Исцеляющий танец (хореотерапия)

Что может быть выразительнее и содержательнее искрометного, текучего или взрывающегося страстями танца? Многие из тех, кто так или иначе прикоснулись к стихии танцевального действа, на всю жизнь запомнили его силу, сияние и жизнеупорядочивающую организованность. Однако мало кто из современников во всей полноте осознает исцеляющее могущество танца. А ведь древним был ведом целительный аспект танцевального искусства, о чем свидетельствует приравнивание в той же Индии мастеров танца к врачевателям.

Искусство танца удивительно тем, что в большинстве случаев пациенту, в общем-то, нет нужды вытанцовывать различные па. Сам танцующий словно присоединяет к себе психику и тело созерцающего танец и вынуждает его эфирное тело передвигаться в такт собственным движениям, словно ведет за собой, направляет и окрыляет.

Каждый из воплощенных людей по-своему талантлив и волен танцевать. Танец — это синтетический язык, на котором общается тело и дух. Рассудочно многие способны обманывать, но как говорил один из современных психотерапевтов, тело соврать не способно. Известный богомильский учитель Петр Донов называл человеческое тело всемогущим ключом ко всем проблемам, имея в виду не столько организмическую структуру, сколько динамику самовыражающейся в танце телесности. Современные психотерапевты, такие как Вильгельм Райх, Леонард Орр, Александр Лоуэн, Фриц Перлз и Станислав Гроф высоко ценили порой презираемое профанами тело, как сокровищницу духовного опыта. Парадоксальный учитель неоиндуизма Ошо непрестанно напоминал своим последователям об одном из главных человеческих грехов — о грехе забвения собственной воплощенности.

Организм есть целое не только в анатомо-функциональном, но и в динамически-пластическом смысле. Когда стихия танца овладевает телом человека, замедленная киносъемка удостоверяет всякого сомневающегося в том, что в каждый отдельный миг времени все части тела движутся по своим Дао-траекториям, из мига в миг сохраняя удивительную сбалансированность пропорций во взаимоотношениях друг с другом. Таким образом, танец представляет собой особого рода музыку, в которой один Дао-композиционный аккорд политической координации сменяет другой.

Известна исцеляющая сила так называемого спонтанного танца. Оставшись наедине с собой, закрывшись от глаз людских и обнажившись, включив соответствующую настроению музыку, исцеляемый предоставляет своему телу возможность двигаться самостоятельно. Поначалу отражающие наше внутреннее засорение и дисгармонии движения тела некоторое время остаются рваными, угловатыми и неровными, в полноте соответствуя нашей внутренней дезорганизованности. Но по мере овладения искусством спонтанного танца, движения тела становятся все плавнее и синтетичнее, с каждым часом, с каждым занятием принося все большее и большее наслаждение. Спонтанный танец — это не только опыт свободы от самопринуждения, но и немалый внутренний труд. Помните — «ты достигнешь совершенства лишь тогда, когда перестанешь думать о белой обезьяне». Для того, чтобы преодолеть сопротивление привычных, неадекватных реальности стереотипов, необходимо со временем суметь опереться на внутренний творческий взрыв, к которому способен каждый из нас. Тогда мало-помалу и достигается состояние, которое гениально танцующий Мариус Лиепа определял так: «Мозг танцует, а тело думает». Вот она, подлинная синтетичность самовыражения. Да еще голос начинает звучать, радостно сопровождая высвобождающие душевные силы движения тела, начинается особый танец энергоцентров и силовых каналов организма. Тело словно впитывает музыку и ритм, непосредственно резонируя им в своих движениях. Таковы шаманские танцы. Таковы динамические медитации вертящихся дервишей, экстатически погруженных в зикр. Такой танец, будучи сотворенным поначалу с некоторым душевным усилием, оказывается своего рода динамической версией упражнений Ци-гун и Хатха-Йоги.

