Обследование доступных ребенку средств общения
Общение младенца, а затем ребенка раннего возраста с близкими взрослыми – это та среда, из которой ребенком черпаются средства общения, доступные для реализации в разные возрастные периоды. Известно, что первичной формой общения, запускающей механизмы познавательной активности, а, следовательно, и психического развития в целом является эмоциональной общение взрослого с ребенком. Внутри эмоционального общения в процессе ухода за новорожденным и младенцем зарождается ситуативно-личностное общение – общение, ограниченное данной ситуацией и направленное на личность. Основными средствами ситуативно-личностного общения младенца являются взгляд в глаза, комплекс оживления, эмоциональная реакция на появление, а позже и на обращение взрослого, гуление, вокализации, слоговой лепет. В младенчестве зарождается и получает свой расцвет в раннем возрасте ситуативно-деловое общение, когда постепенно взрослый вводит в ситуацию общения игрушки, бытовые предметы. Здесь следует особо обратить внимание взрослых на качество игрушек, которые предлагают детям в младенчестве (с 1 месяца до 1 года). Первое и самое важное требование к игрушке: игрушка должна способствовать общению взрослого и ребёнка. Второе: цвет игрушки должен быть приятным, а не раздражать своей излишней яркостью (в некоторых случаях ребёнок может «зависать» на слишком ярком цвете или сочетании цветов, а не на функции самой игрушки). Третье: причина и следствие, заложенные в функциональность игрушки, должны быть доступны наблюдению ребёнка (если погремушку потрясти, то она зазвучит, если резиновую игрушка сжать сильнее она запищит). Только таким образом родители или близкие взрослые могут сформировать у ребёнка элементарную рассудочную деятельность, которая в дальнейшем станет основой интеллектуального развития. Ситуативно-деловая форма общения с близкими взрослыми мотивирует предметную деятельность, ведущий вид деятельности в раннем возрасте.
В раннем детстве с одного года до трех лет ситуативно-деловое общение становится ведущим во взаимодействиях со взрослыми. С появление вербальных средств общения начинает зарождаться внеситуативно-деловое общение. Отсутствие языковых средств общения тормозит зарождение внеситуативно-практического общения. Основными средствами ситуативно-делового общения при отсутствии речи являются взгляд в глаза, коммуникативные жесты, интонация, различные вокализации и вокабулы, звукоподражания.
Интонация ребёнка - это совокупность мелодики, ритма, темпа, интенсивности, акцентного строя, тембра голоса. Ребёнок выделяет из общего потока речи, так называемые, интонационные абрисы – фонетические контуры слова, фразы, которые придают им эмоциональную окраску и семантику повествования, вопроса, побуждения, восклицания. Передать интонационные абрисы, характерные для данного языка, можно только через голосовые модуляции, т.е. произвольное изменение высоты, силы, темпа и тембра голоса. Эти тонкие составляющие речевого высказывания воспринимаются ребёнком из окружающей речевой среды очень рано, еще на первом месяце жизни. Поэтому и воспроизводить интонацию, ритм, мелодику речи ребёнок начинает раньше, чем произносить речевые звуки.
В элементарных вербальных средствах общения в слоговом лепете зарождается ритм слова.
Таким образом, основными параметрами обследования доступных ребенку раннего возраста средств общения являются:
- неречевые средства коммуникации: взгляд на лицо, в глаза говорящего, коммуникативные жесты,
- голосовые средства коммуникации: вокабулы, умение модулировать голосом,
- первичные языковые средства коммуникации: звукоподражания, ритмическая организация первичной речевой продукции, слова, фразы.
