Занятие 5. «Болезни непроявленной печали и радости»

Непроявленная печаль.

Печаль (горе, грусть, жалость к себе и окружающим).

«Печаль — естествен­ная реакция на утрату любви» (А. Лоуэн)

Функции печали:

1. Объединяющая (люди, испытывающие общее горе, или эмпатически сопереживающие – становятся ближе, формируется чувство привязанности, устанавливаются социальные связи)

2. Выражение просьбы о помощи (вербальное или невербальное). Взывание о помощи к собственным ресурсам или ресурсам других людей.

3. Функция перепросмотра (во время выражения печали (плача) замедляютися психические и соматические процессы и првоцируетсяперепросмотры). Перепросмотрт позволяет взглянуть на проблему с другой стороны, рассмотреть возможные варианты и выбрать иное решение.

Активаторы печали:

1. Разлука, или отделение, как физическое, так и психологическое, является одним из основных и наиболее распространенных активаторов печали. Смерть как апогей разлуки (разлука навсегда).

2. Разочарование (крушение надежд) – облом от несбывшихся ожиданий. Подобно разлуке, разочарование иногда приводит к чувству психологической изоляции, одиночества, утраты. Так, человек чувствует себя одиноким, когда ему долгое время не звонит близкий друг, когда любимый человек забывает поздравить его с днем рождения, не приходит на назначенное свидание или не считает нужным поделиться с ним своей радостью.Хотя в подобных случаях человек испытывает множество эмоций, одной из них непременно будет эмоция печали.

3. Неудача в достижении поставленной цели также может вызывать у человека печаль. Однако нужно помнить о том, что установки и стремления людей очень различны. Так, например, один студент будет счастлив, получив на экзамене <хорошо> или даже <удовлетворительно>, тогда как для другого эти же оценки будут означать провал.

Почему не принято выражать открыто и напрямую горе, грусть и жалость (особенно к себе)?

Какие социальные установки мешают нам выражать печаль?

- выражение грусти напрямую без особого повода (антуража) – проявление слабости. Мальчикам говорят часто : «Не плачь, ты же не девчонка». Девочкам, которые часто плачут – «Плакса».

- есть специальные места, где можно (и даже нужно плакать) – похороны, кладбище, больница…

- во время того, как кто-то другой радуется – плакать нельзя!

Почему я не могу пожалеть себя тогда и там, где мне это приспичило? Почему мы не разрешаем детям плакать (подкупаем их подарками, пытаемся тут же развеселить или отвлечь). Что мешает нам поплакать вместе с ребенком? Почему мы не поощряем плач: «Поплачь, погрусти, тебе станет легче!»

Предлагаемое упражнение дает нам доступ к тем моментам, когда выражение грусти было проявлено по полной программе, а может быть и недопроявлено, тогда, вероятно, закончилось насморком, повышением температуры (простудой в простонародии).

Упражнение «Погрустим»

Давайте представим ситуации, когда нам было особенно грустно.

Это может быть просто светлая грусть (осень пришла, дождь за окном, лето закончилось), или действительно горе, связанное с большой потерей (болезнь, смерть близкого человека, чувство собственной никчемности, потеря смысла жизни). Каждому знакомо чувство печали и горести.

А теперь вспомните ситуации, когда с вами обошлись несправедливо. Вспоминая прошлое занятие, из той обиды, которая обычно возникает, легко выделить ту самую грусть, печаль, которая приводит в действие другие чувства: сначала страх, потом ярость, желание добиться своего (отомситить) и т.д. Остановимся на грусти. Давайте погрустим.

Каждый вспоминает такую ситуацию, где ему было просто грустно, где его обидили, грусть надо отделить от остальных компонентов обиды, чувство потери. Погрузитесь в это состояние. Почувствуйте, что происходит с телом. Где меняются ощущения. На что они похожи.

Обсуждаем результаты упражнения: наверняка тогда вы ощущали непонятную, необъяснимую тяжесть во всех членах, а ваши мышцы были вялыми и безжизненными. Вы чувствовали тупую, ноющую боль в груди, слезы текли у вас по лицу, или вы, стараясь сдержать их, вздрагивали от беззвучных рыданий.

Телесные переживания печали: Эмоция печали переживается как грусть, уныние, хандра. Опечаленный человек может сказать, что у него <тяжело на сердце>. Но это чувство тяжести повсеместно - мы ощущаем тяжесть в лице, в груди, в конечностях, это ощущение разливается по всему телу, словно вся тяжесть мира взвалена на наши плечи. В печали мы часто ощущаем вокруг себя мрак и пустоту, жизнь кажется нам лишенной красок и тепла, мы не находим человека, который разделил бы с нами это чувство пустоты и одиночества. Печаль может вызывать психическую боль, и зачастую эта боль переживается человеком глубже и острее, чем физическое страдание.