Разумеется, хореотерапия не ограничивается возможностями спонтанных танцев, доступных каждому из нас и развивающихся по мере нарастания опыта индивидуальной практики. Существует и кажущийся противоположным спонтанному, так называемый магически организованный танец. Он весь пронизан дисциплиной и в чем-то подобен танцу растущего кристалла или пляске развивающегося дерева. Магический танец совершается в определенные дни, в определенном месте при условии обязательной ориентации по сторонам света, он неизменно требует присутствия Учителя и всегда является результатом длительной и весьма суровой подготовки. Существует и так называемый недвижимый танец. Существует танец подражания стихиям или другим существам, танец воспоминаний и танец выстраивания будущего. Много их, исцеляющих танцев. Но принцип остается един: душевные корни болезни могут быть обнаружены и извлечены именно посредством предоставления психике возможности высказаться посредством организуемых музыкой движений. Тогда исчезает молотилка словес, тогда тело оказывается своего рода зеркалом, отражающим истинные наполнения глубин человеческого духа. Ну а каков сам человек — таков и его танец. Хореотерапевт ведет нас от нестройных и хаотичных движений к согласованной музыке священной пляски.

Ароматерапия

Известно, что ароматические эфирные масла во все времена рассматривались знатоками священных смыслов природы в качестве высшей живой субстанции наикрасивейших всплесков жизни растительного царства — цветов. Ароматы являются квинтэссенцией жизнетворческих сил царства растений, непосредственно связующей фундамент физической телесности с организованными полевыми структурами эфирного плана.

Психофизиологам известно, что восприятие ароматов является вторым по древности каналом восприятия ощущения после осязательного. Потому-то воздействие ароматами столь глубинно и неотвратимо. Исследования последних лет доказали неоспоримую роль, которую играют в общении так называемые ферромоны (сигнальных управляющих настроением и самочувствием летучих веществ, присутствие которых в воздухе совершенно не осознается человеком, однако оказывает мощнейшее влияние на весь комплекс неосознаваемых физических реакций на присутствие другого человека).

Нейрофизиологам известно, что мозговой отдел обонятельного анализатора непосредственно связан с древнейшими центрами мозга, отсюда неотвратимость влияния ароматов на состояние организма, которое нелегко не только блокировать, но даже попросту зарегистрировать.

В древности целители использовали не только концентрированные благовония и эфирные масла очищенных цветочных нектаров, но и так называемые «живые запахи», источаемые вполне благополучными и способными растениями. Один из методов заключался в совмещении физиологически наводимого транса, организованного музыкального воздействия и тонкого влияния ароматов цветущего куста черемухи или вишни. Исцеляемый удобно размещался в гамаке-люльке, а раскачивающий его целитель распевал загадочные священные напевы. Само по себе раскачивание погружало исцеляемого в глубокий транс, в котором и его психика, и его тело максимально открывались гармоничным воздействиям. Иногда в эту люльку клали охапки свежескошенной травы, порой прямо перед гамаком возжигали костер, на угли которого время от времени насыпали то или иное благовоние.

Ароматерапии посвящено немало монографий современных холистических целителей. Нет смысла останавливаться на этом вопросе отдельно, так как ароматерапия представляет собой обширнейшую область натуропатии и является одним из наиболее загадочных методов эзотерического целительства, который может использоваться не только для достижения телесного благополучия, но и для глубинной гармонизации взаимоотношений с ближними и событийных потоков. Мы лишь перечислим ряд наиболее мощных индукторов ароматического воздействия и некоторые из применяемых в ароматерапии приемов генерации благоуханий.

Наиболее популярными ароматическими средствами являются следующие: аир, роза, мята, лимон, мелисса, эвкалипт, канифоль, лаванда, гвоздика, алоэ, валериан, сосна, мускус, гордения, лотос, сандал, амбра, жасмин, розмарин, корица. Мы вполне сознательно избегаем описания психосоматических эффектов, вызываемом в каждом из указанных ароматов, потому что в разное время у различных индивидуумов, находящихся в разных состояниях, ароматы эти оказывают совершенно различные влияния, которые невозможно описать ни в каком пособии фармакопеи. Разобраться в тонкостях ароматических влияний и соотнести их с конкретикой состояния того или иного индивидуума способен лишь многоопытный ароматерапевт. Мы же можем лишь посоветовать каждому обзавестись собственным набором любимых ароматов и духов, предоставляя таким образом самому себе возможность в случае необходимости укрепления и улучшения самочувствия обратиться к ароматерапии как к вспомогательному средству. Способ выбора необходимого в конкретный момент ароматического препарата предельно прост: как и в случаях хромотерапии и мелотерапии, он основан на использовании феномена спонтанного предпочтения. Лишь опытный ароматерапевт обладает знаниями и опытом, достаточными для выбора лечебного запаха на основе комплексного анализа специфики приведших к заболеванию психоэтических проблем, особенностей астрологической транзитной карты и уровня духовно-эволюционного развития. При самостоятельном же использовании ароматов в качестве поддерживающих психофизическую гармонию и укрепляющих личностную энергетику средств можно опираться на безошибочный критерий «нравится — не нравится». При достаточно внимательном отношении к собственным ощущениям ошибиться практически невозможно.

