Гармоничность отношений между родителями и детьми
Мы рассмотрели несколько типов взаимоотношений между родителями и детьми, для каждого из которых свойственна детская агрессивность. Она может быть как пассивной, так и активной, разрушительной, и ее характер регулируется взаимоотношениями в семье. Иными словами, родители могут смягчить агрессивность ребенка, оказав ему помощь, или усилить ее. Используя приведенные примеры, они будут в состоянии сами найти выход в ситуациях, которые здесь не затронуты.
В этой главе мы постараемся показать, что для родителей, стремящихся к тому, чтобы их ребенок вырос психически полноценным, нет более ответственной задачи, чем установление между ними и ребенком гармоничных отношений.
Это вовсе не означает, что родители должны всячески ублажать своего ребенка, потакать ему, идти на поводу и каждый раз умиляться его поступкам. Родители могут иногда рассердиться, ими может овладеть раздражение или тревога и беспокойство — все это вносит сложность в характер взаимоотношений с детьми. Но и в самых сложных ситуациях надо помнить, что какими бы врожденными наклонностями, достоинствами или недостатками ни обладал ребенок, характер ваших взаимоотношений с ним является наиболее действенным средством, определяющим его эмоциональное состояние и влияющим на его душевное развитие. Задача состоит в том, чтобы сделать эти отношения гармоничнее на протяжении всего периода воспитания ребенка: от младенчества до юности. Мы надеемся помочь родителям создать атмосферу доверительной близости в их отношениях с детьми, так как возникновение такого рода привязанности имеет огромное значение для нормального развития ребенка и формирования его агрессивности.
Положительная эмоциональная среда способствует развитию у ребенка самостоятельности, уверенности в собственных силах, общему психологическому развитию. Излишняя враждебность ослабляется, таким образом, при помощи нескольких средств.
Во-первых, формирование положительной эмоциональной среды требует, чтобы родители в разумных пределах поощряли привязанность к ним ребенка. Проявляя внимание к потребностям ребенка, не допуская случаев его чрезмерного разочарования, родители в значительной мере снижают враждебность ребенка, что благоприятно сказывается на положительной эмоциональной привязанности между родителями и детьми. В свою очередь это будет способствовать послушанию, основанному на любви, в противоположность послушанию, основанному на страхе, которое помешает попыткам родителей социализировать ребенка.
Во-вторых, устанавливая доверительные отношения с ребенком, родители, испытывающие амбивалентные чувства любви — ненависти, закладывают в отношения с детьми компонент любви. Этот компонент помогает преодолеть так или иначе возникающее у ребенка чувство ненависти к родителям. Конструктивная составляющая детской амбивалентности чувств определяет благоприятный баланс любви и враждебности у ребенка и способствует совершенствованию воспитательных средств воздействия на него. Таким образом, у ребенка формируется здоровое сознание, препятствующее развитию болезненных и отягощающих стереотипов адаптации.
В довершение сказанного ситуация доверия между родителями и ребенком — это наиболее действенный инструмент в руках родителей для контроля над чувствами ненависти и враждебности, чтобы предотвратить их накопление в психике ребенка. Какими бы психологическими качествами ни обладал ребенок от природы, формирование достаточно положительной и устойчивой атмосферы доверия между ним и родителями препятствует генерации и аккумулированию враждебности, тем самым предотвращая развитие излишней враждебности в его характере.
Очередной этап в развитии ребенка приносит с собой и характерные для этого этапа трудности. Сознавая, что взросление ребенка ставит новые проблемы, родители должны избрать тактику поведения, способствующую сближению с ним. В этом случае они не только преодолеют эволюционные трудности, но и помогут развитию в ребенке таких полезных качеств характера, как самостоятельность и независимость, уверенность в собственных силах, ощущение себя ценным как личность.
Условием формирования доверительных отношений с ребенком является любовь родителей к нему и умение вызвать ответное чувство — так же как и умение вовремя отозваться на призыв ребенка к взаимному общению. Коммуникативная ситуация, например, может возникнуть при обсуждении вопроса, "что можно и чего нельзя делать".
Немаловажное значение имеет также умение матери установить атмосферу взаимопонимания, наладить эмоциональный диалог с ребенком. Чтобы быть в достаточной мере отзывчивым, родителям следует знать о чувствах своего ребенка, его эмоциональных переживаниях.
Мы полагаем, что, если родители будут учитывать особенности развития ребенка, этапы взросления и трансформацию способов коммуникации с детьми, их отзывчивость станет более гибкой, легче установятся эмоциональный диалог, отношения доверительной близости между родителями и ребенком.
Обсудив этапы развития ребенка и задачи родителей — установление близких отношений с ребенком, не посягающих на его независимость и самостоятельность его "я", вопросы детской сексуальности, мы кратко рассмотрим наиболее типичные проблемы детей школьного и подросткового возраста. В следующем разделе излагаются некоторые дополнительные вопросы формирования гармоничных отношений между родителями и ребенком. Мы попытаемся сфокусировать наше внимание на общей характеристике способствующих эмоциональному развитию отношений, отдельным этапам в развитии эмоциональных взаимодействий. В последнем разделе речь пойдет о формировании отношений доверия между родителем и ребенком. В каждом из разделов уделяется внимание типичным проблемам и необходимым действиям родителей.
Эмоциональный диалог должен быть налажен. В том, как мама держит ребенка, будто сливаясь с ним, в ее ласковом жесте ощущается полное взаимопонимание. Хорошо обоим. Такие минуты вносят в отношения гармонию. |