Изучение микросоциальных условий развития ребенка
Пусковым элементом всякого психического и речевого развития, является зарождение интенции общения, т.е. смутного, неосознаваемого желания вступать в процесс коммуникации. Важной составляющей развития малыша становится появление у него собственного желания общаться. Такое желание заложено в родовую память новорожденного только как потенциальная возможность. Будет ли реализована данная ребенку потенциальная возможность или нет, зависит от его ближайшего взрослого окружения. В частности от умения родителей эмоционально насыщенно общаться с новорожденным, затем и с малышом.
Поэтому важной частью диагностики становится изучение ближайшего социального окружения, формирующего эмоциональную и психоречевую сферы ребенка. Ближайшее социальное окружение ребенка раннего возраста включает в себя семью, педагогов и детей, если ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение. В речевой среде семьи закладываются основные коммуникативные и языковые компетенции.
Среди микросоциальных условий, оказывающих влияние на развитие ребенка раннего возраста, можно выделить следующие:
· структура семьи (нуклеарная (Ссылка внизу страницы семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми)) или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);
· материальные условия жизнедеятельности семьи (уровень дохода, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);
· краткая характеристика родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);
· психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами;
· речевая среда.[5]
Последние исследования выявили, что в основном на развитие речи ребенка раннего возраста влияет мать [26]. Материнское поведение, во всем многообразии его проявлений, является базой, определяющей развитие здорового малыша.
Специфика речевого общения взрослых с маленькими детьми подчеркивается в многочисленных исследованиях в психолингвистике, педагогике, антропологии и логопедии.
Специфические формы речи, обращенной к ребенку, отражают следующие термины: инпут, baby talk, mother’s-, father’s-, parental speech, caretaker speech, nursery language; child-directed speech, infant-directed speech. [20]. В данном случае рассматривается речь матери, бабушки, старшей сестры, няни, т.е. всех лиц женского пола, ухаживающих за детьми. Эта речь обладает рядом особенностей: использование нераспространенных предложений; частые повторы, сопровождаемые перестановкой членов предложения; отсутствие сложносочиненных (ССП) и сложноподчиненных (СПП) предложений, обособленных конструкций, длинных рядов однородных членов; большая часть слов относится к разряду ономатопей; богатая интонационная окраска; ситуативность речи; коррекция (шлифовка) речи ребенка [27].
Первые языковые средства ребёнок принимает из той речевой среды, в которой находится. Мы можем увидеть понимание языковых средств в эмоциональном реагировании ребёнка в общении со взрослыми.
Таким образом, основные задачи данного этапа обследования:
· изучение условий семейного воспитания;
· изучение потребности общения с близким взрослым;
· изучение естественной языковой среды;
· исследование эмоционального реагирования ребенка.
Методы изучения:
· анкетирование родителей (приложение 1.1);
· анкетирование воспитателей групп (приложение 1.2, разделы анкеты для воспитателей 1,2,3,8,9,10,11);
· наблюдение за общением близких взрослых с ребенком при расставании в детском саду утром и при встрече вечером (таблица 2.);
· наблюдение за общением ребенка со взрослым в аналогичных ситуациях (таблица 2.1.1);
· наблюдение за эмоциональным реагированием ребенка в группе (таблица 2.1.2.).
Таблицы включены основные параметры позволяют зафиксировать положительные (+1 или +2) и отрицательные (-1или -2) характеристики семейного окружения, естественной речевой среды и эмоционального реагирования ребенка.
Условия воспитания ребенка
Таблица 2.1. Стимуляция потребности общения близким взрослым М
№ п/п | Ф.И. ребенка | дата рождения, дата обследования | Чтение детской литературы дома | Стимуляция речевого развития взрослым | Всего | ||||||
каждый день | несколько раз в неделю | редко | оречевление совместных действий | учат имитировать речевые звуки в игровой форме | просят повторить или сказать | ||||||
заняты взрослые | ребенок отказывается слушать | ||||||||||
+2 | +1 | -1 | -2 | +2 или -2 | +1 или -1 | +1 или -1 | |||||
Ключ к заполнению таблицы
Чтение детской литературы дома:
- читают каждый день – +2;
- читают несколько раз в неделю – +1;
- читают редко: заняты взрослые – 1 балл; ребёнок отказывается слушать – 2 балла.
Стимуляция речевого развития взрослыми:
- оречевление совместных действий – +1;
- учат имитировать речевые звуки в игровой форме - +1
- просят повторить, сказать – +1.
Таким образом, по показателю «стимуляция общения близким взрослым» суммируются все баллы ребенка, по таблицам 2.2, 2.3 и 2.4.
Максимально возможное количество положительных баллов у ребенка по данному показателю - +7, максимально возможное количество отрицательных баллов - - 7.
Таблица 2.1.1. Общение родителей с ребенком (M1)
№ п/п | Ф.И. ребенка | дата рождения, дата обследования | Общение родителей с ребенком утром при расставании | Общение с ребенком при встрече | Всего | |||||
помогают ребенку раздеться и сложить одежду в шкафчик | раздевают, складывают одежду в шкафчик и уходят | оставляют ребенка и сразу же уходят | помогают ребенку одеться самому | интересуются у педагога, как прошел день | быстро одевают и забирают | не интересуются, как прошел день | ||||
+2 | - 2 | - 1 | +2 | +2 | -2 | -1 |
Ключ к заполнению таблицы
Общение родителей с ребенком утром при расставании:
- помогают ребенку раздеться и сложить одежду в шкафчик (этот вариант предполагает мотивацию общения через деловое сотрудничество) – +1.
- раздевают, складывают одежду в шкафчик и уходят- -2;
- оставляют ребенка и сразу уходят - -1;
Последние два варианта опосредовано свидетельствуют об элементах гиперопеки (сами все делают за ребёнка потому, что так быстрее и удобнее для взрослых) или занятости родителей и отсутствии времени на стимуляцию потребности общения или о непонимании родителями необходимости стимулировать потребность общения в деловом сотрудничестве с ребенком.
Общение с ребенком при встрече вечером:
- помогают ребенку одеться самому (вариант мотивации общения посредством делового сотрудничества) –+ 2;
- интересуются у педагога, как прошел день – +2;
- быстро одевают и забирают - -2;
- не испытывают интереса - -1.
Последние два варианта могут опосредовано свидетельствовать о занятости родителей или об отсутствии понимания необходимости стимулировать потребность общения через деловое сотрудничество с ребенком.
По этому показателю максимальное количество баллов для одного ребенка – +6, минимальное - -6.
Таблица 2.1.2. Общение ребенка с родителями (М2)
№ п/п | Ф.И. ребенка | дата рождения, дата обследования | Общение ребенка с родителями утром при расставании | Общение ребенка с родителями при встрече | Всего | ||||||||
целует родителя и машет рукой «до свидания» | поплачет и успокаивается | никак не реагирует на расставание | истерически рыдает и держит за ноги | радуется, «отвечает» на вопросы родителя | радуется, инициирует беседу | получает конфетку (или что-нибудь другое) и дает возможность себя одеть | не испытывает никаких эмоций | не хочет идти из группы | |||||
+2 | +1 | -2 | -1 | +2 | +2 | -2 | -2 | -1 | |||||
Ключ к заполнению таблицы