Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Направление подготовки
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Профиль: «Начальное образование», «Биология»
4 года обучения
Направление подготовки
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Профиль: «Экономика, технология», «Информатика, математика», «Английский язык, немецкий язык», «Русский язык, литература»
5 лет обучения
Направление подготовки
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Профиль: «Психология и социальная педагогика»
5 лет обучения
Квалификация (степень) выпускника:
БАКАЛАВР
Форма бучения
ЗАОЧНАЯ
Славянск-на-Кубани
Дисциплина«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Направление подготовки:педагогическое образование
Квалификация (степень): бакалавр
Объем трудоёмкости: 2 зачетных единицы (72 часа, из них 10 часов аудиторной нагрузки, 62 часа самостоятельной работы), 1 семестр, зачет.
1. Цель дисциплины:формирование систематизированных знаний умений и навыков в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены.
Задачи дисциплины:
Задача курса “Возрастная анатомия, физиология и гигиена” - дать студенту, будущему педагогу современные сведения о возрастных особенностях развивающегося организма, его взаимоотношениях с окружающей средой, вооружить знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной деятельности. Эти сведения необходимы педагогу для того, чтобы на научной основе организовывать процесс учебно-воспитательной работы с учащимися разного возраста, активно участвовать в работе школы по охране здоровья, физическому и трудовому воспитанию.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла (3.1.4).
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Анатомия, физиология и гигиена человека» школьного курса. В курсе “Возрастная анатомия, физиология и гигиена“ большое внимание уделено вопросам, необходимым для правильного понимания целого ряда аспектов возрастной психологии и педагогики, морфофизиологическим особенностям детей и подростков, вопросам физиологии нервной системы, высшей нервной деятельности, анализаторов и др. Этим определяется пропедевтическое значение данного курса для педагогики.
В документах о реформе общеобразовательной и профессиональной школы, законах об образовании Российской Федерации большое значение придается вопросам охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. Это предъявляет повышенные требования к уровню подготовки педагогов по курсу “Возрастная анатомия, физиология и гигиена”, требует увеличения удельного веса самостоятельной работы студентов.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
· готов к обеспечению охраны жизни и здоровья, обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности(ПК-7)/
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма ребенка;
- возрастные особенности развивающегося организма;
- особенности взаимодействия человека с окружающей средой;
- методы гигиенической оценки окружающей ребенка среды;
- гигиенические основы организации режима дня, учебно-воспитательного процесса;
- закономерности, лежащие в основе сохранения и укрепления здоровья школьников.
Уметь:
- использовать полученные теоретические и практические навыки для организации научно-методической, социально-педагогической и преподавательской деятельности;
- применять методы определения физического развития школьников;
- определять критерии готовности детей к систематическому обучению в школе;
- давать гигиеническую оценку окружающей ребенка среды, режима работы школы, расписания уроков, организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий в учебных заведениях;
- определять физическую и умственную работоспособность;
- проводить диагностику наступающего утомления;
- проводить мероприятия, направленные на поддержание высокой работоспособности при различных видах деятельности.
Владеть:
- методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и его готовности к обучению;
- методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения;
- методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные особенности;
- методами комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и готовности к обучению (школьной зрелости);
- навыками определения показателей высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности (объема памяти, внимания, работоспособности, типа ВНД и темперамента и других типологических свойств).
4. Структура и содержание дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 10 часов, самостоятельная работа 62 часа, 1 семестр, зачет.
Тематический план дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
№ п/п | Семестр, модуль, раздел дисциплины | Аудиторная работа | СР | Всего | |||
Л | П | Контроль КСР | Итого | ||||
Раздел I | |||||||
Закономерности роста и развития организма. Нервная и гуморальная регуляция функций растущего организма. Возрастная периодизация. | - | ||||||
Части скелета и их развитие. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы | - | ||||||
Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем. Возрастные функциональные особенности пищеварительной системы | - | ||||||
Морфологические особенности органов дыхания, выделения и кожи. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви | - | ||||||
Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка. Возрастные особенности половых желез. Половое созревание. | - | ||||||
Выполнение контрольной работы | |||||||
Обязательная составляющая самостоятельной работы | - | ||||||
Подготовка к зачету | |||||||
Вариатитвная составляющая самостоятельной работы | |||||||
Контроль самостоятельной работы | 2 | 2 | - | 2 | |||
Всего по курсу |
Содержание учебного материала
Содержание лекционного материала
Тема 1. Закономерности роста и развития организма. Нервная и гуморальная регуляция функций растущего организма. Возрастная периодизация. (2 ч)
Организм как единое целое. Единство организма и среды. Роль нервной системы и желез внутренней секреции в обеспечении целостности организма. Нейрогуморальная регуляция функций организма. Гомеостаз и определяющие его факторы. Биологическая надежность и принципы ее обеспечения.
Периоды развития организма. Гетерохронность, непрерывность и гармоничность развития. Основные возрастно-половые закономерности физического развития. Физическое развитие - важный показатель состояния здоровья и социального благополучия. Состояния физического развития школьников и методы его определения. Пропорции тела и их изменения на различных этапах онтогенеза. Влияние условий жизни на рост и развитие детей и подростков. Периодизация онтогенеза. Критические этапы онтогенеза. Понятие об акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма.
Прикладное значение антропометрических исследований для определения размеров одежды и обуви, учебного и спортивного оборудования и инвентаря, требующихся для учащихся разного возраста.
Строение нервной системы. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации, в организации реакции организма и осуществлении психических функций. Определяющая роль нервной системы в морфологическом и физиологическом развитии организма и в осуществлении его взаимосвязи и взаимодействия с внешней средой.
Структура нейрона, его свойства. Понятия о раздражении и раздражителях, о возбудимости, возбуждении, торможении. Свойства нервного волокна. Возрастные изменения свойств нервных волокон и связи их с миелизацией.
Связь между нейронами. Синапсы, механизм передачи возбуждения в центральной нервной системе. Нервный центр и его свойства.
Рефлекс как основа нервной деятельности. Процессы возбуждения и торможения в ЦНС и их взаимодействие. Иррадиация, индукция, доминанта. Особенности протекания иррадиации и индукции у детей, учет этих особенностей в процессе обучения и воспитания. Функциональное значение различных отделов центральной нервной системы и их возрастные особенности. Вегетативная нервная система.
Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Строение и функции щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы.
Половые железы, их роль в процессе роста развития организма и полового созревания. Стадии полового созревания: развитие вторичных половых признаков. Половая зрелость - физиологическая и социальная. Психофизические проявления сексуальности детей и подростков.
Вилочковая железа, ее влияние на рост, половое созревание и иммунные свойства организма.