В онтогенезе взгляд в глаза зарождается на основе безусловного зрительного рефлекса ребенка прослеживать за движущимися объектами. Изначально младенец обращает свое еще непроизвольное внимание, а затем и «изучает» глаза взрослого как блестящие и все время находящиеся в движении «объекты». С постепенным созреванием двигательных и зрительных отделов мозга ребенок начинает фокусировать взгляд на движении мимических мышц лица близкого взрослого. На третьем месяце жизни возникает возможность рассматривать движущиеся губы близкого человека, появляется так называемое «оральное внимание» (одна из базальных основ будущей произвольной артикуляции ребенка). Таким образом, переоценить значение лица близкого взрослого, склоненного над младенцем, практически невозможно. Самая гениальная развивающая и обучающая «игрушка» для младенца – это лицо близкого человека. Поэтому отсутствие взгляда на лицо говорящего при коммуникативном контакте может свидетельствовать о несколько неблагополучном зарождении общения между близким взрослым и малышом: маме было некогда «поговорить» с младенцем, склонившись над его кроваткой. Любая малейшая, казалось бы, незначительная, патология со стороны центральной нервной системы плюс отсутствие в поле зрения малыша близкого лица, родных глаз или постоянное присутствие заменителя лица – игрушки, которая сама движется, звучит или создается свето-теневые эффекты, до трех месяцев в дальнейшем может спровоцировать самые неожиданные и далеко неблагоприятные последствия: ранний детский аутизм, сенсорную алалию, нарушения формирования речи и интеллекта.
Наличие или отсутствие взгляда ребёнка на лицо и в глаза говорящего можно изучить в процессе диагностики методом наблюдения (таблица 5.1.).
Следующим важным шагом в становлении средств общения является появление коммуникативного жеста. Начало коммуникативных жестов закладывает опять-таки близкий взрослый, вкладывая в ладонь младенца первую погремушку. Ребенок в этот период развития еще совершенно беспомощен. Он случайно махнул своей рукой в сторону висящей перед глазами погремушки. Внимательная мама увидела в этом жесте направленное движение и тут же протянула своему малышу игрушку и начала формировать ладонный захват. Через некоторое время вследствие таких упражнений ребенок тянется рукой к погремушке и уже самостоятельно захватывает ее. Еще позже малыш тянет руку в направлении понравившегося, но недоступного предмета, демонстрируя закрепленный навык общения с мамой. Поэтому первыми коммуникативными жестами и становятся жесты «дай» позже, «на». При этом жест «дай» сначала появляется как указание на требуемый предмет и только потом ребенка учат сжимать и разжимать пальцы руки, обращаясь с просьбой «дай». Позже появится коммуникативный жест «пока» - помахивание рукой уходящему человеку.
Очень важным стимулом формирования языковых средств общения является противоречие между желанием ребёнка достать или взять интересующий его предмет и отсутствием этого предмета или игрушки в его поле досягаемости. В такой ситуации нужна помощь близкого взрослого. Очень важно, чтобы взрослый терпеливо дождался просьбы ребёнка. При этом ребёнок может попросить с помощью различных средств: сначала указательный жест рукой в направлении предмета и вокабулой требования или просьбы, потом сжимание и разжимание перевёрнутой ладони, протянутой к желаемому предмету, и ещё позже появятся слова «дай» и «на». Если взрослый не сразу понимает, какой из предметов заинтересовал ребёнка, то такая ситуация поможет ещё и обучить ребёнка новым словам. Например: «Что ты хочешь? Я не понимаю. Ты хочешь машинку? Ты хочешь кубики? Ты хочешь яблоко? и т.п.
Предмет расположен далеко от руки ребенка и появляется стимул найти другие средства общения (уже языковые), чтобы достигнуть желаемого.
Состояние коммуникативных жестов можно изучить, показав ребёнку интересную для него игрушку или предмет, который находится в поле его зрения, но не доступен для него. В такой искусственно созданной ситуации необходимо наблюдать за реакцией ребёнка: протянет руку в направлении игрушки или предмета (указательный жест) с вокабулой требования или просьбы; протянет ладонь в направлении к игрушке или предмету и начнёт сжимать и разжимать пальцы; протянет ладонь в направлении к взрослому и будет сжимать и разжимать пальцы (таблица 5.1.)
