По специальности 31.08.51 «фтизиатрия»
Структура программы ординатуры включает обязательную (базовую) и вариативную часть. Это обеспечивает возможность реализации программ интернатуры, имеющих различную направленность (специализацию) образования в рамках данной специальности.
Программа ординатуры состоит из следующих блоков:
Блок 1 «Дисциплины (модули)»,который включаетдисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 «Практики», которыйвключаетпрактики, относящиеся к базовой части программы и практики, относящиеся к ее вариативной части.
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация»,которыйв полном объеме относится к базовой части программы.
Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы ординатуры, являются обязательными для освоения обучающимся.
В рамках базовой части Блока 1 программы ординатуры должны быть реализованы следующие дисциплины (модули): «Общественное здоровье и здравоохранение», «Педагогика», «Медицина чрезвычайных ситуаций», «Патология». Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются учебным планом.
Дисциплины по выбору являются избираемыми ординатором и включаются в вариативную часть блока 1. В самостоятельную работу входит, в том числе обучающий симуляционных курс.
В Блок 2 «Практики» входит производственная (клиническая) практика.
Производственная (клиническая) практика проводится в следующих формах:
стационарная;
выездная.
В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит сдача государственного экзамена.
Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении программ ординатуры составляет 36 академических часов.
В процессе подготовки врача-фтизиатра по специальности 31.08.51 «Фтизиатрия»
обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения (входной контроль). Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения учебной темы. По окончании изучения каждого модуля проводится рубежный контроль. При этом используются различные формы контроля: тестовый контроль, решение ситуационных клинических задач, собеседование по изучаемым вопросам. Работа ординаторов оценивается в рамках балльно-рейтинговой системы оценки знаний и умений. По завершении Блока 1 ординатор сдает промежуточную аттестацию. По окончании Блока 2 «Практики» проводится государственная итоговая аттестация (Блок 3), осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель государственной итоговой аттестации − выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности 31.08.51 «Фтизиатрия»
Для реализации образовательной программы высшего образования – программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре (ОПВО) по специальности 31.08.51 «Фтизиатрия» на кафедре имеется в наличии:
1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля);
2) учебно-методической литературой для внеаудиторной работы обучающихся;
3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:
- учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
- клинические базы в лечебно-профилактических учреждениях республики РСО-Алании: ГБУЗ РПТД, ГБУЗ РДКБ – противотуберкулезное отделение
Структура программы ординатуры по специальности
ФТИЗИАТРИЯ»
Структура программы ординатуры | Объем программы ординатуры в зачетных единицах | |
Блок 1 | ДИСЦИПЛИНЫ (модули) | |
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ | ||
Специальные дисциплины | ||
Модуль 1. Теоретические основы фтизиатрии | ||
Модуль 2. Противотуберкулезный диспансер (поликлиника) | ||
Модуль 3. Диагностика туберкулеза | ||
Модуль 4. Туберкулез легких | ||
Модуль 5. Внелегочный туберкулез | ||
Модуль 6. Лечение туберкулеза легких | ||
Смежные дисциплины | ||
Лучевая диагностика туберкулеза легких | ||
Туберкулез детей и подростков | ||
Пульмонология | ||
Саркоидоз | ||
Организация здравоохранения и общественное здоровье | ||
Фундаментальные дисциплины | ||
Патология (патологическая анатомия) | ||
Патологическая физиология (патологическая физиология) | ||
Педагогика | ||
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ | ||
Обязательные дисциплины | ||
Физиотерапия | ||
Эндокринология | ||
Клиническая биохимия | ||
Клиническая фармакология | ||
