Слепота. Причины. Медикосоциальная реабилитация пациентов.
Слепота может быть врожденной и приобретенной. Принято различать четыре формы слепоты.
1. Полная (абсолютная) слепота. Чаще всего абсолютной бывает слепота от рождения.
2. Скотома — частичное выпадение поля зрения. Греческое слово skotos в переводе на русский «темнота».
3. Гемианопсия — выпадение определенных половин полей зрения обоих зрительных органов.
4. Дальтонизм (Daltonism) или цветная, цветовая слепота. Проявляется в снижении или отсутствии способности органа зрения различать оттенки цветов.
Слово «слепота» применяется в народном названии заболевания гемералопия (другое название никталопия, что в переводе с греческого означает «ночная слепота»). Имеется в виду куриная слепота, при которой зрение существенно снижается в условиях плохой освещенности. Состояние, когда ухудшение зрения при низкой освещенности происходит из-за того, что глаза устали, например, после длительной работы с монитором компьютера, принято называть «ложная куриная слепота».
При повреждении различных участков в зрительной области коры головного мозга может развиться так называемая выборочная слепота — отсутствие способности видеть отдельные специфические признаки, например, подробности формы предмета, оттенки цвета. Причины слепоты
Слепота возникает из-за ряда патологических нарушений.
1. Лучи света не достигают сетчатки или не фокусируются на ней должным образом.
2. Сетчатка находится в состоянии, не позволяющей ей нормально воспринимать свет.
3. Нервные импульсы от сетчатки поступают в центры головного мозга в искаженном виде.
4. Состояние головного мозга не позволяет воспринимать информацию, посылаемую органом зрения.
СлепотаПеречисленные нарушения являются следствием различных болезней, чаще всего катаракты, блокирующей поступление света в зрительный орган, и глаукомы. По данным ВОЗ, из-за катаракты люди теряют способность видеть в 47,9% случаев. Глаукома — заболевание, протекающее бессимптомно и заканчивающееся приступом, становится причиной слепоты в 12,3% случаев. Другие частые причины:
• снижение остроты зрения, связанное с достижением преклонного возраста (8,7%);
• кератит — воспалительный процесс в роговице, вызывающий её помутнение(5,1%);
• диабетическая ретинопатия — тяжёлое осложнение сахарного диабета (4,8%);
• трахома — инфекционное заболевание глаз (3,6%);
• онхоцнеркоз — поражение глаз и кожи гельминтами (0,8%).
Ряд факторов, связанных с беременностью, приводит к развитию слепоты у детей. Так, к безвозвратной утрате зрительных функций нередко приводит ретинопатия недоношенных — тяжелое заболевание, которое вызывает патологические изменения в сетчатке и стекловидном теле.
Детская слепота может развиться как следствие синдрома врожденной краснухи. Это происходит, если к плоду с кровью матери попадает вирус краснухи. Возникают различные аномалии, в том числе катаракта, порок сердца, врожденная глухота. Еще один тип детской слепоты — ксерофтальмия — развивается, если в роговице не присутствует в достаточном количестве столь необходимый ей витамин А.
Краткие интересные данные
• Белая трость более 90 лет является символом, пропуском и удостоверением незрячего человека во всем мире. Впервые с тростью белого цвета самостоятельно ходить по городу отправился ослепший молодой фотограф из Бристоля по имени Джеймс Биггс. Случилось это в 1921 году.
• В 2010 году изобретатели из Кореи разработали трость для слепых с ультразвуковым сенсором. Устройство оповещает владельца о препятствии на его пути при помощи вибросигнала, о цвете того или иного предмета — голосом.
Травматические повреждения глаз являются основной причиной монокулярной слепоты (потери зрения на один глаз). Поражение затылочной доли мозга также может привести к необратимым изменениям. Если зрительные центры лишаются способности правильно принимать и анализировать импульсы, поступающие по оптическому нерву, возникает кортикальная слепота.
Существуют генетические причины слепоты и ослабления зрения. Так, проблемы со зрением часто наблюдаются у людей с альбинизмом, хотя полная слепота у альбиносов — явление достаточно редкое. Ряд мутаций, связанных с различными генами, приводят к развитию врожденного амавроза Лебера. Эта наследственная болезнь проявляется в раннем возрасте достаточно серьёзными нарушениями зрительных функций. Деградация сетчатки глаз и, как следствие слепота, является одним из проявлений редкой генетической патологии, получившей название синдром Барде—Бидля.
Следует отметить, что причины слепоты у людей, а также собак и кошек, во многом похожи, но не в тех случаях, когда слепота у человека развивается после приёма определенных химических веществ, например, метанола. Распадаясь на муравьиную кислоту и формальдегид, этот опаснейший яд может привести к необратимой потере зрения, множеству других неприятных последствий и даже к смерти. Всего 30 мл метилового спирта вызывает необратимую деградацию зрительного нерва. Медико-социальная экспертиза (МСЭ) и реабилитация лиц с патологией органа зрения базируется на основных положениях отечественной концепции инвалидности и общих позициях МСЭ.
Главные положения современной концепции инвалидности и государственной политики по отношению к инвалидам отражены в Федеральном Законе "О социальной защите инвалидов в РФ" (№ 181 от 24.11.95 г.), в котором содержатся новая трактовка понятия "инвалид" и новые критерии определения инвалидности.
