Возникновение инфантильной сексуальности
Внимательные родители замечают в своих детях признаки зарождающейся сексуальности примерно в возрасте двух лет, когда возрастает их интерес к физическим особенностям своего тела. В два с половиной года наступает период активизации сексуальности, который специалисты называют "инфантильной мастурбацией". Именно в это время появляется интерес и к теме маленьких детей. Дети, особенно девочки, спрашивают, откуда берутся дети, а также о физическом строении тела, отличиях между девочками и мальчиками. Родители замечают, что дети двух с половиной — четырех лет любят играть в "семью", в "дом".
Можно наблюдать еще один, более сложный, тип поведения. Довольно часто отношение девочки к матери становится заметно беспокойнее и конфликтней. Одна опытная мать, чьи отношения с двухлетней дочерью до сих пор были очень теплыми, начала замечать признаки отчуждения ребенка. Она даже как-то пошутила: "Кто-нибудь взял бы ее на годик!" Другая маленькая девочка в почти трехлетнем возрасте, хорошо относясь к матери, выбрасывала от случая к случаю мамины парфюмерно-косметические принадлежности в туалет. Однажды в подражание ей девочка надушилась и накрасилась, прежде чем выбросить все это. Девочка, по словам отца, строила ему глазки и просила сходить с ней на танцы и в кино.
Похожий тип поведения наблюдается и у мальчиков. Так, например, трехлетний мальчик однажды вечером жаловался матери, что не хочет видеть дома за ужином отца.
Что является причиной такого поведения? Психоаналитики выдвинули предположение о том, что оно вызвано психобиологическим созреванием, побуждаемым сексуальными импульсами. Эти импульсы — мощная сила, состоящая на службе сохранения вида, — впервые дают о себе знать на третьем году жизни ребенка и приводят к описанным выше поведенческим проявлениям, представляющим часть инфантильной сексуальности. Эти волнующие перемены в отношениях ребенка с матерью и отцом были концептуализированы как Эдипов комплекс.
Развитие Эдипова комплекса начинается с возрастающего интереса к собственным гениталиям. Ребенок рассматривает их, трогает руками, задает вопросы, связанные и со своим физическим строением, и строением тела у противоположного пола: "А у нее есть пенис? А где их пенис?" Одна маленькая девочка настойчиво требовала от матери показать ей свой пенис! Первые генитальные переживания, как правило, не адресуются кому-либо конкретно, часто они сосредоточиваются на каких-либо предметах, например, игрушках. Кажется, что в этих первых чувствах нет особого предпочтения к кому-то одному из родителей.
В два с половиной года в сексуальных чувствах ребенка появляется тенденция к предпочтению. У мальчиков эти чувства сосредоточиваются преимущественно на матери, у девочек главным образом (но не исключительно) — на отце. Хотя чувство привязанности и к отцу, и к матери в целом сохраняется, оно начинает определенным образом модифицироваться. Так, девочка, имевшая очень теплые отношения с матерью до двух лет, теперь начала испытывать в них значительные трудности.
Здесь напрашивается вопрос: если все это так, то почему ребенок направляет свои сексуальные чувства к собственным матери или отцу? Не совершила ли здесь мудрая природа ошибки? Почему не к любому произвольно взятому представителю мужского или женского пола? Разве не было бы лучше, если бы эти чувства с самого начала были привязаны к иному, нежели родитель, лицу, дабы предотвращать инцест? Однако ребенок совершает вполне определенный выбор: мальчик стремится к матери, девочка — к отцу. На наш взгляд, это происходит потому, что плотские чувства, начавшие проявляться у ребенка, следуют руслом, проложенным чувством привязанности к родителям, которое в этот период жизни ребенка уже стабилизировалось. Это наряду с врожденной тенденцией к гетеросексуальности объясняет, почему маленькая девочка обращает свои сексуальные чувства преимущественно на отца, а не на почтальона, маленький же мальчик — на мать, а не на хорошенькую соседку. Однако ввиду мощности сексуального стимула даже в таком возрасте отмечается тенденция к переключению этих чувств на посторонних.
Именно когда сексуальные чувства специфически адресуются родителю противоположного пола, мы наблюдаем кокетливое поведение маленькой девочки, заявляющей, что она хотела бы отправиться в поездку вдвоем с отцом, а маленький мальчик не хотел бы, чтобы отец пришел домой к ужину, надеясь остаться с матерью вдвоем.
