Тема №1 Морфология, физиология и генетика микроорганизмов. Микробиом человека.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.5 МИКРОБИОЛОГИЯ
(шифр и наименование учебной дисциплины (модуля по учебному плану))
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРДИНАТУРЕ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
СТОМАТОЛОГИЯ ХИРУРГИЧЕСКАЯ»
(код и наименование направления подготовки (специальности))
Врач-стоматолог-хирург
(квалификация)
форма обучения очная
Санкт-Петербург
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование раздела | Страница |
Состав рабочей группы по разработке рабочей программы учебной дисциплины «Микробиология» программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.74 «Стоматология хирургическая» | ||
1. | Место и роль учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки ординатора | |
2. | Планируемые результаты освоения учебной дисциплины | |
3. | Содержание учебной дисциплины | |
3.1 | Содержание разделов (тем) учебной дисциплины | |
3.2 | Распределение учебного времени, выделенного на контактную работу обучающихся с преподавателем (по семестрам, разделам и видам учебных занятий), и на самостоятельную работу обучающихся (тем) учебной дисциплины | |
3.3 | График рубежного контроля успеваемости обучающихся | |
4. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
4.1 | Учебная литература | |
4.2 | Программное обеспечение и информационно-справочные системы | |
4.3 | Интернет ресурсы | |
5. | Методические указания обучающимся по освоению учебной дисциплины (модуля) | |
6. | Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) | |
7. | Учебно-материальная база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) | |
8. | Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) | |
8.1 | Карты компетенций | |
8.2 | Соотнесение результатов обучения – дисциплин (практик) – знаний, умений и навыков в программах дисциплин | |
8.3 | Соотнесение результатов обучения с формами учебной работы и оценочными средствами при формировании компетенции | |
8.4 | Характеристика оценочных средств результатов обучения | |
8.4.1 | Текущий контроль | |
8.4.2 | Промежуточная аттестация |
СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
по разработке рабочей программы учебной дисциплины «Микробиология» для подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 32.08.74 «Стоматология хирургическая»
№ п/п | Воинское звание, ученая степень и звание | Занимаемая должность | Фамилия, имя, отчество |
Составители | |||
1. | Лицо гражданского персонала, профессор | Заведующий кафедрой микробиологии | СБОЙЧАКОВ Виктор Борисович |
2. | Лицо гражданского персонала, доктор медицинских наук профессор | Профессор кафедры микробиологии | МОСКАЛЕВ Александр Витальевич |
3. | Лицо гражданского персонала, кандидат медицинских наук, доцент | Доцент кафедры микробиологии | КАРАПАЦ Максим Михайлович |
Ответственный редактор | |||
1. | Лицо гражданского персонала, кандидат медицинских наук, доцент | Доцент кафедры микробиологии | КАРАПАЦ Максим Михайлович |
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры микробиологии «25» июня 2015 г., протокол № 5.
© Федеральное государственное военное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» Министерства обороны Российской Федерации
1. Место и роль учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов высшей квалификации в ординатуре
Дисциплина микробиология реализуется в рамках базовой части основной профессиональной образовательной программы.
Основной целью освоения учебной дисциплины слушателями является расширение возможности повышения профессионального уровня ординатора.
Необходимость (актуальность) изучения учебной дисциплины в рамках основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 31.08.74 Стоматология хирургическая обусловлена необходимостью овладения знаниями по вопросам общей и частной микробиологии, характеристике возбудителя и методов лабораторной диагностики инфекционных заболеваний, формирование у обучающихся умения эффективно решать профессиональные врачебные задачи на основе данных микробиологических исследований и анализа данных о патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях с использованием знаний об общих закономерностях и механизмах их возникновения, развития и завершения, а также формулировать принципы (алгоритмы, стратегию) и методы их выявления, лечения и профилактики.
Эффективное освоение учебной дисциплины микробиология возможно на базе знаний, умений и навыков, ранее полученных обучающимися при изучении учебных дисциплин:
Дисциплина базируется на знаниях, умениях и навыках, имеющихся у ординаторов после освоения программы специалитета по специальности «Стоматология», а также программ дисциплин ординатуры: «Стоматология хирургическая», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Педагогика», «Гигиена и эпидемиология чрезвычайных ситуаций».
Учебная дисциплина микробиология изучается на 1 курсе в 1 семестре.
2. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины.
Формируемые компетенции | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине | Иные учебные дисциплины, направленные на формирование компетенций |
ПК-3 Готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях Первый этап (пороговый уровень) Изучение механизмов путей и факторов передачи, а также определение чувствительности к различным микроорганизмам. | Знать: Механизмы, пути и факторы передачи патогенных агентов. Морфологию, физиологию и генетику микроорганизмов; Микробиом человека; Особенности иммунитета при различных локализациях и состояниях; Роль воспаления в формировании иммунной реакции организма; Патогенез, биологические свойства и изменения в иммунной системе организма при заражении ВИЧ-инфекцией. Уметь: Проводить серологический метод диагностики инфекционных болезней; Получать иммунные сыворотки; Проводить иммунофлюоресцентный и иммуноферментный анализ, ПЦР; Проводить мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Проводить мероприятия по профилактике вирусных гепатитов. Владеть: Методикой определения чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам; Алгоритмом проведения мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Алгоритмом проведения мероприятий по профилактике вирусных гепатитов. | Микробиология Гигиена и эпидемиология чрезвычайных ситуаций |
3. Содержание учебной дисциплины
3.1. Содержание разделов (тем) учебной дисциплины
Интернет-ресурсы.
1. http://elibrary.ru/defaultx.asp - Научная электронная библиотека.
2. http://www.infostat.ru/ - Электронные версии статистических публикаций.
3. http://www.cir.ru/index.jsp - Университетская информационная система РОССИЯ.
4. http://diss.rsl.ru/ - Электронная библиотека диссертаций РГБ.
5. http://consultant.ru/ - Электронная информационно-правовая база.
5. Методические указания обучающимся по освоению учебной дисциплины.
Обучение ведется в соответствии с требованиями приказов Министра обороны Российской Федерации, квалификационных требований к минимуму содержания и уровню подготовки слушателя, документами, регламентирующими деятельность специалистов медицинских учреждений.
Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа (в том числе под руководством преподавателей).
Лекции носят проблемный характер, дают систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывают состояние и перспективы развития микробиологии, концентрируют внимание слушателей на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулируют их познавательную деятельность, формируют творческое мышление.
Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с задачей углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.
В ходе практических занятий слушатели осваивают средства и методы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний, проведения противоэпидемических мероприятий, осваивают технические средства, используемые в войсках и санитарно-эпидемиологических учреждениях. Главным содержанием практических занятий является практическая работа каждого слушателя.
Самостоятельная работа слушателей поводится в целях углубления знаний и закрепления навыков, полученных на всех видах занятий. Самостоятельная работа слушателей предусматривает обязательное изучение рекомендованной литературы и руководящих документов Минобороны России и Главного военного медицинского управления Министерства Обороны Российской Федерации.
Рекомендации по методике обучения.
Изучение дисциплины осуществляется в определенной последовательности: общая бактериология, общая иммунология, санитарная микробиология, антимикробная химиотерапия.
Контроль за успеваемостью слушателей осуществляется на семинарских и практических занятиях.
Подготовка слушателей к занятиям.
Накануне начала учебного цикла начальник учебной части или преподаватель вызывает старшего учебной группы. Старшему группы указывается оптимальный срок, время, место и порядок проведения самоподготовок к предстоящим занятиям.
На первом занятии на кафедре, преподаватель ориентирует группу по следующим основным вопросам:
-длительность учебного цикла, количество и виды занятий, итоговый контроль (зачет с оценкой);
-требования к обучаемым по учебной дисциплине (в соответствии с квалификационными требованиями) по окончании учебного цикла;
-место и роль той или иной темы занятия в практической деятельности слушателя;
-порядок подготовки к каждому занятию (закрепление прошедшей темы, подготовка к предстоящему занятию, подготовка к экзамену);
-ежедневный опрос и автоматизированный контроль;
-отработка пропущенных и не зачтенных занятий и тем;
-порядок проведения различных практических занятий;
-особенности практической (самостоятельной) работы слушателей на занятиях;
-организация проведения зачета с оценкой;
-другие вопросы по усмотрению преподавателя кафедры.
6. Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.
Для оценки результатов освоения программы предусмотрены следующие формы контроля знаний:
Текущий контроль - предусмотрен при прохождении каждой темы.
