Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения некоторых звуков и их сочетаний.

Содержание

1. Пояснительная записка. 2

Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения

некоторых звуков и их сочетаний. 3-7

Тема 2. Глагол. 7-10

Тема 3. Имя существительное. I склонение. Несогласованное определение. 10-12

Тема 4. Краткие сведения о рецепте. Латинские предлоги. 12-14

Тема 5. Состав слова. Клиническая терминология. Греческие корни. 14-15

Тема 6. Клиническая терминология. Терминоэлементы. 15-16

Тема 7. II склонение существительных. Названия болезней и лекарственных

препаратов. 17-19

Тема 8.Терминоэлементы. Частотные отрезки в названиях лекарственных

препаратов. 19-21

Тема 9. Имя прилагательное I, I I склонений. Согласованное определение. 21-23

Тема 10. Названия групп лекарственных препаратов. Названия химических

соединений. 23-26

Тема 11.III склонение имен существительных. 26-30

Тема 12. Названия патологических процессов. 31-33

Тема 13. Название солей и образование клинических терминов. 33-36

Тема 14. Прилагательные III склонения. Причастия. 36-38

Согласованное определение.

Тема 15. IVсклонение имен существительных. 28-39

Тема 16. V склонение имен существительных. 40-43

Тема 17. Важнейшие рецептурные сокращения. 43-44

2. Приложение 45-46

3. Список литературы 47

Пояснительная записка.

Рабочая тетрадь составлена с учетом требований программы по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» для студентов специальностей: 060 101 Лечебное дело 52 фельдшер, 060 102 Акушеское дело 51 акушерка, 060 109 Сестринское дело 51 медицинская сестра.

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по дисциплине. Данное пособие поможет студентам в изучении медицинской, анатомической и фармацевтической терминологии, в освоении грамматики латинского языка, фонетики и словообразовании. Тетрадь позволит развить мотивацию будующей профессиональной деятельности.

Материал рабочей тетради составлен по основным темам изучаемого курса. Студенты должны будут выполнить задания, упражнения, заполнить таблицы, ответить на вопросы.

Для составления заданий использована обширная литература по дисциплине.

Рабочая тетрадь также может быть использована при самостоятельном изучении отдельных тем в случае пропуска занятий, либо всвязи с длительным перерывом в обучении, так как она составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине.

Lingua, sanguis, unguis, unguentum, angulus, lingula, angulus, sublingualis, fungus, Sanguisorba.

Как «нгв» Как «нгу»
   
   
   
   
   
   
   


Задание 11. Запишите термины, разделите на слоги , обозначьте долготу и краткость предпоследнего слога и определите ударение.

Glandula suprarenalis (надпочечная железа)__________________________________

medulla spinalis (спинной мозг)____________________________________________

columna vertebralis (позвоночный столб)____________________________________

vertebra cervicalis (шейный позвонок)_______________________________________

solutio Iodi spirituosa (спиртовый раствор йода)_______________________________

lamella ophthalmica (глазная пленка)________________________________________

fissura orbitalis superior (верхняя глазничная щель)____________________________

meatus acusticus internus (внутренний слуховой проход)________________________

vestibulum oris (преддверие рта)____________________________________________

tuberculum anterius et posterius (передний и задний бугорок)____________________

amputation digiti (ампутация пальца)________________________________________

hepatitis acuta (острый гепатит)____________________________________________

nucltus interpeduncccuulaaris (межножковое ядро)_____________________________

trigonum caroticim (сонный треугольник)____________________________________

calculus dentalis (зубной камень)___________________________________________

Тема 2. Глагол.

Задание 1. В приведенной ниже таблице подчеркните основу каждого глагола и определите спряжение.

Неопределенная форма глагола Спряжение Неопределенная форма глагола Спряжение
Dare   Filtrare  
Recipere   Solvere  
Audire   Conspergere  
Miscere   Servare  
Sterilisare   Infundere  
Repetere   Praeparare  
Signare   Sanare  
Habere   Discere  
Legere   Vertere  
Scire   Agglutinare  
Tegere   Vivere  
Laborare   Agitare  
Finire   Sentire  
Docere   Coquere  
Dividere   Videre  
Auscultare   Extendere  
Palpare   Colare  
Addere   Terere  

Задание 2.Заполните таблицу

Спряжение Infinitivus Основа Imperativus singularis Imperativus pluralis
  Signare      
  Auscultare      
  Curare      
  Sterilisare      
  Olere      
  Habere      
  Movere      
  Miscere      
  Solvere      
  Coquere      
  Vivere      
  Discere      
  Audire      
  Sentire      
  Finire      
  Nolire      


Задание 3. Переведите с латинского языка на русский:

Date._________________________________________________________

Misceatur. ____________________________________________________

Divide et impera. _______________________________________________

Coquere. ______________________________________________________

Sterilisentur! ___________________________________________________

Praepara et da. _________________________________________________

Filtrate. _______________________________________________________

Recipe. _______________________________________________________

Diluite.________________________________________________________

Solve._________________________________________________________

Задание 4. Переведите с русского на латинский, определив сначала по

неопределенной форме основу и спряжение глагола и заполните таблицу.