Следующие задания «Поздоровайся с мишкой», «Попрощайся с мишкой». В поле зрения ребёнка вводится игрушечный мишка, взрослый говорит: - «Поздоровайся с мишкой. Привет, мишка!» и наблюдает, протянет ли ребёнок руку к лапе медведя или нет. Потом: - «Мишка уходит домой. Попрощайся с мишкой. Пока, пока, мишка». В таблице 5.1. необходимо отметить есть ли у ребёнка соответствующие ситуации коммуникативные жесты или нет.
Таблица 5.1. Неречевые средства коммуникации (N-VMC)
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Дата рождения, дата обследования | Смотрит/не смотрит на лицо говорящего в процессе общения | Смотрит/не смотрит в глаза говорящего в процессе общения | Коммуникативные жесты | Всего | ||||
Жесты просьбы | Жесты приветствия и прощания | |||||||||
Наличие/отсутствие указательного жеста с интонемой просьбы | Протягивает ладонь к предмету сжимает/разжимает пальцы | Протягивает ладонь к взрослому и сжимает/разжимает пальцы | Протягивает/не протягивает руку для приветствия | Машет/не машет рукой в ситуации прощания | ||||||
+1; -2 | +2; -1 | -1, -2 | +1 | +2 | +2; -1 | +1; -2 | ||||
Ключ к заполнению.
Положительные характеристики показателей параметра отмечаются в соответствующей колонке как +1 или +2 балла, если же ребенок не смотрит в глаза говорящему и тем более на лицо говорящего в процессе общения, не пользуется основными коммуникативными жестами пользуется, то в соответствующей колонке ставится -1 или – 2 балла. В колонке «всего» суммируется общее количество баллов.
Положительные характеристики неречевых средств коммуникации:
- смотрит на лицо говорящего взрослого в процессе общения - +1 балл;
- смотрит в глаза говорящего в процессе общения - +2 балла;
- протягивает ладонь по направлению к предмету и сжимает и разжимает пальцы - +1;
- протягивает ладонь по направлению к взрослому и сжимает и разжимает пальцы – +2;
- протягивает руку для приветствия (для рукопожатия) - +2;
- машет рукой при прощании «пока» - +1.
Отрицательные характеристики неречевых средств коммуникации:
- не смотрит на лицо говорящего взрослого в процессе общения - -2;
- не смотрит в глаза говорящему взрослому в процессе общения - -1;
- наличие указательного жеста в сторону желаемого предмета с интонемой просьбы - -1;
- отсутствие указательного жеста в сторону желаемого предмета (ребёнок стоит и кричит, тем самым предлагает родителям догадаться чего он хочет) - - 2;
- не протягивает руку для приветствия (для рукопожатия) - - 1;
- не машет рукой при прощании «пока» - - 2.
Таким образом, по параметру «неречевые средства общения» максимально возможное количество положительных баллов - +9; максимально возможное количество отрицательных баллов - -9.
Важными средствами общения в этот период зарождения слов становятся такие предязыковые средства как интонационная окраска собственных обращений ребёнка к близкому взрослому, вокальное (голосовое) оформление собственной речевой продукции и ритм тех звукосочетаний, которые уже доступны малышу.
Первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию становится интонация крайнего неудовольствия и проявляется она в форме крика новорожденного.
Следующей в онтогенезе появляется интонация удовольствия и удовлетворённости. Именно её мы слышим в гулении ребёнка. С точки зрения физиологии гуление тот же выдох, что и при крике, но на фоне мышечного расслабления в ситуации спокойствия и удовлетворённости. Интонацию радости можно услышать в вокализациях малыша (пение после пробуждения). Физиологически эти первые пробы собственного голоса протекают как выдох через голосовые складки, которые находятся в небольшом тонусе, при лёгком возбуждении. Умение произвольно регулировать своим голосом ребёнок покажет в вокабулах. Вокабулы – это голосовые модуляции, закреплённые за определённым предметом или объектом окружающего мира. Еще вокабулы можно представить как интонационный рисунок слова.
Основные методы определения наличия или отсутствия вокабул – это беседа с родителями, анализ данных анкеты (приложение 1.1.) и наблюдение за свободной деятельностью ребёнка. Также можно выявить наличие вокабул в специально организованных условиях – при предъявлении игрушечных кошки и собаки. Обычно дети, у которых отсутствует речь, пользуются вокабулами для обозначения этих животных (таблица 5.2.).
