Филиал в г. Славянске-на-Кубани
Филиал в г. Славянске-на-Кубани
«Утверждаю»
Директор филиала А.И. Яценко
«____»_______________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
Направление подготовки
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Профиль: «Начальное образование», «Биология»
4 года обучения
Направление подготовки
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Профиль: «Экономика, технология», «Информатика, математика», «Английский язык, немецкий язык», «Русский язык, литература»
5 лет обучения
Направление подготовки
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Профиль: «Психология и социальная педагогика»
5 лет обучения
Квалификация (степень) выпускника:
БАКАЛАВР
Форма бучения
ЗАОЧНАЯ
Славянск-на-Кубани
Дисциплина«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Направление подготовки:педагогическое образование
Квалификация (степень): бакалавр
Объем трудоёмкости: 2 зачетных единицы (72 часа, из них 10 часов аудиторной нагрузки, 62 часа самостоятельной работы), 1 семестр, зачет.
1. Цель дисциплины:формирование систематизированных знаний умений и навыков в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены.
Задачи дисциплины:
Задача курса “Возрастная анатомия, физиология и гигиена” - дать студенту, будущему педагогу современные сведения о возрастных особенностях развивающегося организма, его взаимоотношениях с окружающей средой, вооружить знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной деятельности. Эти сведения необходимы педагогу для того, чтобы на научной основе организовывать процесс учебно-воспитательной работы с учащимися разного возраста, активно участвовать в работе школы по охране здоровья, физическому и трудовому воспитанию.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла (3.1.4).
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «Анатомия, физиология и гигиена человека» школьного курса. В курсе “Возрастная анатомия, физиология и гигиена“ большое внимание уделено вопросам, необходимым для правильного понимания целого ряда аспектов возрастной психологии и педагогики, морфофизиологическим особенностям детей и подростков, вопросам физиологии нервной системы, высшей нервной деятельности, анализаторов и др. Этим определяется пропедевтическое значение данного курса для педагогики.
В документах о реформе общеобразовательной и профессиональной школы, законах об образовании Российской Федерации большое значение придается вопросам охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. Это предъявляет повышенные требования к уровню подготовки педагогов по курсу “Возрастная анатомия, физиология и гигиена”, требует увеличения удельного веса самостоятельной работы студентов.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
· готов к обеспечению охраны жизни и здоровья, обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности(ПК-7)/
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма ребенка;
- возрастные особенности развивающегося организма;
- особенности взаимодействия человека с окружающей средой;
- методы гигиенической оценки окружающей ребенка среды;
- гигиенические основы организации режима дня, учебно-воспитательного процесса;
- закономерности, лежащие в основе сохранения и укрепления здоровья школьников.
Уметь:
- использовать полученные теоретические и практические навыки для организации научно-методической, социально-педагогической и преподавательской деятельности;
- применять методы определения физического развития школьников;
- определять критерии готовности детей к систематическому обучению в школе;
- давать гигиеническую оценку окружающей ребенка среды, режима работы школы, расписания уроков, организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий в учебных заведениях;
- определять физическую и умственную работоспособность;
- проводить диагностику наступающего утомления;
- проводить мероприятия, направленные на поддержание высокой работоспособности при различных видах деятельности.
Владеть:
- методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и его готовности к обучению;
- методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения;
- методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной и др.) и их возрастные особенности;
- методами комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и готовности к обучению (школьной зрелости);
- навыками определения показателей высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности (объема памяти, внимания, работоспособности, типа ВНД и темперамента и других типологических свойств).
4. Структура и содержание дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 10 часов, самостоятельная работа 62 часа, 1 семестр, зачет.
