Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.
Приложение 6
к СанПиН 2.4.2.2821-10
Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня
С изменениями и дополнениями от:
25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.
ГАРАНТ:
О разъяснении вопроса организации групп продленного дня в общеобразовательных учреждениях см. письмо Роспотребнадзора от 6 октября 2011 г. N 01/12677-1-2
Информация об изменениях:
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 в раздел "Общие положения" внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции
Общие положения
Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из обучающихся одного класса либо параллельных классов. Пребывание обучающихся в группе продленного дня, одновременно с образовательной деятельностью, может охватывать период времени пребывания обучающихся в общеобразовательной организации с 8.00 - 8.30 до 18:00 - 19.00.
Помещения групп продленного дня для обучающихся I - VIII классов целесообразно размещать в пределах соответствующих учебных секций, включая рекреации.
Для обучающихся первых классов в режиме группы продленного дня рекомендуется предусматривать сон и игры. При отсутствии в общеобразовательной организации специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.
Для обучающихся II - VIII классов в зависимости от конкретных возможностей, рекомендуется выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.
Информация об изменениях:
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в раздел "Режим дня" внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции
Режим дня
Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих группы продленного дня, необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательную организацию, и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательной организации, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).
В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся II - III классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Отдых на свежем воздухе.
После окончания учебных занятий в общеобразовательной организации для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:
- до обеда длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе;
- перед самоподготовкой в течение часа.
Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом.
Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.
Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.
В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.
Местом для отдыха на свежем воздухе и проведение спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные площадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы.
Организация дневного сна для первоклассников и ослабленных детей.
Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. Длительность дневного сна должна быть не менее 1 часа.
Для организации дневного сна должны быть выделены либо специальные спальные, либо универсальные помещения, площадью из расчета 4,0 на одного учащегося, оборудованные подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями.
При расстановке кроватей необходимо соблюдать расстояние между: длинными сторонами кровати - 50 см; изголовьями - 30 см; кроватью и наружной стеной - 60 см, а для северных районов страны - 100 см.
За каждым обучающимся должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья по мере загрязнения, но не реже 1 раз в 10 дней.
Спальные помещения рекомендуется проветривать за 30 минут до сна, сон проводить при открытых фрамугах или форточках.
Подготовка домашних заданий
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:
- приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;
- начинать самоподготовку в 15 - 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
- ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах -до 3,5 ч.
- предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;
- предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;
- проводить "физкультурные минутки" длительностью 1 - 2 минуты;
- предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).
Внеурочная деятельность
Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.
Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 - 2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 - 3 классов и 1,5 - для обучающихся 4 - 8 классов.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
Информация об изменениях:
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в раздел "Питание" внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции
Питание
Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором. При организации продленного дня в общеобразовательной организации должно быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак - на второй или третьей перемене во время учебных занятий; обед - в период пребывания на продленном дне в 13 - 14 часов, полдник - в 16 - 17 часов.
Приложение 7
к СанПиН 2.4.2.2821-10
Таблица 1
Рекомендации
по проведению занятий физической культурой, в зависимости от температуры и скорости ветра в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в зимний период года
Климатическая зона | Возраст обучающихся | Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе | |||
без ветра | при скорости ветра до 5 м/сек | при скорости ветра 6 - 10 м/сек | при скорости ветра более 10 м/сек | ||
Северная часть Российской Федерации (Красноярский край, Омская область и др.) | до 12 лет | - 10 - 11°С | -6 - 7°С | -3 - 4°С | Занятия не проводятся |
12 - 13 лет | - 12°С | -8°С | -5°С | ||
14 - 15 лет | -15°С | -12°С | -8°С | ||
16 - 17 лет | -16°С | -15°С | - 10°С | ||
В условиях Заполярья (Мурманская область) | до 12 лет | - 11 - 13°С | -7 - 9°С | -4 - 5°С | Занятия не проводятся |
12 - 13 лет | -15°С | -11°С | -8°С | ||
14 - 15 лет | - 18°С | -15°С | -11°С | ||
16 - 17 лет | -21°С | - 18°С | - 13°С | ||
Средняя полоса Российской Федерации | до 12 лет | -9°С | -6°С | -3°С | Занятия не проводятся |
12 - 13 лет | - 12°С | -8°С | -5°С | ||
14 - 15 лет | -15°С | - 12°С | -8°С | ||
16 - 17 лет | -16°С | -15°С | -10°С |
Таблица 2
Рекомендации по проведению занятий физической культурой в условиях муссонного климата Приморского края
Сезоны | Возрастные категории | Температура воздуха °С | Влажность воздуха % | Скорость ветра м/сек |
Зима | Для 1 -4 классов | -1 – 7 | 0 - 75 | < 2 |
Для 5 - 11 классов | -1 – 15 | 0 - 100 | < 5 | |
Весна | Для 1 - 4 классов | 0 + 5 | 0 - 80 | 0 - 2 |
Для 5 - 11 классов | -1 + 5 | 0 - 100 | 0 - 7 | |
Лето | Для 1 - 4 классов | < +25 | < 60 | 2 - 6 |
Для 5 - 11 классов | < +30 | < 80 | 0 - 8 | |
Осень | Для 1 - 4 классов | > +3 | 0 - 75 | 0 - 2 |
Для 5 - 11 классов | > 0 | 0 - 100 | 0 - 8 | |
Весеннее межсезонье | Для 1 - 4 классов | 0 – 3 | 0 - 60 | 0 - 2 |
Для 5 - 11 классов | 0 – 7 | 0 - 100 | 0 - 6 | |
Осеннее межсезонье | Для 1 - 4 классов | 0 – 5 | 0 - 80 | 0 - 3 |
Для 5 - 11 классов | 0 – 10 | 0 - 100 | 0 - 8 |
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12183577/#friends#ixzz45zEFDFoj