Воздействие ароматов в немалой степени зависит не только от их взаимного сочетания и соответствия уникальности ситуации, конституции и состоянию индивидуума, но и от способа применения ароматов в лечебных целях. Эфирные масла могут быть помещены у изголовья спящего человека, а могут быть приняты внутрь в виде чаев или будучи растворенными в сливочном или растительном масле. Ароматические масла могут применяться в качестве духов или одеколонов, могут воскуриваться или возгоняться, использоваться в качестве опрыскиваний или посредством втирания в кожу. Очень тонкими, но трудноосуществимыми являются использование цветущих садов, грамотно сконструированных цветочных клумб или размещение живых источников запаха в ладанке, размещаемой у сердца или у пояса исцеляемого. Так или иначе, конкретную форму ароматического воздействия должен избирать сам терапевт. В быту же рекомендуется использовать ароматические препараты при сосредоточенном вдыхании эфирных масел, либо с использованием возжигаемых благовоний.

Кристаллотерапия

Самоцветы недаром почитались во все времена как элита минерального царства. Они являют собой образцы высочайшей организованности, представляют своего рода вместилища гармонических пропорций. Эта волнующая чудесность кристаллов известна всякому человеку, интересовавшемуся кристаллографией или ювелирным искусством. Благодаря присущей кристаллам математической стройности, они во все века почитались как аккумуляторы особых разнокачественных энергий и фокусаторы всевозможных влияний и воздействий. Известное всем увеличительное стекло, позволяющее сфокусировать ровный поток солнечных лучей до такой степени, что он без труда прожигает даже металл, — лишь жалкая пародия на природные кристаллы, если иметь в виду степень организованности. Эзотерики древности нередко использовали кристаллы в качестве так называемых терафимов — особых магических приспособлений, позволяющих психометрически точно фиксировать необходимое воздействие, скажем, обучающее, лечебное или вредоносное. Процедура такого рода записи энергоинформации на кристалл во многом аналогична процессу импринтинга — «впечатывания» информации в регулирующие функциональные системы человеческого мозга. Психологами феномен импринтинга изучен достаточно хорошо, однако мало кому из ученых приходит в голову, что импринтиг является общеприродным феноменом и повсеместно реализуется за пределами человеческого царства. Правда, запись колоссальных массивов информации на кристаллах успешно используется в современной электронной промышленности. Осталось лишь осознать тот очевидный факт, что генератором такого рода записывания является в первую очередь сам человек.

Кристаллы представляют собой своего рода катализаторы, способствующие процессам спонтанного нарастания специфической упорядоченности в связанных с ними системах. Кристаллы способны не только переизлучать, но усиливать и трансформировать воспринимаемые ими волны высокой гармонии. Всем со школьной скамьи хорошо известен химический опыт выращивания крупных кристаллов хромокалиевых квасцов или поваренной соли. В перенасыщенный раствор соответствующей соли помещается малюсенький семенной кристаллик, который вызывает каскадную реакцию присоединения родственных молекул в полном согласии с его кристаллической геометрологикой. Эта аналогия позволяет понять негэнтропийную каталитическую функцию кристаллов, более всего очевидную при взаимодействии с живыми объектами. В синергетическом смысле живая среда аналогична перенасыщенному раствору соли — она чревата процессами самоорганизации, она стремится к самоупорядочиванию и самовыстраиванию. Но для того, чтобы привести в действие каскадные процессы возрастания организованности, необходим инициирующий эти процессы катализатор, в качестве какового и выступает тот или иной кристалл. Разумеется, его катализирующее влияние на процессы самоорганизации весьма и весьма специфично и математически точно связано с пропорциями его кристаллической решетки. Можно сказать, что биосреда непрестанно пребывает на распутье — перед нею открыты множество путей саморазвертывания организационных процессов. Каков будет кристалл — таким путем биосистема и станет наращивать собственную упорядоченность. Потому-то древние столь высоко почитали самоцветы и ценили их пропорционально ограненные формы, именуя драгоценные камни цветами минерального царства, музыкой цвета и застывшими ароматами.

