Медицинский институт по программе СПО

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Балтийский федеральный университет имени И. Канта

Медицинский институт по программе СПО

Рабочая тетрадь

Для учебной практики по предмету

«Выполнение работ по профессии « Младшая медицинская сестра по уходу за больными»»

Издание второе

Студентки(а) 1 курса

________________________________________________

Фамилия Имя Отчество

Составили:

Преподаватели цикловой методической комиссии

«Сестринское дело»

Колачевская Н.С.

Манакова И.Г.

г. Калининград

2015г.

Для успеха в сестринском деле очень важно хорошее общение между сестринским персоналом и пациентом.

Установить хорошее общение нелегко – для этого требуются значительные навыки, включая умение слушать, задавать вопросы, ободрять и проявлять теплоту. Независимо от того, какой теории мы придерживаемся в отношении сестринского дела, общение связано с процессом взаимоотношений человека с человеком.

В число понятий, которые служат основой для коммуникации и, в конечном итоге, построения взаимоотношений, входят: чувство присутствия, умение слушать, воспринимать, проявлять беспокойство, раскрыться самому, принимать чужие взгляды, сопереживать, быть искренним и уважать другого человека.

Хотя вы никогда не сможете узнать всё о другом человеке, человеческий диалог сам по себе объединяет и исцеляет!

Работая медицинской сестрой, вы будете убеждаться в том, что сможете помочь пациенту и тем, что говорите и слушаете.

Особенно важно общение при проведении субъективного и объективного обследования пациента с целью выявления его проблем, связанных с нарушением удовлетворения потребностей, а так же для эффективного достижения целей ухода и реализации плана ухода.

В ходе общения с пациентом медицинская сестра должна помнить следующие правила:

· Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения цели беседы.

· При первой беседе обращайтесь к Вашему пациенту только по имени-отчеству и на «Вы». Уточните, как к нему обращаться в дальнейшем.

· Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте. Открытое лицо – открытые мысли !

· Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!

· Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым «на его языке».

· Поощряйте вопросы Вашего пациента.

· Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

· Внимательно слушайте.

· Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

· Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы.

· Как во всяком искусстве «плюс то самое – чуть-чуть».

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

СЕСТРИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

а). Вопросы для заполнения титульного листа сестринской истории болезни

1. Ваши фамилия, имя, отчество? (уточнить, как обращаться к пациенту). Дата Вашего рождения?

2. Когда Вы поступили в больницу?

3. Где Вы постоянно проживаете?

4. Ваша семья? Кто и как часто будет Вас навещать? От кого еще Вы можете ожидать помощи?

5. Как можно связаться с Вашей семьей, близкими, друзьями?

6. Вы работаете, учитесь, находитесь на пенсии, инвалидности (указать группу инвалидности, по какому заболеванию, профессиональные вредности)?

7. Какие лекарственные препараты и бытовые аллергены Вы не переносите? (Как проявлялась непереносимость?)

8. Какие лекарственные препараты Вы применяете часто или постоянно?

9. Какие медикаменты Вы принимаете в настоящее время?

10. Какие заболевания Вы перенесли до настоящего момента? Какие хронические заболевания у Вас имеются? Перечислите операции и травмы?

11. Хронические заболевания имеются ли в Вашей семье?

12. Что Вас беспокоит в настоящий момент? На что Вы жалуетесь? (Конкретизировать каждую жалобу).

13. Когда Вы заболели?

14. Когда наступило последние ухудшение Вашего состояния?

(В случаи хронического заболевания).

15. Если что-то, чем Вы особенно обеспокоены в последние время?

