Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения некоторых звуков и их сочетаний.
Содержание
1. Пояснительная записка. 2
Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения
некоторых звуков и их сочетаний. 3-7
Тема 2. Глагол. 7-10
Тема 3. Имя существительное. I склонение. Несогласованное определение. 10-12
Тема 4. Краткие сведения о рецепте. Латинские предлоги. 12-14
Тема 5. Состав слова. Клиническая терминология. Греческие корни. 14-15
Тема 6. Клиническая терминология. Терминоэлементы. 15-16
Тема 7. II склонение существительных. Названия болезней и лекарственных
препаратов. 17-19
Тема 8.Терминоэлементы. Частотные отрезки в названиях лекарственных
препаратов. 19-21
Тема 9. Имя прилагательное I, I I склонений. Согласованное определение. 21-23
Тема 10. Названия групп лекарственных препаратов. Названия химических
соединений. 23-26
Тема 11.III склонение имен существительных. 26-30
Тема 12. Названия патологических процессов. 31-33
Тема 13. Название солей и образование клинических терминов. 33-36
Тема 14. Прилагательные III склонения. Причастия. 36-38
Согласованное определение.
Тема 15. IVсклонение имен существительных. 28-39
Тема 16. V склонение имен существительных. 40-43
Тема 17. Важнейшие рецептурные сокращения. 43-44
2. Приложение 45-46
3. Список литературы 47
Пояснительная записка.
Рабочая тетрадь составлена с учетом требований программы по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» для студентов специальностей: 060 101 Лечебное дело 52 фельдшер, 060 102 Акушеское дело 51 акушерка, 060 109 Сестринское дело 51 медицинская сестра.
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по дисциплине. Данное пособие поможет студентам в изучении медицинской, анатомической и фармацевтической терминологии, в освоении грамматики латинского языка, фонетики и словообразовании. Тетрадь позволит развить мотивацию будующей профессиональной деятельности.
Материал рабочей тетради составлен по основным темам изучаемого курса. Студенты должны будут выполнить задания, упражнения, заполнить таблицы, ответить на вопросы.
Для составления заданий использована обширная литература по дисциплине.
Рабочая тетрадь также может быть использована при самостоятельном изучении отдельных тем в случае пропуска занятий, либо всвязи с длительным перерывом в обучении, так как она составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине.
Lingua, sanguis, unguis, unguentum, angulus, lingula, angulus, sublingualis, fungus, Sanguisorba.
Как «нгв» | Как «нгу» |
Задание 11. Запишите термины, разделите на слоги , обозначьте долготу и краткость предпоследнего слога и определите ударение.
Glandula suprarenalis (надпочечная железа)__________________________________
medulla spinalis (спинной мозг)____________________________________________
columna vertebralis (позвоночный столб)____________________________________
vertebra cervicalis (шейный позвонок)_______________________________________
solutio Iodi spirituosa (спиртовый раствор йода)_______________________________
lamella ophthalmica (глазная пленка)________________________________________
fissura orbitalis superior (верхняя глазничная щель)____________________________
meatus acusticus internus (внутренний слуховой проход)________________________
vestibulum oris (преддверие рта)____________________________________________
tuberculum anterius et posterius (передний и задний бугорок)____________________
amputation digiti (ампутация пальца)________________________________________
hepatitis acuta (острый гепатит)____________________________________________
nucltus interpeduncccuulaaris (межножковое ядро)_____________________________
trigonum caroticim (сонный треугольник)____________________________________
calculus dentalis (зубной камень)___________________________________________
Тема 2. Глагол.
Задание 1. В приведенной ниже таблице подчеркните основу каждого глагола и определите спряжение.
Неопределенная форма глагола | Спряжение | Неопределенная форма глагола | Спряжение |
Dare | Filtrare | ||
Recipere | Solvere | ||
Audire | Conspergere | ||
Miscere | Servare | ||
Sterilisare | Infundere | ||
Repetere | Praeparare | ||
Signare | Sanare | ||
Habere | Discere | ||
Legere | Vertere | ||
Scire | Agglutinare | ||
Tegere | Vivere | ||
Laborare | Agitare | ||
Finire | Sentire | ||
Docere | Coquere | ||
Dividere | Videre | ||
Auscultare | Extendere | ||
Palpare | Colare | ||
Addere | Terere |
Задание 2.Заполните таблицу
Спряжение | Infinitivus | Основа | Imperativus singularis | Imperativus pluralis |
Signare | ||||
Auscultare | ||||
Curare | ||||
Sterilisare | ||||
Olere | ||||
Habere | ||||
Movere | ||||
Miscere | ||||
Solvere | ||||
Coquere | ||||
Vivere | ||||
Discere | ||||
Audire | ||||
Sentire | ||||
Finire | ||||
Nolire |
Задание 3. Переведите с латинского языка на русский:
Date._________________________________________________________
Misceatur. ____________________________________________________
Divide et impera. _______________________________________________
Coquere. ______________________________________________________
Sterilisentur! ___________________________________________________
Praepara et da. _________________________________________________
Filtrate. _______________________________________________________
Recipe. _______________________________________________________
Diluite.________________________________________________________
Solve._________________________________________________________
Задание 4. Переведите с русского на латинский, определив сначала по
неопределенной форме основу и спряжение глагола и заполните таблицу.
