Составители: профессор Л.М.Железнов, доцент Н.И.Крамар

По теме «Черепные нервы»

Оренбург 2010

УДК 611.831

Составители: профессор Л.М.Железнов, доцент Н.И.Крамар

Учебное пособиедля самостоятельной работы студентов педиатрического факультета по теме «Черепные нервы» под редакцией д.м.н. Л.М. Железнова, доцента Н.И.Крамара - Оренбург, 2010.- 15 с.

Аннотация

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Программы по анатомии человека для студентов медицинских институтов, утвержденной Управлением учебных заведений МЗ РФ (1997 г.), требований “Государственного стандарта высшего медицинского образования по специальности 060103 “Педиатрия” (ГОС 2000) и рабочей программы кафедры анатомии человека ОрГМА. Указания позволяют организовать и унифицировать самостоятельную работу студентов по изучению разделов анатомии черепные нервы как в учебное, так и внеучебное время, а также подготовиться к итоговому занятию и экзамену.

Составители: д.м.н. Л.М. Железнов, доцент Н.И. Крамар

Рецензенты:

заведующий кафедрой клинической анатомии и оперативной хирургии,

профессор С.В.Чемезов

профессор кафедры клинической анатомии и оперативной хирургии,

профессор В.И.Ким

Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к печатиЦМК и РИС ОрГМА

Методические указания для самостоятельной работы студентов педиатрического факультета по теме «Черепные нервы» под редакцией проф. Л.М.Железнова, доцента Н.И. Крамара, Оренбург, 2010

Авторский коллектив: проф. Л.М. Железнов, доцент Н.И. Крамар

Целесообразность создания данного пособия определяется в первую очередь достаточной сложностью темы. Кроме того, только хорошее знание анатомии черепных нервов позволяет приступить к рассмотрению крайне важного в клиническом отношении раздела неврологии, нейрохирургии, стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.

Описание анатомии черепных нервов доступной учебной литературе различными авторами трактуются неоднозначно и отличается значительными и излишними подробностями.

Данные указания включают контрольные вопросы к темам практических занятий, схемы черепных нервов с их проводниковым составом, ответы на которые студент должен знать после самостоятельной проработки материала, представлен перечень наглядных пособий с указанием образований, которых на них должны быть продемонстрированы и прокомментированы.

Дан перечень таблиц и других наглядных пособий, на которых студент должен уметь найти и показать конкретные анатомические образования.

Контрольные вопросы

1. Общий план сложения черепных нервов.

2. Проводниковый состав стволов черепных нервов.

3. Чувствительные и парасимпатические ганглии черепных нервов.

4. Место выхода нерва из головного мозга.

5. Место выхода нерва и его ветвей из полости черепа.

6. Ветви нервов, их проводниковый состав и объекты иннервации.

7. Возрастные изменения ЧМН.

8. Возрастные изменения связей внешнего и внутриствольного строения
черепных нервов:

а) I-IV и VI Пар;

б) V, VII и VIII пар;

в) IX-XII пар.

9. Последовательность миелинизации волокон черепных нервов.

I пара черепных нервов - обонятельный нерв (N. olfactorius)

Нерв чувствительный. Под I парой черепных нервов понимают аксоны I нейронов обонятельного пути (биполярных нейронов) на протяжении от слизистой оболочки обонятельной области носовой полости до их переключения на II нейрон в обонятельных луковицах головного мозга (см. обонятельный проводящий путь). Из полости носа в полость черепа проходят через отверстия продырявленной пластики решетчатой кости.

Особенностью данного нерва является то, что он является выростом головного мозга (переднего мозгового пузыря в области будущего конечного мозга) и не имеет чувствительного ганглия.

II пара черепных нервов - зрительный нерв (N. opticus)

Нерв чувствительный. Под II парой черепных нервов понимают аксоны II нейронов зрительного пути (ганглиозных клеток сетчатки) на протяжении от их выхода из глазного яблока до зрительного перекреста (см. зрительный проводящий путь). Из глазницы в полость черепа проникают через зрительный канал.

Особенностью данного нерва является то, что он является выростом головного мозга (переднего мозгового пузыря в области будущего промежуточного мозга) и не имеет чувствительного ганглия.

ГЛАЗНОЙ НЕРВ

Содержит только чувствительные проводники.