Знакомо ли нам чувство вины за то, что мы проявляли свою слабость (выражали печаль, горе, жалость к себе там, где это не положено)?

Адаптивным способом выражения печали является сентиментальность. (Сентиментальность = принятие + горе). Это то горе, которое принимается как данность, то есть она изначально разрешена. Ее чувствовать легче, и как будто в этом мало нашей ответственности. На самом деле – в этом мало нашей вины, поэтому сентиментальность не является такой порицаемой, как горе и жалость к себе в чистом виде.

Мимика и физиология печали:

У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Иногда можно наблюдать легкое подрагивание слегка выдвинутого подбородка. В зависимости от возраста человека и интенсивности переживаемой печали, ее мимическое выражение может сопровождаться вокальным компонентом - плачем или рыданиями. В печали лицо человека выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза кажутся тусклыми. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен. Печаль уменьшает глубину дыхания

Гормональные изменения в теле при проявлении печали:

- Мелатонин (сезонная депрессия): антипод серотонина. Количество серотонина зависит от уровня освещенности - 70% суточной продукции мелатонина приходится на ночные часы.

- Эндорфины (противошоковое, обезболивающее, антистрессовое действие). Если плакать во время выражения горя, вырабатываются эндорфины, а если не плакать – нет.

Телесные проявления неосознанной печали:

Например, чувство уныния, печаль могут потребовать от человека компенсации и подтолкнуть его к мысли, что он должен каким-то образом утешить себя. В отдельных случаях нарушения поведения, связанные с питанием, бывают обусловлены именно таким механизмом. Если в критический эмоциональный момент человек испытывает хотя бы малейшее чувство голода, он может обмануться и внушить себе, что пища избавит его от дискомфорта, - и в результате эмоция и мысленный образ, подкрепленные физиологическим драйвом, подтолкнут прежде умеренного в питании человека к обжорству.

Психология печали:

Исследования показали, что, когда взрослые не создают искусственных преград между ребенком и печальными переживаниями, ребенок вырастает более альтруистичным, чем тот, которого оберегали от подобных переживаний. Из этого следует, что такие важнейшие человеческие качества, как способность к эмпатии и альтруизму, опосредуются, поддерживаются неизменными во времени эмоциональными переживаниями.

Болезни непроявленной печали:

Если блокировать печаль? Что будет?

Заболевания, связанные с непроявленной печалью:

Из глаз могут литься слезы, выпуская наружу горе и печаль.

Поэтому овладение навыками полного подавления печали может оказаться вредным для человека, ибо эмоция печали имеет важное мотивационное значение для обеспечения личностного роста.

А. Лоуэн пишет: «Подавленный плач — уничтожающая сила, которая травмирует наши внутренние органы, осо­бенно кишечник. Люди страдающие той или иной формой воспаления кишечника, по моим наблюде­ниям, "плачут внутри", как бы боясь плакать сна­ружи»

Скрывая болезненные чувства глубоко в теле, мы подверга­ем внутренние органы громадному стрессу. Напри­мер, человек, который противостоит своему дли­тельному гневу и печали, связанными с ранней утратой любви, с большой степенью вероятности подвержен заболеваниям сердца.

К ис­тинному изживанию печали относятся интенсивная эмоциональная ре­акция и психическая переработка утраты, которая охватывает как про­шлые, так и текущие переживания. Примечательно, что и нормальные реакции печали участвуют в формировании психосоматических наруше­ний с желудочно-кишечными симптомами. Е. Lindemann считал язвен­ный колит соматическим эквивалентом и частью неудачного изживания разлуки и печали.

- Гаймориты, риниты, синуситы, конъюнктивиты, кровотечения

- Обострение колита – это замена реакции печали по утерянному объекту.

- Хронические заболевания легких (в т.ч. туберкулез), заболевания печени

Проживать печаль - это не смертельно, а спасительно: «Если мы не можем плакать, мы отгораживаемся от других людей Люди опаса­ются, что если они расплачутся, то потеряют лицо. Часто я слышу, как женщины после глубокого плача говорят, что они выглядят ужасно. Это правда, что их лица немного несобраны, но часто они выгля­дят посветлевшими. Их блестящие глаза и порозо­вевшее лицо напоминают небо после дождя. Оно чистое, ясное и свежее».

Запрещенная радость

Что такое вообще эмоция радости?

Вот интересное непсихологическое объяснение из В. Василенко. (Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.)

Вот идет среди толпы человек, улыбается. Сам себе радуется. А если еще и засмеется?! О, ужас! Что мы думаем, глядя на него, поглощенные своими проблемами? «Смешно дураку, что нос на боку», «Смех без причины признак дурачины» и т.п.

Давайте дадим определение слову радость.