б). Вопросы для выявления нарушений в удовлетворении потребностей пациента

ПОТРЕБНОСТЬ* ВОПРОСЫ
1. НОРМАЛЬ-НОЕ ДЫХАНИЕ   1.1. Имеются ли у Вас проблемы со стороны органов дыхания (одышка, кашель, наличие мокроты, боли в грудной клетки и др.)?  
2. АДЕКВАТ-НОЕ ПИТАНИЕ И ПИТЬЕ   2.1.Мучает ли Вас жажда, сухость во рту? 2.2. Сколько стаканов жидкости выпиваете и какой? 2.3.Жалуетесь ли Вы на аппетит? 2.4. Стараетесь ли придерживаться диеты? Какую диету предпочитаете? 2.5. Что Вас беспокоит со стороны желудочно-кишечного тракта? 2.6. Пользуетесь ли съемными зубными протезами? 2.7. Есть ли проблемы в полости рта, например, трудно жевать, глотать, кровоточат десны, неприятный запах? 2.8. Способны ли Вы принимать пищу самостоятельно?
3. ФИЗИОЛО-ГИЧЕСКИЕ ОТПРАВЛЕ-НИЯ 3.1. . Есть ли проблемы со стулом (запор, понос, недержание кала, патологические примеси: слизь, гной, кровь)? 3.2. Используете ли Вы слабительные средства? 3.3. Есть ли проблемы с мочеиспусканием: боли при мочеиспускании, трудно мочиться, моча не удерживается при чихании или кашле? 3.4. Имеется ли задержка мочи или недержание? 3.5. Способны ли Вы самостоятельно пользоваться туалетом? 3.6. Встаете ли ночью в туалет (сколько раз)?
4. ДВИГАТЕЛЬ-НАЯ АКТИВ-НОСТЬ 4.1. Чувствуете ли Вы себя уверено при ходьбе: не бывает ли головокружений, слабости в ногах? 4.2. Нужна ли Вам помощь или опора при ходьбе? 4.3. Можете самостоятельно перевернуться в постели?
5. СОН   5.1. Как Вы спите (уточнить подробности)? 5.2. Используете ли Вы снотворные средства?
6. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И СМЕНА ОДЕЖДЫ 6.1. Беспокоит ли Вас зуд кожных покровов? 6.2. Как часто Вы привыкли принимать гигиенические процедуры (чистить зубы, принимать душ, мыть голову и т.д.)? 6.3. Вам трудно обслуживать себя в проведении личной гигиены? Нужна ли Вам помощь?
7. ПОДДЕРЖАНИЕ НОРМАЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА 7.1. Вас не беспокоят озноб, жар, потливость?
8. ПОДДЕРЖА-НИЕ БЕЗОПАС-НОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ   8.1. Беспокоят ли Вас боли (указать интенсивность, характер, локализацию, что дает облегчение и на какое время)? 8.2. Пользуетесь ли Вы очками? Есть ли очки с собой в больнице? 8.3. Есть ли проблемы со слухом? 8.4. Вы чувствуете, что у Вас большие проблемы с памятью, чем у большинства других людей? 8.5. Случалось ли потеряться, заблудиться на улице, забыть принять нужное лекарство? 8.6. Что Вы делаете для укрепления своего здоровья? 8.7. Вы курите? 8.8. Принимаете спиртные напитки по праздникам или чаще? 8.9. По Вашему мнению, какие еще факторы негативно сказываются на Вашем здоровье? 8.10. Ваше отношение к заболеванию? Нужна ли дополнительная информация о Вашем заболевании? 8.11. Приходилось ли Вам из-за финансовых проблем отказаться от лечения, приобретения необходимых лекарственных средств или предметов ухода?
9. ОБЩЕНИЕ 9.1. Испытываете ли Вы трудности при общении с окружающими? 9.2. Вы верующий человек?
10. ОТДЫХ И ТРУД 10.1. Как собираетесь проводить свободное время в больнице?


Есть ли у Вас вопросы, касающиеся Вашего пребывания в нашей больнице?

* Примечание: перечень потребностей приведен по Мухиной С.А. и Тарновской И.И.

Примерная сестринская история болезни

для студентов Балтийского федерального университета имени И. Канта

I Титульный лист

Наименование лечебного учреждения ___________________________________________

Ф.И.О. ____________________________________________________________________________

Дата рождения ____________________________________________________________________

Дата поступления ________________________________________________________________

Отделение ________________________палата ___________________________

Постоянное место жительства ________________________________________

__________________________________________________________________

Состав семьи ______________________________________________________

(контактный телефон для экстренной связи)

Место работы, профессия, должность (профессиональные вредности)_______ _____________________________________________________________________________________

(для учащихся место учебы, для инвалидов – род и группа принадлежности)

Аллергоанамнез (непереносимость лекарственных препаратов, бытовых аллергенов и т.д. Характер аллергической реакции) ___________________________

_____________________________________________________________________________________

Какие лекарственные средства принимал(а) постоянно ________________________

_____________________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания (вирусный гепатит, туберкулез, венерические заболевания, сахарный диабет, прочие) ________________________________

_____________________________________________________________________________________

Хронические заболевания в семье _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Кем направлен ____________________________________________________________________

Врачебный диагноз: ______________________________________________________________

III План сестринского ухода

Ф.И.О. пациента  
Отделение   № палаты
  Дата   Проблема пациента   Цели ухода   План ухода Отметка о реализации плана ухода (подпись медсестры)   Оценка эффективности ухода
               
           

По модели В. Хендерсон.

Универсальные потребности Обычная способность самоухода Способность самоухода в данный момент Дефицит самоухода Проблема здоровья
Дыхание        
Питание и прием жидкости        
Физиологические отправления        
Движение        
Сон        
Личная гигиена, смена одежды        
Поддержание температуры тела        
Безопасность        
Общение        
Отдых и труд        

Пример к приложению №2

По модели В. Хендерсон.

Потребность Обычная способность самоухода Способность самоухода в данный момент Дефицит самоухода Проблема здоровья
Есть, пить Не испытывал затруднений. Не удерживает и проливает пищу из-за тремора кистей рук. Нуждается в помощи при приеме пищи. Не может принимать пищу самостоятельно из-за тремора.
Дышать Нет трудностей с дыханием, небольшая одышка при подъеме на третий этаж. Курит 8-10 папирос в день. Без изменений. Курит тайком в постели, часто роняет папиросы. Нуждается в пересмотре стереотипа курения. Не знает, что курение ухудшает течение его заболевания. Риск несчастного случая (ожоги, пожароопасная ситуация).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рабочая тетрадь для практических занятий по предмету «Основы сестринского дела» Колачевская Н.С., Манакова И.Г., Склярова Л.П.. Калининградский медицинский колледж 2005г.

ЛЕМОН: пакет учебных материалов по сестринскому делу и акушерству, главы 1-13. ВОЗ, Дания, Копенгаген,1999г.

Теоретические основы сестринского дела. Мухина С.А., Тарновская И.И.. 2013г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Балтийский федеральный университет имени И. Канта

Медицинский институт по программе СПО

Рабочая тетрадь

Наши рекомендации