Поведение детей и стратегия воспитания
Паренс Г.
Агрессия наших детей.
Содержание
Вступление
Глава 1. Как понимать агрессивность
Глава 2. Причины агрессивности
Глава 3. Предотвращение переживаний чрезмерного неудовольствия
Глава 4. Потребность ребенка в автономии
Глава 5. Установление ограничении
Глава 6. Как научить ребенка выражать свою враждебность
Глава 7. Приступы ярости как способ развития ребенка
Глава 8. Помощь при болезненных эмоциях
Глава 9. Гармоничность отношений между родителями и детьми
Глава 10. Краткое повторение
Ребенок-агрессор?
Не слишком ли эмоциональное слово вынесено в название книги? Непослушное чадо и понятие, которое ассоциируется с нападением, насилием... Однако ваш ребенок вовсе не ангелочек с почтовой открытки. Это он впадает в истерику, ломает игрушки, проявляет враждебность, которая становится истоком многих драм и даже трагедий. Родители, столкнувшись с яростным сопротивлением ребенка, часто пребывают в растерянности, в смятении, в испуге. Так ли просто услышать от дитятки: "Я тебя ненавижу!"
Книга, которую вы держите в руках, позволяет многое понять и исправить. Она дает возможность увидеть события в ином освещении. Наконец, разобраться и в себе самом, в своих родительских чувствах. Ребенок вовсе не зверь. Он наделен инстинктивными импульсами, обуреваем страстями, отстаивает свой такой хрупкий и не устоявшийся мир. Да, в стремлении утвердить собственную личность чадо обнаруживает гнев, ярость, разрушительность. И это наше кровное существо, единственное, любимое... Однако понимаем ли мы мотивы детских поступков, спонтанных реакций?
Во времена Шекспира ребенка не выделяли из взрослого мира. Ему шили такой же камзол, только меньшего размера. Приучали к мужественности, но совершенно не догадывались о специфике детской психики. Когда появились романы Диккенса, детям стали подавать милостыню. Дети казались кроткими и готовыми к добрым поступкам. Только в нашем веке заговорили о немотивированной преступности, о деструктивности человеческого поведения, об отчужденности детей.
Агрессия — слово многозначное. Можно говорить о непреднамеренной, игровой агрессии. Об агрессии как самоутверждении. Вот почему эта книга — о специфически человеческом.
Павел Гуревич, профессор, академик Академии гуманитарных исследований
Предисловие
Опыт работы с родителями и детьми убедил нас, что детская агрессивность — одно из тяжких испытаний для родителей. С другой стороны, дети сами часто не могут справиться со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивным поведением остается для них чрезвычайно важной.
Эта книга адресована родителям, профессиональным психиатрам, работающим с родителями и детьми, педиатрам, учителям и другим специалистам, которым приходится иметь дело с детьми. Исследования агрессивности у маленьких детей обнаружили, что при взаимодействии родитель—ребенок возникают ситуации, когда агрессивность особенно активизируется, проявляясь в форме гнева, враждебности, ненависти, ярости, то есть в форме враждебной деструктивности. Исследования и клиническая работа позволили определить, что вносят в такую ситуацию родители и как они с этой ситуацией справляются. Их поведение существенно влияет на развитие агрессивности как в ее недеструктивной форме — упрямстве, настойчивости, так и в деструктивной форме. Родители либо помогают развитию здоровой агрессивности, что необходимо для самоутверждения ребенка, либо способствуют смягчению враждебной деструктивности поведения, угрожающей его благополучию. Помочь выдержать это испытание могут знания родителей о специфических чертах и динамике агрессивности, а также предлагаемая стратегия родительского вмешательства.
Прежде всего на модели агрессивного поведения, отражающей наше понимание агрессии и причины ее возникновения, покажем способы и правила поведения родителей в сложных ситуациях. Если мы сможем помочь родителям лучше понять типичные случаи возникновения упрямства или враждебности ребенка, они смогут самостоятельно разобраться и правильно реагировать в любых других ситуациях.
Несмотря на сложность проблемы, читатель не встретит в книге неожиданных рифов, водоворотов или каких-либо монстров. Наша задача — показать родителям, насколько широки реальные возможности управления трудными ситуациями.
