Несколько сложнее научиться ходить после инсульта.
Помните забавные детские стихи С. Я. Маршака: «Жил на свете человек — скрюченные ножки, и ходил он целый век по скрюченной дорожке…»? Мне они тоже долго казались смешными, пока это не коснулось меня лично. Так вот, чтобы не стать таким персонажем, следует основательно поработать над собой, для начала занявшись ходьбой.
Человека, перенесшего инсульт, нужно заново обучать правильному механизму ходьбы. Начинают обычно с навыков сгибания голени при вертикальном положении бедра. Вначале необходимо зафиксировать бедро, создать для него упор. Лишь после овладения этим движением можно обучать сгибанию и вынесению бедра вперед с одновременным свободным разгибанием голени при тыльном сгибании стопы.
На первых этапах все указанные действия выполняются только с помощью близкого человека, который, сидя на маленькой скамеечке, придерживает бедро и разгибает голень пострадавшего от инсульта, а затем сопровождает его при ходьбе, придерживая и поднимая голень с помощью бинта или другой тяги. Ходьба с тростью вначале не препятствует подобному обучению, а даже его облегчает.
Спазм мышц ноги затрудняет сгибание в бедренном и коленном суставах при ходьбе. Походка в таких случаях бывает неуклюжей, поскольку большие усилия прикладываются для переноса ослабленной ноги вперед. Эти избыточные усилия будут увеличивать нежелательный мышечный тонус и в парализованной руке. Нарастанию спастичности в ноге будут способствовать попытки переносить вес тела на переднюю часть ступни, а не на пятку. Этого делать не надо. Когда парализованная стопа свисает вниз и повернута внутрь, это может быть вначале обусловлено первичной мышечной слабостью, но если не принять нужных мер, из-за развития контрактур это положение может зафиксироваться.
Кроме того, в положении стоя и при ходьбе многие переносят вес своего тела на переднюю часть стопы. В результате этого пальцы стоп сгибаются настолько, что и ходить, и стоять становится больно. Если с помощью мягких резиновых подушечек развести пальцы широко в стороны, то это предотвратит или устранит уже возникший спазм. Выпрямление пальцев ноги ликвидирует спастичность всей стопы. Пальцы стопы можно широко развести в стороны с помощью резиновых или матерчатых подушечек. Я в таких случаях использовал вставки между пальцев, предназначенные для педикюра.
Очень полезно тренировать шаг с помощью следующего простого приспособления, принцип действия которого подобен таковому пращи или рогатки. Возьмите эластичный резиновый бинт длиной 5 м, привяжите его обоими концами к кровати по обе стороны от изголовья. К середине бинта (она же — место его сгиба) привязывается носовой платок в виде петли для ноги. Пораженная нога вставляется в это импровизированное стремя из ткани, и резиновый бинт натягивается. Затем в силу сопротивления эластичного материала стопа притягивается к изголовью кровати. Силу сопротивления резины можно регулировать с помощью свисающего к ноге конца резинового бинта.
Чувствуя отверделость определенных участков стопы, я разминал их, прокатывая стопу на куске черенка лопаты диаметром 5–7 см. Потом я заменил этот импровизированный массажер специальным массажно-корригирующим валиком.
Восстановление функций руки
Восстановление нормальных функций пострадавшей руки заключается в увеличении ее силы и придании точности ее движениям.
Для восстановления точности движений руки необходимо устранить все явления спастичности. Первыми должны быть максимально восстановлены движения в плечевом и локтевом суставах, так как мышцы и сухожилия тянутся от плеча до кисти.
Боли в плече, которыми люди часто страдают после инсульта, обычно не связаны с подвывихом плечевого сустава. Эти боли вызваны напряжением мышц и связок вследствие неправильного позиционирования руки и невозможности ее поднять. Поэтому в первые дни после инсульта должны быть приняты меры по поддержанию лопатки в свободном положении. От этого зависят состояние верхней конечности, ее функции и объем движений в дальнейшем. Также рекомендуется поднятие руки вверх с поворотом ее наружу в плечевом суставе. Надо стремиться почаще держать руки вытянутыми вперед со сцепленными в замок кистями, ладони которых вывернуты наружу. Сидя у стола и опираясь на него сцепленными руками, старайтесь как можно дальше тянуться ими через стол.