Микробиология | ||
Туберкулез у пациентов с психическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией, наркоманией | ||
Дисциплины по выбору | ||
Профессиональные заболевания легких | ||
Блок 2 | ПРАКТИКА | |
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ | ||
Стационар | ||
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ | ||
Работа в поликлинике | ||
Блок 3 | Государственная итоговая аттестация | |
Объем программы ординатуры |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММЫ ОРДИНАТУРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ФТИЗИАТРИЯ»
Дисциплины (модули) | Объем программы в зачетных единицах | Всего часов | Из них аудиторных | лекции | семинары | Самостоятельная работа | Форма контроля | |
БЛОК 1 ДИСЦИПЛИНЫ (модули) | ||||||||
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ – 37 З.Е. | Зачет | |||||||
Специальные дисциплины (модули)- 25 з.е. | Зачет | |||||||
Модуль 1. Теоретические основы фтизиатрии | 12 | Зачет | ||||||
Тема 1. Исторические этапы развития фтизиатрии: | 0,1 | Зачет | ||||||
Тема 2. Этиология туберкулеза | 0,2 | Зачет | ||||||
Тема 3. Эпидемиология туберкулеза | 0,28 | Зачет | ||||||
Тема 4. Патогенез туберкулеза | 0,28 | Зачет | ||||||
Тема 5 Классификация туберкулеза | 0,14 | Зачет | ||||||
Модуль 2. Противотуберкулезный диспансер (поликлиника) | Зачет | |||||||
Тема 1. Противотуберкулезный диспансер, поликлиника. Структура и функции диспансера. | 0,65 | Зачет | ||||||
Тема 2. Диспансерная группировка. | 0,6 | Зачет | ||||||
Тема 3. Содержание и методы работы участкового фтизиатра | 0,56 | Зачет | ||||||
Тема 4. Межведомственная программа борьбы с туберкулезом. | 0,67 | Зачет | ||||||
Тема 5. Очаг туберкулезной инфекции | 0,48 | Зачет | ||||||
Тема 6. Пути выявления туберкулеза. Методы раннего выявления туберкулеза у детей, подростков и взрослых. | 0,6 | - | Зачет | |||||
Тема 7. Группы риска по туберкулезу | 0,67 | Зачет | ||||||
Тема 8. Организация раннего выявления туберкулеза. | 0,6 | Зачет | ||||||
Тема 9. Профилактика туберкулеза | 0,67 | Зачет | ||||||
Тема 10. Противотуберкулезная вакцинация. | 0,5 | - | Зачет | |||||
Модуль 3. Диагностика туберкулеза | Зачет | |||||||
Тема 1. Объективное обследование | 0,55 | - | Зачет | |||||
Тема 2. Туберкулинодиагностика | 0,55 | - | Зачет | |||||
Тема 3. Лучевая диагностика | 0,72 | Зачет | ||||||
Тема 4. Лабораторная диагностика | 0,72 | Зачет | ||||||
Тема 5. Бактериологическая диагностика туберкулеза | 0,68 | |||||||
Тема 6. Инструментальные и инвазивные методы исследования | 0,78 | |||||||
Модуль 4 «Туберкулез легких» | Зачет | |||||||
Тема 1. Первичный туберкулез органов дыхания. | 1,2 | Зачет | ||||||
Тема 2. Особенности вторичного периода туберкулезной инфекции. Формы туберкулеза. | 0,7 | Зачет | ||||||
Тема 3. Очаговый туберкулез. | 0,5 | Зачет | ||||||
Тема 4. Инфильтративный туберкулез. Казеозная пневмония. | 0,5 | Зачет | ||||||
Тема 5. Туберкулема. | 0,47 | Зачет | ||||||
Тема 6. Кавернозный туберкулез легких. | 0,5 | Зачет | ||||||
Тема 7. Фиброзно-кавернозный туберкулез. | 0,5 | Зачет | ||||||
Тема 8. Цирротический туберкулез легких. | 0,47 | Зачет | ||||||
Тема 9. Осложнения туберкулеза. Неотложные состояния во фтизиатрии. | 0,58 | Зачет | ||||||
Тема 10. Туберкулез легких и заболевания других органов и систем. | 0,58 | Зачет | ||||||
Модуль 5 «Внелегочный туберкулез» | Зачет | |||||||
Тема 1 Основные локализации внелегочного туберкулеза. Туберкулез опорно-двигательной системы. | 22 | Зачет | ||||||
Тема 2 Туберкулез центральной нервной системы. Туберкулез глаз. | Зачет | |||||||
Тема 3 Туберкулез органов мочеполовой системы. | Зачет | |||||||
Тема 4 Туберкулез периферических лимфатических узлов. Туберкулез кожи. | Зачет | |||||||
Модуль 6 «Лечение туберкулеза легких» | Зачет | |||||||
Тема 1 Основные принципы антибактериальной химиотерапии | 0,5 | Зачет | ||||||
Тема 2. Лечение детей, подростков и взрослых впервые выявленных больных | 0,5 | Зачет | ||||||
Тема 3. Лечение детей, подростков и взрослых, больных хроническими формами туберкулеза | 0,5 | Зачет | ||||||
Тема 4. Лечение больных с лекарственно устойчивыми формами туберкулеза | 0,5 | Зачет | ||||||