ГЛАВА 1
Как понимать агрессивность
Не было бы нужды объяснять, что такое агрессия, откуда она берется, что ее порождает, если бы в воспитании ребенка родители не сталкивались с детской враждебностью по отношению к себе или к другим людям. Хотим мы того или нет, но совершенно очевидно, что наши милые детки временами ненавидят нас, готовы от нас избавиться, и родители, страшась очевидного, стараются не замечать этой проблемы.
Ребенок двух лет сердится, когда мать резонно запрещает ему отнимать игрушку у другого ребенка, и бросает ей в лицо: "Я тебя ненавижу!" Мать расстроена, хотя и знает, что маленькие дети не умеют как взрослые контролировать выражение своих чувств. Она говорит: "Я знаю, что ты не хотел это сказать". К сожалению, на ребенка это действует мало. О том, почему это происходит, мы поговорим далее.
В свою очередь и родители временами испытывают чувство злости к детям и, любя их, потом мучаются и упрекают себя за это. Трудно найти ситуации, в которых возникали бы более сильные чувства вины и стыда, чем в те моменты, когда мы, хорошие родители, чувствуем примерно следующее: "Как я хочу избавиться от этой маленькой..."
Амбивалентность, то есть одновременные любовь и гнев или даже ненависть, испытываемые к близкому человеку, характерна для взаимоотношений, наиболее значимых для нас: между родителями и детьми, братьями и сестрами, возлюбленными, супругами. Это один из главных источников трудностей в близких взаимоотношениях.
Врожденная предрасположенность к эмоциональным переживаниям и раздражительности плюс жизненный опыт, который мы приобретаем, — вот что практически определяет наше отношение к близким — друзьям, супругу, детям. В свою очередь лучшее из того, что мы, родители, можем сделать для своих детей, — это помочь им справиться с трудностями роста, чтобы, став взрослыми, они могли получать удовлетворение от любви, работы и творчества, от отдыха и развлечений. Всего этого можно достичь, научив наших детей справляться с агрессивностью.
Агрессивность как в форме настойчивости, упрямства (недеструктивная), так и в форме враждебности и ненависти (деструктивная) влияет на наше эмоциональное развитие и благополучие, на формирование личности, на наше психическое здоровье. Без преувеличения можно сказать, что способность ребенка справляться со своей агрессией определяет его будущее благополучие и развитие его индивидуальных и социальных качеств.
ГЛАВА 2
Причины агрессивности
Давайте условимся, что понимать под словом "агрессия". Поскольку не существует общепринятого определения, агрессивным называют разные типы поведения. Например, враждебность, безусловно, форма агрессии, которая чревата неприятностями и для самого агрессора, и для его окружения. С другой стороны, упорство — тоже форма агрессии, но без него трудно чего-нибудь добиться, достичь цели. Таким образом, называя поведение агрессивным, разные люди имеют в виду разные вещи. Некоторые ученые вообще не считают настойчивость (упорство) разновидностью агрессии. А мы, как и многие другие, считаем.
Существует несколько моделей поведения, с помощью которых можно охарактеризовать детскую агрессию. Здесь мы представим одну из них, опробованную в процессе нашей работы и давшую хорошие результаты.
Непосредственные исследования поведения здоровых детей и их родителей (матерей в первую очередь) показали, что агрессивность проявляется в различных формах у любого ребенка, даже очень маленького. Все формы (и типы поведения) агрессивности имеют одну общую черту: они вызваны попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей. Реакция в виде агрессивного поведения, вероятно, приводится в действие врожденными механизмами, некой внутренней мотивирующей силой.
Мы хотим подчеркнуть, что наша модель агрессивности — не плод отвлеченных рассуждений. Наоборот. Мы начали изучать агрессию, когда поведение маленьких детей заставило нас усомниться в имевшихся до того теориях. И чтобы разрешить это противоречие, мы постарались взглянуть на агрессивное поведение детей свежим взглядом. На начальных этапах нашей работы выявилось поразительное множество форм поведения, которое мы определяли как агрессивное. Затем обнаружилось различие в типах агрессивного поведения. Например, исследовательская активность ребенка, его упорные попытки чего-либо достичь существенно отличаются от таких случаев, когда голодный ребенок яростно плачет или когда один ребенок дразнит другого или насмехается над ним. В конце концов мы сумели выделить несколько категорий агрессивного поведения.