Составители: профессор Л.М.Железнов, доцент Н.И.Крамар - student2.ru

Глазной нерв (1) в полости черепа проходит через латеральную стенку пещеристого синуса (3) и отдает менингиальную ветвь к твердой мозговой оболочке передней черепной ямки. В глазницу выходит через верхнюю глазничную щель (4), где распадается на три свои основных ветви: лобный (5), слезный (6) и носоресничный (8) нервы.

Лобный нерв (5) иннервирует кожу лба, кожу и конъюнктиву верхнего века в области медиального угла глаза.

Слезный нерв (6) обеспечивает афферентную иннервацию слезной железы, и кроме того иннервирует кожу и конъюнктиву верхнего века в области латерального угла глаза. Слезный нерв имеет связь со скуловым нервом (7), представленную парасимпатическими постганглионарами крылонебного ганглия (см. лицевой нерв).

Носоресничный нерв (8) иннервирует слезный мешок, кожу и конъюнктиву в области медиального угла глаза, кожу носа, слизистую оболочку носовой полости и ее придаточных пазух (лобной, клиновидной, лабиринты рещетчатой кости). Кроме того, часть волокон формирует длинные ресничные нервы, иннервирующие фиброзную и сосудистую оболочки глазного яблока.

ВЕРХНЕЧЕЛЮСТНОЙ НЕРВ

Содержит чувствительные проводники.

Составители: профессор Л.М.Железнов, доцент Н.И.Крамар - student2.ru

Составители: профессор Л.М.Железнов, доцент Н.И.Крамар - student2.ru

Верхнечелюстной нерв выходит из полости черепа через круглое отверстие (2) в крылонебную ямку, предварительно отдавая менингиальную ветвь (1) к твердой мозговой оболочке средней черепной ямки. В крылонебной ямке нерв делится на свои основные ветви: скуловой (3), подглазничный (6), верхние передние (7), средние (8), задние (9) луночковые и крылонебные (11) нервы.

Скуловой нерв (3) входит в глазницу через нижнюю глазничную щель (4), из нее выходит на лицевую поверхность по каналам скуловой кости и иннервирует кожу височной и скуловой областей, щеки. Скуловой нерв имеет связь со слезным нервом (5), представленную парасимпатическими постганглионарами крылонебного ганглия (см. лицевой нерв).

Подглазничный нерв (6) входит в глазницу через нижнюю глазничную щель (4), из нее выходит на лицо через подглазничный канал, и ветвясь, формирует так называемую «малую гусиную лапку». Он иннервирует кожу и конъюнктиву нижнего века, кожу носа и верхней губы.

Передние, средние и задние луночковые нервы (7,8,9) проникают в верхнюю челюсть и формируют верхнее зубное сплетение (10), ветви которого иннервируют зубы и десны верхней челюсти, слизистую оболочку верхнечелюстной (гайморовой) пазухи.

Крылонебные нервы (11) связывают верхнечелюстной нерв с парасимпатическим крылонебным ганглием (12). По ним чувствительные проводники этого нерва, транзитом проходя через крылонебный ганглий, иннервируют слизистую оболочку полости носа и его придаточных пазух (задние носовые нервы, проходят через клинонебное отверстие) и неба (небные нервы, проходят через большой и малый небные каналы).

НИЖНЕЧЕЛЮСТНОЙ НЕРВ Нерв смешанный (чувствительные и двигательные проводники)

Составители: профессор Л.М.Железнов, доцент Н.И.Крамар - student2.ru

* непрерывная жирная линия - двигательные проводники, непрерывная тонкая линия - чувствительные проводники

Нижнечелюстной нерв выходит из полости черепа через овальное отверстие (2) в подвисочную ямку, предварительно отдавая менингиальную ветвь (1) к твердой мозговой оболочке средней черепной ямки. В подвисочной ямке нерв делится на свои основные чувствительные и двигательные (мышечные) ветви.

Чувствительные ветви

Ушно-височный нерв (3) обеспечивает афферентную иннервацию околоушной слюнной железы, иннервирует височно-нижнечелюстной сустав, кожу височной области, ушной раковины и наружного слухового прохода, барабанную перепонку.