Тематический план дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
№ п/п | Семестр, модуль, раздел дисциплины | Аудиторная работа | СР | Всего | |||
Л | П | Контроль КСР | Итого | ||||
Раздел I | |||||||
Закономерности роста и развития организма. Нервная и гуморальная регуляция функций растущего организма. Возрастная периодизация. | - | ||||||
Части скелета и их развитие. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы | - | ||||||
Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем. Возрастные функциональные особенности пищеварительной системы | - | ||||||
Морфологические особенности органов дыхания, выделения и кожи. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви | - | ||||||
Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка. Возрастные особенности половых желез. Половое созревание. | - | ||||||
Выполнение контрольной работы | |||||||
Обязательная составляющая самостоятельной работы | - | ||||||
Подготовка к зачету | |||||||
Вариатитвная составляющая самостоятельной работы | |||||||
Контроль самостоятельной работы | 2 | 2 | - | 2 | |||
Всего по курсу |
Содержание учебного материала
Содержание лекционного материала
Тема 1. Закономерности роста и развития организма. Нервная и гуморальная регуляция функций растущего организма. Возрастная периодизация. (2 ч)
Организм как единое целое. Единство организма и среды. Роль нервной системы и желез внутренней секреции в обеспечении целостности организма. Нейрогуморальная регуляция функций организма. Гомеостаз и определяющие его факторы. Биологическая надежность и принципы ее обеспечения.
Периоды развития организма. Гетерохронность, непрерывность и гармоничность развития. Основные возрастно-половые закономерности физического развития. Физическое развитие - важный показатель состояния здоровья и социального благополучия. Состояния физического развития школьников и методы его определения. Пропорции тела и их изменения на различных этапах онтогенеза. Влияние условий жизни на рост и развитие детей и подростков. Периодизация онтогенеза. Критические этапы онтогенеза. Понятие об акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма.
Прикладное значение антропометрических исследований для определения размеров одежды и обуви, учебного и спортивного оборудования и инвентаря, требующихся для учащихся разного возраста.
Строение нервной системы. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации, в организации реакции организма и осуществлении психических функций. Определяющая роль нервной системы в морфологическом и физиологическом развитии организма и в осуществлении его взаимосвязи и взаимодействия с внешней средой.
Структура нейрона, его свойства. Понятия о раздражении и раздражителях, о возбудимости, возбуждении, торможении. Свойства нервного волокна. Возрастные изменения свойств нервных волокон и связи их с миелизацией.
Связь между нейронами. Синапсы, механизм передачи возбуждения в центральной нервной системе. Нервный центр и его свойства.
Рефлекс как основа нервной деятельности. Процессы возбуждения и торможения в ЦНС и их взаимодействие. Иррадиация, индукция, доминанта. Особенности протекания иррадиации и индукции у детей, учет этих особенностей в процессе обучения и воспитания. Функциональное значение различных отделов центральной нервной системы и их возрастные особенности. Вегетативная нервная система.
Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Строение и функции щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы.
Половые железы, их роль в процессе роста развития организма и полового созревания. Стадии полового созревания: развитие вторичных половых признаков. Половая зрелость - физиологическая и социальная. Психофизические проявления сексуальности детей и подростков.
Вилочковая железа, ее влияние на рост, половое созревание и иммунные свойства организма.
Содержание практических и семинарских занятий
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1
ПО ТЕМЕ 2. "ЧАСТИ СКЕЛЕТА И ИХ РАЗВИТИЕ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ГИГИЕНА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ" (2 часа)
Исходные данные:
1. Атлас анатомии человека, рисунки, схемы, плакаты: «Кровеносная система человека», «Строение сердца», «Сердечно-сосудистая система», «Вены», «Фазы сокращения сердца».
2. Схемы сердечного цикла.
3. Плакат «Кровь и селезенка».
Выполнить:
1. Значение сердечно-сосудистой системы для организма человека.
2. Охарактеризуйте кровеносные сосуды.
3. Объясните особенности строения камер сердца.
4. Охарактеризуйте кровоснабжение и иннервацию сердца.
5. Что такое сердечный цикл?
6. Расскажите о венах большого круга кровообращения.
7. Опишите строение и функционирование лимфатической системы.
8. Кроветворные органы, их строение и функции?
9. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы..
Задания для самостоятельной работы.
Зарисуйте схему строения сердца, стенки артерий и вен, обозначьте их оболочки. Запишите результаты измерения артериального давления и частоты пульса в состоянии покоя и при физической нагрузке, объясните полученные результаты.
1. ской меры вводили препараты йода. С какой целью это делалось?