Для простоты ограничим наше изложение двумя главными формами агрессии, с которыми приходится сталкиваться родителям. Первая — недеструктивная агрессия, то есть настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Исследования позволяют предположить, что недеструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворению желаний и достижения цели. Эти механизмы наличествуют и функционируют, хотя и достаточно примитивно, с самого момента рождения.
Другая форма — враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п. тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих. Враждебная деструктивность, в отличие от недеструктивной агрессии, не проявляется сразу после рождения. Однако механизм ее продуцирования (генерирования) или мобилизации существует с самого начала жизни ребенка. Враждебная деструктивность вызывается и активируется в результате сильных неприятных переживаний (чрезмерная боль или дистресс).
Вся наша эмоциональная жизнь находится под влиянием этих двух форм агрессии. Они беспокоят нас в наибольшей степени, так как формируют опыт наших детей, особенно проявляясь в их взаимоотношениях с родителями. Поговорим о каждой из этих форм агрессии.
Принципиально недеструктивная, невраждебная форма агрессивного поведения обнаруживается у детей уже с первых месяцев жизни. Ребенок ведет себя агрессивно, чтобы самоутвердиться, взять верх в какой-либо ситуации, а также совершенствовать свой опыт. Этот тип агрессии является важной мотивировкой для развития познания и способности положиться на себя. Он побуждает к необходимой конкуренции, которая не является изначально враждебной и деструктивной. Такое поведение служит для защиты потребностей, собственности, прав и тесно связано с удовлетворением личностных желаний, достижением цели так же, как и со способностью к адаптации. Безусловно, проявления этого типа агрессии естественны для здоровой адаптации к среде.
Недеструктивная агрессивность побуждает ребенка забраться на дерево. Она необходима для здорового эмоционального развития. |
Познавательная активность младенца, настойчивость его усилий, особенно когда он старается во что бы то ни стало удержать то, что привлекло его внимание, определяется нами как тип недеструктивного поведения в исследовательской деятельности ребенка.
Например, во время кормления Джейн (три с половиной месяца) хватается рукой за ложку, которую мать подносит к ее рту. Девочка крепко держится за ложку, стараясь участвовать в процессе кормления. Потом она исследует набор пластиковых колец, висящих перед ней на веревочке: рассматривает их, пытается удержать все сразу в своих ручках, растягивает, сует в рот, затем опять рассматривает, опять сует в рот. И так снова и снова, с необычайной настойчивостью, отчего возникает ощущение, что она весьма увлечена этой неизвестной для нее штукой и потребностью выяснить, что же это все-таки такое.
Наблюдая за усилиями Джейн овладеть чем-то для нее новым, внутреннюю потребность ребенка контролировать нечто из окружающей среды, заставить это нечто исполнить ее желание, мы констатируем, что это делается без всякой злобы и раздражения, без стремления разрушить или причинить вред предмету. Этот тип активности обнаруживается с первых месяцев жизни. Когда ребенок бодрствует, когда он находится в состоянии эмоционального и физического комфорта, он, как правило, увлечен исследованием окружающей его среды.
Рассмотрим далее ту форму агрессии, которую мы назвали враждебной деструктивностью. Она проявляется в злобном и враждебном поведении, связанном с переживанием интенсивного дистресса и боли, но может вызываться также особым удовольствием причинить боль и явным желанием делать это. Причем агрессивные черты в поведении детей мы наблюдали с первых дней жизни. Даже у новорожденных детей наблюдаются реакции ярости. Наш вывод: эти реакции ярости есть наиболее примитивные формы враждебности у человека.
