Воздействие гравитационного поля Земли

Самым главным аргументом в пользу водных родов является утверж­дение, что плод из невесомости попадает в мир, где действует сила тяжести, и получает сильнейший «гравитационный удар». Николай Ерошенко, руководитель одного из клубов водной культуры, в статье о водных родах, опубликованной в одном из журналов для родителей в 1995 г., пишет: «Травматизация при встрече с гравитацией уменьша­ется при водных родах. В этом случае ребенок может ощутить эф­фект невесомости, действие же гравитации снижено настолько, что на развитие мозга высвобождается в 4 раза больше энергии». Чтобы разобраться в справедливости этого смелого заявления, обратимся к курсу физики и подробнее рассмотрим с этой точки зрения условия внутриматочного существования.

Каждому телу, обладающему массой, присуще гравитационное поле, или поле силы тяжести. Действие силы тяжести Земли распространя­ется на все объекты, которые находятся в ее гравитационном поле. Свидетельством этого является симмегрия, свойственная биологичес­ким объектам. Именно под воздействием силы тяжести нашей плане­ты уже на 4-й неделе жизни у эмбриона появляется билатеральная (двухсторонняя) симметрия. Растения, которые выращивали в космосе в условиях невесомости, не могли нормально развиваться, потому что теряли пространственную ориентацию. Попытка вырастить в невесо­мости эмбрион лягушки привела к его гибели, а это означает, что для развития биологических существ воздействие тяготения необходимо. Таким образом, утверждение, что на эмбрион и плод, окруженный ам-ниотической жидкостью, не действует гравитация, не только неверно, но и безграмотно. Находиться на поверхности Земли и не испытывать воздействия силы ее тяжести невозможно, причем это воздействие не зависит от того, в воздушной или водной среде вы находитесь. Однако любое тело, погруженное в жидкость, помимо силы тяжести испытывает действие архимедовой силы, или выталкивающей силы воды, которая компенсирует действие силы тяжести и облегчает вес ребенка. Такая ситуация возможна примерно до 28-й недели бере­менности, когда вес плода и околоплодных вод почти сопоставимы.

Начиная с того момента, когда объем младенца и амниотических вод становятся равными, воздействие архимедовой силы прекращается. Это происходит примерно на 27—28-й неделе беременности. (Уже в 28 недель вес плода составляет около 1000 г, а вес амниотических вод — около 700 г, а после 30—32 недель вес плода составляет уже около 1400 г при том же объеме околоплодной жидкости.) Внутриут­робная ситуация осложняется еще и тем, что после 32 недель бере­менности значительно выросший плод довольно плотно облекается тканями матки и начинает испытывав ее давление. Околоплодные воды в данном случае обеспечивают равномерное распределение давления матки и предохраняют органы и ткани младенца от дефор­мации. Таким образом, помимо привычного давления и воздействия силы тяжести, с этого срока беременности ребенок начинает испы­тывать давление стенок матки. Значит, и с учетом архимедовой силы на последних месяцах беременности плод не может испытывать об­легчения веса, или состояние «невесомости». Во время родов для рождающегося младенца ситуация еще более усу­губляется: в процессе родовых схваток и прохождения по родовым пу­тям плод испытывает колоссальное давление, которое заставляет кос­ти его черепа надвинуться друг на друга. Поэтому после появления на свет он испытывает чувство облегчения независимо от того, в какую среду он попал — водную или воздушную. Кроме того, рождение в вод­ную среду не может дать младенцу существенного облегчения. По это­му поводу профессор Э.К Айламазян в статье «Роды в воде» пишет: «Что касается гидравлической теории защиты плода от перепада давления на головку в родах и о продлении существования плода как бы в амни-отической жидкости, то она в высшей степени механистична и крити­ки не выдерживает. Достаточно сказать, что давление на головку плода при родах в воде снижается незначительно — на 30—40 мм вод. ст. Кроме того, органы брюшной полости перемещаются в результате ги­дростатического давления к диафрагме, что затрудняет дыхание». Таким образом, утверждение, что плод находится в состоянии неве­сомости и не испытывает воздействия силы тяжести, неверно. Более того, воздействие силы тяжести необходимо для правильного разви­тия и эмбриона, и плода. Неверно также и мнение, что водные роды смягчают «гравитационный удар» и корректируют родовой стресс. Поскольку, проходя по родовым путям, плод испытывает чрезвычай­но большое давление, после появления на свет он испытывает облег­чение независимо от того, в водную или воздушную среду родился. Таким образом, в этом отношении водные роды не дают ребенку тех преимуществ, на которых настаивают сторонники этого метода.





