Тема 2.2.3. Существительные 3 склонения
Задание № 1.Выделите основу, определите тип склонения:
1. cortex, icis, m –кора _____________________________________
2. apis, is f – пчела_________________________________________
3. solutio, solutiōnis f – раствор _______________________________
4. nox, noctis f – ночь _______________________________________
5. Nuphar, Nuphāris n – кубышка (раст.) _______________________
6. pulvis, pulvĕris m – порошок _______________________________
7. radix, radīcis f – корень ____________________________________
8. Secāle, Secālis n – рожь ____________________________________
9. labor, labōris m – труд, работа ______________________________
10.rhizōma, rhizomătis n – корневище ___________________________
11.sapor, sapōris m – вкус _____________________________________
Задание № 2.Переведите на русский язык устно:
1. Decoctum corticis Frangulae. 2. Liquor Burovi. 3. Liquor Ammonii anisatus. 4. Sapo medicinalis. 5. Infusum florum Calendulae. 6. In medicina flores Tiliae, Chamomillae, Calendulae, Rosae, Crataegi adhibentur. 7. Vinylinum balsamum Schostakovsky nominatur. 8. Oleum Arachidis. 9. Radix Rhei. 10. Herba Adonidis. 11. Folia Digitalis. 12. Succus Plantaginis. 13. Solutiones aquosae, spirituosae et oleosae sunt. 14. Herba Bidentis. 15. Mucilago radicis Althaeae. 16. Flores Chamomillae.
Задание № 3.Переведите рецепты на латинский язык:
Рецепты | Перевод | |
Возьми: | Раствора левомицетина 0,25%-10 мл Выдай. Обозначь: По 2 капли 3 раза в день в оба глаза. | |
Возьми: | Раствора дибазола 0,5%- 50 мл Простерилизуй! Выдай. Обозначь: Для инфильтрационной анестезии. | |
Возьми: | Цветков ромашки 50,0 Выдай. Обозначь: | |
Возьми: | Нашатырно-анисовых капель 50 мл Алтейного сиропа 30 мл Очищенной воды до 200 мл Смешай. Выдай. Обозначь: | |
Возьми: | Настоя листьев подорожника из 20,0 – 200 мл Выдай. Обозначь: | |
Возьми: | Настоя травы термопсиса из 0,5 – 200 мл Нашатырно-анисовых капель 4 мл Смешай. Выдай. Обозначь: |
.
Задание № 4.Переведите на латинский язык:
1. Настой травы термопсиса
_____________________________________________________________
2. Порошок листьев наперстянки
______________________________________________________________
3. Масло подсолнечника
_____________________________________________________________
4. Раствор камфоры масляный
_____________________________________________________________
5. Таблетки корня ревеня
____________________________________________________________
6. Эмульсия касторового масла
________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля
1. Основной признак существительных 3 склонения?
2. Какие существительные 3 склонения относятся к неравносложным?
3. Какие существительные 3 склонения относятся к равносложным?
4. Как найти основу существительных 3 склонения?
Тема 2.2.4. Существительные 4 склонения
Задание №1. Просклоняйте существительные:
fructus, us, m – плод
genu, us, n – колено
Casus | Singularis | Pluralis | ||
Nom. | ||||
Gen. | ||||
Dat. | ||||
Acc. | ||||
Abl. |
Задание № 2. Переведите на русский язык устно:
1. Recĭpe spirĭtus aethylici 100 ml. 2. Tincturae et extracta cum spirĭtu parantur. 3. Usus est optĭmus magister. 4. Pro usu interno. 5. Pro usu externo.
Задание № 3. Переведите на латинский язык:
1. Свежие плоды облепихи. 2. Разбавленный этиловый спирт. 3. Цветки боярышника. 4. Плоды малины. 5. Кора дуба 6. Плоды лимонника китайского. 7. Порошки для наружного применения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4.Переведите рецепты на латинский язык письменно:
Рецепт | Перевод | |
Возьми: | Бриллиантового зеленого 0,3 Этилового спирта 70% - 10 мл Воды очищенной 20 мл Смешай. Выдай. Обозначь: | |
Возьми: | Серы очищенной 0,3 Кислоты салициловой 0,2 Резорцина 0,1 Этилового спирта 70 - 30 мл Смешай. Выдай. Обозначь: | |
Возьми: | Отвара коры дуба 10,0 - 150 мл Квасцов 2,0 Глицерина 15,0 Смешай. Выдай. Обозначь: |
Вопросы для самоконтроля
1. Основной признак существительных 4 склонения?
Тема 2.2.5. Существительные 5 склонения
Задание № 1.Найти соответствие выражения на латинском языке выражению на русском языке:
Латинское название | Перевод |
Species amarae | Сбор для полоскания |
Species aromaticae | Сбор желчегонный |
Species antiasthmaticae | Сбор желудочно-кишечный |
Species antihaemorrhoidales | Сбор антиастматический |
Species cholagogae | Сбор мочегонный |
Species ad gargarisma | Сбор желудочный |
Species diureticae | Сбор горький, аппетитный |
Species gastricae | Сбор ароматический |
Species gastrointestinales | Сбор поливитаминный |
Species polyvitaminosae | Сбор успокаивающий |
Species sedativae | Сбор противогеморройный |
Задание №2.Переведите рецепты на латинский язык письменно:
Рецепт | Перевод | |
Возьми: | Мочегонного сбора 50,0 Выдай. Обозначь: | |
Возьми: | Противоастматического сбора 50,0 Выдать. Обозначить: | |
Возьми: | Цветков бессмертника песчаного 40,0 Травы тысячелистника Листьев мяты перечной по 20,0 Плодов кориандра 25,0 Смешай, пусть получится сбор. Выдать. Обозначить: | |
Возьми: | Грудного сбора 50,0 Выдать. Обозначить: | |
Возьми: | Корня крушины Листьев крапивы по 15,0 Листьев мяты перечной 10,0 Корня валерианы 5,0 Смешай, пусть получится сбор. Выдай. Обозначь: | |
Возьми: | Корня алтея Корня солодки Семени льна по 10,0 Плодов аниса 5,0 Листьев эвкалипта 2,5 Смешай, пусть получится сбор. Выдай. Обозначь: |
Вопросы для самоконтроля
1. Какие существительные относятся к пятому склонению?
2. Какие падежные окончания имеют существительные пятого склонения?
3. Какие особенности существительного species?
4. Как согласуются существительные пятого склонения с прилагательными 1 и 2 группы?