Итоговый контроль знаний по разделу дисциплины - проводится в конце прохождения раздела в форме зачета.
Критериями, определяющими оценку результатов обучения по учебной дисциплине, являются:
«зачтено» выставляется ординатору, показавшему твердые и достаточно полные знания в объеме программы дисциплины, правильные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала при ответе;
«не зачтено» выставляется при наличии грубых ошибок в ответах, непонимании сущности излагаемых вопросов, неумении применять знания на практике, неуверенность и неточности в ответах на дополнительные вопросы.
7. Учебно-материальная база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине.
1. Компьютер (ноутбук), мультимедийные презентации по теме лекций;
2. Компьютерный класс кафедры, программное обеспечение - Microsoft Office;
3. Мультимедийный проектор.
4. Микроскоп
5. Наборы для окраски препаратов по Граму и Циль-Нильсену, бактериологические петли, пробирки с культурами микроорганизмов, чашки Петри, наборы дисков с антибиотиками, спиртовки, термостат,
8. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Карты компетенций.
КОМПЕТЕНЦИЯ: ПК-3
Готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ
Компетенция ПК-3 является профессиональной компетенцией выпускника ординатуры.
Компетенция ПК-3 как формирующая готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.
Соответствие этапов (уровней) сформированности компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания.
Этап (уровень) освоения компетенций | Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения (дескрипторы) | ||||
ПК-3 Первый этап (пороговый уровень) Изучение механизмов путей и факторов передачи, а также определение чувствительности к различным микроорганизмам. | Знать: З(ПК-3) - I Механизмы, пути и факторы передачи патогенных агентов. Морфологию, физиологию и генетику микроорганизмов; Микробиом человека; Особенности иммунитета при различных локализациях и состояниях; Роль воспаления в формировании иммунной реакции организма; Патогенез, биологические свойства и изменения в иммунной системе организма при заражении ВИЧ-инфекцией. | Не знает | Не имеет представления о механизмах, путях и факторах передачи патогенных агентов; Морфологии, физиологии и генетики микроорганизмов; Микробиоме человека; Особенностях иммунитета при различных локализациях и состояниях; Роли воспаления в формировании иммунной реакции организма; Патогенезе, биологических свойствах и изменениях в иммунной системе организма при заражении ВИЧ-инфекцией. | Не достаточно знает механизмы, пути и факторы передачи патогенных агентов; Морфологии, физиологии и генетики микроорганизмов; Микробиоме человека; Особенностях иммунитета при различных локализациях и состояниях; Роли воспаления в формировании иммунной реакции организма; Патогенезе, биологических свойствах и изменениях в иммунной системе организма при заражении ВИЧ-инфекцией. | Допускает отдельные неточности при изложении механизмов, путей и факторов передачи патогенных агентов; Морфологии, физиологии и генетики микроорганизмов; Микробиоме человека; Особенностях иммунитета при различных локализациях и состояниях; Роли воспаления в формировании иммунной реакции организма; Патогенезе, биологических свойствах и изменениях в иммунной системе организма при заражении ВИЧ-инфекцией. | Знает механизмы, пути и факторы передачи патогенных агентов; Морфологии, физиологии и генетики микроорганизмов; Микробиоме человека; Особенностях иммунитета при различных локализациях и состояниях; Роли воспаления в формировании иммунной реакции организма; Патогенезе, биологических свойствах и изменениях в иммунной системе организма при заражении ВИЧ-инфекцией. |
Уметь: У(ПК-3) - I Проводить серологический метод диагностики инфекционных болезней; Получать иммунные сыворотки; Проводить иммунофлюоресцентный и иммуноферментный анализ, ПЦР; Проводить мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Проводить мероприятия по профилактике вирусных гепатитов. | Не умеет | Допускает серьёзные ошибки при проведении серологического метода диагностики инфекционных болезней; Получении иммунных сывороток; Проведении иммунофлюоресцентного и иммуноферментного анализа, ПЦР; Проведении мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Проведении мероприятий по профилактике вирусных гепатитов. | Допускает ошибки при проведении серологического метода диагностики инфекционных болезней; Получении иммунных сывороток; Проведении иммунофлюоресцентного и иммуноферментного анализа, ПЦР; Проведении мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Проведении мероприятий по профилактике вирусных гепатитов. | Допускает неточности при проведении серологического метода диагностики инфекционных болезней; Получении иммунных сывороток; Проведении иммунофлюоресцентного и иммуноферментного анализа, ПЦР; Проведении мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Проведении мероприятий по профилактике вирусных гепатитов. | Умеет провести серологический метод диагностики инфекционных болезней; Получать иммунные сыворотки; Проводить иммунофлюоресцентный и иммуноферментный анализ, ПЦР; Проводить мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Проводить мероприятия по профилактике вирусных гепатитов. | |
Владеть: В(ПК-3)- I Методикой определения чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам; Алгоритмом проведения мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Алгоритмом проведения мероприятий по профилактике вирусных гепатитов. | Не владеет | Не способен провести определение чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам; мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; мероприятия по профилактике вирусных гепатитов. | Не может в достаточной провести определение чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам; мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; мероприятия по профилактике вирусных гепатитов. | Не полностью может провести определение чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам; мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; мероприятия по профилактике вирусных гепатитов. | Использует все возможности при проведении определения чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам; мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; мероприятий по профилактике вирусных гепатитов. |
8.2. Соотнесение результатов обучения – дисциплин (практик) – знаний, умений и навыков в программах дисциплин.