На ранних этапах восстановительного лечения может понадобиться приспособление для парализованного плеча, которое поможет предотвратить перерастяжение мышц и связок, поддерживающих руку. Для этого можно использовать валик из мягкого материала (кусок хлопчатобумажной или шерстяной материи, губчатая резина) диаметром около 10 см. Он помещается в подмышечной впадине парализованной руки, в том числе и при нахождении в вертикальном положении.
Не рекомендуется использовать пращевидную повязку. Локоть при этом оказывается согнутым, рука прижата к туловищу и повернута вовнутрь, ладонь опущена (типичные признаки сгибательного спазма). В результате спастичность в руке не уменьшается, а, наоборот, нарастает, что увеличивает опасность развития подвывиха плечевого сустава. Более того, в согнутом положении усиливается отек руки. Однако если рука остается ослабленной и свисает вниз, когда пострадавший сидит или стоит (рука при этом отекает), можно использовать широкую пращевидную повязку, поддерживающую локоть и всю руку.
Если мышцы предплечья вялые, помогут грубые массажные приемы и похлопывания (чтобы «разбудить» мышцы), а также энергичный точечный массаж биологически активных точек, расположенных на запястье, — по несколько секунд на каждую точку. Если есть спастика — эффективна иглорефлексотерапия, массаж при этом должен быть поглаживающим и отжимающим.
Пострадавшего от инсульта следует научить поддерживать, фиксировать парализованную руку и совершать ею движения в пространстве из различных положений, оставляя кисть свободной для выполнения функциональных движений. Опишу здесь следующие полезные упражнения.
• Возьмите в руки палку, веревку или свернутое полотенце. Держа ее перед пострадавшим, учите его хватать и отпускать ее, перехватывать палку или полотенце руками снизу вверх. При этом парализованная рука должна быть выпрямлена и вытянута вперед (антиспастическое положение).
• Попросите пострадавшего приложить свою ладонь к вашей (ладони соприкасаются без давления) и следовать движениям, выполняемым вашей рукой. Для того чтобы облегчить ему эту задачу, посоветуйте думать о механике таких движений в соответствующих суставах. Внутренние реплики больного должны быть медленными и ясными. Например: «Думаю о своем локте… смотрю на него… сгибаю локоть…» То же самое может говорить вслух и помощник пострадавшего. Если больному трудно выполнять эти команды, продемонстрируйте требуемое движение сами. Начинать лучше всего с простой последовательности движений или ряда действий. Побуждайте пострадавшего к самостоятельному многократному повторению этих движений.
• Давайте потерпевшему в руки различные предметы и пластические материалы (например, пластилин или воск для лепки, формовочную глину, куски резины разной формы, мячики разных размеров и т. д.). Это позволит ему восстановить опыт обращения с предметами разного веса, формы и строения, после чего он будет готов перейти к отработке разных способы взятия и удержания вещей. Все упражнения необходимо выполнять поочередно обеими руками.
Пострадавший должен учиться использовать руку как точку фиксации для движений туловища (движения туловища относительно руки). Например, сидя на краю постели и поставив ступни на пол, пациент приподнимает ягодицы, выпрямляя руки, переносит вес тела на парализованную руку, находящуюся в разных положениях, выпрямленную в локтевом суставе. Здоровой рукой он может выполнять разнообразные действия на парализованной стороне тела и, наоборот, парализованной рукой — на здоровой стороне. И то и другое активизирует двусторонние двигательные функции.
Я делал так. Над дверным проемом я прикрепил ручку-скобу, в которую просунул кусок веревки длиной 2 м. Держась обеими руками за концы веревки, я перетягивал ее через эту скобу. Больная рука при этом была закреплена петлей — чтобы не допустить ее падения. Целью такого упражнения было научиться поднимать руку как можно выше и держать ее в вертикальном положении в выпрямленном состоянии. Поначалу больная рука оставалась пассивной, затем она уже «побеждала» в этом соревновании руку здоровую.
Потом я несколько изменил это упражнение — стал выполнять его, повернувшись спиной к веревке и поднимая обе руки за спиной.
Мои пальцы долгое время оставались непослушными. Они не могли брать различные предметы — кружки, чашки, тарелки, вилку или ложку. Сначала я учился перебирать руками палку с помощью перехватов, потом пытался подбрасывать ее вверх поврежденной рукой и ловить на лету.