Щечный нерв (4) иннервирует слизистую оболочку щеки и кожу угла рта. Язычный нерв (5) обеспечивает общую чувствительность передних 2/3 языка, афферентную чувствительность подъязычной и поднижнечелюстной слюнных желез, иннервирует слизистую оболочку дна ротовой полости, зева, небные миндалины.

Нижний луночковый нерв (6) входит в канал нижней челюсти, где формирует нижнее зубное сплетение, его ветви иннервируют зубы и десны нижней челюсти. Конечный отдел нерва выходит на лицо под название подбородочного нерва и иннервирует кожу нижней губы и подбородка.

Мышечные ветви

Мышечные ветви нижнечелюстного нерва обеспечивают двигательную иннервацию трех групп мышц: напрягатели (7 – напрягатели небной занавески и барабанной перепонки), жевательные мышцы (8 – височную, собственно жевательную, латеральную и медиальную крыловидные), мышцы диафрагмы рта (9 – челюстно-подъязыную, переднее брюшко двубрюшной мышцы). Разнообразие объектов двигательной иннервации определяется тем, что все эти мышцы происходят из материала I жаберной дуги.

Ветви шейного отдела

Ветви шейного отдела, крове ветвей к трахее и сердцу, содержат в своем составе все виды проводников. Различают 4 основных группы ветвей: глоточные, верхний гортанный нерв, верхние шейные сердечные нервы и возвратный гортанный нерв.

Глоточные ветви (1) своими двигательными волокнами иннервируют констрикторы глотки, мышцы мягкого неба (кроме его напрягателя). Их чувствительные проводники распределяются во всех слоях стенки глотки. Парасимпатические преганглионарные волокна после переключения в интрамуральных парасимпатических углах (2) обеспечивают секреторную иннервацию желез слизистой оболочки глотки.

Верхний гортанный нерв (3) своими двигательными волокнами иннервируют перстнещитовидную мышцу. Его чувствительные проводники распределяются во всех слоях стенки верхней половины гортани (выше голосовой щели), слизистой корня языка, обеспечивая и общую и вкусовую его чувствительность. Парасимпатические преганглионарные волокна после переключения в интрамуральных парасимпатических углах (2) обеспечивают секреторную иннервацию желез слизистой оболочки верхней половины гортани.

Верхние шейные сердечные ветви (4) содержат чувствительные проводники, которые иннервируют все слои стенки сердца. Парасимпатические преганглионары после переключения в интрамуральных парасимпатических углах сердца (2) передают импульсы на элементы его проводящей системы.

Возвратный гортанный нерв (5) содержит все виды проводников. Он в свою очередь подразделяется на:

- нижний гортанный нерв (6 - своими двигательными волокнами иннервируют все мышцы гортани кроме перстнещитовидной; его чувствительные проводники распределяются во всех слоях стенки нижней половины гортани (ниже голосовой щели); парасимпатические преганглионарные волокна после переключения в интрамуральных парасимпатических углах (2) обеспечивают секреторную иннервацию желез слизистой оболочки нижней половины гортани);

- нижние шейные сердечные ветви (7 - их чувствительные проводники иннервируют все слои стенки сердца, а парасимпатические преганглионары после переключения в интрамуральных парасимпатических углах сердца (2) передают импульсы на элементы его проводящей системы);

- пищеводные ветви (8 - распределяются в верхней 1/3 пищевода, двигательные проводники иннервируют мышечную оболочку, чувствительные – все слои стенки, а парасимпатические преганглионарные волокна после переключения в интрамуральных парасимпатических углах (2) обеспечивают секреторную иннервацию желез его слизистой оболочки);

- трахеальные ветви (9 - чувствительными проводниками иннервируют стенку трахеи, а парасимпатические преганглионарные волокна после переключения в интрамуральных парасимпатических углах (2) обеспечивают иннервацию гладких мышц стенки трахеи и секреторную иннервацию желез ее слизистой оболочки).

Ветви грудного отдела

Ветви грудного отдела содержат в своем составе чувствительные и вегетативные проводники. Различают 3 основных группы ветвей: грудные сердечные, пищеводные и бронхиальные ветви.

Грудные сердечные ветви (10) своими чувствительными проводниками иннервируют все слои стенки сердца, а их парасимпатические преганглионары после переключения в интрамуральных парасимпатических углах сердца (2) передают импульсы на элементы его проводящей системы).