Конечно, в первые месяцы жизни младенец, у которого возникает реакция ярости, не осознает своих желаний что-нибудь разрушить или навредить кому-либо. Насколько известно, в первые месяцы жизни младенец не способен к сознательному осуществлению подобных намерений. Способность иметь такое желание не возникает ранее середины первого года жизни. К концу же первого года жизни, наблюдая реакции ярости у детей, без труда можно заметить, что ребенок испытывает чувство враждебности и нередко оно сопровождается желанием причинить вред. Такая мысль возникает, например, когда вы видите, как ребенок гневно швыряет игрушку, если его против воли усаживают в коляску.
Наблюдения за детьми (даже в тех случаях, когда их поведение исключает разрушительные желания) показывают, что должен существовать некий пусковой механизм для реакций ярости. (Это справедливо и для всех других актов враждебности.) Мы пришли к выводу, что таким пусковым механизмом является переживание чрезмерной боли или дистресса. Как уже говорилось, реакция ярости у ребенка возникает в результате дискомфорта. Это было установлено нами в ходе длительных наблюдений, в то время как родители чувствуют это интуитивно. Когда же родители не могут обнаружить источник чрезмерной боли или дистресса, они склонны объяснять плач и беспокойство ребенка необходимостью "упражнять легкие". Конечно, это заблуждение. Но в детском плаче есть как минимум желательная черта - это указание родителям, что ребенок испытывает боль (неважно, какого рода). И это в общем хорошо. Просто мы хотим подчеркнуть, что реакция ярости возникает у детей только в тех случаях, когда они испытывают чрезмерную боль или дистресс в той или иной форме - некий тип чрезмерного неудовольствия. Это условие обязательно для развития реакции ярости.
Пример. Неудачная попытка прогнать старшую сестру из песочницы расстроила мальчика. |
Нестерпимые дистресс и боль изменяют врожденную недеструктивную агрессивность на противоположную, вызываемую желанием устранить источник боли или дистресса. То есть возникает тип агрессии, который приобретает черты некого эндогенного желания причинять вред или уничтожать нечто в своем окружении, что ощущается как источник чрезмерного неудовольствия.
Уже в очень раннем возрасте дети стремятся управлять чувством враждебности, находя способы удовлетворить свою ярость с меньшим ущербом для любящих их родителей. Например, мы наблюдали за девочкой (1 год 2 месяца), которая, рассердившись на свою маму, явно намеревалась швырнуть в нее деревянным кубиком. Вместо этого она в последний момент чуть развернулась, и кубик полетел в сидевшую рядом женщину. Враждебное чувство к матери переместилось у нее во враждебный акт, направленный на человека, атаковать которого ей казалось менее опасно. И, совершив это, она самодовольно улыбнулась.
Пример. Попытки мальчика прогнать старшую сестру стимулировали агрессивность. По мере того как возрастало неудовольствие, росла враждебность. Если бы это продолжалось, то мальчик
|
В другом случае мы наблюдали за Кенди (1 год 2 месяца), которая подошла к Донни (два с половиной года) и ударила его по руке. Нас это не удивило, поскольку за три дня до того Донни сильно ударил Кенди. Девочка плакала, но никакой враждебной реакции с ее стороны по отношению к Донни мы не наблюдали. Ее враждебное чувство вылилось на сестру Синди и на игрушки. Три дня спустя, однако, Кенди, видимо, сочла возможным ударить Донни и таким образом разрядить свое враждебное к нему чувство. Даже в столь юном возрасте девочка спокойно контролировала свои действия. Она не выглядела довольной, но вид у нее при этом был безмятежный и удовлетворенный.
Приведем пример враждебного поведения с намерением получить удовольствие от причиненной другому боли. Этот тип агрессивного поведения, которое мы можем назвать дразнящим или насмешливым, проявляется у детей примерно с одного года жизни.
Сюзен двух с половиной лет заинтересовалась игрушкой, которую изучал полуторагодовалый Томми. С неким подобием улыбки на лице она подошла к мальчику и вырвала игрушку у него из рук. Ее мать отвлеклась и не заметила этого. Когда Томми занялся другой игрушкой, Сюзен снова выхватила ее у Томми. Тот занялся третьей игрушкой, но и ее Сюзен тут же отобрала у него. Ее улыбка выражала очевидное удовольствие. Теперь плач Томми был услышан, и мать Сюзен вынуждена была вмешаться.