РАДОСТЬ - духовное чувство полноты бытия. Жизнеутверждающая духовность, приближающая к Высшему, не может быть безрадостной. Радость - награда свыше и один из плодов духа (Гал.5.22).

С точки зрения гуманистической психологии "радость - это то, что мы испытываем в процессе приближения к цели стать самим собой" (Э.Фромм).

Давайте разберем, почему радость может быть под запретом, почему она может не выражаться, а накапливаться непроявленной? Кому это нужно.

Всем известно, что радость – это позитивная эмоция. Никто не скажет, что проявление радости приносит ему страдание. Или есть такие? Может кто-то привести пример?

Чем радость отличается от удовольствия, и почему следует различать эти понятия.

Когда мы голодны, по мере насыщения, приходит чувство удовольствия (но не обязательно радость). Чувственное наслаждение (удовольствие) не есть радость. Очень часто одно бывает вместе с другим. Но бывает и наоборот.

Некоторые исследователи склонны считать, что эмоция радости является скорее побочным продуктом стремления к определенному результату, цели, нежели прямым следствием наших действий.

Откуда берется радость и на что она направлена?

Причины радости.

Хотя радость нельзя считать чисто социальной эмоцией, эффективность ранних активаторов (улыбка радости при звуке женского голоса у 3-хнедельного ребенка, лица у 5-недельного ребенка) позволяет предположить, что в основе эмоции радости лежит и некий социальный компонент, что социальные взаимодействия или социальные отношения являются наиболее надежным источником радостных переживаний. Такое поведение расценивается как созданный природой естественный способ формирования привязанности. Такая же привязанность формируется в обратную сторону, когда родители или другие люди берут ребенка на руки, начинают с ним играть.

Освоение тех или иных навыков, как в игре, так и при решении интеллектуальных задач, осознание своих достижений может стать источником радости, и радость переживается человеком острее, если ей предшествовали неудачи и периоды депрессии.

Настойчивость в достижении поставленных целей является одним из важнейших источников самоуважения и радости.

Когда мы радуемся, мы становимся увереннее в себе, начинаем понимать, что живем не напрасно, что наша жизнь преисполнена глубокого смысла. Мы чувствуем себя любимыми, нужными, мы довольны собой и миром. Мы полны энергии, мы уверены в том, что преодолеем любые трудности.

Радость обостряет восприимчивость к миру, позволяет нам восхищаться и наслаждаться им. Радостный человек видит мир в его красоте и гармонии, воспринимает людей в их лучших проявлениях. Он склонен скорее получать удовольствие от объекта, наслаждаться им, нежели анализировать и критически осмыслять его. Он воспринимает объект таким, каков он есть, не стремясь улучшить или изменить его. Он воспринимает объект как часть мира, чувствует свою близость, причастность к нему, а не отдаляется, чтобы <опредметить> его. Объект воспринимается человеком как продолжение, расширение его собственного <Я>. Почему мистические переживания доставляют людям такую огромную радость? Причина, вероятно, заключается в том чувстве благоговения, которое мы испытываем, когда нам приоткрывается тайна, - мы застываем перед ней в трепете, понимая, что никогда не сумеем постичь седо конца, а можем лишь радоваться ей, наслаждаться ею

Физиология и биохимия радости.

За радость отвечает серотонин. Повторяем его эффекты:

подъем настроения, ощущение сытости, двигательная активность (чувство радости)

Символика радости в теле:

Кровь – наша жизненная энергия, символизирует радость жизни, выполняет задачу обеспечения органов нашего тела полезными веществами. «Портить себе кровь» - переживать по пустякам.

Потому что она все время движется, и потом, попробуйте какую-нибудь часть тела лишить крови. В результате – никакой энергии, никакой радости и никакой жизни! Кровь переносит всякую пользу по организму, выполняет задачу обеспечения, транспортную функцию.

Кровеносные сосуды – пути переноса радости. Артерии – путь жизненной силы. Вены – эмоциональная реакция на то, что происходило в жизни (нежелание отпустить, расслабиться).

Любые проблемы с артериями – это блокировка движения жизненной энергии, удовольствия, радости и веселья. Неумение прислушиваться к своему сердцу и создавать для себя ситуации радости и веселья. Где-то ты свои радости зажимаешь. Доставляй себе удовольствия.

Аневризма –расширение кровеносного сосуда – появляется после пережитого горя, лишающего человека радости прежних отношений, разрыв. Реакция разрывом сосуда на ситуацию горя. Как лечить – переживать горе на психологическом уровне.

Варикоз - проблема расставания с эмоциями, желание удержать то, что тебе уже не нужно, отработано. Классический портрет – женщина за 40 с 2-мя авоськами, мужем, тяжелой работой и несколькими детьми. Когда-то это ее радовало, но сейчас ее это не радует и она за это цепляется. Нарушение отношений справедливости, обмена со средой. Жизнь проходит под девизом «надо». «Ты задержался в неприятной для тебя ситуации. Застой». Получать радость от жизни, от работы и от детей.