Пищеводные ветви (11) своими чувствительными проводниками иннервируют все слои стенки средней и нижней третей пищевода, а их парасимпатические преганглионары после переключения в интрамуральных парасимпатических углах (2) обеспечивают иннервация мышечной оболочки и секреторную иннервацию желез слизистой оболочки.

Бронхиальные ветви (12) своими чувствительными проводниками иннервируют все слои стенки бронхов, а их парасимпатические преганглионары после переключения в интрамуральных парасимпатических углах легких (2) обеспечивают иннервация мускулатуры и желез слизистой оболочки бронхиального и альвеолярного дерева легких.

Ветви брюшного отдела

Все ветви брюшного отдела нерва представлены чувствительными и вегетативными проводниками. Объектом их иннервации являются органы верхнего и среднего этажей брюшинной полости (желудок, тонкая кишка, слепая кишка с червеобразным отростком, восходящая и поперечная ободочные кишки, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки, мочеточники. Чувствительные проводники указанных ветвей иннервируют все структурные элементы органов, а парасимпатические преганглионары после переключения в интрамуральных парасимпатических узлах, иннервируют железы их паренхимы и слизистой оболочки желудка, их гладкую мускулатуру.

По теме «Черепные нервы»

Оренбург 2010

УДК 611.831

Составители: профессор Л.М.Железнов, доцент Н.И.Крамар

Учебное пособиедля самостоятельной работы студентов педиатрического факультета по теме «Черепные нервы» под редакцией д.м.н. Л.М. Железнова, доцента Н.И.Крамара - Оренбург, 2010.- 15 с.

Аннотация

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Программы по анатомии человека для студентов медицинских институтов, утвержденной Управлением учебных заведений МЗ РФ (1997 г.), требований “Государственного стандарта высшего медицинского образования по специальности 060103 “Педиатрия” (ГОС 2000) и рабочей программы кафедры анатомии человека ОрГМА. Указания позволяют организовать и унифицировать самостоятельную работу студентов по изучению разделов анатомии черепные нервы как в учебное, так и внеучебное время, а также подготовиться к итоговому занятию и экзамену.

Составители: д.м.н. Л.М. Железнов, доцент Н.И. Крамар

Рецензенты:

заведующий кафедрой клинической анатомии и оперативной хирургии,

профессор С.В.Чемезов

профессор кафедры клинической анатомии и оперативной хирургии,

профессор В.И.Ким

Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к печатиЦМК и РИС ОрГМА

Методические указания для самостоятельной работы студентов педиатрического факультета по теме «Черепные нервы» под редакцией проф. Л.М.Железнова, доцента Н.И. Крамара, Оренбург, 2010

Авторский коллектив: проф. Л.М. Железнов, доцент Н.И. Крамар

Целесообразность создания данного пособия определяется в первую очередь достаточной сложностью темы. Кроме того, только хорошее знание анатомии черепных нервов позволяет приступить к рассмотрению крайне важного в клиническом отношении раздела неврологии, нейрохирургии, стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.

Описание анатомии черепных нервов доступной учебной литературе различными авторами трактуются неоднозначно и отличается значительными и излишними подробностями.

Данные указания включают контрольные вопросы к темам практических занятий, схемы черепных нервов с их проводниковым составом, ответы на которые студент должен знать после самостоятельной проработки материала, представлен перечень наглядных пособий с указанием образований, которых на них должны быть продемонстрированы и прокомментированы.

Дан перечень таблиц и других наглядных пособий, на которых студент должен уметь найти и показать конкретные анатомические образования.

Контрольные вопросы

1. Общий план сложения черепных нервов.

2. Проводниковый состав стволов черепных нервов.

3. Чувствительные и парасимпатические ганглии черепных нервов.

4. Место выхода нерва из головного мозга.

5. Место выхода нерва и его ветвей из полости черепа.

6. Ветви нервов, их проводниковый состав и объекты иннервации.

7. Возрастные изменения ЧМН.

8. Возрастные изменения связей внешнего и внутриствольного строения
черепных нервов:

а) I-IV и VI Пар;

б) V, VII и VIII пар;

в) IX-XII пар.

9. Последовательность миелинизации волокон черепных нервов.

Наши рекомендации