, ПЦР; Проводить мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Проводить мероприятия по профилактике вирусных гепатитов. Не умеет Допускает серьёзные ошибки при проведении серологического метода диагностики инфекционных болезней; Получении иммунных сывороток; Проведении иммунофлюоресцентного и иммуноферментного анализа, ПЦР; Проведении мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Проведении мероприятий по профилактике вирусных гепатитов. Допускает ошибки при проведении серологического метода диагностики инфекционных болезней; Получении иммунных сывороток; Проведении иммунофлюоресцентного и иммуноферментного анализа, ПЦР; Проведении мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Проведении мероприятий по профилактике вирусных гепатитов. Допускает неточности при проведении серологического метода диагностики инфекционных болезней; Получении иммунных сывороток; Проведении иммунофлюоресцентного и иммуноферментного анализа, ПЦР; Проведении мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Проведении мероприятий по профилактике вирусных гепатитов. Умеет провести серологический метод диагностики инфекционных болезней; Получать иммунные сыворотки; Проводить иммунофлюоресцентный и иммуноферментный анализ, ПЦР; Проводить мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Проводить мероприятия по профилактике вирусных гепатитов.
Владеть: В(ПК-3)- I Методикой определения чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам; Алгоритмом проведения мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Алгоритмом проведения мероприятий по профилактике вирусных гепатитов. Не владеет Не способен провести определение чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам; мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; мероприятия по профилактике вирусных гепатитов. Не может в достаточной провести определение чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам; мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; мероприятия по профилактике вирусных гепатитов. Не полностью может провести определение чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам; мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; мероприятия по профилактике вирусных гепатитов. Использует все возможности при проведении определения чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам; мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; мероприятий по профилактике вирусных гепатитов.

8.2. Соотнесение результатов обучения – дисциплин (практик) – знаний, умений и навыков в программах дисциплин.

31.08.74 «Стоматология хирургическая» ПК-3 Готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.

Результаты обучения (компоненты компетенции) Дисциплины, практики Категории
1.1. Способность к проведению серологического метода диагностики инфекционных болезней. 1.2. Способность к проведению мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях. 1.3. Способность к проведению мероприятий по профилактике вирусных гепатитов. 1.4. Способность к проведению определения чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам. Микробиология   Гигиена и эпидемиология чрезвычайных ситуаций Знать: Механизмы, пути и факторы передачи патогенных агентов. Морфологию, физиологию и генетику микроорганизмов; Микробиом человека; Особенности иммунитета при различных локализациях и состояниях; Роль воспаления в формировании иммунной реакции организма; Патогенез, биологические свойства и изменения в иммунной системе организма при заражении ВИЧ-инфекцией. Уметь: Проводить серологический метод диагностики инфекционных болезней; Получать иммунные сыворотки; Проводить иммунофлюоресцентный и иммуноферментный анализ, ПЦР; Проводить мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Проводить мероприятия по профилактике вирусных гепатитов. Владеть: Методикой определения чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам; Алгоритмом проведения мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Алгоритмом проведения мероприятий по профилактике вирусных гепатитов.

Наши рекомендации