II. Некоторые данные относительно причин речевого недоразвития
Речь является наиболее молодой функцией, развивающейся
интенсивно в первые годы жизни ребенка. Известно, что молодая
, наиболее бурно развивающаяся, обычно оказывается и
1 В. И. Ленин. Философские тетради. Поли. собр. соч., изд. 5, т. 29.
2 См.: А. Р. Л у р и я. Лобные доли и регуляция поведения. М., «Медицина», 1966.
3 См.: М. С. Певзнер. Дети-олигофрены. М., Изд-во АПН РСФСР,
1959.
более ранимой. Поэтому различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к нарушению речевого развития: замедлять, искажать или приостанавливать на какой-то период формирование речевой деятельности. В связи с этим при так называемом раннем органическом поражении мозга различные синдромы нарушенного речевого развития встречаются наиболее часто. При этом особенности расстройств речи при органических поражениях головного мозга прежде всего зависят от локализации и распространенности мозгового поражения. В осуществлении речевой деятельности принимают участие самые различные уровни и отделы центральной нервной системы. Однако известно, что повреждение некоторых отделов мозга приводит к наиболее выраженным речевым нарушениям, поражение же других отделов может не вызывать никаких речевых расстройств. Выраженные речевые нарушения наиболее часто возникают при поражении корковых отделов мозга, особенно лобных, височных и теменных долей левого полушария. При недоразвитии всех сторон речи качественная характеристика речевых нарушений при повреждении различных отделов мозга оказывается неодинаковой. При анализе речевых нарушений в зависимости от преимущественной локализации мозгового поражения необходимо учитывать большие компенсаторные возможности развивающегося детского мозга. У ребенка в значительно большей степени, чем у взрослых, сохранные и развивающиеся участки мозговой коры могут брать на себя функцию пораженных областей.
Возможности компенсации и развития речевой деятельности во многом зависят от времени начала направленных логопедических мероприятий. Логопедические занятия, начатые в период наиболее интенсивного развития головного мозга, являются эффективными. Наиболее быстрый темп развития мозга имеет место в первые три года жизни ребенка.
По образному выражению некоторых авторов, к трем годам человеческое существо проделало уже полпути своего умственного развития. К трем годам мозг человека достигает половины своего окончательного веса. «Три года — первый возрастной криз, первое заявление ребенка о своей личности»1.
Развитие наиболее важных для речевой функции мозговых систем, особенно лобной, височной и теменной коры головного мозга, продолжается после рождения. Мощным фактором, ускоряющим созревание нервной системы, является ее функционирование2.
Рано начатые логопедические занятия включают в активную деятельность различные мозговые системы и тем самым ускоряют
1 Рене 3 а з з о. Психическое развитие ребенка и влияние среды. «Вопросы психологии», 1967, № 2, стр. 111—134.
3 См.: П. К- Анохин. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., «Медицина», 1968.
их созревание и способствуют наиболее полной компенсации тех или иных речевых нарушений.
Большое влияние на структуру речевой недостаточности и процессы компенсации оказывает время мозгового поражения. В настоящее время доказано, что от времени поражения в значительной степени зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций) возникает обычно в период раннего эмбриогенеза. Полагают, что наиболее обширные изменения структуры головного мозга возникают на 3—4-м месяце эмбриональной жизни в период наибольшей дифференцировки нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период воздействия той или иной вредности, поражение может преимущественно касаться двигательных, речевых или интеллектуальных функций. При неблагоприятных условиях в течение всей внутриутробной жизни может иметь место недоразвитие всего мозга в целом в сочетании с двигательными, речевыми и интеллектуальными нарушениями.
Среди причин, вызывающих указанные повреждения или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются: инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы; родовая травма, асфиксия, заболевания центральной нервной системы и травмы мозга в первые годы жизни ребенка. Следствием указанных повреждений может быть общее недоразвитие речи. В таких случаях, когда вредоносное воздействие на мозг ребенка с поражением речевых зон происходит в период, когда речь его уже сформирована, может иметь место распад речи — афазия.
Раннее органическое поражение мозга с повреждением корковых речевых зон впервые может проявляться в 2—3 года в виде задержки развития речевой деятельности. В дальнейшем у этих детей выявляется недоразвитие всех сторон речи, трудности формирования некоторых других высших корковых функций (праксиса, гнозиса, пространственного и временного синтеза), нарушения интеллектуальной деятельности в виде повышенной истощаемости, неравномерной работоспособности, нарушений памяти и внимания.
В некоторых более легких случаях поражение корковых речевых зон может проявляться более отчетливо только к периоду школьного обучения, когда к речевой функции предъявляются более высокие требования. Такой ребенок в дошкольном возрасте с негрубым нарушением речи, как бы с задержанным речевым развитием, в школьном возрасте оказывается не в состоянии освоить в обычных условиях навыки чтения, письма и счета, становится неуспевающим учеником. Нераспознанные в дошкольном возрасте стертые речевые нарушения являются частой причиной школьной неуспеваемости. Ранняя диагностика даже кажущихся легкими речевых нарушений и своевременная логопедическая помощь являются важными моментами в предупреждении школьной неуспеваемости.