Тема 5. Патогенетическая и иммуномодулирующая терапия | 0,5 | Зачет | ||||||
Тема 6. Коллапсотерапия | 0,5 | Зачет | ||||||
Тема 7. Хирургическое лечение | 0,5 | Зачет | ||||||
Тема 8. Санаторное и амбулаторное лечение. Экспертиза трудоспособности при туберкулезе. | 0,5 | Зачет | ||||||
СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ | Зачет | |||||||
Модуль «Лучевая диагностика туберкулеза легких». | Зачет | |||||||
Тема 1. Лучевые методы исследования во фтизиатрии | Зачет | |||||||
Тема 2. Рентгеносемиотика туберкулеза органов дыхания | Зачет | |||||||
Тема 3. Флюорографический метод в диагностике туберкулеза и некоторых заболеваний органов дыхания | Зачет | |||||||
Тема 4. КТ И МРТ в диагностике туберкулеза легких. УЗИ при туберкулезе легких. | Зачет | |||||||
Туберкулез детей и подростков | Зачет | |||||||
Тема 1. Ранний период первичной туберкулезной инфекции. Локальные формы первичного туберкулеза. Первичный туберкулезный комплекс. | 0,5 | Зачет | ||||||
Тема 2. Локальные формы первичного туберкулеза. Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов. | 0,5 | Зачет | ||||||
Тема 3. Осложненное течение первичного туберкулеза | 0,5 | Зачет | ||||||
Тема 4. Туберкулез у детей пубертатного возраста и подростков | 0,5 | Зачет | ||||||
Пульмонология | Зачет | |||||||
Тема 1. Пневмонии. Нагноительные заболевания легких. Грибковые и паразитарные заболевания легких. Системные и генерализованные заболевания с поражением легких. | 0,5 | Зачет | ||||||
Тема 2.Заболевания и патологические состояния с преимущественным поражением легких и бронхов. Опухоли легких и средостения. | 0,5 | Зачет | ||||||
Модуль «Саркоидоз» | Зачет | |||||||
Модуль «Организация здравоохранения и общественное здоровье» | Зачет | |||||||
Фундаментальные дисциплины | Зачет | |||||||
Патология (патологическая анатомия) | Зачет | |||||||
Патологическая физиология (патологическая физиология) | Зачет | |||||||
Педагогика | Зачет | |||||||
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ | Зачет | |||||||
Обязательные дисциплины | Зачет | |||||||
Физиотерапия | Зачет | |||||||
Эндокринология | Зачет | |||||||
Клиническая биохимия | Зачет | |||||||
Клиническая фармакология | Зачет | |||||||
Микробиология | Зачет | |||||||
Туберкулез у пациентов с психическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией, наркоманией | Зачет | |||||||
Дисциплины по выбору | Зачет | |||||||
Профессиональные заболевания легких | Зачет | |||||||
Итого | ||||||||
Блок 2 ПРАКТИКА (70 зачетные единицы - 2520ч) | ||||||||
Базовая часть | Зачет | |||||||
Стационар (ГБУЗ РПТД РСО-Алания, пос.Южный) | Зачет | |||||||
Вариативная часть | Зачет | |||||||
Работа в поликлинике (ГБУЗ РПТД РСО-Алания, поликлиническое отделение, г.Владикавказ) | Зачет | |||||||
Итого | ||||||||
Блок 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ | ||||||||
Государственная (итоговая) аттестация | Экзамен | |||||||
ИТОГО: | ||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ)
образовательной программы высшего образования – программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.51 «ФТИЗИАТРИЯ»
Наименование дисциплин (модулей), тем, элементов |
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ |
Обязательные дисциплины |
Специальные дисциплины |
Модуль 1 «Теоретические основы фтизиатрии » |
Тема 1. История фтизиатрии. Элемент:Место и роль фтизиатрии среди медицинских специальностей. Исторические сведения о туберкулезе, эмпирическое представление о его инфекционной природе. Подэлемент:Открытие возбудителя туберкулеза. Значение работ Роберта Коха. Открытие туберкулина. История фтизиатрической службы РСО-Алания. |
Тема 2. Этиология туберкулеза. |
Элемент:Инфекционная природа туберкулеза, открытие возбудителя туберкулёза - микобактерий туберкулёзного комплекса (МБТ) и туберкулина. Бактериологическая характеристика МБТ |