Русский вариант | Неопределенная форма; спряжение, основа | Латинский вариант |
смешайте | Miscere II | Miscete |
раствори | ||
переверни | ||
налей | ||
пусть будет профильтровано | ||
обсыпь | ||
намочите | ||
учитесь | ||
дышите | ||
обозначьте | ||
отвечай | ||
пусть будут охлаждены | ||
свари | ||
пусть будут приготовлены | ||
покладите | ||
окрась |
Задание 5.Прочитайте текст и латинские афоризмы
H E P A R
Facies superior convexa, facies inferior concava sunt. In hepate margines duo sunt: margo anterior acutus, qui impressiones duas seu incisuras habet incisuram vesicalem et umbilicalem, et margo posterior obtusus. Fel, cui succus pancreaticus admiscetur, per ductum choledochum in intestinum duodenum intrat. Usus hepatis est, ut fel secernat.
«Audiatur et altera pars»
«Tempora mutantur et nos mutantur cum illis»
«Divide et impera»
Задание 3. Заполните таблицу и напишите препараты по латыни, выделите частотные отрезки, укажите групповую принадлежность
Название препарата | Латинское написание и частотный отрезок | Лекарственная группа |
1. неомицин | ||
2.сульфадимезин | ||
3. барбамил | ||
4. мономицин | ||
5. артикаин | ||
6.олеандомицин | ||
7. метациллин | ||
8. лидокаин | ||
9. бензилпенициллин | ||
10. тримекаин | ||
11.анальгин | ||
12. морфоциклин | ||
13. дикаин | ||
14. линкомицин | ||
15. оксациллин | ||
16. барбитал-натрий | ||
17. анестезин |
Задание 4. Напишите по-латыни названия лекарственных препаратов.
Оксациллин _____________________________________
Ампициллин_____________________________________
Бициллин_______________________________________
Неомицин_______________________________________
Мономицин_____________________________________
Олеандомицин___________________________________
Тетрациклин_____________________________________
Метациклин_____________________________________
Окситетрациклин_________________________________
Сульфабутин____________________________________
Сульфастоп______________________________________
Сульфэтрон ______________________________________
Пиральгин_______________________________________
Пирафат_________________________________________
Антипирин_______________________________________
Анальгин________________________________________
Баралгин_________________________________________
Латинские афоризмы, выражения, пословицы.
«Aquila non captat muscas».
«De gustibas non est disputandum»
Содержание
1. Пояснительная записка. 2
Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения
некоторых звуков и их сочетаний. 3-7
Тема 2. Глагол. 7-10
Тема 3. Имя существительное. I склонение. Несогласованное определение. 10-12
Тема 4. Краткие сведения о рецепте. Латинские предлоги. 12-14
Тема 5. Состав слова. Клиническая терминология. Греческие корни. 14-15
Тема 6. Клиническая терминология. Терминоэлементы. 15-16
Тема 7. II склонение существительных. Названия болезней и лекарственных
препаратов. 17-19
Тема 8.Терминоэлементы. Частотные отрезки в названиях лекарственных
препаратов. 19-21
Тема 9. Имя прилагательное I, I I склонений. Согласованное определение. 21-23
Тема 10. Названия групп лекарственных препаратов. Названия химических
соединений. 23-26
Тема 11.III склонение имен существительных. 26-30
Тема 12. Названия патологических процессов. 31-33
Тема 13. Название солей и образование клинических терминов. 33-36
Тема 14. Прилагательные III склонения. Причастия. 36-38
Согласованное определение.
Тема 15. IVсклонение имен существительных. 28-39
Тема 16. V склонение имен существительных. 40-43
Тема 17. Важнейшие рецептурные сокращения. 43-44
2. Приложение 45-46
3. Список литературы 47
Пояснительная записка.
Рабочая тетрадь составлена с учетом требований программы по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» для студентов специальностей: 060 101 Лечебное дело 52 фельдшер, 060 102 Акушеское дело 51 акушерка, 060 109 Сестринское дело 51 медицинская сестра.
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по дисциплине. Данное пособие поможет студентам в изучении медицинской, анатомической и фармацевтической терминологии, в освоении грамматики латинского языка, фонетики и словообразовании. Тетрадь позволит развить мотивацию будующей профессиональной деятельности.