Конечно, желания детей такого рода благоразумно ограничивать. Ребенку не требуется сильно напрягать свой ум, чтобы понять, что удовлетворение, которого он жаждет и не получает от отца, получает кто-то другой. Отец не берет с собой на танцы и в кино хорошенькую дочь, хотя охотно берет ее мать. И маленький мальчик, конечно, видит то же самое.
В результате развивается интенсивное чувство ревности. Известно, что чувство ревности сопровождается огромным страданием и, конечно, генерирует враждебность и ненависть по отношению к любимым родителям. Амбивалентность чувств рождает у ребенка весьма трудноразрешимый, опасный внутренний конфликт, развивающийся на основе конкуренции с одним из любимых ребенком первичных лиц. А поскольку чувства враждебности и ненависти приобретают значительную интенсивность, ребенок испытывает огромную тревогу, к которой добавляется страх наказания. В итоге формируется внутреннее состояние, требующее участливого отношения к переживаниям ребенка и больших усилий, направленных на урегулирование конфликта.
Не справляясь с конфликтом, ребенок выражает свои переживания в форме враждебности. Прежде всего, испытывая острое чувство вины как результат работы совести, ребенок оказывается между противоречивыми желаниями и чувствами — ненавистью к матери и любовью к ней. Аналогичный конфликт между ненавистью, желанием уничтожить и любовью возникает и в отношении маленького мальчика к отцу. И так как противоречие неустранимо, ребенок пытается сам выйти из конфликтной ситуации. Маленький мальчик ищет разрешения своих конфликтных желаний, пытаясь как-то избавиться от желания жениться на матери, а маленькая девочка — от желания выйти замуж за отца.
Если не сразу, то частично эти попытки ребенка уменьшают интенсивность накопившихся в нем враждебных чувств к любимому родителю. Тем самым ребенок совершенствует способность подчинять себе и конструктивно регулировать враждебные чувства не только в этом конфликте, но и при иных жизненных обстоятельствах. Еще одно важное следствие состоит в том, что у ребенка усиливается стремление к идентификации с родителем одинакового с ним пола, он хочет быть похожим на него. Целый ряд других в высшей степени важных приобретений психологического развития генерируется в процессе преодоления противоречивых желаний. Среди них — сублимация некоторых чувств и желаний.
Немаловажное значение имеют последствия конфликтных переживаний: чувства ненависти и ревности, которые не могут быть разрешены детьми вплоть до пятилетнего возраста, подавляются. Эти чувства вытесняются в бессознательное ребенка, где в связи с их неизменностью и неразрешенностью они остаются в активном состоянии.
Интересно, что формирование Эдипова комплекса у ребенка не исключается, если в семье по какой-либо причине отсутствует отец. Однако точно не установлено, как этот процесс протекает у ребенка в семье с одним родителем. Вероятно, здесь играет роль целый ряд факторов. Так, где отец отсутствует по причине раздельной жизни или развода, ребенок часто чувствует ответственность за это, берущую начало в его запретных сексуальных желаниях. Запретность своих сексуальных желаний и чувств ребенок ощущает, если "обнаруживает", что в жизни матери есть мужчина, как и в том случае, если узнает, что отец все же был, хотя и недолго. Но, конечно, главный вклад в налагаемый ребенком запрет на удовлетворение своих сексуальных желаний делает родитель, его реакция на выраженные ребенком желания. Конечно же, ответственные родители препятствуют сексуальным проявлениям детей и отвергают их заявления о любовных намерениях.
Некоторые вопросы детской сексуальности все еще остаются без ответов. Например, вопрос о мыслительных способностях трех — четырехлетних детей, влияющих на возникновение Эдипова комплекса. Ведь известно, как легко дети усваивают увиденное и услышанное, на удивление тонко мыслят, у них богатая фантазия. Неясны также функции сознания, изнутри ощущаемое "знание", возможно, вызванное бурным развитием юных организмов.
Развертывание Эдипова комплекса глубоко изменяет отношение ребенка к матери и отцу и ведет к острому внутреннему конфликту. Но в то же время преодоление конфликта приносит с собой благотворные эмоциональные и волевые изменения личности ребенка.