Русский вариант Неопределенная форма; спряжение, основа Латинский вариант
смешайте Miscere II Miscete
раствори    
переверни    
налей    
пусть будет профильтровано    
обсыпь    
намочите    
учитесь    
дышите    
обозначьте    
отвечай    
пусть будут охлаждены    
свари    
пусть будут приготовлены    
покладите    
окрась    

Задание 5.Прочитайте текст и латинские афоризмы

H E P A R

Facies superior convexa, facies inferior concava sunt. In hepate margines duo sunt: margo anterior acutus, qui impressiones duas seu incisuras habet incisuram vesicalem et umbilicalem, et margo posterior obtusus. Fel, cui succus pancreaticus admiscetur, per ductum choledochum in intestinum duodenum intrat. Usus hepatis est, ut fel secernat.

«Audiatur et altera pars»

«Tempora mutantur et nos mutantur cum illis»

«Divide et impera»

Задание 3. Заполните таблицу и напишите препараты по латыни, выделите частотные отрезки, укажите групповую принадлежность

Название препарата Латинское написание и частотный отрезок Лекарственная группа
1. неомицин
2.сульфадимезин
3. барбамил
4. мономицин
5. артикаин
6.олеандомицин
7. метациллин
8. лидокаин
9. бензилпенициллин
10. тримекаин
11.анальгин
12. морфоциклин
13. дикаин
14. линкомицин
15. оксациллин
16. барбитал-натрий
17. анестезин

Задание 4. Напишите по-латыни названия лекарственных препаратов.

Оксациллин _____________________________________

Ампициллин_____________________________________

Бициллин_______________________________________

Неомицин_______________________________________

Мономицин_____________________________________

Олеандомицин___________________________________

Тетрациклин_____________________________________

Метациклин_____________________________________

Окситетрациклин_________________________________

Сульфабутин____________________________________

Сульфастоп______________________________________

Сульфэтрон ______________________________________

Пиральгин_______________________________________

Пирафат_________________________________________

Антипирин_______________________________________

Анальгин________________________________________

Баралгин_________________________________________

Латинские афоризмы, выражения, пословицы.

«Aquila non captat muscas».

«De gustibas non est disputandum»

Содержание

1. Пояснительная записка. 2

Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения

некоторых звуков и их сочетаний. 3-7

Тема 2. Глагол. 7-10

Тема 3. Имя существительное. I склонение. Несогласованное определение. 10-12

Тема 4. Краткие сведения о рецепте. Латинские предлоги. 12-14

Тема 5. Состав слова. Клиническая терминология. Греческие корни. 14-15

Тема 6. Клиническая терминология. Терминоэлементы. 15-16

Тема 7. II склонение существительных. Названия болезней и лекарственных

препаратов. 17-19

Тема 8.Терминоэлементы. Частотные отрезки в названиях лекарственных

препаратов. 19-21

Тема 9. Имя прилагательное I, I I склонений. Согласованное определение. 21-23

Тема 10. Названия групп лекарственных препаратов. Названия химических

соединений. 23-26

Тема 11.III склонение имен существительных. 26-30

Тема 12. Названия патологических процессов. 31-33

Тема 13. Название солей и образование клинических терминов. 33-36

Тема 14. Прилагательные III склонения. Причастия. 36-38

Согласованное определение.

Тема 15. IVсклонение имен существительных. 28-39

Тема 16. V склонение имен существительных. 40-43

Тема 17. Важнейшие рецептурные сокращения. 43-44

2. Приложение 45-46

3. Список литературы 47

Пояснительная записка.

Рабочая тетрадь составлена с учетом требований программы по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» для студентов специальностей: 060 101 Лечебное дело 52 фельдшер, 060 102 Акушеское дело 51 акушерка, 060 109 Сестринское дело 51 медицинская сестра.

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по дисциплине. Данное пособие поможет студентам в изучении медицинской, анатомической и фармацевтической терминологии, в освоении грамматики латинского языка, фонетики и словообразовании. Тетрадь позволит развить мотивацию будующей профессиональной деятельности.