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2
ПО ТЕМЕ 4. "МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И КОЖИ. ГИГИЕНА КОЖИ РЕБЕНКА. ЛИЧАЯ ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ (2 часа)
Исходные данные:
Атлас анатомии человека, рисунки, схемы, плакаты: «Дыхательная система», «Легкие и бронхи», «Расположение бронхолегочных систем», «Гортань, трахея, бронхи», «Строение кожи человека», «Мочевыделительная система», «Почка», «Нефрон», «Строение кожи человека».
Выполнить:
1. Назовите основные функции дыхательной системы.
2. Расскажите о строении полости носа и гортани.
3. Расскажите о механизме звукообразования.
4. Особенности строения трахеи и бронхов.
5. Особенности строения альвеолярного дерева – легочного синуса как структурно-функциональной единицы легкого.
6. Строение и функции органов мочевыделительной системы.
7. Расскажите о дыхании в условиях повышенного и пониженного давления.
8. Каково значение мочеполового аппарата?
9. Объясните строение почек. Расскажите о нефроне – элементарной структурно-функциональной единице почек.
10. Опишите процесс образования мочи.
11. Как осуществляется регуляция мочеобразования?
12. Решение проблемных вопросов:
1). Зарисуйте строение почки, схему строения нефрона и кровообращения почки, сделайте необходимые обозначения.
2). Гигиена кожи.
3). Гигиена одежды и обуви.
4). Зарисуйте препараты, измерьте жизненную емкость легких, охарактеризуйте полученные показатели.
5). Расскажите о дыхании в условиях повышенного и пониженного давления.
6). Возрастные особенности органов дыхания.
7). Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений
6. Содержание самостоятельной работы студентов
6.1.Содержание обязательной составляющей самостоятельной работы студентов
№ п/п | Тема | Наименование занятий | Содержание самост. работы студентов | Объем часов |
Закономерности роста и развития организма. Нервная и гуморальная регуляция функций растущего организма. Возрастная периодизация. | Лекция | Подготовка к занятию Конспектирование материала по теме «Возрастная периодизация» | ||
Части скелета и их развитие. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы | Практическое занятие № 1. Обсуждение теоретического материала по теме 1, 2. Решение проблемных вопросов. | Подготовка к занятию Конспектирование материала по теме «Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы» | ||
Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем. Возрастные функциональные особенности пищеварительной системы | Лекция | Подготовка к занятию Конспектирование материала по теме «Возрастные функциональные особенности пищеварительной системы» | ||
Морфологические особенности органов дыхания, выделения и кожи. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви | Практическое занятие № 2. Обсуждение теоретического материала по теме 4. Домашнее задание № 1. Составление таблицы. | Подготовка к занятию Конспектирование материала по теме «Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви» | ||
Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка. Возрастные особенности половых желез. Половое созревание. | Лекция | Подготовка к занятию Конспектирование материала по теме «Возрастные особенности половых желез. Половое созревание.» | ||
Выполнение контрольной работы (Д/з) | ||||
Итого обязательная СРС в семестре | ||||
Подготовка к зачету | ||||
Всего: |
Образовательные технологии
Образовательные технологии при проведении лекций
№ | Тема лекции | Применяемые технологии | Объем часов |
1. | Закономерности роста и развития организма. Нервная и гуморальная регуляция функций растущего организма. Возрастная периодизация. | Аудиовизуальная технология, проблемное изложение | |
2. | Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем. Возрастные функциональные особенности пищеварительной системы | Аудиовизуальная технология, интерактивное обучение* | 2* |
Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка. Возрастные особенности половых желез. Половое созревание. | Аудиовизуальная технология, лекция — дискуссия с привлечением специалиста* | 2* | |
Итого | |||
В том числе интерактивных |
Образовательные технологии при проведении практических (семинарских) занятий
№ зан | Тема занятия | Применяемые технологии | Объем часов |
1. | Части скелета и их развитие. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы | Семинар в форме круглого стола* | 2* |
2. | Морфологические особенности органов дыхания, выделения и кожи. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви | Разбор конкретной ситуации, работа малыми группами* | 2* |
Итого | |||
В том числе интерактивных |
Задания контрольной работы.
В-1
1. Закономерности роста и развития организма.
2.Морфологическое развитие органов дыхания.
3.Изобразите схему зрительного анализатора. Укажите причины близорукости и дальнозоркости а так же меры профилактики этих заболеваний.