31.08.74 «Стоматология хирургическая» ПК-3 Готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.
Результаты обучения (компоненты компетенции) | Дисциплины, практики | Категории |
1.1. Способность к проведению серологического метода диагностики инфекционных болезней. 1.2. Способность к проведению мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях. 1.3. Способность к проведению мероприятий по профилактике вирусных гепатитов. 1.4. Способность к проведению определения чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам. | Микробиология Гигиена и эпидемиология чрезвычайных ситуаций | Знать: Механизмы, пути и факторы передачи патогенных агентов. Морфологию, физиологию и генетику микроорганизмов; Микробиом человека; Особенности иммунитета при различных локализациях и состояниях; Роль воспаления в формировании иммунной реакции организма; Патогенез, биологические свойства и изменения в иммунной системе организма при заражении ВИЧ-инфекцией. Уметь: Проводить серологический метод диагностики инфекционных болезней; Получать иммунные сыворотки; Проводить иммунофлюоресцентный и иммуноферментный анализ, ПЦР; Проводить мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Проводить мероприятия по профилактике вирусных гепатитов. Владеть: Методикой определения чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам; Алгоритмом проведения мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Алгоритмом проведения мероприятий по профилактике вирусных гепатитов. |
Текущий контроль.
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех практических занятий в форме, избранной преподавателем или предусмотренной методической разработкой.
Перечень тем, вопросов для текущего контроля знаний:
Промежуточная аттестация.
Промежуточная аттестация является заключительным контрольным мероприятием по дисциплине и проводится в форме зачета.
Форма проведения промежуточной аттестации– устная.
Критерии оценки промежуточной аттестации:
«зачтено» -если слушатель:
- раскрыл содержание вопроса в объеме учебной программы;
- продемонстрировал способность интегрировать знания по общим и специальным вопросам психофизиологии.
«не зачтено» -если слушатель:
- не раскрыл содержания экзаменационных вопросов в объеме учебной программы и допускал грубые ошибки;
- интегрирование знаний общих и специальных вопросов психофизиологии осуществлял с выраженными затруднениями.
Перечень тем, вопросов, практических заданий, выносимых на промежуточную аттестацию:
1. Задачи и устройство микробиологических лабораторий.
2. Правила поведения и работы в микробиологической лаборатории.
3. Способы забора материала и правила доставки его в микробиологическую лабораторию для исследования.
4. Простые и сложные методы окраски микроорганизмов. Сущность окраски по Граму и Циль-Нильсену.
5. Современная классификация и номенклатура микроорганизмов.
6. Процесс размножения микроорганизмов в жидкой питательной среде, фазы роста.
7. Общие требования, предъявляемые к питательным средам. Классификация питательных сред. Методы культивирования бактерий.
8. Характеристика дезинфицирующих средств и механизм их действия на микроорганизмы.
9. Классификация антибиотиков. Характеристика антибиотиков по механизму антимикробного действия.
10. Критерии чувствительности микроорганизмов к антибиотикам. Способы определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам.
11. Фенотипическая и генотипическая изменчивость бактерий, критерии ее выявления.