Итак, трансформационная потенция кристаллов существенно зависит от их химического состава, цвета, формы огранки и некоей личной истории, начинающейся обычно в момент первой художественной отделки самоцвета. Эзотерическим целителям прошлого были ведомы так называемые самоцветные прописи, по рецептам которых ювелиры-врачеватели изготавливали лечебные камни со вполне прогнозируемыми эффектами животворящего воздействия. Это искусство было ведомо лишь немногим целителям, состоявшим на службе властителей больших государств. Традиционно владыка понимался эзотериками как «светоч пространства» и «столп истины». Он служил своего рода мостом, связующим управляемый им народ с руководителями небесных иерархий. Кристаллы же являются мощными резонаторами, предоставляющими связанному с ними человеку возможность прямого взаимодействия с космическими астрохимическими потоками. Созидание для владык такого рода жизнетворческих посредников между небом и землей исстари почиталось как величайшее из эзотерических действ. Разумеется, сегодня о такого рода «государственно-организующей» и «космопланетарной» функции кристаллов профаны от науки и слышать не хотят, но это еще вовсе не означает того, что тайны сакральной кристаллотерапии окончательной исчезли.

Роль самоцветов в оздоровлении организма можно выразительно продемонстрировать с помощью простейшей радиоэлектронной аналогии. Что с точки зрения химика представляет собой, к примеру, супергетеродин? Довольно сложный набор медных проводков различного диаметра, кучу изолирующего материала, капельки оловянного припоя и десяток-другой кристаллов, входящих в состав узловых элементов схемы устройства. Кристаллики эти малы, однако сочетаются они со всеми этими проводками и друг с другом столь замысловатым образом, что движение по ним электрического тока в конечном счете предоставляет возможность человеку наслаждаться телевизионной версией симфонического концерта, который был записан много лет назад далеко от его дома.

Так и кристаллы, будучи погруженными в биоэфирную энергоструктуру (ауру) человека, можно уподобить диодам, транзисторам и тиристорам, размещаемым в соответствии с канонами радиоэлектронной инженерии в нужном месте сложно дифференцированной энергоструктуры человеческого организма. Гармонические резонаторы кристаллов, изощренно и тщательно подбираемые высокочувствительным и интуитивно грамотным врачевателем, намеренно размещаются в своего рода опорных вибрационных узлах ауральной матрицы человека. От соответствия живой силы камня характеру индивидуальности исцеляемого и при точном обосновании места его локализации всецело зависит искомый терапевтический эффект. Нередко целители использовали кристаллы, размещаемые ими на собственном теле для усиления перцепторных или индукционных способностей, но все же для оказания продолжительного оздоравливающего, поддерживающего и развивающего воздействия необходимые камни рассчитанно «монтировались» в соответствующее украшение, принадлежащее терапевтируемому лицу. Ими могли оказаться кольцо, диадема, скипетр, браслет или корона. При этом важна была не только индивидуально производимая огранка самоцвета, но и его особенная связь как с художественной формой оправы, так и с ее металлическим составом. Будучи вооруженным такого рода аккумуляторами, усилителями и трансляторами, властитель оказывался способным успешно связываться как с дольним миром своего народа, так и с горним миром своих покровителей.

