II. Некоторые данные относительно причин речевого недоразвития

Речь является наиболее молодой функцией, развивающейся

интенсивно в первые годы жизни ребенка. Известно, что молодая

, наиболее бурно развивающаяся, обычно оказывается и

1 В. И. Ленин. Философские тетради. Поли. собр. соч., изд. 5, т. 29.

2 См.: А. Р. Л у р и я. Лобные доли и регуляция поведения. М., «Медици­на», 1966.

3 См.: М. С. Певзнер. Дети-олигофрены. М., Изд-во АПН РСФСР,

1959.

более ранимой. Поэтому различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к нарушению речевого развития: замедлять, искажать или приостанавливать на какой-то период формирование речевой деятельности. В связи с этим при так называемом раннем органи­ческом поражении мозга различные синдромы нарушенного рече­вого развития встречаются наиболее часто. При этом особенности расстройств речи при органических поражениях головного мозга прежде всего зависят от локализации и распространенности моз­гового поражения. В осуществлении речевой деятельности прини­мают участие самые различные уровни и отделы центральной нерв­ной системы. Однако известно, что повреждение некоторых отделов мозга приводит к наиболее выраженным речевым нарушениям, по­ражение же других отделов может не вызывать никаких речевых расстройств. Выраженные речевые нарушения наиболее часто возникают при поражении корковых отделов мозга, особенно лобных, височных и теменных долей левого полушария. При не­доразвитии всех сторон речи качественная характеристика речевых нарушений при повреждении различных отделов мозга оказывается неодинаковой. При анализе речевых нарушений в зависимости от преимущественной локализации мозгового поражения необходимо учитывать большие компенсаторные возможности развивающегося детского мозга. У ребенка в значительно большей степени, чем у взрослых, сохранные и развивающиеся участки мозговой коры могут брать на себя функцию пораженных областей.

Возможности компенсации и развития речевой деятельности во многом зависят от времени начала направленных логопедичес­ких мероприятий. Логопедические занятия, начатые в период наи­более интенсивного развития головного мозга, являются эффек­тивными. Наиболее быстрый темп развития мозга имеет место в первые три года жизни ребенка.

По образному выражению некоторых авторов, к трем годам че­ловеческое существо проделало уже полпути своего умственного развития. К трем годам мозг человека достигает половины своего окончательного веса. «Три года — первый возрастной криз, первое заявление ребенка о своей личности»1.

Развитие наиболее важных для речевой функции мозговых сис­тем, особенно лобной, височной и теменной коры головного мозга, продолжается после рождения. Мощным фактором, ускоряющим созревание нервной системы, является ее функционирование2.

Рано начатые логопедические занятия включают в активную деятельность различные мозговые системы и тем самым ускоряют

1 Рене 3 а з з о. Психическое развитие ребенка и влияние среды. «Вопро­сы психологии», 1967, № 2, стр. 111—134.

3 См.: П. К- Анохин. Биология и нейрофизиология условного рефлек­са. М., «Медицина», 1968.

их созревание и способствуют наиболее полной компенсации тех или иных речевых нарушений.

Большое влияние на структуру речевой недостаточности и про­цессы компенсации оказывает время мозгового поражения. В настоя­щее время доказано, что от времени поражения в значительной сте­пени зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций) возникает обычно в период раннего эм­бриогенеза. Полагают, что наиболее обширные изменения структу­ры головного мозга возникают на 3—4-м месяце эмбриональной жизни в период наибольшей дифференцировки нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период воздействия той или иной вред­ности, поражение может преимущественно касаться двигательных, речевых или интеллектуальных функций. При неблагоприятных условиях в течение всей внутриутробной жизни может иметь место недоразвитие всего мозга в целом в сочетании с двигательными, речевыми и интеллектуальными нарушениями.

Среди причин, вызывающих указанные повреждения или не­доразвитие мозга, наиболее частыми являются: инфекции или ин­токсикации матери во время беременности, токсикозы; родовая травма, асфиксия, заболевания центральной нервной системы и травмы мозга в первые годы жизни ребенка. Следствием указанных повреждений может быть общее недоразвитие речи. В таких слу­чаях, когда вредоносное воздействие на мозг ребенка с поражением речевых зон происходит в период, когда речь его уже сформиро­вана, может иметь место распад речи — афазия.

Раннее органическое поражение мозга с повреждением корковых речевых зон впервые может проявляться в 2—3 года в виде задерж­ки развития речевой деятельности. В дальнейшем у этих детей выявля­ется недоразвитие всех сторон речи, трудности формирования неко­торых других высших корковых функций (праксиса, гнозиса, прос­транственного и временного синтеза), нарушения интеллектуальной деятельности в виде повышенной истощаемости, неравномерной ра­ботоспособности, нарушений памяти и внимания.

В некоторых более легких случаях поражение корковых рече­вых зон может проявляться более отчетливо только к периоду школьного обучения, когда к речевой функции предъявляются бо­лее высокие требования. Такой ребенок в дошкольном возрасте с негрубым нарушением речи, как бы с задержанным речевым раз­витием, в школьном возрасте оказывается не в состоянии освоить в обычных условиях навыки чтения, письма и счета, становится не­успевающим учеником. Нераспознанные в дошкольном возрасте стертые речевые нарушения являются частой причиной школьной неуспеваемости. Ранняя диагностика даже кажущихся легкими речевых нарушений и своевременная логопедическая помощь яв­ляются важными моментами в предупреждении школьной неуспеваемости.

Наши рекомендации