Основные причины депрессивных состояний
Депрессивные состояния могут возникать по нескольким причинам. Некоторые люди генетически предрасположены к депрессиям больше, чем другие. Существуют особые типы депрессивных состояний, которые доставляют необычайно сильное страдание и вызывают значительные проблемы. Вне зависимости от того, имеет ли человек наследственное предрасположение к таким типам депрессивных состояний или нет, в жизни случаются душевные травмы, которые каждого из нас могут повергнуть в депрессивное состояние. Психологи и психиатры считают, что каждый человек должен уметь сам справляться с чувством тревоги и депрессией. Состояний депрессии трудно избежать, хотя и предрасположение, и события жизни могут своеобразно влиять на их частоту, силу и длительность.
Встревоженность — это чувство беспомощности, возникающее от смутного внутреннего ощущения опасности, от чего-то рокового, надвигающегося на человека. Например, ребенок испытывает чувство тревоги, которое по существу вызвано бессилием от предчувствия разлуки с матерью. Депрессию же некоторые клиницисты описывают как реакцию на уже случившееся событие. Это реакция на ощущение потери, например, если по истечении некоторого времени мать не возвращается. Угроза опасности теперь материализовалась, и ребенок не только встревожен, но и испытывает чувство безнадежности от того, что он брошен.
Родители должны знать, что дети уже с первых месяцев жизни способны испытывать мучительные депрессивные переживания. Дети в возрасте шести—восьми месяцев уже могут переживать чувство подавленности, а еще через несколько месяцев — типичные депрессивные состояния. Какой бы ни была наследственность, излишне частые и долгие расставания с матерью, равнодушие или недостаток внимания с ее стороны — все это способно вызвать депрессию у ребенка любого возраста. Как только ребенок в достаточной мере привязывается к матери и отцу (а это обычно происходит к пяти—шести месяцам жизни), разлука с родителями без предоставления ребенку устраивающей его альтернативы ведет к депрессии. Если же ребенок к шести месяцам жизни недостаточно привязан к родителям, то при разлуке сними такой депрессивной реакции не наблюдается. Это, однако, неутешительно, ибо если к пяти—шести месяцам у ребенка еще не сформировалась специфическая привязанность к матери, последствия этого могут быть опаснее депрессии. Таким образом, младенец способен переживать депрессивные состояния уже с середины первого года жизни. До этого возраста разлука с матерью и недостаточная привязанность к ней обычно не ведут к переживанию депрессивных чувств, но могут существенно влиять на дальнейший рост и развитие ребенка.
Страдания, причиняемые депрессией, и ее последствия сказываются на формировании личности, на ее будущем развитии, поэтому усилия, направленные на борьбу с депрессивными состояниями, себя оправдывают. Мы подчеркиваем, что специалисты издавна связывают депрессию с возникновением враждебности, которая переключается с внешних объектов на собственное "я", вне зависимости от того, вызвана ли она чувствами вины и стыда или реакцией на утрату объекта любви. Добавим от себя:
мало того, что ненависть и враждебность, обращенные против собственного "я", приводят к депрессии, — эта депрессия, как причиняющая значительные страдания, обычно сама по себе является источником враждебности. Однако, если ненависть, обращенная на себя, происходит из чувства вины, она может восприниматься как наказание, и чувство вины смягчается. Страдание, причиняемое депрессивным состоянием, компенсирует мучительные чувства вины и стыда, и враждебность "я" может и не мобилизоваться.
Но не все депрессивные состояния возникают из чувства вины. Именно в тех случаях, когда депрессивное состояние ведет к дальнейшему наращиванию враждебности, родители могут вмешаться и эффективно помочь своим детям.
Еще одно замечание, помогающее понять, как преодолевать депрессию. Признаком разрешения депрессивного состояния всегда является выход психической энергии, очевидно, подпитывающий депрессивную враждебность. Возможность выразить и разрядить эту враждебность приемлемыми для "я" средствами, как полагают, уменьшает степень деструктивности последствий от избыточного выхода энергии. Так, нам известно, что преодолевающие депрессивное состояние дети обычно становятся враждебными и трудными в общении, что может настраивать воспитателя против них и мешать выражению ребенком подавленной ненависти. Последнее же в свою очередь препятствует преодолению депрессии.