Возможно, кому-то подобный экскурс в историю сакральной кристаллотерапии покажется сказочно неправдоподобным или обезоруживающе незавершенным. Просто хотелось разъяснить самый масштаб всех тех проблем и сложностей, с которыми связано использование кристаллов в целительстве. Банальные прописи вроде «аметист помогает избавиться от пьянства» ограничивают возможности исследования горизонтов подлинного могущества кристаллотерапии. Кстати сказать, аметист попросту использовался древними эллинами для контроля над степенью разбавления вина водой. Этим он обязан своему цвету. На деле же даже небольшой, но правильно ограненный аметист, расположенный на теле человека в нужном месте, предоставляет возможность в кратчайшие сроки и без особых затруднений освоить бесценное искусство сознательно управляемого сновидчества. Автор попросту хотел напомнить о том, что широкий круг вопросов, связанных с кристаллотерапией, еще даже не обозначен в полной мере, не говоря уже о его глубине исследованности. Сегодня кристаллотерапия нуждается не столько в широком внедрении полуфельдшерских профанных рекомендаций, сколько в добросовестном углубленном исследовании.

Дендротерапия

Эзотерики вполне обоснованно именуют деревья старшими братьями человечества. Определение это значимо во многих смыслах, но, прежде всего, оно указывает на особый характер духовных эманаций, излучаемых деревьями, в присутствии которых в атмосфере жизненно нуждается каждый землянин. Дерево — это существо цветущее и плодоносящее, водить дружбу с которым почитает за высокую честь всякий истинно разумный человек. Мирское название святителей кельтской цивилизации вообще впрямую связывалось с почитанием деревьев. Их так и называли — друиды. Друидам были ведомы высокие тайны лесов, суть которых современник не только не в состоянии вместить, но даже вряд ли способен уловить. Друиды исповедовали особую философию сотрудничества людей и деревьев, для конкретизации которого ими была разработана даже особая зодиакальная типология. Кстати, всякий из великих учителей прошлого биографически и легендарно непременно был связан с теми или иными деревьями. Общеизвестная притча о медитирующем у подножия дерева Бодхи Гаутаме — непосредственное указание как на буквальное, так и на эзотерическое значение деревьев в развитии человеческой цивилизации. Все мифологические системы прошлого словно осью пронизаны архетипическим представлением о миросвязующей функции Мирового Древа. Тем самым дерево метафорически конституируется в качестве центра мироздания. Во всяком случае, это справедливо для антропокосмоса. В книгах Учения Живой Этики содержится немалое число указаний на особую планетарную роль деревьев. Фактически они представляют собой чувствительнейшие органы восприятия, вбирающие в себя пространственные токи дальних миров, трансформирующие их и передающие посредством корневой системы непосредственно в организм Геи, позже распределяющей дар вселенной среди своих отпрысков.

Почитание деревьев в прошлом было укоренено в сакральном представлении об особой форме сознания — дендросознании. Дерево погружено в питающую его почву, чем укрепляется и утверждается в связи со своими истоками. Дерево устремлено ввысь и раскинуто вширь, тем самым посредством себя самого предоставляя земле возможность приблизиться к небесам. Вокруг себя древесное существо распространяет общеполезный кислород и сотканные из влаги, углекислоты и солнечного света питающие вещества. Мощный ствол дерева неслышно гудит, напряженный непрекращающимся восходящим потоком соков, воспринятых от земли. С кроны же ежесезонно опадают драгоценные дары неба — листва и плоды. Именно так воспринимали мистерию существования древесного организма друиды-эзотерики. Именно так обязан воспринимать чудо возможности исцеления тот, кто обращается за врачевательным пособием к древесному существу. Потому-то деревья и имели в далеком прошлом имена собственные — они почитались как индивидуальные сознательные организмы, собеседование и сотрудничество с которыми осуществлялось с уважением, малопонятным современникам. Ушли в прошлое ритуальные рощи, забыты имена священных деревьев, пусть даже то здесь, то там и возвышающихся над плоскостью земной. Однако в глубинах людских сердец, противостоя разрушающему потоку технократических профанаций, жива память о священных достоинствах деревьев-друзей. Отсюда — такая любовь к выстраиванию оранжерей и ботанических садов, отсюда такое стремление бережно взрастить плодовый сад, посадить на память о событии деревце и защитить леса Амазонки от хищнических вырубок жадных вандалов.