Маточное кровотечение – уходящая радость

Гипотония – утрата радости жизни – «вяло течет кровь в жилах»

Анемия – слабость, вялость, нежизнеспособность, больной утратил радость жизни

Гипертония – невозможность получить радость от своих результатов. Вспоминаем аутоагрессию, которая запускает гипертонию. Неоправданные ожидания по отношению к себе. Гипертоник представляет жизнь как череду препятствий, бег с барьерами. Преодолев препятствие он остается недоволен результатами. Это реакция единственная, она просто бывает в разных вариантах: гнев на других – обида, гнев на себя – вина, гнев на обстоятельства – чувство бессилия. Чего не бывает – так это радости за себя «как хорошо я это сделал».

Грудь женская – материнство, питание, уют, чувственная радость, соблазн, женская сила, символ женственности.

Язва желудка – самопереваривание стенки желудка, разочарование. Еда ради снятия тревожности. Тревога снимается неадекватным методом. Испытывают жесткое давление со стороны социума – карающей матери. Речь идет не о реальной матери, а о символической фигуре. Тема любви и отвержения, исполнения желаний. Они пожирают свой страх, все время волнуются, ищут одобрения. Тревожность о других. Отсутствие стремления к радости.

Что делать?

Для искусственного вызывания радости есть два пути:

1. От тела

2. К телу

Итак:

1. Делаем все то, что делает с нашим телом серотонин: увеличиваем физическую активность, повышаем настроение, наполняем себя ощущением сытости (лучше это делать не через обжорство – а буквально занимаем себя чем-то, что заставляет нас забыть о еде). Если через получение пищи – медленно, прочувствованно, с наслаждением. Что-то очень деликатесное (самое любимое) и совсем чуть-чуть (прикоснуться к прекрасному, чтобы запустить реакцию выработки серотонина). Самый простой и незатейливый путь: физические упражнения под веселую музыку.

2. К телу: Достигаем целей, хвалим себя за это. Гордимся собственными результатами, хвастаемся и хвалимся.

Упраженение «Я могу».

Пишите на бумаге то, что вы планировали сделать сегодня вечером (утром, днем) и точно знаете, что сделаете это обязательно.

«Я могу приготовить ужин, помыть посуду, погладить собаку, развеселить ребенка».

Теперь переписываете это утверждение в иной форме. Я могу с радостью приготовить ужин, помыть посуду с удовольствием и ощутить радость от того, что я вкладываюсь лично, делая это, погладить собаку и ощутить радость того, что это существо мне благодарно…»

Приходите домой и делаете все дела так, как написали. Готовя ужин, физически вкладываете радость в то, что будет едой для вас и ваших домашних. Моя посуду любуетесь каждой чистой тарелочкой и ложечкой, заглядываете в них и видите свое довольное отражение…

Самая главная часть. Хвалить себя и хвалиться этим окружающим.

Я приготовила волшебный, вкуснейший ужин. Я вложила в него столько себя, своей радости и открытости, что хочется этим делиться и дальше. Меня это заводит. «Похвалите меня, какой вкусный ужин я приготовила».

Я стала чище и светлее сама, вместе с каждой вымытой тарелкой и ложкой. У меня все светится изнутри. Покажите свои результаты домашним. Спросите у них, нравится ли им, когда дома посуда чистая а у Вас хорошее настроение.

Домашнее задание к пятому занятию

1. Выражаем печаль – честно и откровенно. Используем фразы в форме «Я-высказываний». «Я печалюсь, я огорчаюсь, я горюю, я плачу». Отметаем все страхи социальной непреемлемости и кажущейся неуместности ситуаций. «Да, пусть это не в тему, но я грущу. Я чувствую печаль прямо сейчас. Я хочу плакать». Получаем все бонусы от выраженной печали по полной программе (Тело расслабляется, мозг отключается на время, появляются новые варианты решения проблем как бы сами собой). Собираем волшебные плоды своей честности.

2. Радуемся, заражаемся радостью от других и заражаем сами. Двигаем телом. Идем к свету. Буквально подставляем себя свету. Ловим солнышко. Включаем электричество. Включаемся в жизненные процессы (социальные или личные), вбираем жизненную силу. Тело не даст соврать: бодрость, целеустремленность, хорошее самочувствие будут отличным результатом этого домашнего задания. Люди вокруг станут ближе и роднее.

3. Собираем хвосты. Вспоминайте и записывайте все то, что осталось недоделанным с прошлых занятий. На последнем занятии будем завершать все телесные и психические вопросы, связанные с эмоциями и телом. С тем, как это связано. Готовьте конкретные задачи и конкретные вопросы.

Для заметок

Часть.

Наши рекомендации