12. Структурная организация генетической информации бактерий, ее передача и реализация. Характеристика плазмид.
13. Схема выделения и идентификации культур микроорганизмов.
14. Сущность реакции агглютинации и преципитации. Как определяется титр агглютинирующей и преципитирующей сыворотки.
15. Сущность РНГА, оценка ее результатов.
16. Комплемент, его свойства. РСК, оценка ее результатов.
17. Иммуноферментный анализ.
18. МФА, методика окраски мазков люминесцирующей сывороткой.
19. Методы определения состояния неспецифической резистентности организма.
20. Антигены. Основные свойства. Антигены микроорганизмов.
21. Классы иммуноглобулинов.
22. Фагоцитоз, основные стадии. Завершенный и незавершенный фагоцитоз.
23. Понятие об иммунитете, виды иммунитета. Механизм иммунного ответа, антиинфекционный иммунитет.
24. Т и В-лимфоциты, их роль в иммунном ответе. Теории образования антител.
25. Понятие аллергии, иммунологическая классификация аллергий. Методы диагностики аллергических реакций.
26. Средства и методы иммунопрофилактики инфекционных заболеваний. Вакцины, иммуноглобулины, лечебные сыворотки, иммуномодуляторы.
27. Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Понятие о стерилизации, дезинфекции, асептике и антисептике.
28. Нормальная микрофлора человека и ее функции.
29. Стафилококки. Таксономия. Характеристика. Микробиологическая диагностика заболеваний, вызываемых стафилококками. Специфическая профилактика и лечение.
30. Стрептококки. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика стрептококковых инфекций. Лечение.
31. Гонококки. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика гонореи. Лечение.
32. Особенности микробиологического анализа при карантинных инфекциях. Экспресс-диагностика.
33. Возбудители анаэробной газовой инфекции. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
34. Возбудитель столбняка. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
35. Возбудители туберкулеза. Таксономия и характеристика. Условно-патогенные микобактерии. Микробиологическая диагностика туберкулеза.
36. Возбудитель сифилиса. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Чувствительность к антибиотикам и химиопрепаратам.
Заведующий кафедрой микробиологии
доктор медицинских, наук профессор
В. Сбойчаков
«____» ____________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.5 МИКРОБИОЛОГИЯ
(шифр и наименование учебной дисциплины (модуля по учебному плану))
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРДИНАТУРЕ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
СТОМАТОЛОГИЯ ХИРУРГИЧЕСКАЯ»
(код и наименование направления подготовки (специальности))
Врач-стоматолог-хирург
(квалификация)
форма обучения очная
Санкт-Петербург
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование раздела | Страница |
Состав рабочей группы по разработке рабочей программы учебной дисциплины «Микробиология» программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.74 «Стоматология хирургическая» | ||
1. | Место и роль учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки ординатора | |
2. | Планируемые результаты освоения учебной дисциплины | |
3. | Содержание учебной дисциплины | |
3.1 | Содержание разделов (тем) учебной дисциплины | |
3.2 | Распределение учебного времени, выделенного на контактную работу обучающихся с преподавателем (по семестрам, разделам и видам учебных занятий), и на самостоятельную работу обучающихся (тем) учебной дисциплины | |
3.3 | График рубежного контроля успеваемости обучающихся | |
4. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
4.1 | Учебная литература | |
4.2 | Программное обеспечение и информационно-справочные системы | |
4.3 | Интернет ресурсы | |
5. | Методические указания обучающимся по освоению учебной дисциплины (модуля) | |
6. | Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) | |
7. | Учебно-материальная база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) | |
8. | Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) | |
8.1 | Карты компетенций | |
8.2 | Соотнесение результатов обучения – дисциплин (практик) – знаний, умений и навыков в программах дисциплин | |
8.3 | Соотнесение результатов обучения с формами учебной работы и оценочными средствами при формировании компетенции | |
8.4 | Характеристика оценочных средств результатов обучения | |
8.4.1 | Текущий контроль | |
8.4.2 | Промежуточная аттестация |
СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
по разработке рабочей программы учебной дисциплины «Микробиология» для подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 32.08.74 «Стоматология хирургическая»
№ п/п | Воинское звание, ученая степень и звание | Занимаемая должность | Фамилия, имя, отчество |
Составители | |||
1. | Лицо гражданского персонала, профессор | Заведующий кафедрой микробиологии | СБОЙЧАКОВ Виктор Борисович |
2. | Лицо гражданского персонала, доктор медицинских наук профессор | Профессор кафедры микробиологии | МОСКАЛЕВ Александр Витальевич |
3. | Лицо гражданского персонала, кандидат медицинских наук, доцент | Доцент кафедры микробиологии | КАРАПАЦ Максим Михайлович |
Ответственный редактор | |||
1. | Лицо гражданского персонала, кандидат медицинских наук, доцент | Доцент кафедры микробиологии | КАРАПАЦ Максим Михайлович |
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры микробиологии «25» июня 2015 г., протокол № 5.
