Медицина в эпоху феодализма в россии. медицина в киевской руси (ix-xii вв.) и московском государстве ( xv-xvii вв.).
МЕДИЦИНА В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА В РОССИИ. МЕДИЦИНА В КИЕВСКОЙ РУСИ (IX-XII вв.) и МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ( XV-XVII вв.).
Истоки культуры и медицины Киевской Руси.
Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине IX в.
Истоки культуры Киевской Руси связаны с традиционной культурой славянских племен (которая с развитием государственности достигла высокого уровня) и впоследствии была обогащена влиянием византийской культуры. Через Болгарию и Византию поступали на Русь античные и ранние средневековые рукописи. На славянский язык их переводили монахи — самые образованные люди того времени. Монахами были летописцы Никон, Нестор, Сильвестр. Написанные на пергаменте в эпоху Киевской Руси, эти книги дошли до наших дней.
Первая библиотека в Древнерусском государстве была собрана в 1037 г. князем Ярославом Мудрым (1019-1054) — третьим по старшинству сыном князя Владимира. Ее разместили в Софийском соборе, воздвигнутом в Киеве в 1036 г. по велению Ярослава в ознаменование победы над печенегами на месте победоносного сражения.
Ярослав Мудрый всячески способствовал распространению грамотности на Руси, переписыванию книг и их переводу на славянский язык. Сам он знал пять иноземных языков и "книгам прилежа и почитая (их) часто и в нощи и в дне". Его внучка Янка Всеволодовна в 1086 г. организовала при Андреевском монастыре первую женскую школу. О широком распространении грамотности в Древней Руси свидетельствуют и многочисленные берестяные грамоты, найденные при археологических раскопках древнего Новгорода. Они составлялись не только боярами и князьями, но и простыми ремесленниками.
При Ярославе Мудром Киевская держава достигла широкого международного признания. Митрополит Илларион писал в то время о киевских князьях: "Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли".
Древнерусское государство существовало в течение трех столетий. После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125-1132) — сына Владимира Мономаха, оно распалось на несколько феодальных владений. Наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости русских земель в результате нашествия татаро-монгольских орд под предводительством хана Батыя (1208-1255), внука Чингисхана.
Подготовка российских лекарей.
Подготовка лекарей в Московском государстве долгое время носила ремесленный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких лекарей, затем несколько лет служил в полку в качестве лекарского помощника. Иногда Аптекарский приказ назначал проверочное испытание (экзамен), после чего произведенному в звание лекаря выдавали набор хирургических инструментов.
В 1654 г. во время войны с Польшей и эпидемии чумы при Аптекарском приказе была открыта первая на Руси Лекарская школа. Существовала она на средства государственной казны. Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служилых людей. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке и практику в полку. Кроме того, ученики изучали латинский язык, анатомию, фармацию, диагностику болезней ("знамена немочей") и способы их лечения. Во время военных действий функционировали также годичные школы костоправного дела.
Преподавание в Лекарской школе было наглядным и велось у постели больного. Анатомию изучали по костным препаратам и анатомическим рисункам. Учебных пособий еще не было. Их заменяли народные травники и лечебники, а также "докторские сказки" (истории болезней).
Е.Славинецкий (1609-1675) был весьма образованным и одаренным человеком. Он окончил Краковский университет и преподавал сначала в Киево-Могилянской академии, а затем — в Лекарской школе при Аптекарском приказе в Москве. Сделанный им перевод труда А.Везалия явился первой в России научной книгой по анатомии и использовался в преподавании анатомии в Лекарской школе. Эта рукопись долгое время хранилась в Синодальной библиотеке, но впоследствии была утрачена и по сей день не найдена.
Аптекарский приказ предъявлял к ученикам Лекарской школы высокие требования. Принятые на учебу обещали: "... никому зла не учинить и не пить и не бражничать и никаким воровством не воровать...". Обучение длилось 5-7 лет. Лекарские помощники, прикрепленные к иноземным специалистам, учились от 3 до 12 лет. В разные годы количество учеников колебалось от 10 до 40. Первый выпуск Лекарской школы, ввиду большой нехватки полковых лекарей, состоялся досрочно в 1658 г. Функционировала школа нерегулярно. За 50 лет она подготовила около 100 русских лекарей. Большая их часть служила в полках. Систематическая подготовка врачебных кадров в России началась лишь в XVIII в.
Лекари, которые оказывали врачебную помощь гражданскому населению, чаще лечили на дому или в русской бане. Стационарной медицинской помощи в то время практически не существовало.
При монастырях продолжали строить монастырские больницы. В 1635 г. при Троице-Сергиевой лавре были сооружены двухэтажные больничные палаты, которые сохранились до наших дней, так же как и больничные палаты Ново-Девичьего, Кирилло—Белозерского и других монастырей. В Московском государстве монастыри имели важное оборонное значение. Поэтому во времена вражеских нашествий на базе больничных палат создавали временные госпитали для лечения раненных. И, несмотря на то, что Аптекарский приказ монастырской медициной не занимался, в военное время содержание больных и их лечение во временных военных госпиталях на территории монастырей осуществлялось за счет государства.
XVII в. явился также временем создания на Руси первых гражданских больниц. Около 1652 г. боярин Федор Михайлович Ртищев организовал в своих домах две гражданские больницы, которые считаются первыми правильно устроенными гражданскими больницами на Руси. В 1682 г. был издан указ об открытии в Москве двух больниц ("шпитален") для гражданского населения, предназначенных для лечения больных и обучения лекарскому делу. (В этом же году в Москве была учреждена Славяно-греко-латинская академия.)
Торговые отношения и политическое сближение с Западом, наметившиеся во времена Иоанна IV Грозного и заметно укрепившиеся с воцарением на престол дома Романовых (1613), имели своим следствием и приглашение к царскому двору иноземных докторов, аптекарей и фельдшеров из Англии, Голландии, Германии и других стран. Иноземные врачи в то время пользовались большим уважением и почетом в Московском государстве. Однако круг лиц, пользовавшихся их услугами, был весьма ограничен (как правило, царским двором). При дворе Бориса Годунова (1598-1606) служило уже несколько иноземных врачей, главным образом немцев.
Первые доктора медицины из российских людей появились в XV в. Среди них Геогрий Дорогобыча (ок. 1450-1494), получивший степень доктора философии и медицины в Университете г. Болонья (1476). Впоследствии он был ректором Болонского университета (1481-1482), работал в Венгрии (1482-1485), читал лекции в Краковском университете (с 1485 г.). Его труд "Прогностическое суждение текущего 1483 г. Георгия Дрогобы-час Руси, доктора медицины Болонского университета", изданный в Риме на латинском языке, является первой печатной книгой российского автора за рубежом.
В 1512 г. степень доктора медицины в Падуе (Италия) получил Франциск Скорина из Полоцка (выдающийся белорусский первопечатник и просветитель). Впоследствии он работал в Праге, Вильно, Кенигсберге.
Таким образом, XVI-XVII вв. на Руси были временем становления аптек и аптечного дела, начала подготовки врачей из прирожденных россиян, создания первых больниц в городах — временем зарождения государственной организации медицинского дела на Руси.
МЕДИЦИНА В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА В РОССИИ. МЕДИЦИНА В КИЕВСКОЙ РУСИ (IX-XII вв.) и МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ( XV-XVII вв.).