Материал рабочей тетради составлен по основным темам изучаемого курса. Студенты должны будут выполнить задания, упражнения, заполнить таблицы, ответить на вопросы.

Для составления заданий использована обширная литература по дисциплине.

Рабочая тетрадь также может быть использована при самостоятельном изучении отдельных тем в случае пропуска занятий, либо всвязи с длительным перерывом в обучении, так как она составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине.

Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения некоторых звуков и их сочетаний.

Задание №1. Назовите буквы латинского алфавита.

Печатные буквы, НАЗВАНИЕ Произносится как русское П р и м е ч а н и я
A, a а    
B, b бэ    
C, c цэ    
D, d дэ    
E, e э    
F, f эф    
G, g гэ    
H, h га    
I, i и    
J, j йот    
K, k ка    
L, l эль    
M, m эм    
N, n эн    
O, o о    
P, p пэ    
Q, q ку    
R, r эр    
S, s эс    
T, t тэ    
U, u у    
V, v вэ    
X, x икс    
Y, y ипсилон    
Z, z зэта    

Задание 2. Ответить на вопросы:

Сколько гласных букв в латинском алфавите? Назовите их.______________

_________________________________________________________________

Что такое дифтог? Какие дифтонги вы знаете?_________________________

_________________________________________________________________

Какими буквами можно выразить звук «Э»?___________________________

_________________________________________________________________

Какие буквы при произношении дают звук «и»?________________________

_________________________________________________________________

Что такое диграф? Какие диграфы Вы знаете?_________________________

_________________________________________________________________

Какие сочетания букв передают звук «кв»?____________________________

_________________________________________________________________

Какими буквами и в каких случаях передается звук «З»?________________

_________________________________________________________________

По каким признакам можно определить греческое произношение слова?__

_________________________________________________________________

Перечислите основные правила постановки ударения?__________________

_________________________________________________________________

Задание 3.Пользуясь алфавитом, напишите по-латыни слова:

Аурум__________________________________

Аурис__________________________________

Инфузум________________________________

Одор___________________________________

Улькус__________________________________

Утэрус________________________________

Эго___________________________________

Эпистола______________________________

Задание 4. Напишите русскими буквами:

ae - э

aegrotus____________________________________

gangraena__________________________________

oe - э

oedema_____________________________________

Foeniculum__________________________________

au - ау

auris________________________________________

Raunatinum__________________________________

eu - эу, эй

Eucommia__________________________________

euphoria___________________________________

euthanasia._________________________________

ae - аэ, oe - оэ

аer_______________________________________

Aloe______________________________________

Задание 5. Напишите русскими буквами латинские слова.

Caecum (слепая кишка)__________________________________________

Cadaver (труп)__________________________________________________

Сellula (клетка) ________________________________________________

Cervicalis (шейный)______________________________________________

Cibus (п и щ а ) _________________________________________________

Cicatrix (рубец, шрам) ___________________________________________

Clavicula (ключица)______________________________________________

Coelia ( брюшная полость)________________________________________

Costa (ребро)____________________________________________________

Cutis (кожа)_____________________________________________________

Cyanosis (синюшность)___________________________________________

Lac (молоко) ___________________________________________________

Occiput (затылок) _______________________________________________

Задание 6. Прочтите, объясните произношение буквы с:

Cellula, cerebrum, cervicalis, cibus, facies, cyanosis, caecum, coelia, cadaver,

costa, cutis, clavicula, occiput, lac, cavum, cartilago, accessorius, sulcus.

Задание 7. Заполните таблицу.

scapula, crista, concha, cystis, cellula, Сucurbita, collega, coerulеus, Сuprum, carbo.

Как «ц» Как «к»
   
   
   
   
   
   
   

Задание 8. Прочтите и объясните произношение буквы с:

Cellula, cerebrum, cervicalis, cibus, facies, cyanosis, caecum, coelia, cadaver, costa, cutis, clavicula, occiput, lac, cavum, cartilago, accessorius, sulcus.

Задание 9. Прочитайте и напишите русскими буквами:

Аqua______________________________________________________

Quinque___________________________________________________

quantum satis_______________________________________________

Quercus____________________________________________________

liquor _____________________________________________________

Sulcus _____________________________________________________

os sacrum___________________________________________________________

dorsum_____________________________________________________

incisura vesica______________________________________________

fossa______________________________________________________

processus__________________________________________________

Заполните таблицу: infusum, scapula, testis, icisura, tonsilla, musculus, numerus, bursa, magnesia, Rosa.

Как «с» Как «з»
   
   
   
   
   
   
   

Задание 10. Напишите русскими буквами, прочитайте вслух и заполните таблицу.

Наши рекомендации