Подэлемент:Таксономия и классификация микобактерий туберкулёзного комплекса. Строение МБТ, особенности клеточной стенки, корд-фактор. Геном. Биохимические свойства МБТ. Формы существования МБТ. Полиморфизм и изменчивость. Рост и размножение МБТ. Вид паразитизма. Характеристики устойчивости МБТ к химическим и физическим факторам. Характеристика популяции МБТ. Механизмы устойчивости МБТ к противотуберкулезным препаратам. Краткая сравнительная характеристика нетуберкулезных микобактерий. |
Тема 3. Эпидемиология туберкулеза |
Элемент:Эпидемиология- наука, изучающая источник заражения инфекционными заболеваниями, пути передачи инфекции, распространенность инфекции среди населения, факторы, способствующие распространению инфекционных заболеваний, а так же разрабатывающая методы инфекционного контроля. Подэлемент:Геном МБТ, резервуары инфекции. Эпидемический процесс. Инфекционный процесс. Основа эпидемиологического процесса. Паразитизм, виды паразитизма. Иерархия эпидемического процесса. Эпидемиологическая экосистема – эпидемиологическая социально- экологическая система. Оценка интенсивности эпидемического процесса. Понятия спорадическая заболеваемость и эпидемия. Виды эпидемии. Эпидемическая вспышка. Термины «риск для здоровья» и «эпидемиологический риск». Оценка эпидемиологической опасности. Определение понятий токсикогенность, патогенность, вирулентность, контагиозность. |
Элемент:Общие принципы инфекционного контроля. Элементы эпидемического процесса туберкулеза. Источники и пути передачи туберкулезной инфекции. Инфицирование и заболевание туберкулезом. Вероятность инфицирования и вероятность заболевания при инфицировании. Первичная инфекция, эндогенная реактивация и экзогенная суперинфекция. Характеристика восприимчивого к заболеванию туберкулезом населения. Группы риска заболевания туберкулезом. |
Элемент:Методика анализа эпидемиологической ситуации. Эпидемиологические показатели. Подэлемент:Системный подход к анализу эпидемиологической ситуации по туберкулезу. Структурно- функциональная система (СФС) эпидемического процесса туберкулеза. Эпидемиологические показатели по туберкулезу. Методика расчета. Описание эпидемиологической ситуации по блокам СФС. Характеристика динамики заболеваемости туберкулезом и смертности от этого заболевания. Сравнительный анализ заболеваемости взрослых, подростков и детей. Анализ клинической структуры впервые выявленных больных туберкулезом и причин смерти от туберкулеза. Анализ характеристик МБТ (скорость роста в культуре и лекарственная устойчивость). Анализ динамики диспансерных контингентов ПТД. Анализ динамики показателей выявления больных туберкулезом. Анализ деятельности фтизиатрической службы по характеристикам обеспеченности населения данным видом специализированной службы, охвата госпитализацией, эффективности лечения, летальности во фтизиатрических стационара, обеспеченности противотуберкулезными химиопрепаратами. Анализ работы в очагах туберкулезной инфекции, заболеваемости контактных лиц. Подэлемент:Анализ мероприятий специфической профилактики. Подготовка заключения по анализу с оценкой ситуации, выводами и предложениями. Характеристика эпидемиологической ситуации по туберкулезу. Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в историческом аспекте в Европе и России. Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в России в двадцатом и начале двадцать первого столетия. Подэлемент:ВОЗ и « Глобальный туберкулезный контроль». Понятие туберкулезного контроля. Туберкулезный контроль – система противотуберкулезных мероприятий. Основные направления туберкулезного контроля. Роль служб Роспотребнадзора в туберкулезном контроле. |
Тема 4. Патогенез туберкулеза |
Элемент:Общая патология и патогенез туберкулеза Патологоанатомические представления о туберкулезе Сильвия Я., Лаэннека Р., Вирхова Р., Пирогова Н.И., Гона А. Становление методов диагностики и лечения туберкулеза, эра химиотерапии. Сведения о заболеваемости туберкулезом в древности и в наше время. Подэлемент:Термины туберкулез и фтизиатрия. Генетические аспекты восприимчивости к туберкулезу. Подэлемент:Туберкулезное воспаление. Взаимодействие макрофаг- микобактерия туберкулеза. Иммунология туберкулеза. Гиперчувствительность замедленного типа. Роль Т- лимфоцитов в противотуберкулезном иммунитете. Этапы патогенеза и развития заболевания. Соотношение понятий скрытый туберкулез и латентный туберкулез. |
