Двенадцатый - четырнадцатый день

Малыш начинает осознанно проявлять эмоции, сопровождая их зву­ками: а-гых, а-кы, а-а-а. Активные эмоции, требующие непременного внимания со стороны окружающих, малыш проявляет частым сопе­нием.

С четырнадцатого дня начинается осознанное .общение малыша с мамой, и она должна быть готова к этому важному моменту в жизни ребенка.

Начало общения и воспитательные задачи матери

С момента, когда малыш демонстрирует готовность к общению, мать должна посвящать ему достаточное количество времени и стремить­ся вызвать у ребенка как можно больше положительных эмоций. Та­кое общение может выражаться в поглаживаниях, ласках, приветли­вых речах и мимике матери, ее нежных поцелуях. Важно, чтобы ре­бенок воспринимал общение с матерью положительно. В этот пери­од у малыша формируется отношение к внешнему миру, который представляет его мать, поэтому отношение к матери естественным образом распространяется на установку по отношению к окружаю­щей реальности. Занятия с малышом этого возраста должны быть ориентированы в основном на его эмоциональное развитие.

Развитие ребенка к 42-му дню

Моторное развитие

В этом возрасте малыш хорошо держит голову, высоко поднимает ее из положения лежа на животе. Делает попытки передвигаться полз­ком, но пока безрезультатно. Переворачивается с живота на бок, для переворота на спину не хватает, как кажется, совсем немного. На ру-

ках сидит столбиком, но еще нуждается в поддержке грудного пояса, поскольку мышцы еще слабые и не способны самостоятельно дер­жать спину.

К концу адаптационного периода дети начинают проявлять инте­рес к устройству своего тела и пытаются с ним освоиться, начать управлять им. Поэтому они начинают хорошо относиться к не­сложной гимнастике, когда каждое упражнение мать сопровожда­ет словами. (Рекомендуется комплекс пестовальной гимнастики, основанный на традиционных упражнениях с ребенком и сопро­вождающийся такими фольклорными формами, как пестушки и потешки.)

Общение и речь

Малыш начинает отвечать на общение с 10—14-го дня. Но если это­го не произошло в эти дни, то обязательно произойдет к исходу адаптационного периода. К месяцу практически все дети начинают гулить, говорить: а-гу, а-а, а-бу, а-буф, а-кы и т.д. В этот период ребе­нок активно включается в общение и иногда, страстно стремясь от­ветить на обращенные к нему речи и знаки внимания, заменяет сло­ва покашливанием, будто бы желая сказать: Очень хочется что-ни­будь сказать тебе на вашем языке, но я не могу, поэтому хотя бы покашляю! «Разговорный» кашель отличается от болезненного. По­этому, если в возрасте 25—40 дней младенец начал покашливать, то это еще не означает, что он заболел, скорее всего, он просто так «раз­говаривает» и маме не следует волноваться. С этого возраста ребенок способен продемонстрировать свое жела­ние пообщаться. Мимикой и специфическими звуками он приглаша­ет к общению. В это время учащенное дыхание и сопение малыша становятся довольно важным средством для выражения эмоций. Ког­да к младенцу обращаются, он начинает учащенно сопеть, как бы го­воря: Я тебя слышу! Когда взрослый попадает в поле зрения младен­ца и он хочет привлечь к себе внимание взрослого, то начинает час­то сопеть, как бы сообщая: Я тебя вижу!

Малыш способен выражать просьбы, требования, звать маму к себе. Средствами общения ребенка, кроме перечисленных выше, являются плач, специфические звуковые сигналы и мимика.

Психоэмоциональное развитие

При хорошем психоэмоциональном контакте с матерью у младенца расширяется арсенал способов коммуникации и передачи информа­ции. Он способен звать маму с помощью определенного звукового сигнала, не крича, а делая это довольно тихо. Если мама не поняла, то после 2—3 попыток ее позвать малыш может разразиться плачем. К этому времени вырабатывается условный сигнал, с помощью которо­го малыш просит маму, чтобы она его высадила.

Помимо этого, ребенок проявляет огромный интерес к окружающей обстановке: он просит, чтобы его носили на руках «столбиком» для обзора, и изучает место, где он находится. Малыш внимательно рас­сматривает окружающие его предметы. К этому времени он хорошо фокусирует взгляд, следит глазами за движущимся предметом. О зна­чительном скачке в психоэмоциональном развитии говорит тот факт, что к этому возрасту младенец уже различает чужих и своих. На появление «чужака» малыш может- отреагировать резким плачем. К концу адаптационного периода наблюдается необычайное богат­ство спектра переживаемых младенцем эмоций. Малыш не только переживает самые разные эмоции, но и может выражать их доступ­ными средствами. В ответ на ласковое обращение малыш улыбает­ся маме и другим родным, живущим в доме. От удовольствия и ра­дости он уже может беззвучно смеяться. Перечислим эмоциональ­ные проявления и коммуникационные возможности ребенка в воз­расте от 10 дней до 2 месяцев.



Наши рекомендации