Идентификация матери и ребенка
Главным признаком материнства является способность женщины идентифицировать себя с ребенком, что выражается не в понимании его состояний на уровне рассудка, а в переживании этих состояний вместе с малышом. Эта уникальная способность, характеризующая материнство, является органичным продолжением симбиотического единства матери и ребенка во время беременности и служит основой для проявления материнского чутья.
Об этой замечательной способности матери чувствовать переживания и потребности ребенка каждую минуту, чувствовать все изменения в его ощущениях и нуждах по мере его развития прекрасно пишет Винникот:
...будущие матери в последние месяцы беременности сосредоточены на своей особой задаче, а после родов в течение нескольких недель и месяцев постепенно приходят в обычное состояние. [Это состояние Винникот называет «главной материнской заботой».] В таком состоянии мать способна поставить себя на место ребенка, посмотреть на все его глазами. Иными словами, она развивает удивительную способность идентификации с ребенком, что позволяет ей отвечать на его потребности с точностью, которую не освоит ни один автомат — и которой невозможно обучиться. В описываемом состоянии матери способны поставить себя на место ребенка, то есть они почти теряют себя в идентификации с ребенком, и поэтому знают о его потребностях в любой момент. В то же время они остаются самими собой и осознают свою потребность в защите, пока пребывают в состоянии, делающем их очень ранимыми. Матери переживают ранимость, свойственную ребенку.
Мать идентифицируется с ребенком чрезвычайно сложным образом: она чувствует себя им, разумеется, оставаясь взрослым человеком. С другой стороны, ребенок переживает свою идентичность с матерью в моменты контакта, являющиеся скорее не его достижением, а отношениями, которые стали возможными благодаря матери. С точки зрения ребенка, на свете нет ничего, кроме него самого, и поэтому вначале мать — тоже часть ребенка. Иначе говоря, это то, что называют «первичной идентификацией». Это начало начал, отсюда получают смысл простые слова — такие, как «быть».
Важно понимать, что «я есть» — первоначально означает «я есть вместе с другим человеческим существом», которое еще не является отдельным.
Адаптация матери к нуждам ребенка
Благодаря возможности идентифицировать себя с младенцем мать может понимать его настолько, чтобы быть способной адаптироваться к его постоянно меняющимся нуждам. Находясь вместе с ребенком с первой минуты, мать берет на себя заботу о нем. Но чтобы эта забота была адекватной, матери необходимо тонко чувствовать изменение потребностей ребенка и приспособиться своевременно их удовлетворять. При этом она должна уметь подчинить свои действия нуждам младенца без ущерба для себя. Реализуясь как заботливая мать, женщина должна чувствовать глубокую собственную удовлетворенность. Испытать подобное удовлетворение ей помогает материнская любовь.
Материнская любовь — это первооснова жизни, любовь физического свойства. Материнская забота и опека являются для младенца выражением и продолжением материнской любви. Это чувство можно назвать тем изначальным, той божественной искрой, которая поддерживает в ребенке огонь жизни и позволяет ему жить. Заботясь о малыше каждую минуту, мать доказывает ему свою надежность и дает веру в то, что «все будет хорошо». В этом непрерывном процессе доказательства своей любви и преданности мать убеждает ребенка в необходимости жить.
В самом начале жизни младенца хорошая мать, полностью отдающаяся ребенку и заботе о нем и осуществляющая хороший уход, закладывает основы его душевного здоровья. Все действия матери, повторяемые изо дня в день, даже совершенно незначительные, дают ребенку возможность ощущать себя реально существующим. Кроме того, создав благоприятные условия для развития своего малыша, мать дает ему возможность испытывать те же чувства, которые испытывает сама. Обладая этой способностью, ребенок может смело встретиться с окружающим миром и устремляться вперед в унаследованном им процессе взросления (Винникот, 1998).
Материнское поведение
Сегодня широко распространено мнение, утверждающее, что каждая мать может хорошо ухаживать за новорожденным и грудным ребенком, опираясь только на материнскую интуицию. Многие исследователи считают, что для этого женщине вполне достаточно материнского инстинкта, на который можно полностью положиться. Но если бы для ухода за ребенком матери хватало только инстинкта, то у нее никогда не возникали бы бесконечные вопросы и сомнения в правильности своих действий. Для осуществления полноценного ухода за новорожденным помимо инстинкта женщине необходимо сформированное материнское поведение.