Каждому дереву присуща своя особенная магия геометрии, посредством которой сама целостная фигура дерева настраивающе резонирует с кровеносной, лимфатической и нервной сетями человека. Формы дендротерапии могут быть самыми разными. Это и принятие определенных асан в живом пространстве дерева, совпадающем по площади с проекцией границ кроны. Это и объятия древесного ствола — в зависимости от характера устанавливаемых с деревом терапевтических энергоотношений, лицом или спиной, стоя в полный рост или на коленях. Это и возможности применения спилов и плашек деревьев, даровавших себя на помощь людям. Прием пищи рядом с деревом, встреча рассветов и закатов с распеванием смыслоорганизующих мелодий, применение особых техник дыхания, сопровождаемых визуализацией вполне определенных янтрических образов, и многое-многое другое. Дендротерапевтом может стать далеко не каждый. Помимо огромного профессионального опыта и немалой осведомленности в различных сферах практического целительства, такой человек должен от рождения установить особую мистическую связь с царством деревьев, можно сказать, должен быть избран представителями древесного сообщества в качестве сакрального посредника между древокосмосом и миром людей. Сегодня таких дендротерапевтов на планете осталось до обидного мало. Но это вовсе не значит, что дендротерапия утрачена для людей. К ней может обратиться всякий, решительно отринувший примитивнейшие газетные рецепты вроде «дуб укрепляет, а тополь охлаждает». Он должен решиться на самостоятельное исследование подлинных индивидуальностей приглянувшихся ему древесных существ. Он должен терпеливо и сдержанно войти в мир деревьев и научиться в нем ориентироваться. Он должен установить глубоко личные, если не сказать интимные отношения со знакомыми ему деревьями. Если все это случится — они сами со временем начнут поддерживать его, исцелять и даже обучать тому, что неведомо мирянам, пребывающим за пределами древесного королевства. Как отыскать таких древесных целителей и наставников? Правило одно для всех форм развития — руководствуясь собственной интуицией. Иными словами, выбирать нужно не умом, но именно сердцем. Выбирать то дерево, которое по каким-то неизвестным разуму причинам вдруг очень понравится. Значит, оно именно ваше. Значит, именно с ним вам предстоит вести долгие медитативные беседы и обучаться искусству развития здоровья. А все потому, что все гармоничное и красивое всегда оказывается наиболее биоактивным и жизнесозидающим!

Флоротерапия

Издревле известно — «на всякую хворь свое зелье вырастает». Но особенно мощным целительное зелье это становится в период цветения — это известно всякому фитотерапевту. Расцветание — гимн экстаза растения, в котором сила аромата и соки цвета соединяются с трепетом живых энергий. Всякий расцветший бутон одаривает окружение спектром жизненесущих фитонцидов, разнося вокруг мощные излучения и ароматы.

Знатокам известно, то всякий цветок оказывает сугубо синтетическое воздействие. Оно обусловлено не только ароматом и цветом, но и тончайшей формой цветка, излучающей биорезонасы в соответствии с собственными пропорциями, в основу которых положено «золотое сечение». Более того, бионически большинство цветов подобны антеннам радиотелескопов, настраивающимся на вполне определенные участки небосвода, что позволяет цветам даже в яркий солнечный день собирать живые энергии далеких звезд и организовывать в соответствии с ними свои целительные излучения.

Ученые выяснили, что растения обладают высочайшей чувствительностью. Причем особенно чутко они реагируют именно на присутствие конкретных людей. Биофизикам хорошо известен так называемый «феномен Бакстера», суть которого сводится к существованию прямой резонансной связи между человеком и растением. Понятно, что в период цветения, как и в период прорастания зерна, растения оказываются наиболее чувствительны к людским реакциям и мыслям. Цветы нельзя срезать, хотя лишь очень чувствительные люди способны услышать крик цветка о помощи. Праздничное цветение комнатных растений обеспечивает мощную энергозащиту жилища. Цветы не только вбирают в себя миазмы человеческих угнетений и раздражений, быстро приучаясь к энергетической специфике человека, живущего в доме. Цветы растут в доме как биоиндикаторы, по состоянию которых можно судить о качестве благополучия психоэмоциональной атмосферы жилища и о защитных свойствах создаваемой людьми и растениями ауры помещений.