Дети реагируют на чувство враждебности, предшествующее враждебным поступкам, совершенным по отношению к ним. Мы пришли к такому выводу, наблюдая враждебные поступки у детей, которые совершаются с удовольствием, преднамеренно, поскольку им предшествовали переживания нестерпимой боли, закреплявшиеся в психике. Подобная враждебность проявится, когда для этого возникнут более простые для ребенка условия. Иными словами, когда дети (или взрослые) действуют садистически, стараясь причинить боль другому, мы можем предположить, что они поступают так потому, что ранее они сами страдали, и их эмоциональное "я" было ущемлено. Оскорбление нашего нарциссизма (чувства любви к себе, самоуважения) есть основной источник подобных поступков.
Таким образом, деструктивная враждебность, как и другие формы агрессивности, вызывается попытками самоутвердиться и контролировать жизненные ситуации. Под воздействием чрезмерного дистресса или боли возникает желание причинить боль и вызвать деструкцию объекта или личности, которые были предметом контроля. Мы полагаем, что в этом и состоит суть враждебного поведения и проявлений ненависти и ярости.
Подобная форма агрессивности, носящая характер амбивалентности, хорошо известна специалистам, работающим в области психического здоровья. Именно она может приводить к возникновению эмоциональных конфликтов, острого чувства вины, формировать грубые черты в характере, лимитировать способность к адаптации, к установлению доброжелательных отношений с людьми и ко многому другому.
ГЛАВА 3
Объяснение
Уже в раннем возрасте дети, испытывавшие переживания чрезмерного неудовольствия, проявляют признаки враждебности — от возникающей вскоре после рождения реакции ярости до более поздних реакций злобы, враждебности и ненависти. Как уже говорилось, предотвращение или же смягчение подобных переживаний — прямой путь к снижению уровня враждебности в поведении ребенка. Следует помнить, что речь идет о предотвращении чрезмерного неудовольствия, а не неудовольствия как такового. Неудовольствие в скромных дозах побуждает ребенка к адаптации, создает условия для здорового развития и приобретения навыков. Однако у маленьких детей возможности избегать неудовольствие ограничены. И если агрессивность является адаптивной, если она помогает успокоиться ребенку, то с ней надо считаться и позволять ребенку сердиться, даже злиться, а временами и ненавидеть.
Жизнь устроена так, что человеку трудно избежать болезненных разочарований и катастроф. Ребенок даже в идеальных домашних условиях не минует разочарований. Так, воспитание детей, забота об их психологическом развитии предусматривают определение пределов разрешенного, что неизбежно приведет к переживанию чрезмерного неудовольствия.
Родителям следует различать простое неудовольствие ребенка и чрезмерное неудовольствие, которое в результате препятствует его нормальному развитию. И это то, чего необходимо избегать. Значительно проще предотвратить проявления деструктивного поведения, чем потом бороться с враждебностью ребенка, когда она стала стабильной чертой психики, свойством характера.
Предотвращение переживаний чрезмерного неудовольствия и смягчение тех переживаний, которых избежать нельзя, — в этих основных направлениях должна сосредоточиваться работа воспитателя. Не так-то легко научиться отличать адаптивные переживания, названные нами конструктивными, от неконструктивных, от злости и враждебности в чрезмерных формах. Здесь важно доверять собственным чувствам и оценкам. Замечая неудовольствие ребенка, родители должны устранить или хотя бы смягчить интенсивность неприятных и болезненных переживаний, чтобы восприятие жизни у ребенка не было изначально неприятным, а враждебность не стала автоматической реакцией, негативно отражаясь на личности.
Об источниках дискомфорта
Трудность или простота в утешении ребенка зависят от того, удастся ли родителям определить источник дискомфорта и устранить его. Может быть, родителям и не стоит напоминать об этом, поскольку для них вопрос "Что случилось?" является естественным. Однако вполне возможны ситуации, когда однозначного и быстрого ответа не существует. Именно когда после долгих и безуспешных попыток успокоить ребенка не удается, родители склонны считать его крики "упражнением легких".