4.Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка.
5.Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви.
6.Составьте презентацию на тему «Строение нервной системы».
В-2
1. Возрастные функциональные особенности пищеварительной системы.
2.Возрастные особенности сердечно - сосудистой системы.
3.Заполните таблицу:
Название ЖВС | Место расположения в организме | Гормоны, выделяемые | гиперфункция | гипофункция |
4. Влияние условий жизни на рост и развитие детей и подростков. Периодизация онтогенеза. Критические этапы онтогенеза.
5. Половые железы, их роль в процессе роста развития организма и полового созревания. Стадии полового созревания: развитие вторичных половых признаков.
6.Составьте презентацию на тему «Понятие об акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма».
В-3
1.Морфологические особенности органов дыхания.
2.Возростные особенности выделительной системы.
3. Изобразите схему слухового анализатора. Укажите причины нарушений слуха, а так же меры профилактики этих заболеваний.
4. Психофизические проявления сексуальности детей и подростков.
5. Структура нейрона, его свойства. Понятия о раздражении и раздражителях, о возбудимости, возбуждении, торможении. Свойства нервного волокна. Возрастные изменения свойств нервных волокон и связи их с миелизацией.
6.Составьте презентацию на тему «Периоды развития организма. Гетерохронность, непрерывность и гармоничность развития».
В-4.
1.Возрастные особенности эндокринной системы.
2. Половое созревание.
3. Заполните таблицу:
Название отдела скелета | Кости, входящие в состав | Функции отдела |
4.Организм как единое целое. Единство организма и среды. Роль нервной системы и желез внутренней секреции в обеспечении целостности организма. Нейрогуморальная регуляция функций организма. Гомеостаз и определяющие его факторы.
5. Прикладное значение антропометрических исследований для определения размеров одежды и обуви, учебного и спортивного оборудования и инвентаря, требующихся для учащихся разного возраста.
6.Составьте презентацию на тему «Железы внутренней секреции».
В-5
1.Возрастная периодизация.
2.Части скелета и их развитие.
3.Изобразите схему Рефлекторной дуги. Укажите функции нейронов, в нее входящих.
4. Половые железы, их роль в процессе роста развития организма и полового созревания .
5. Значение и общий план строения кожной, двигательной, обонятельной, вкусовой и вестибулярной сенсорных систем. Особенности их функционирования у детей различного возраста.
6. Составьте презентацию на тему «Пищевые продукты, их состав, энергетическая ценность. Заболевания, вызванные неправильным питанием - рахит, экзогенно-конституционное ожирение, гиповитаминозы и авитаминозы, их профилактика».
В-6.
1. Зарисуйте строение почки. Опишите функции ее частей.
2.Морфологическое развитие органов дыхания.
3.Изобразите схему строения органа зрения. Укажите причины близорукости и дальнозоркости а так же меры профилактики этих заболеваний.
4. Организация питания учащихся в школах и ПТУ, во время сельскохозяйственных работ, экскурсий и туристических походов. Калорийность горячих завтраков и обедов. Питьевой режим в учебно-воспитательных учреждениях. Профилактика токсикоинфекций и пищевых отравлений, меры первой помощи при их возникновении.
5. Обмен веществ и энергии - основа процессов жизнедеятельности организма. Анаболизм и катаболизм. Роль ферментов в обмене веществ. Основные этапы обмена веществ в организме.
6. Составьте презентацию на тему «Возрастные особенности выделительной системы».
В-7.
1. Зарисуйте строение сердца. Сравните строение вен и артерий.
2.Опишите части скелета и их развитие.
3.Изобразите схему строения органа слуха. Укажите причины нарушений слуха, а так же меры профилактики этих заболеваний.
4. Типы высшей нервной деятельности, их пластичность. Учет типов высшей нервной деятельности при осуществлении идивидуального подхода к учащимся.
5. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования. Гигиена сна.
6. Составьте презентацию на тему «Время появления условных рефлексов на речевые раздражители, скорость их образования. Становление в процессе развития ребенка сенсорных и моторных механизмов речи».
В-8.
1. Возрастная периодизация.
2.Возрастные особенности сердечно - сосудистой системы.