Возможно, в недалеком будущем возродится своего рода оздоровительное цветоводство. Вновь будет открыто искусство составления лечебных клумб и будут уточнены условия целительных медитаций на глубинных качествах, присущих конкретному цветку. Главное, что должен осознать флоротерапевт, так это то, что красота сама по себе является причиннейшим из лекарств, особенно если речь идет о красоте живой.

Зоотерапия

Многие считают, что лечебное использование животных ограничено рамками пчелиного царства (апитерапия) и лечебных пиявок (герудотерапия). Однако это далеко не так. Конечно, в различных медицинских традициях очень широко использовались органы и секреты самых разных зверей и птиц, насекомых и членистоногих, моллюсков и ракообразных. Но в данном случае речь пойдет не об этом.

Известно издревле привлечение храмовых змей для участия в ритуалах исцеления. В нужный момент, под бой барабанов качающаяся в романтическом облаке благовоний, змея непредсказуемо наносила удар в то или иное место пациента, пережив который, в дальнейшем последний чудесным образом выздоравливал. Все дело в том, что большинство животных обладает воздействием на человека, соответствующем уровню его организации. Известно, что средневековый философ Яков Беме без труда понимал язык птиц, регулярно слетавшихся к нему поболтать. Вспомните медведей — помощников Сергия Радонежского, весть о разумности и дружелюбии которых донесли до нашего времени не легендарные предания. Биоэнерготерапевт А. Сафонов неоднократно проделывал опыты, в ходе которых ему удавалось устанавливать содержательные телепатические связи с дельфинами, в том числе и на большом расстоянии. Оказывается, всякий здравомыслящий дрессировщик после долгих лет работы со зверьем на собственном опыте убеждается в том, что всякому животному присущ в той или иной степени разум.

Магам известно, что панцирь живой черепахи проявляет особые биорезонансные свойства, позволяющие не только заниматься парапсихическими фокусами, но и усиливать способность человека настраиваться на искомые им оздоравливающие влияния живой природы. Мы в гордыне своей забыли о том, что в школе природы являемся далеко не самыми выдающимися и уж во всяком случае, не единственными учениками. Наша рассудочная самоуверенность и гневливое хищничество ни в какое сравнение не идут с естественным здравомыслием и доброжелательной законностью, от рождения присущими всякому животному.

К своей работе эзотерические зоотерапевты привлекают самых различных существ. Певчие птицы, змеи, кошки, лошади и собаки — все они обладают собственными неповторимыми излучениями и в большинстве случаев весьма охотно вступают с человеком в танец взаимной алхимии. Порой целительными оказываются даже живущие дома озабоченные хомячки, ручные крысы, попугайчики и аквариумные рыбки. Каждый из них воздействует по-своему. Однако воздействие это воспринимается лишь в том случае, если нам удалось установить с этим существом дружественное отношение, а значит отнестись к нему уважительно и стерпеться с его собственным характером. Тогда наша настроенность на лечение будет вознаграждена искренним желанием близкого существа помочь тому, от благополучия которого зависит сама его жизнь.

Испокон веков широко был распространен такой метод зоотерапии, как верховая езда на лошадях, оленях или верблюдах. Оказывается, животное, добровольно подчинившееся воле просящего об избавлении от недуга, по мере пересечения пространств начинает излучать особые дружественные токи, которые настраивают на гармонический лад нижние центры человека, воссоединяя его энергоструктуры с матушкой-Землей. Е.И. Рерих неоднократно указывала на волшебные психодиагностические дары лошадей и собак. Дары эти назывались ею Урунией — огненная чувствительность. Оказывается, псарни и конюшни, помимо охотничих и ездовых предназначений имели и особый охранительный смысл. Эти животные шарахались в сторону от дурного человека, сколь бы благостно он ни выглядел и сколь бы обаятельным он ни казался. А чего только стоят исцеляющие медитации, проводимые на пасеках близ музыкально гудящих ульев. До сих пор это средство почитается как одно из самых интенсивных в эзотерическом врачевании.