Возможны и такие случаи, когда источник дискомфорта не может быть полностью устранен. Возьмем, например, ситуацию, когда у ребенка жар, болит ухо. Родители, обнаружив источник боли, не могут сразу же положить конец страданиям ребенка. Но даже если родителям не удается избавить ребенка от боли полностью, то их старания успокоить и утешить благотворно сказываются на его состоянии. В конце концов родители осознанно или интуитивно действуют так, что их ребенку, чувствующему внимание к себе, свою ценность для них, становится значительно комфортней, хотя усилия родителей и не приводят к полному избавлению от боли.
Некоторые родители стараются помочь ребенку автоматически — прежде, чем они разберутся, поймут, откуда исходит боль. Эта тенденция чрезвычайно ценна, поскольку она сообщает ребенку ощущение собственной ценности, любви и надежности окружающей его среды. Безусловно, это поддерживает позитивно окрашенную привязанность и способность доверять окружающим. Когда ребенок нуждается в комфорте, позитивный отклик необходим. Дети не просят о комфорте, когда они в нем не нуждаются.
В нашей психиатрической практике есть понятие "проработка". Проработкой мы называем аналитический процесс исследования неприятного опыта — будь то травма или эмоциональный конфликт. В ходе анализа выявляется природа травмы, ее возможные последствия, разрешаются конфликты, то есть речь идет о приобретении навыков преодоления ситуаций, в которых человек чувствует себя беспомощным. Беседуя с ребенком о случившемся с ним, мы объясняем ему причины травмировавшего его события, вскрываем источник боли. Иногда, когда это необходимо, заранее обсуждаем последствия событий, которые могут оказаться травмирующими. И если такое событие происходит и ребенок или подросток переживают его особенно болезненно, полезно найти возможность обсудить происшедшее, его причины, мотивы поведения, чувства ребенка в трудный момент. Весьма полезным может оказаться также разговор о том, как ребенок может защитить себя от повторения неприятных переживаний. Очень важно, чтобы ребенок (или подросток) понял, что подобные болезненные переживания можно облегчить, поговорив о них.
Разговор с ребенком также предотвращает рост враждебности. |
Пример. По пути домой от соседей, которых они навещали, мать говорит двухлетнему Тимми: "Как грустно, что Джонни не дал тебе поиграть с новым грузовиком. Но ты же знаешь, что машину ему только что подарили. Может быть, в следующий раз он позволит тебе поиграть с ней". Расстроенный Тимми слушает объяснения матери и перестает жаловаться на плохого Джонни. Мать смягчает неприятные впечатления сына, позволяя ему выразить их своей приязненной манерой разговора, находя понятные для мальчика объяснения, почему Джонни в этот раз никак не мог позволить Тимми играть с грузовиком.
Конечно же, существуют гораздо более серьезные проблемы, которые можно разрешить, проработав их подобным образом. Например, такие как — почему мама должна покинуть Тимми, уходя на работу, или почему ей нужно лечь на несколько дней в больницу.
Весьма желательно позволять детям выражать свои чувства, впечатления, жаловаться (если этим не злоупотреблять). В таких случаях ребенок самостоятельно включается в обсуждение волнующего его вопроса, учится справляться с болезненными переживаниями. Обычно нужда в обсуждении возникает после безуспешной попытки самому понять случившееся. Проработка помогает ребенку смягчить причиненную ему боль, научить его справляться с подобными явлениями впоследствии. Обсуждения такого рода вселяют в ребенка уверенность, что он в силах преодолеть болезненные, затруднительные ситуации, бросающие ему вызов. Заметим, что неразрешенные реакции на болезненные события не проходят бесследно, они остаются в психике ребенка, продолжают влиять на его эмоциональное развитие. Подчеркнем, что для благополучия ребенка родители должны быть защитой ребенка, ограждать его от переживаний чрезмерного неудовольствия. И в то же время весьма уместно напомнить, что не всякие неприятные переживания следует предотвращать. Они необходимы как адаптивные и познавательные средства.