Элемент:Патологоанатомическая характеристика туберкулезного воспаления. Подэлемент:Патологоанатомическая характеристика первичного и вторичного туберкулеза легких. Патологоанатомическая характеристика туберкулеза органов дыхания. Очагового туберкулеза легких. Инфильтративного туберкулеза легких. Туберкулемы. Кавернозного и фиброзно-кавернозного туберкулеза легких. Цирротического туберкулеза легких. Туберкулезного плеврита и эмпиемы плевры. Туберкулеза трахеи, бронхов, гортани, верхних дыхательных путей. Казеозной пневмонии. Патологическая характеристика внелегочного туберкулеза. Туберкулеза костей и суставов. Туберкулеза ЦНС, туберкулезного менингита. Туберкулеза мочеполовой системы. Туберкулеза желудочно-кишечного тракта. Туберкулеза кожи. Туберкулеза глаз. Туберкулеза других редких локализаций. |
Тема 5 Классификация туберкулеза |
Классификация туберкулеза и принципы формулирования диагноза. Элемент. Международная классификация болезней. История создания. Принципы и общая характеристика разделов. Современная классификация – МКБ-10. Нормативное регулирование. Подэлемент:Характеристика форм туберкулеза и состояний, связанных с туберкулезной инфекцией, в соответствии с МКБ-10. Блок туберкулез (А15-А19). Врожденный туберкулез (Р 37.0). Пневмокониоз, связанный с туберкулезом (J65). Состояние выздоровления после хирургического вмешательства (Z 54.0). Последствия туберкулеза (В90). Туберкулез сомнительной активности и дифференциально-диагностические случаи (Z 03.0). Вакцинация и ревакцинация против туберкулеза. Осложнения после в ведения вакцины БЦЖ (Y58.0), непроведенная иммунизация (Z 28.0). Контакт с источником туберкулезной инфекции (Z 20.1.). Скрининговое обследование (Z11.1.). Методика использования МКБ во фтизиатрической практике. Последовательность кодирования. Методика дополнительного кодирования. Клиническая классификация туберкулеза. История и принципы создания. Разделы современной клинической классификации туберкулеза и международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10). Формулировка диагноза у больного туберкулезом. Понятие диагноз заболевания. Обязательные признаки и дефиниции диагноза «заболевание туберкулезом». Зарубежная практика. |
Модуль 2. |
Тема 1. Противотуберкулезный диспансер, поликлиника. Структура и функции диспансера. |
Тема 1. Противотуберкулезный диспансер, (поликлиника) Структура и функции диспансера. Элемент: Противотуберкулезный диспансер, его структура и организация работы Подэлемент: Типы диспансерных учреждений Структура диспансеров. Штаты. Категории диспансеров. Диспансерный метод наблюдения. Функции противотуберкулезного диспансера. |
Тема 2 Диспансерная группировка. Элемент: Диспансерная группировка больных. Подэлемент: Активным, затихающим, излеченным туберкулезом, лиц, контактирующих с больными туберкулезом или с подозрением на туберкулез неясной активности. Характеристика наблюдаемых контингентов. Интерпретация основных понятий, используемых в практической работе противотуберкулезных учреждений: активность процесса, стабилизация процесса, клиническое излечение, обострение и рецидив, остаточные изменения. |
Тема 3 Содержание и методы работы участкового фтизиатра. Элемент: Профилактическая работа. Подэлемент: Лечебно-диагностическая, санитарно-просветительная работа, работа с участковой сестрой . Виды и методы совместной работы диспансеров с медицинскими учреждениями общего профиля и Государственным санитарно – эпидемиологическим надзором. Взаимодействие диспансеров с органами просвещения и социального обеспечения, учреждениями Министерства юстиции (тюрьмы ,следственные изоляторы и т.д.) |
Тема 4 Межведомственная программа борьбы с туберкулезом. Элемент: Анализ деятельности противотуберкулезных диспансеров по основным разделам: профилактика, раннее выявление, лечение. Подэлемент: Составление годового отчета. Основные формы медицинской документации. Содержание и методы противотуберкулезной работы в поликлиниках, больницах, родильных домах, психоневрологических интернатах, дошкольных, школьных, средних и высших образовательных учреждениях. Особенности работы диспансера |