Возможно, в недалеком будущем люди вновь осознают необходимость воссоединения с животным миром, которое помимо прочих имеет и сугубо оздоровительный смысл. Возможно, тогда начнут создавать чистые, светлые и радужно прекрасные лечебные зоопарки, воспринимаемые не только чувствительными людьми, но и умудренными взрослыми как сокровищницы незаменимого спектра драгоценных живых энергий.

Ландшафтотерапия

Издревле люди стремились селиться лишь на целебных, биоконструктивно влияющих местах. Выявляли места эти с помощью самых различных методов — от повсеместно распространенного лозоходства до многодневного наблюдения за поведением животных и птиц в тех или иных местностях. В разных местах и травы растут по другому, и цветы распускаются по разному, даже ручьи журчат по особенному. Издревле известно, что биопозитивные местности обладают особой красотой и воздействуют на эмоциональное состояние человека неповторимо вдохновляюще.

Известно также, что прослеживаются загадочные связи между характером местности и нравами проживающего в ней населения. Этот психоэкологический факт всегда служил осью ориентации в выборе нового места жительства, в частности при больших миграциях и переселениях целых народов. Житель Центральной Африки характерологически отличен от проживающих на Памире горцев, которые в свою очередь существенно разнятся по характерам и обычаям с представителями коренного населения бассейна Амазонки. Люди связаны с почвой, питающей самую их жизнь. Верно также и обратное — культурные традиции, нравы и умонастроения людей могут самым существенным образом влиять на жизнеспособность населяемых ими местностей, влиять либо взращивающе и оздоравливая, либо истощая и разрушая.

Всякий горожанин, особенно приболевший и утративший душевное равновесие, в глубине души смутно ощущает страстное стремление очутиться на лоне природы. Как и любое другое желание, тяготение это законно и оправданно, ибо свидетельствует о неудовлетворенности одной из фундаментальнейших потребностей всякого живого существа — потребности симфонически соответствовать живому окружению.

Ландшафтотерапия родственна арабской геомантии и дальневосточному искусству Фэн-Шуй. Ландшафт как целостная локализованная экобиосистема обладает собственной геометрологикой и вибрационной специфичностью, посредством которых он творчески преобразует организованную динамику живых процессов в собственном пространстве. Любой человек, в таком пространстве оказавшийся и сумевший вписаться в него посредством активизации сознательного внимания, оказывается под спектрально всесторонним оздоравливающим, питающим и настраивающим влиянием целостного ландшафтного биополя. В этом и заключается волшебство ландшафтотерапии, в принципе не воспроизводимой в каких бы то ни было лабораторных условиях и не заменимой никакими сколь угодно сложными приборно-аппаратными воздействиями.

Джон Браун писал: «Научная достоверность определенного направления терапии далеко не всегда тесно связана с ее действительным успехом». Хотя существо ландшафтотерапии в целом понятно всякому непредубежденно мыслящему человеку, все же создание строгих математических моделей, описывающих и формально имитирующих симфоническое богатство различных взаимосочетающихся аспектов ландшафтотерапии, вряд ли возможно в сколько-нибудь обозримом будущем. Древние целители не занимались математическим моделированием и не изучали конструкции спектральных разложений записей голосов певчих птиц и мелодий журчащего ручья. Обладая особой чувствительностью, усердно пестуемой десятилетиями, после непродолжительной медитации они самими собой ощущали информационно-энергетические аппетиты пациента, и руководствуясь этими переживаниями его индивидуальности, отводили за руку в то или иное заветное место, охраняемое ими как целебное. В любой местности всякий тонко чувствующий человек достаточно быстро способен отыскать ландшафтные локусы, обладающие особенно мощным биопозитивным влиянием, параллельно выясняя характер специфичности такого рода воздействий. В чем-то процедура выявления «мест силы» аналогична интуитивной диагностике как индивидуальности пациента, так и отягощающих его жизнь заболеваний. Секретом такой диагностики является высокое развитие личности самого целителя.

Целебные ландшафтные площадки представляют собой своего рода живые магниты, привлекающие и накапливающие Благодать. На этих «участках жизни» синтетически сочетаются влияния всех стихий, теллурические потоки Геи и организующие вибрации животных и растений. Ландшафт как алтарь исцеления оказывает весьма устойчивое воздействие, специфика которого сох

Наши рекомендации