"Инвалид" — лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты".
"Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата человеком вследствие нарушения здоровья способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, трудовую деятельность и игровую деятельность (у детей)".
Медико-социальная экспертиза — определение потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 965 от 13.08.96 г. "О порядке признания граждан инвалидами", инвалидность определяется учреждениями (бюро) МСЭ. В зависимости от тяжести нарушения здоровья и степени ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливают I, II или III группу инвалидности, а в возрасте до 16 лет (с 1999 г. — до 18 лет) — категорию "ребенок-инвалид".
Вопрос о направлении в бюро МСЭ для установления инвалидности рассматривается в лечебно-профилактических учреждениях после проведения всех необходимых диагностических и лечебных мероприятий.
На учреждения МСЭ, помимо определения группы и причины инвалидности, возлагается разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов как формы их социальной защиты.
Реабилитация инвалидов — процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или наиболее полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Цели реабилитации — восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Определение инвалидности базируется на тщательной оценке комплекса клинико-функциональных, социально-бытовых, профессиональных, психологических факторов. При этом требуется установить не только степень утраты либо нарушения медицинского и социального статусов, но и уровень их сохранности, компенсаторно-адаптационные резервы, возможность их мобилизации для полной или частичной реабилитации больного.
С целью объективной оценки состояния здоровья и степени социальной адаптации используют результаты всестороннего обследования, функциональных и лабораторных исследований, проводят осмотр больного и беседы с ним, анализ необходимых документов.
Офтальмологическая экспертиза предполагает использование общих положений МСЭ, но имеет также специфические особенности.
Зрение — сложнейший психофизиологический процесс, полноценность которого необходима для нормальной жизнедеятельности человека, так как 90 % информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор. Зрительные расстройства, приводящие к ограничению жизнедеятельности, могут быть обусловлены различной офтальмопатологией, которая является следствием заболеваний, аномалий развития, повреждений как различных структур глазного яблока и его придатков, так и центральных, ин-тракраниальных отделов зрительного анализатора.
При МСЭ лиц с офтальмопатологией клинико-функциональный диагноз и прогноз нужно определять с учетом следующих факторов:
наследственной отягощенности;
анамнеза и катам неза заболевания, особенностей его течения;
сроков наступления зрительных расстройств;
нозологической формы офтальмопатологии;
детальной характеристики структурных изменений в органе зрения;
состояния и динамики зрительных функций;
электрофизиологических характеристик зрительно-нервного аппарата;
данных о зрительной работоспособности;
сведений о сопутствующей патологии других органов и систем организма;
результатов оценки возможности и эффективности восстановительного лечения, коррекции зрения.
Из социальных факторов необходимо учитывать возраст, семейное положение, бытовые условия, образование, профессию, стаж работы, характер трудовой деятельности. Оценивают также психологические особенности больного и нуждаемость в различных видах социальной помощи.
На основе сопоставления результатов подобного комплексного анализа с содержанием основных категорий жизнедеятельности делают заключение о наличии и степени ограничений жизнедеятельности, наличии инвалидности.
Нарушение зрения оказывает неблагоприятное влияние почти на все проявления жизнедеятельности, однако степень этого влияния различна.
Способность человека к передвижению, самообслуживанию, ориентации, общению зависит главным образом от состояния основных зрительных функций — остроты зрения и поля зрения.
Зрительные функции определяют при моно- и бинокулярном предъявлении испытательных тестов, но при МСЭ тяжесть нарушении оценивают по состоянию функций лучше видящего или единственного глаза в условиях переносимой (оптимальной) коррекции.
Оценка возможностей зрительного анализатора применительно к специфическим задачам трудовой деятельности и обучения более сложная. Помимо анализа приоритетных для всех категорий жизнедеятельности зрительных функций, таких как острота и поле зрения, требуется оценка других функций зрительного анализатора, имеющих особенное значение для осуществления деятельности различных видов, в том числе работ зрительного профиля, а также общего и профессионального обучения. К этим функциям относятся световая (темповая) чувствительность, цветоощущение, бинокулярное зрение, острота зрения вблизи, аккомодация, зрительное утомление, зрительная продуктивность и другие офтальмоэргономические характеристики.
Иногда, особенно при аметропии, заболеваниях центральной нервной системы, нарушениях функций глазных мышц, патологии зрительно-нервного аппарата, даже при относительно хороших показателях остроты и поля зрения патологическое зрительное утомление снижает возможность осуществления работ зрительного профиля, в том числе требующих постоянного использования компьютеров. Ограничена способность выполнять зрительные работы, связанные с постоянным использованием компьютерной техники, у лиц с высокой аметропией, одноглазием, нистагмом.
Большое значение имеют данные о состоянии гидро- и гемодинамики глаза, особенно при оценке способности к выполнению труда, связанного с большой физической и нервно-эмоциональной нагрузкой.
Важную информацию о состоянии зрительного анализатора при определении ограничений жизнедеятельности получают с помощью электрофизиологических исследований (ЭФИ), позволяющих провести качественную и количественную оценку функционального состояния различных отделов и компонентов зрительного нервного аппарата.