Вокабулы – это один из показателей произвольных голосовых модуляций. В целом произвольные голосовые модуляции являются основой для эмоциональных интонации, а в будущем и для логических интонаций.
Изначальное интонирование должно быть в поле слухового восприятия ребёнка. Т.е. речь взрослого, обращённая к новорожденному, а затем младенцу, должна быть насыщена эмоциональными интонациями для того, чтобы ребёнок смог воспринимать голосовые модуляции. У родителей, которые поют песенки, потешки, колыбельные, дети быстрее овладевают вокализациями, вокабулами, а затем и словами, фразами, поскольку пение является актом чистого интонирования.
К 2,5 годам в спонтанной речи ребёнка уже встречаются все возможные типы интонации родного языка. При этом интонации, которыми пользуются дети в своей речи, характеризуются особенной яркостью и утрированностью проявлений. Именно при помощи интонации ребёнок может оформить звукоподражания би-би или ту-ту в предложения утверждения, просьбы, вопроса, восклицания.
Состояние эмоциональных интонаций у детей третьего года жизни обследуется в процессе наблюдения или специально созданных условиях. Необходимо изучить состояние голосовых модуляций ребёнка и его умение модулировать своим голосом по подражанию вслед за взрослым. С этой целью детям предлагается уложить куклу спать и спеть её колыбельную. В случае, если ребёнок затрудняется, взрослый обучает ребёнка как убаюкивать куклу и дает образцы голосовых модуляций. После чего просит ребёнка уложить спеть колыбельную куклу самостоятельно (таблица 5.3.).
Важной составляющей предязыкового и речевого развития ребёнка является ритм. Основой речевого ритма является способность ребёнка ритмически организовывать свои движения.
Отследить сохранность или недоразвитие ритмической организации движений достаточно просто. Можно включить детскую весёлую песенку или по возможности сыграть на инструменте или спеть (второй вариант обследования вызывает более живой отклик у детей). Дети с сохранной ритмической организацией быстро включаются в ритм музыкального произведения или песни и начинают активно двигаться. После завершения звучания музыки тут же перестают «танцевать».
Дети с нарушенной основой ритмической организации в аналогичной ситуации стоят и смотрят на окружающих, могут включиться в ритм музыки через некоторое время. При этом их двигательная активность значительно беднее (таблица 5.3.).
Согласно исследованиям А.Н. Гвоздева, ритм как звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса, усваивается ребенком рано. Уже на первом году жизни отмечается выделенность лепетного сегмента, которая проявляется в относительно бо'льшей длительности вокального, шумового или того и другого компонентов одновременно, что соответствует представлению о природе ударения в потоке русской речи [31]. Ребенок первого года жизни «живет в окружении хорея – размера, который соответствует его ритмической наклонности». Хорей преобладает в речевых обращениях взрослых к ребенку. Этот ритмический размер помогает ребенку осознать лексическое значение слова и заложить основу понимания грамматического значения. Как противопоставление акцентуации первого слога двусложных псевдослов нисходящей звучности (хореическая организация) начинают накапливаться двусложные псевдослова с выделенностью второго слога восходящей звучности (ямбическая организация). По данным С.М. Носикова, хореическая организация слов (до 90% первых слов) постепенно (к 13 -14 мес.) уравнивается выделением конечного сегмента, т.е. ямбической организацией слов. И уже к 18 мес. ямбическая организация начинает отчетливо преобладать.
Основным методами обследования ритмической организации собственной речевой продукции ребёнка является опрашивание родителей и анализ полученных данных. Для формализации данных в процессе опрашивания родителей используется таблица 5.2. в приложении 2.
Данные обследования наличия или отсутствия вокабул, качества голосового модулирования и интонационного оформления собственной речевой продукции, ритмической организации начального детского лексикона вносятся в таблицу 5.3. «Предязыковые средства общения».