Тема 5 Очаг туберкулезной инфекции. Элемент: Понятие об очаге туберкулезной инфекции. Подэлемент: Степень эпидемиологической опасности, классификация. Первичное обследование очага. Мероприятия в очаге туберкулезной инфекции с учетом типа очага. Выявление туберкулеза среди лиц, контактировавших с больными |
Тема 6. Пути выявления туберкулеза. Методы раннего выявления туберкулеза у детей, подростков и взрослых. Элемент: Туберкулиновая проба Манту с 2 туберкулиновыми единицами (Т. Е.) -основной метод массового выявления туберкулеза у детей и подростков. Подэлемент: Показания для направления детей и подростков к фтизиопедиатру. Использование пробы Манту с 2 Т.Е. при обследовании взрослого населения. Флюорография - основной метод массовых профилактических обследований для выявления больных с патологией легких. Достоинства и недостатки флюорографии. Профилактическая и диагностическая флюорография. Декретированные сроки обследования населения на туберкулез. Контингенты населения, подлежащие обязательному обследованию на туберкулез. Современные новые технологии флюорографического исследования – цифровые флюорографы. |
Тема 7 Группы риска по туберкулезу Элемент: Группы "риска" среди поликлинических контингентов, социально – дезадаптированных лиц. Особенности выявления туберкулеза у лиц пожилого и старческого возраста. Подэлемент: Исследование мокроты на микобактерии туберкулеза – основной метод выявления туберкулеза у нетранспортабельных лиц. Выявление туберкулеза в труднодоступных территориях. Раннее выявление туберкулеза. Понятие о своевременном, несвоевременном и позднем выявлении туберкулеза. Организация выявления туберкулеза в других странах |
Тема 8 Организация раннего выявления туберкулеза. Элемент: Организационные принципы оказания противотуберкулезной помощи населению. Состояние и перспективы развития противотуберкулезной службы. Основные директивные документы и инструктивно-методические материалы в области организации борьбы с туберкулезом. Роль государственных и общественных учреждений в борьбе с туберкулезом.Подэлемент: Организация выявления туберкулеза у взрослых. Основные задачи противотуберкулезного диспансера. Централизованное управление и контроль за противотуберкулезными мероприятиями, качеством диагностики, лечения и движением контингентов. |
Тема 9 Профилактика туберкулеза Элемент: Мероприятия по профилактике туберкулеза Подэлемент: Составление плана проведения вакцинации и ревакцинации. Контроль за его выполнением. Проведение вакцинации БЦЖ в других странах. Перспективы совершенствования противотуберкулезной вакцинации. Химиопрофилактика (первичная и вторичная). Обоснование профилактической химиотерапии. Оценка эффективности. Санитарная профилактика. Учет и изоляция бактериовыделителей, дезинфекция, санитарно-просветительная работа. |
Тема 10 Противотуберкулезная вакцинация. Элемент: Вакцинация БЦЖ. Ревакцинация. Осложнения, их профилактика и лечение. Подэлемент: Виды вакцин БЦЖ. Показания и противопоказания для вакцинации и ревакцинации, действие вакцины БЦЖ на организм, методы вакцинации. Преимущество внутрикожного метода. Поствакцинальная реакция. Сроки развития иммунитета, его длительность. Сроки ревакцинации. Оценка эффективности вакцинации. Осложнения, лечение осложнений. Методика проведения вакцинации. Показания, противопоказания. Техника введения вакцины. Реакция организма на внутрикожное введение вакцины, характеристика иммуноморфологических реакций. Наблюдение за течением прививочной реакции. Организация вакцинации новорожденных. Ревакцинация. Контингенты. Сроки проведения. Осложнения вакцинации и ревакцинации Основные причины. Виды осложнений. Профилактика и лечение осложнений. Наблюдение за лицами, перенесшими осложнения. Наблюдение за эффективностью вакцинации. |
Модуль 3. Диагностика туберкулеза. Дифференциальная диагностика. |
Тема 1. Объективное обследование |