Первый вдох

Внутриутробно легкие плода заполняют околоплодные воды, кото­рые в процессе прохождения по родовым путям просто выжимают­ся. После рождения деформированное тело новорожденного начинает расправляться, и в опустошенные легкие всасывается атмосфер­ный воздух (или вода). И рефлекс задержки дыхания новорожденно­го не всегда может противостоять физическому эффекту «вакуумной бомбы», благодаря которому и происходит первый вдох. Поэтому в результате водных родов бывают случаи нагнетания в легкие ребен­ка воды, а в результате — аспирационная пневмония. Кроме того, первый вдох никак не связан с несвоевременным пересечением пу­повины, а только с физиологией родов.

Приведем как иллюстрацию цитату из вышеуказанной статьи про­фессора Э.К. Айламазяна:

Сторонники родов в воде, как правит, отрицают возможность первого вдоха ребенка под водой.

Мотивация проста — в своей практике они не наблюдали подоб­ных случаев. Теоретическое обоснование этому они видят в том, что после рождения головки грудная клетка и легкие плода еще сжаты в родовом канале. При этом игнорируется реакция дыха­тельного центра на гипоксию, которая более чем возможна при нахождении новорожденного под водой даже в течение нескольких минут после рождения, при обвитии пуповины. Никогда нельзя ис­ключать и риск начавшейся внутриутробной гипоксии во втором периоде родов.

Риск аспирации воды природах в воде признается всеми: и сторон­никами, и противниками метода. Известно, что внутриутробная аспирация амниотической жидкости плодом в результате «дыха­тельных» движений происходит всегда, она физиологична и явля­ется обязательным условием адекватного развития легких и их постнатальной функции. Во время нормальных родов амниотиче-ская жидкость «выжимается» из бронхиального дерева плода. Даже при кесаревом сечении, когда этот процесс отсутствует, сущест­венно нарушается последующая адаптация новорожденного к ок­ружающей среде. В литературе описаны случаи расстройств ды­хания и судорожные припадки у новорожденных после родов в воде. Их принято связывать — и справедливо — с попаданием водопро­водной воды в организм младенца и развитием гемодилюции и гипо-натриемии.

Таким образом, и в этом отношении у водных родов нет преиму­ществ. Напротив, здесь видится явная угроза здоровью младенца, ко­торой можно легко избежать — просто не погружаться в воду.

Облегчение родовых болей

Одним из немаловажных доводов в пользу водных родов считают об­легчение родовых болей женщины на схватках. Теплая вода в первом периоде родов оказывает расслабляющее и обезболивающее дейст­вие. Действительно, через 10—15 минут после погружения в ванну болезненность схваток становится менее интенсивной, а раскрытие шейки матки благодаря общему расслаблению роженицы идет более

эффективно. Однако в состоянии релаксации женщина находится примерно 1—1,5 часа, а затем родовые боли вновь усиливаются и темп раскрытия шейки матки приостанавливается. Если роженица остается в воде 2—3 часа, то в результате перераспределения крово­тока и замедления работы задней доли гипофиза течение родов за­медляется.

Следует отметить, что женщины с хорошей психологической подго­товкой, способные на схватках эффективно расслабляться, не испы­тывают сколько-нибудь серьезных болезненных ощущений и без применения теплых ванн. Истинная болезненность возникает при практически полном раскрытии шейки матки и в потужном периоде. Однако именно в периоде изгнания погружение в воду не оказывает облегчающего воздействия. Именно на потугах роженица стремится выйти из воды, что отмечал еще Мишель Оден. Приведем еще одну цитату из статьи профессора Э.К. Айламазяна: ...в специализированных учреждениях, поддерживающих методику родов в воде и оказывающих роженицам соответствующую по­мощь, меньше 30% женщин рожают непосредственно в воде. Абсо­лютно большая часть женщин находится в ванне/бассейне лишь до начала периода изгнания — для них декларируемые преимущест­ва родов в воде исчерпываются аналъгетическим и седативным эф­фектом теплых ванн (обычно в дополнение к медикаментозному обезболиванию) и безусловно положительным влиянием на родовой акт комфортной, индивидуально ориентированной обстановки, равно как и предварительной подготовкой женщины к родам. Это действительно важные моменты для любой рожающей женщины, но причем здесь «роды в воде*?

Важным аргументом в пользу родов в воде является снижение рис­ка воздействия на плод наркотических анальгетиков, традицион­но используемых для обезболивания родов. Это справедливо. Но и это преимущество реализуется достаточно редко —многие жен­щины, рожающие в воде, судя по публикациям, все-таки получают медикаментозную поддержку, в том числе наркотические анальге­тики.

Таким образом, воду можно использовать во время схваток для облег­чения родовых болей и общего расслабления роженицы. Однако не­обходимо следить, чтобы женщина находилась в воде оптимальное время, а также следует учитывать, что это обезболивание не является гарантированным. Во время потуг роженица стремится выйти из во­ды, что является ее личным бессознательным стремлением.

Наши рекомендации