Таблица 5.2. Ритмическая организация первичной речевой продукции ребёнка
Ф. И. ребенка | Дата рождения | Дата заполнения | Имена собственные | Имена существительные | Глаголы | Всего в процентном соотношении | ||||
произносит | означает | произносит | означает | произносит | означает | хореически организованных слов | ямбически организваонных слов | |||
Ключ к заполнению.
Запишите все слова, которые употребляет ребёнок. Поставьте ударение на тот слог, который ребёнок выделяет голосом. Впишите все слова с ударениями в три колонки: имена собственные (Лена, Таня, Коля, вова и т.п.), имена существительные (мама, папа, баба, деда и т.п.), глаголы (ам-ам, дай, сиди и т.п.).
1. Посчитайте общее количество слов ребёнка (100 %).
2. Посчитайте количество слов с ударением на первом слоге (хореически организованные).
3. Определите, сколько процентов хореически организованных слов в начальном лексиконе ребёнка.
4. Посчитайте количество слов с ударением на втором слоге (ямбически организованые слова).
5. Определите сколько процентов ямбически организованных слов в начальном детском лексиконе.
Таблица 5.3. Начальные языковые средства общения (PLMC)
Интонационное оформление собственных высказываний | Ритмическая организация движений | Ритмическая организация начального детского лексикона | Всего | |||||||||
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Дата рождения | Дата обследования | Наличие/отсутствие вокабул | Подражает/не подражает голосовым модуляциям взрослого | Наличие/отсутствие самостоятельных голосовых модуляций | Даёт / не даёт быструю двигательную реакцию на начало музыки и ее окончание | % соотношение хорей/ямб | % соотношение хорей/ямб | % соотношение хорей/ямб | % соотношение хорей/ямб | |
40-50 / 60-50 | 60-70 / 40-30 | 80-90 / 20-10 | 90-100/ 10-0 | |||||||||
+1; - 1 | +1; - 2 | +2; -1 | +2; -2 | +2 | +1 | -1 | -2 |
Ключ к заполнению.
Положительные характеристики показателей параметра «начальные языковые средства общения» оцениваются в +1 балл, отрицательные – в – 1 балл. В колонке «всего» суммируется общее количество баллов.
Положительные характеристики начальных языковых средств общения ребенка:
- наличие вокабул для голосового обозначения предметов или объектов - +1;
- подражает голосовым модуляциям взрослого в игре «Уложи куклу спать» - +1;
- самостоятельные голосовые модуляции в игре «Уложи куклу спать» - +2;
- хореически организованные слова и ямбически организованные слова в начальном лексиконе ребёнка соотносятся от 40% до 50% (хореев) и соответственно от 60% до 50% (ямбов) - +2;
- хореически организованные слова и ямбически организованные слова в начальном лексиконе ребёнка соотносятся от 60% до 70% (хореев) и соответственно от 40% до 30% (ямбов) - +1.
Отрицательные характеристики начальных языковых средств общения:
- отсутствие вокабул для голосового обозначения предметов или объектов - - 1;
- не подражает голосовым модуляциям взрослого в игре «Уложи куклу спать» - - 2;
- отсутствуют самостоятельные голосовые модуляции в игре «Уложи куклу спать» - - 1;
- быстрая двигательная реакция на начало звучания музыкального произведения или песни и такая же быстрая остановка по окончании звучания - +2;
- замедленная двигательная реакция на начало звучания музыкального произведения или песни и такая же замедленная остановка по окончании звучания - -2;
- хореически организованные слова и ямбически организованные слова в начальном лексиконе ребёнка соотносятся от 80% до 90% (хореев) и соответственно от 20% до 10% (ямбов) - - 1;
- хореически организованные слова и ямбически организованные слова в начальном лексиконе ребёнка соотносятся от 90% до 100% (хореев) и соответственно от 10% до 0% (ямбов) - - 2.
Таким образом, максимально возможное количество положительных баллов по параметру «начальные языковые средства общения» для одного ребенка - + 9. Максимально возможное количество отрицательных баллов - - 9.