Пример. Понаблюдаем за полуторамесячной Джейн, которая пытается дотянуться до игрушки, находящейся от нее чуть дальше вытянутой руки. Она напрягается изо всех сил, не отрывает от игрушки взгляда, и, повинуясь инстинктивной потребности, бросает свое тельце вперед, вытягивает ручку, насколько может, и наконец захватывает добычу, сует ее себе в рот. Ее беспокойная настойчивость в достижении цели, заставлявшая девочку совершать новые попытки достать игрушку, увенчалась успехом.
Представьте теперь десятилетнего мальчика, который старается научиться ловить мяч, подбрасывая его вверх, или четырнадцатилетнего подростка, пытающегося решить задачу по алгебре. То неудовольствие, которое они испытывают, если их попытки не сразу приводят к успеху, неприятное чувство неудачи побуждают их снова и снова преодолевать препятствия.
Оптимальное эмоциональное развитие предполагает необходимость моментов неудовлетворенности, необходимость фрустрации. Родителям не стоит ни бояться этих моментов, ни специально их создавать, чтобы не ожесточить детей. Жизнь — не сплошной триумф. Кроме того, дети прекрасно чувствуют, когда их фрустрируют намеренно. В таком случае подрывается доверие к родителям: если препятствие запланировано, ребенок вряд ли обратится к ним за помощью, скорее, он разозлится и обидится на близкого человека. Но и излишняя опека со стороны родителей, стремление во что бы то ни стало защитить детей от любых фрустрации, любых неприятностей или разочарований — не лучший способ помогать справиться с трудностями.
Мы уже говорили, что переживания чрезмерного неудовольствия способствуют психологическому развитию ребенка. Неприятные переживания повышают потребность ребенка в успокоении, в доказательствах любви к нему, заботы о нем. И попытки родителей облегчить страдания никогда не проходят незамеченными, даже если именно их действия (или восприятие этих действий ребенком) являются источником его чрезмерного неудовольствия. Родители знают, что, если ребенок поранился, он непременно побежит за помощью к маме. И порой поцелуй ушибленного места оказывается вполне достаточным лекарством. Материнская нежность и любовная забота, как известно родителям и воспитателям с начала мира, обладают удивительной способностью обезболивать и даже лечить.
Чем меньше переживаний чрезмерного неудовольствия придется испытать ребенку, чем эффективнее будет борьба - предотвращение, смягчение, краткость и т.д. - с ними, тем меньше чувства враждебности будет мобилизовано в ребенке.
ГЛАВА 4
Объяснение
Исследования показывают, что уже с первых дней жизни, в периоды бодрствования, ребенок начинает интересоваться непосредственным окружением. Сначала это зрительное исследование, младенец рассматривает сам себя. Позже к зрительному изучению добавляется физическое, то есть активное овладение собственным телом, исследование и контроль среды, в которой младенец оказался после рождения.
Любая мать ребенка от одного до двух лет вынуждена часто вмешиваться в его действия, поскольку его исследовательская активность оказывается небезопасной как для него самого, так и для окружающих предметов. Здесь родительское вмешательство необходимо для защиты и благополучия ребенка, а также и его социализации.
К полугоду жизни ребенка родители начинают сталкиваться с реакцией раздражения и гнева при попытках вмешаться в исследовательскую активность ребенка. Чем чаще происходят подобные вмешательства, тем выше уровень раздражения и гнева. А частое вмешательство, противоположное потребности к исследованию и самостоятельности в первые годы жизни, вызывает чувство чрезмерного неудовольствия, результатом которого оказывается враждебность к тому, кто слишком часто вмешивается. И тут же следует еще раз напомнить о степени вмешательства: чрезмерная фрустрация потребности в самостоятельности может существенно ограничить потребность учиться, узнавать новое и повлиять на развитие интеллекта. Таким образом, родителям очень важно создать для ребенка такую среду, которая позволила бы ему действовать самостоятельно.
Об источниках активности
Несколько факторов определяют тип активности, наблюдаемый у мальчика, о котором мы рассказывали в начале главы. На этот счет существует ряд точек зрения. Вот наше мнение.
