Установите последовательность действий при оказании первой медицинской помощи пострадавшему в бессознательном состоянии с симптомами асфиксии.
Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов:
положить пострадавшего на спину - 1
повернуть голову пострадавшего набок и открыв ему рот, очистить полость рта пальцем - 2
осуществить искусственное дыхание - 3
вызвать скорую помощь - 4
47. Установите правильную последовательность действий человека, попавшего под завал при взрыве. Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов:
1. стучать по трубе или стене
2. закрыть нос и рот носовым платком, одеждой
3. отодвинуть от себя острые предметы
4. обломками укрепить то, что над вами находится
48. Быстропротекающий процесс с выделением значительной энергии в небольшом объеме за короткий промежуток времени, приводящий к ударным, вибрационным и тепловым воздействиям на окружающую среду, называется … (Слово введите в поле ответов.)
49. 8–9 мая 2010 года произошел взрыв метана на крупнейшей российской угольной шахте «Распадская». В результате аварии погибло 67 человек, 94 – госпитализированы. Взрывами разрушено несколько наземных строений шахты, в том числе здание копр ствола и вентиляционной системы, а также почти все выработки (это свыше 300 километров).
В результате нарушений правил охраны труда на шахте «Распадская», повлекших за собой гибель людей, к руководству применена:
1. материальная ответственность
2. дисциплинарное взыскание
3. административное взыскание
4.уголовная ответственность
Сентября 2011 года под Ярославлем в районе аэропорта Туношна потерпел катастрофу пассажирский самолет Як-42. 44 человека погибло, 1 – пострадал. В самолете летел основной состав команды «Локомотив» (Ярославль). Официальное расследование катастрофы провел Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Непосредственной причиной катастрофы названа ошибка пилотирования.
Если в 2011 году в России в авиакатастрофах погибло 120 человек, что составляет 24 % от общего количества всех погибших, то во всем мире за этот год в результате авиакатастроф погибло _____ человек. (Ответ запишите в виде целого числа.)
5.7. Примерные критерии оценивания знаний студентов на втором этапе зачета
Оценка «зачтено» выставляется студенту, обнаружившему систематические и глубокие знания материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины, проявившему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала, его самостоятельного освоения.
Оценка «не зачтено» выставляется студенту, который не освоил основное содержание учебной дисциплины, допускает принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
Перечень вопросов к зачету
1. Основные понятия и определения: опасность, группы опасностей, аксиома о потенциальной опасности, концепция приемлемого риска, опасные и вредные факторы среды, безопасность жизнедеятельности, чрезвычайная ситуация, экстремальная ситуация, катастрофа.
2. Понятие о чрезвычайной ситуации. Факторы, вызывающие чрезвычайные ситуации.
3. Внешние и внутренние причины возникновения чрезвычайных ситуаций.
4. Классификация чрезвычайных ситуаций.
5. Природные чрезвычайные ситуации и факторы их вызывающие.
6. Способы защиты населения при геологических ЧС.
7. Метеорологические ЧС и способы защиты населения.
8. Гидрологические ЧС и защита от них.
9. Природные пожары и действия человека по выходу из зоны лесного пожара.
10. Техногенные ЧС и факторы их вызывающие.
11. Химические аварии и выброс АХОВ в атмосферу. Действия при химической аварии.
12. Радиационные аварии: причины возникновения, последствия для населения и территорий. Внешнее и внутреннее облучение. Действия при радиационной аварии.
13. Способы обработки населения и территорий при возникновении техногенных ЧС и чрезвычайных ситуаций биологического характера: дезактивация, дегазация, дезинфекция, дезинсекция, дератизация.
14. Автономное выживание человека в природных условиях.
15. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС): структура, функционирование.
16. Гражданская оборона в системе Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, ее структура, задачи.
17. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.
18. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, в экстремальных ситуациях социального характера
19. Качество окружающей природной среды и его нормирование.
20. Группы негативных факторов окружающей среды: физические, химические, биологические, их характеристика.
21. Понятие о мониторинге. Базовый мониторинг, методы определения антропогенных нагрузок.
22. Основные понятия и определения: загрязнение природной среды; мониторинг безопасности; нормирование; качество природной среды; нормативы качества (ПДК, ПДУ); зона чрезвычайной экологической ситуации; зона экологического бедствия; продовольственная безопасность; пищевые отравления; метгемоглобинемия; карбоксигемоглобинемия.
23. Химические загрязнители атмосферы: источники, действие на организм человека, меры защиты.
24. Понятие о смоге: виды, причины и механизмы образования, воздействие на организм человека.
25. Радиационное загрязнение: дозы радиации, единицы измерения, воздействие на организм человека, меры защиты.
26. Глобальные экологические проблемы.
27. Физические негативные факторы среды: электромагнитные поля, их источники, воздействие на организм человека, меры безопасности.
28. Шум как фактор негативного воздействия на организм человека, нормативы шума.
29. Вибрация как негативный фактор среды обитания: источники, действие на организм человека, нормативы.
30. Пневмокониозы как профессиональные заболевания.
31. Понятие о продовольственной безопасности, ее основные аспекты.
32. Нитраты как загрязнители пищевых продуктов: происхождение, действие на организм человека, меры безопасности.
33. Токсичные микроэлементы: происхождение, воздействие на организм человека, меры безопасности.
34. Пестициды как фактор, вызывающий пищевые отравления небактериального происхождения.
35. Обучение и инструктаж по охране труда.
36. Качество воды: факторы – физические, биологические, химические; санитарные требования, предъявляемые к качеству питьевой воды. Инфекционные и неинфекционные заболевания, вызываемые использованием некачественной питьевой воды.
37. Основные способы очистки и обезвреживания воды.
38. Проблемы национальной и международной безопасности РФ
39. Понятие «жилая среда». Основные группы неблагоприятных факторов жилой среды.
40. Уровни жилой среды, их структурно-функциональные особенности.
41. Понятие «микроклимат жилых помещений». Санитарно-гигиенические показатели оптимальных условий (температура, влажность, скорость движения воздуха) жилых помещений.
42. Источники загрязнения воздуха жилых помещений, их характеристика.
43. Антропотоксины: понятие, виды, воздействие на организм человека, меры безопасности.
44. Электромагнитные поля жилых помещений как фактор ухудшения здоровья человека, меры безопасности.
45. Противопожарный режим в школе.
46. Действия персонала и детей при возникновении пожара в школе.
47. Профилактика пожаров в быту: действия при возникновении возгораний.
51. Средства пожаротушения. Правила пользования огнетушителем.
52. Понятие «социальные опасности». Классификация социальных опасностей.
53. Виды психического воздействия на человека и защита от них.
54. Безопасное существование детей и подростков, правила поведения.
55. Террористический акт: действия попавших в ситуации с захватом заложников.
56. Виды физического воздействия на человека, защита от них.
57. Действия при сообщении о заложенном взрывном устройстве и срабатывании взрывного устройства.
58. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.
59. Опасности, связанные с употреблением психоактивных веществ.
60. Наркомания: понятие, возникновение зависимостей, стадии развития.
61. Курение как фактор, разрушающий общее и репродуктивное здоровье.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю. Уделить внимание базовым понятиям дисциплины |
Практические занятия | Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение ситуационных задач |
Индивидуальные задания | Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме |
Реферат | Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата |
Подготовка к зачету | При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, практических занятий, рекомендуемую литературу |