© Федеральное государственное военное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» Министерства обороны Российской Федерации
1. Место и роль учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов высшей квалификации в ординатуре
Дисциплина микробиология реализуется в рамках базовой части основной профессиональной образовательной программы.
Основной целью освоения учебной дисциплины слушателями является расширение возможности повышения профессионального уровня ординатора.
Необходимость (актуальность) изучения учебной дисциплины в рамках основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 31.08.74 Стоматология хирургическая обусловлена необходимостью овладения знаниями по вопросам общей и частной микробиологии, характеристике возбудителя и методов лабораторной диагностики инфекционных заболеваний, формирование у обучающихся умения эффективно решать профессиональные врачебные задачи на основе данных микробиологических исследований и анализа данных о патологических процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях с использованием знаний об общих закономерностях и механизмах их возникновения, развития и завершения, а также формулировать принципы (алгоритмы, стратегию) и методы их выявления, лечения и профилактики.
Эффективное освоение учебной дисциплины микробиология возможно на базе знаний, умений и навыков, ранее полученных обучающимися при изучении учебных дисциплин:
Дисциплина базируется на знаниях, умениях и навыках, имеющихся у ординаторов после освоения программы специалитета по специальности «Стоматология», а также программ дисциплин ординатуры: «Стоматология хирургическая», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Педагогика», «Гигиена и эпидемиология чрезвычайных ситуаций».
Учебная дисциплина микробиология изучается на 1 курсе в 1 семестре.
2. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины.
Формируемые компетенции | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине | Иные учебные дисциплины, направленные на формирование компетенций |
ПК-3 Готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях Первый этап (пороговый уровень) Изучение механизмов путей и факторов передачи, а также определение чувствительности к различным микроорганизмам. | Знать: Механизмы, пути и факторы передачи патогенных агентов. Морфологию, физиологию и генетику микроорганизмов; Микробиом человека; Особенности иммунитета при различных локализациях и состояниях; Роль воспаления в формировании иммунной реакции организма; Патогенез, биологические свойства и изменения в иммунной системе организма при заражении ВИЧ-инфекцией. Уметь: Проводить серологический метод диагностики инфекционных болезней; Получать иммунные сыворотки; Проводить иммунофлюоресцентный и иммуноферментный анализ, ПЦР; Проводить мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Проводить мероприятия по профилактике вирусных гепатитов. Владеть: Методикой определения чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам; Алгоритмом проведения мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях; Алгоритмом проведения мероприятий по профилактике вирусных гепатитов. | Микробиология Гигиена и эпидемиология чрезвычайных ситуаций |
3. Содержание учебной дисциплины
3.1. Содержание разделов (тем) учебной дисциплины
Тема №1 Морфология, физиология и генетика микроорганизмов. Микробиом человека.
Симбиоз и антибиоз. Микроэкология. Влияние факторов окружающей среды на микробов. Этапы симбиоза микробов с макроорганизмами. Факторы симбиоза, определяющие адгезию, колонизацию, инвазию, токсичность и т.п. Характеристика патогенов, резидентов и гетеробионтов. Понятия патогенности и вирулентности. Характеристика факторов вирулентности микробов. Сравнительная характеристика экзо- и эндотоксинов бактерий. Генетический контроль факторов патогенности у микробов.
Учение об инфекционном процессе. Гетерогенность человеческой популяции с точки зрения восприимчивости к инфекции. Понятие о патогенезе инфекционной болезни. Определение понятий дисбиоз, дисбактериоз, оппортунистическая болезнь, реинфекция, суперинфекция, микст-инфекция. Ремиссия и рецидив. Бактерионосительство.