Примерно с середины первого года жизни в любом нормальном ребенке ощущается заметный приток энергии, который побуждает его к движению (ползание, ходьба); растет его интерес и любопытство к окружающему миру, потребность его изучения; заметно увеличивается активность в достижении самостоятельности. Наше предположение: в этот период происходит ускоренное созревание ребенка, что выливается в возрастание уровня агрессивности, окрашивающей описанное ранее поведение. Эта агрессивность не является деструктивной, она очень важна для развития личности и способности к адаптации в среде. Она питается стремлением к самостоятельности, развитию индивидуальности. Более того, она играет важную роль в приобретении информации о себе самом, своем "я" и окружении, а также в развитии навыков и установлении необходимого уровня адаптации.
Подчеркнем, что главные побуждающие силы подобного поведения и стремления к самостоятельности являются одновременно и биологическими, и психологическими. Ребенок в той же степени является жертвой внутренних сил, давления, в какой и объекты, которые он исследует и может повредить.
В приведенном примере мать попросту не знала о том, что поведением ребенка управляет врожденное напряжение, которое он еще не научился контролировать. В иные моменты кажется, что кто-то "включает" детей и они действуют как заведенные. Родители, думая, что ребенок сознает свои действия, способен их контролировать, обычно считают, что ребенок их сознательно провоцирует. Конечно, на определенном возрастном рубеже поведение ребенка становится сознательным, и многие дети становятся преднамеренно агрессивными. Но родители должны знать, что ребенком движет разряжающая энергия, которую в первые год — два жизни ребенок очень мало может контролировать. Мы не раз наблюдали смущение детей, когда эта бесконтрольная внутренняя сила толкала их к тому или иному предмету, к опасным поступкам.
Пример. Мальчика в возрасте одного года и двух месяцев сильно привлекала лампа, которую он, исследуя, уронил. Его интерес и любопытство немедленно сменились удивлением и страхом, когда лампа с грохотом упала. И хотя она не разбилась, ребенок в испуге заплакал. Или полуторагодовалый исследователь, отхлебнувший из чашки горячий кофе прежде, чем мать смогла ему помешать. Он испытал настоящий шок от контакта с горячим. Иногда страх перед недовольством родителей уступает в степени страху от неожиданного результата, когда ребенок внезапно теряет контроль и причиняет неприятность окружающим.
Рекомендации родителям
Прежде всего, как уже сказано, необходимо учитывать возрастные изменения в поведении ребенка. Внутренняя потребность в активности усиливается к середине первого года жизни, когда ребенок не в состоянии контролировать свои действия. Родители должны помочь детям вырабатывать необходимые навыки контроля.
Следующая стадия развития требует от родителей организационных усилий. Доктор Бенджамин Спок и другие педиатры совершенно справедливо советовали так организовать домашнее пространство, чтобы активность ребенка не представляла для него опасности. Например, следует, не нанося ущерба комфорту и уюту жилища, убрать ломающиеся, ценные или опасные предметы за пределы досягаемости ребенка. Материнская забота о благополучии ребенка позволит ему удовлетворять естественное любопытство, свободно упражнять зарождающиеся навыки исследования окружающего мира и развивать их. В свою очередь это сократит моменты переживания чрезмерного неудовольствия, испытываемого ребенком, когда мать пытается убрать от него подальше какой-нибудь ценный предмет или оградить от опасного. Снижение степени враждебности сделает жизнь комфортнее и для ребенка, и для матери, обезопасит проявления активности и укрепит способность ребенка управлять своими внутренними побуждающими силами. Таким образом, предотвращаются кризисные болезненные ситуации, пробуждающие враждебность.
Понятно, однако, что создать полностью безопасный для ребенка дом, где отсутствовали бы возможности болезненных столкновений, практически не удается. Кризисы будут возникать из-за необходимости ограничивать активность ребенка, пренебрегать его желаниями, говорить ему "нельзя". Всем родителям приходится прибегать вопреки воле ребенка к ограничению его активности. О подобных ситуациях мы расскажем в следующей главе, посвященной конструктивному ограничению поведения детей.
Следующее важное условие развития ребенка состоит в поощрении его активности, будь то в спорте или художественном творчестве, в учебе или приобретении полезных навыков. Самостоятельность благотворно влияет на развитие индивидуальных с