3. Опишите путь, который пройдет яд от укуса змеи, введенный в правую руку, прежде чем достигнет сердечной мышцы.
4.Постнатальное развитие органов дыхания. Носоглотка. Хоаны, соединяющие полость носа с полостью рта. Поэтапное развитие нижней части носоглотки (глотки). Заболевания верхних дыхательных путей у детей. Гортань. Голосовые связки. Половые различия в развитии гортани. Трахея.
5. Учение А.А.Ухтомского о доминанте и его значение в управлении познавательной деятельностью учащихся. Увеличение стойкости доминантного очага с возрастом.
6. Составьте презентацию на тему «Торможение условных рефлексов. Безусловное торможение (индукционное, запредельное) и особенности его проявления у школьников».
В-9.
1. Возрастные особенности движения крови по сосудам .
2.Зарисуйте строение кожи. Опишите функции ее частей.
3.Заполните таблицу:
Название ЖВС | Место расположения в организме | Гормоны, выделяемые | гиперфункция | гипофункция |
4. Высшая нервная деятельность, ее становление в процессе развития ребенка. Нейрофизиологические основы поведения человека.
5. Лимфатическая система почечных лоханок. Функции почек. Мочеиспускание и его механизм. Непроизвольное недержание мочи – энурез. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви.
6. Составьте презентацию на тему «Профилактика токсикоинфекций и пищевых отравлений, меры первой помощи при их возникновении».
В-10
1. Морфологическое развитие органов дыхания .
2.Опишите строение сердца, механизм автоматии сердечной мышцы.
3.Опишите путь, который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену левой руки, прежде чем достигнет продолговатого мозга.
4. Обмен веществ и энергии - основа процессов жизнедеятельности организма. Анаболизм и катаболизм. Роль ферментов в обмене веществ. Основные этапы обмена веществ в организме.
5.Гигиенические требования к организации питания детей и подростков. Значение сбалансированного питания для роста, развития, состояния здоровья. Нормы питания. Кратность и регулярность приема пищи.
6. Составьте презентацию на тему «Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа».
Литература:
1. Педагогика и методика дошкольного образования / А. О. Дробинская, науч. ред.- док. психол. наук Е.О. Смирнова; Министерство образования РФ. - М.: Владос, 2003. - 400 с. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-00957-5 : 127-38
2. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет / И. М. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 96 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду). - ISBN 978-5-86775
По темам 2, 3, 4, 5, 6 (см. Приложение 1)
(Примеры)
№ п.п. | Тестовый вопрос | Варианты ответов | ||
Указать один правильный ответ:Нервная регуляция функций осуществляется с помощью | А) механических раздражений Б) гормонов В) ферментов Г) электрических импульсов | |||
Указать один правильный ответ:Нервные центры, отвечающие за осуществление ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители, локализованы в | А) среднем мозге Б) мосте В) мозжечке Г) промежуточном мозге | |||
Указать один правильный ответ:К эндокринным железам относятся | А) слюнные железы Б) потовые железы В) гипофиз Г) молочные железы | |||
Указать один правильный ответ:Формирование свода стопы заканчивается | А) в подростковом возрасте Б) когда ребенок начинает ходить В) к моменту рождения Г) к 3 - 5 годам | |||
Указать один правильный ответ:К основным группам скелетных мышц относятся мышцы | А) плеча Б) туловища В) голени Г) груди |
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
- Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Дошкольное педагогика и психология»; «Педагогика и методика дошкольного образования» / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.
- Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012
Дополнительная литература
- Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учебное пособие для студентов / Ю.А. Ермолаев. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.
- Хрипкова А.Г. Возрастная физиология: учебное пособие для студентов небиол. спец. пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова. - М.: Просвещение,1978.
- Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. / Н.И. Ореимова. - М.: Академия, 2000.
- Сапин. М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков : учебное пособие для студ. пед. вузов / М. Р. Сапин, З.Г. Брыксина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005.
- Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - 5-е изд., перераб. - М. : Академия, 2005.
- Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студ. пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова. - М.: Просвещение, 1990.
- Безруких М.М. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Акадения, 2003.
в) Интернет-ресурсы
Филиал в г. Славянске-на-Кубани
«Утверждаю»
Директор филиала А.И. Яценко
«____»_______________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