Элемент: Методы физикального обследования. Подэлемент: Информативность различных методов физикального обследования в диагностике туберкулеза легких. Особенности анализа жалоб и анамнестических данных и жалоб больного туберкулезом. Осмотр больного. Habitus phtisycus". Изменения, обусловленные параспецифическими реакциями. Пальпация, симптомы "защиты" при туберкулезе. Перкуссия, ее информативность в зависимости от характера туберкулезного процесса и его осложнений. Аускультация, характер дыхания при различных формах туберкулеза |
Тема 2. Туберкулинодиагностика |
Туберкулинодиагностика Элемент: Туберкулин. Виды туберкулина. Виды туберкулиновых проб. Подэлемент: Показания, противопоказания, соотношения с другими диагностическими процедурами и прививочным календарем. Осложнения туберкулинодиагностики. Оценка туберкулиновых проб. Туберкулинодиагностика как метод определения первичного инфицирования. "Вираж" туберкулиновой реакции. Показания для ревакцинации БЦЖ. Массовая туберкулинодиагностика. Анализ результатов, полученных при массовой туберкулинодиагностике. Индивидуальная туберкулинодиагностика. Роль туберкулиновых проб при определении активности туберкулезного процесса и в дифференциальной диагностике туберкулеза. |
Тема 3. Лучевая диагностика |
Лучевая диагностика Элемент: Рентгенологическая диагностика. Подэлемент: Методы рентгенологического исследования, их информативность для диагностики туберкулеза. Показания для использования флюоографии, рентгеноскопии, рентгенографии, томографии селективной бронхографии, ангиографии. Рентгеноанатомия органов дыхания. Нормограмма органов грудной клетки в прямой, боковой и косых проекциях. Общие методологические принципы описания изменений при рентгенологическом исследовании органов дыхания. Основные рентгенологические синдромы при болезнях легких. |
Тема 4. Лабораторная диагностика |
Лабораторная диагностика Элемент: Методы общего лабораторного обследования в клинике туберкулеза. Подэлемент: Особенности общего анализа крови и мочи в зависимости от клинической формы и фазы туберкулезного процесса; динамика показателей в процессе лечения; методы контроля за приемом и эффективностью противотуберкулезных лекарственных средств. |
Тема 5. Бактериологическая диагностика туберкулеза |
Бактериологическая диагностика туберкулеза Элемент: Эпидемиологическое и клиническое значение бактериологического исследования при туберкулезе. Подэлемент: Методика получения патологического материала. Методы бактериоскопического, культурального и биологического исследования для обнаружения возбудителя туберкулеза, их информативность. Метод ДНК-полимеразной цепной реакции диагностике туберкулеза. Бактериологическая верификация диагноза. Бактериологическая диагностика неспецифических осложнений туберкулеза. Определение лекарственной устойчивости микобактерий туберкулеза и ее клиническое значение. Определение устойчивости неспецифической микрофлоры, сопутствующей туберкулезному воспалению. Роль бактериологической диагностики в разных странах. Биохимические, иммунологические и др. методы исследования |
Тема 6. Инструментальные и инвазивные методы исследования |
Инструментальные и инвазивные методы исследования Элемент: Бронхоскопия. Показания, методика проведения. Бронхоальвеолярный лаваж, показания, методика проведения. Подэлемент: Показания для эндобронхиальной и трансбронхиальной биопсии. Виды биопсии, сравнительная эффективность. Осложнения при эндобронхиальных исследованиях, их профилактика и лечение. Торакоскопия и видеоторакоскопия. Показания, наложение искусственного пневмоторакса, методика проведения. Показания для торакоскопической биопсии. Осложнения торакоскопии, их профилактика и лечение. Медиастиноскопия. Показания, методика проведения и взятия биоптатов. Осложнения медиастиноскопии и пути их устранения. Пункция и эксцизионная биопсия периферических лимфатических узлов. Показания, методика проведения. Прескаленная биопсия. Показания, методика проведения. Показания для открытой биопсии легкого. Функциональные исследования Элемент: Внешнее дыхание Подэлемент: Методы определения вентиляционной функции (спирометрия, бронхоспирография, спировелоэргометрия, бодиплетизмография). Основные показатели функции внешнего дыхания, их оценка. Основные типы вентиляционных нарушений. Клиническая трактовка результатов исследования. Подэлеме |