Н.И.Пирогов – великий хирург и анатом.
Николай Иванович Пирогов, крупнейший представитель отечественной медицины XIX века, вписал славные страницы в историю развития медицинской науки. Гениальный анатом, талантливый экспериментатор, разносторонний клиницист-хирург, терапевт, патологоанатом, Н. И. Пирогов был основоположником военно-полевой хирургии, одаренным педагогом, немало потрудившимся над развитием медицинского и общего образования в России.
Анатомические работы Н. И. Пирогова поставили его в ряд лучших анатомов мира. Уже в 1837 г. в работе «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» Н. И. Пирогов подчеркивал значение анатомии для практической деятельности хирурга и писал, что только «в руках практического врача анатомия может быть полезной для слушателей».
Н. И. Пирогов усовершенствовал методы исследования и преподавания анатомии, ввел принципы послойного препарирования при изучении анатомических областей, артерий и фасций, чем коренным образом изменил представление о хирургической анатомии. Пирогов был хирургом-экспериментатором, хирургом-новатором и многие вопросы хирургии (перерезка ахиллова сухожилия, костная пластика, наркоз и др.) решал с широким применением эксперимента: он разработал способы костнопластического удаления костей голени при вылущении стопы (1851) и резекции коленного сустава, писал о перерезывании ахилловой жилы и о пластическом процессе, происходящем при сращении концов перерезанной жилы, о ринопластике.
Н. И. Пирогову принадлежит гениальное предположение о том, что нагноительные осложнения ран зависят от живых возбудителей.
Велики заслуги Н. И. Пирогова в области введения обезболивания. Одним из первых в Европе применив эфир во время операции, Н. И. Пирогов впервые в мире воспользовался эфирным наркозом при оказании помощи раненым на поле сражения при Салтах. Предложив новые разновидности методики эфирного наркоза, Н. И. Пирогов деятельно поддержал А. М. Филомафитского в экспериментальном изучении эфирного и хлороформного наркоза.
Общеизвестна выдающаяся роль Н. И. Пирогова в создании военно-полевой хирургии и разработке вопросов организации военно-медицинского дела. Участие во многих войнах, особенно в крымской кампании (в Севастополе), дало Н. И. Пирогову огромный опыт в лечении раненых. На его основе он смело высказался за рассечение входного и выходного отверстий огнестрельных ран «при неудобствах транспорта раненых и при недостатках тщательного присмотра за ними», отказался от ранних ампутаций при огнестрельных ранениях конечностей с повреждением костей, рекомендовал «сберегательную хирургию», разработал и ввел в широкую практику методы иммобилизации конечности (крахмальную, гипсовую повязки).
В дни осады Севастополя Н. И. Пирогов впервые ввел сортировку раненых, ставшую в наше время основой работы полевой медицинской службы. В своих отчетах о войнах, в которых Н. И. Пирогов принимал участие, и особенно в классическом труде «Начала общей военно-полевой хирургии, взятые из наблюдений военно-госпитальной практики и воспоминаний» (1864—1866), Н. И. Пирогов подробно сформулировал основные положения организации военно-медицинского дела, которые сохранили свое значение до нашего времени и вошли в военно-медицинскую доктрину, принятую в Советской Армии.
Замечательна деятельность Н. И. Пирогова и как педагога. Уделяя особенное внимание педагогическому процессу, он всегда стремился к большой наглядности в изложении курса. Он широко проводил демонстрации на лекциях, применял новые методы преподавания анатомии и хирургии, ввел клинические обходы.
Большое значение придавал Н. И. Пирогов гигиене как науке, которая поможет сберечь, предохранить человечество от заболеваний. Он писал: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственной, принесет несомненную пользу человечеству». Пренебрежение гигиеной Н. И. Пирогов считал историческим заблуждением человеческого общества. Его слова «Будущее принадлежит медицине предохранительной» стали девизом передовой врачебной общественности. Пирогов высоко ценил статистику и пользовался статистическим методом для изучения показаний к хирургическому вмешательству, результатов лечения, исходов операций, причин заболеваемости и смертности в войнах.