Материал рабочей тетради составлен по основным темам изучаемого курса. Студенты должны будут выполнить задания, упражнения, заполнить таблицы, ответить на вопросы.
Для составления заданий использована обширная литература по дисциплине.
Рабочая тетрадь также может быть использована при самостоятельном изучении отдельных тем в случае пропуска занятий, либо всвязи с длительным перерывом в обучении, так как она составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине.
Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения некоторых звуков и их сочетаний.
Задание №1. Назовите буквы латинского алфавита.
Печатные буквы, | НАЗВАНИЕ | Произносится как русское | П р и м е ч а н и я |
A, a | а | ||
B, b | бэ | ||
C, c | цэ | ||
D, d | дэ | ||
E, e | э | ||
F, f | эф | ||
G, g | гэ | ||
H, h | га | ||
I, i | и | ||
J, j | йот | ||
K, k | ка | ||
L, l | эль | ||
M, m | эм | ||
N, n | эн | ||
O, o | о | ||
P, p | пэ | ||
Q, q | ку | ||
R, r | эр | ||
S, s | эс | ||
T, t | тэ | ||
U, u | у | ||
V, v | вэ | ||
X, x | икс | ||
Y, y | ипсилон | ||
Z, z | зэта |
Задание 2. Ответить на вопросы:
Сколько гласных букв в латинском алфавите? Назовите их.______________
_________________________________________________________________
Что такое дифтог? Какие дифтонги вы знаете?_________________________
_________________________________________________________________
Какими буквами можно выразить звук «Э»?___________________________
_________________________________________________________________
Какие буквы при произношении дают звук «и»?________________________
_________________________________________________________________
Что такое диграф? Какие диграфы Вы знаете?_________________________
_________________________________________________________________
Какие сочетания букв передают звук «кв»?____________________________
_________________________________________________________________
Какими буквами и в каких случаях передается звук «З»?________________
_________________________________________________________________
По каким признакам можно определить греческое произношение слова?__
_________________________________________________________________
Перечислите основные правила постановки ударения?__________________
_________________________________________________________________
Задание 3.Пользуясь алфавитом, напишите по-латыни слова:
Аурум__________________________________
Аурис__________________________________
Инфузум________________________________
Одор___________________________________
Улькус__________________________________
Утэрус________________________________
Эго___________________________________
Эпистола______________________________
Задание 4. Напишите русскими буквами:
ae - э
aegrotus____________________________________
gangraena__________________________________
oe - э
oedema_____________________________________
Foeniculum__________________________________
au - ау
auris________________________________________
Raunatinum__________________________________
eu - эу, эй
Eucommia__________________________________
euphoria___________________________________
euthanasia._________________________________
ae - аэ, oe - оэ
аer_______________________________________
Aloe______________________________________
Задание 5. Напишите русскими буквами латинские слова.
Caecum (слепая кишка)__________________________________________
Cadaver (труп)__________________________________________________
Сellula (клетка) ________________________________________________
Cervicalis (шейный)______________________________________________
Cibus (п и щ а ) _________________________________________________
Cicatrix (рубец, шрам) ___________________________________________
Clavicula (ключица)______________________________________________
Coelia ( брюшная полость)________________________________________
Costa (ребро)____________________________________________________
Cutis (кожа)_____________________________________________________
Cyanosis (синюшность)___________________________________________
Lac (молоко) ___________________________________________________
Occiput (затылок) _______________________________________________
Задание 6. Прочтите, объясните произношение буквы с:
Cellula, cerebrum, cervicalis, cibus, facies, cyanosis, caecum, coelia, cadaver,
costa, cutis, clavicula, occiput, lac, cavum, cartilago, accessorius, sulcus.
Задание 7. Заполните таблицу.
scapula, crista, concha, cystis, cellula, Сucurbita, collega, coerulеus, Сuprum, carbo.
Как «ц» | Как «к» |
Задание 8. Прочтите и объясните произношение буквы с:
Cellula, cerebrum, cervicalis, cibus, facies, cyanosis, caecum, coelia, cadaver, costa, cutis, clavicula, occiput, lac, cavum, cartilago, accessorius, sulcus.
Задание 9. Прочитайте и напишите русскими буквами:
Аqua______________________________________________________
Quinque___________________________________________________
quantum satis_______________________________________________
Quercus____________________________________________________
liquor _____________________________________________________
Sulcus _____________________________________________________
os sacrum___________________________________________________________
dorsum_____________________________________________________
incisura vesica______________________________________________
fossa______________________________________________________
processus__________________________________________________
Заполните таблицу: infusum, scapula, testis, icisura, tonsilla, musculus, numerus, bursa, magnesia, Rosa.
Как «с» | Как «з» |
Задание 10. Напишите русскими буквами, прочитайте вслух и заполните таблицу.