Медицина в эпоху феодализма в россии. медицина в киевской руси (ix-xii вв.) и московском государстве ( xv-xvii вв.).

МЕДИЦИНА В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА В РОССИИ. МЕДИЦИНА В КИЕВСКОЙ РУСИ (IX-XII вв.) и МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ( XV-XVII вв.).

Истоки культуры и медицины Киевской Руси.

Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киев­ская Русь, сложилось в первой половине IX в.

Истоки культуры Киевской Руси свя­заны с традиционной культурой славян­ских племен (которая с развитием госу­дарственности достигла высокого уров­ня) и впоследствии была обогащена вли­янием византийской культуры. Через Болгарию и Византию поступали на Русь античные и ранние средневековые руко­писи. На славянский язык их переводили монахи — самые образованные люди то­го времени. Монахами были летописцы Никон, Нестор, Сильвестр. Написанные на пергаменте в эпоху Киевской Руси, эти книги дошли до наших дней.

Первая библиотека в Древнерусском государстве была собрана в 1037 г. кня­зем Ярославом Мудрым (1019-1054) — третьим по старшинству сыном князя Владимира. Ее разместили в Софийском соборе, воздвигнутом в Киеве в 1036 г. по велению Ярослава в ознаменование по­беды над печенегами на месте победонос­ного сражения.

Ярослав Мудрый всячески способст­вовал распространению грамотности на Руси, переписыванию книг и их перево­ду на славянский язык. Сам он знал пять иноземных языков и "книгам прилежа и почитая (их) часто и в нощи и в дне". Его внучка Янка Всеволодовна в 1086 г. орга­низовала при Андреевском монастыре первую женскую школу. О широком рас­пространении грамотности в Древней Руси свидетельствуют и многочисленные берестяные грамоты, найденные при ар­хеологических раскопках древнего Нов­города. Они составлялись не только боя­рами и князьями, но и простыми ремес­ленниками.

При Ярославе Мудром Киевская дер­жава достигла широкого международного признания. Митрополит Илларион пи­сал в то время о киевских князьях: "Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли".

Древнерусское государство существовало в течение трех столетий. После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125-1132) — сына Владимира Мономаха, оно рас­палось на несколько феодальных владе­ний. Наступил период феодальной раз­дробленности, которая способствовала утрате политической независимости рус­ских земель в результате нашествия та­таро-монгольских орд под предводитель­ством хана Батыя (1208-1255), внука Чингисхана.

Подготовка российских лекарей.

Подготовка лекарей в Московском го­сударстве долгое время носила ремеслен­ный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких лека­рей, затем несколько лет служил в полку в качестве лекарского помощника. Иног­да Аптекарский приказ назначал прове­рочное испытание (экзамен), после чего произведенному в звание лекаря выдава­ли набор хирургических инструментов.

В 1654 г. во время войны с Польшей и эпидемии чумы при Аптекарском приказе была открыта первая на Руси Лекар­ская школа. Существовала она на сред­ства государственной казны. Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служилых людей. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке и практику в полку. Кроме того, ученики изучали ла­тинский язык, анатомию, фармацию, диагностику болезней ("знамена немо­чей") и способы их лечения. Во время военных действий функционировали также годичные школы костоправного дела.

Преподавание в Лекарской школе бы­ло наглядным и велось у постели больно­го. Анатомию изучали по костным пре­паратам и анатомическим рисункам. Учебных пособий еще не было. Их заме­няли народные травники и лечебники, а также "докторские сказки" (истории бо­лезней).

Е.Славинецкий (1609-1675) был весь­ма образованным и одаренным челове­ком. Он окончил Краковский универси­тет и преподавал сначала в Киево-Могилянской академии, а затем — в Лекар­ской школе при Аптекарском приказе в Москве. Сделанный им перевод труда А.Везалия явился первой в России науч­ной книгой по анатомии и использовался в преподавании анатомии в Лекарской школе. Эта рукопись долгое время хра­нилась в Синодальной библиотеке, но впоследствии была утрачена и по сей день не найдена.

Аптекарский приказ предъявлял к ученикам Лекарской школы высокие требования. Принятые на учебу обеща­ли: "... никому зла не учинить и не пить и не бражничать и никаким воровством не воровать...". Обучение длилось 5-7 лет. Лекарские помощники, прикреп­ленные к иноземным специалистам, учи­лись от 3 до 12 лет. В разные годы коли­чество учеников колебалось от 10 до 40. Первый выпуск Лекарской школы, ввиду большой нехватки полковых лекарей, состоялся досрочно в 1658 г. Функциони­ровала школа нерегулярно. За 50 лет она подготовила около 100 русских лекарей. Большая их часть служила в полках. Си­стематическая подготовка врачебных кадров в России началась лишь в XVIII в.

Лекари, которые оказывали врачеб­ную помощь гражданскому населению, чаще лечили на дому или в русской бане. Стационарной медицинской помощи в то время практически не существовало.

При монастырях продолжали строить монастырские больницы. В 1635 г. при Троице-Сергиевой лавре были сооруже­ны двухэтажные больничные палаты, которые сохранились до наших дней, так же как и больничные палаты Ново-Де­вичьего, Кирилло—Белозерского и дру­гих монастырей. В Московском государ­стве монастыри имели важное оборонное значение. Поэтому во времена враже­ских нашествий на базе больничных па­лат создавали временные госпитали для лечения раненных. И, несмотря на то, что Аптекарский приказ монастырской ме­дициной не занимался, в военное время содержание больных и их лечение во вре­менных военных госпиталях на террито­рии монастырей осуществлялось за счет государства.

XVII в. явился также временем созда­ния на Руси первых гражданских боль­ниц. Около 1652 г. боярин Федор Михайлович Ртищев организовал в своих домах две гражданские больницы, которые счи­таются первыми правильно устроенными гражданскими больницами на Руси. В 1682 г. был издан указ об открытии в Мо­скве двух больниц ("шпитален") для гражданского населения, предназначен­ных для лечения больных и обучения ле­карскому делу. (В этом же году в Москве была учреждена Славяно-греко-латин­ская академия.)

Торговые отношения и политическое сближение с Западом, наметившиеся во времена Иоанна IV Грозного и заметно укрепившиеся с воцарением на престол дома Романовых (1613), имели своим следствием и приглашение к царскому двору иноземных докторов, аптекарей и фельдшеров из Англии, Голландии, Гер­мании и других стран. Иноземные врачи в то время пользовались большим уваже­нием и почетом в Московском государст­ве. Однако круг лиц, пользовавшихся их услугами, был весьма ограничен (как правило, царским двором). При дворе Бориса Годунова (1598-1606) служило уже несколько иноземных врачей, глав­ным образом немцев.

Первые доктора медицины из россий­ских людей появились в XV в. Среди них Геогрий Дорогобыча (ок. 1450-1494), получивший степень доктора философии и медицины в Университете г. Болонья (1476). Впоследствии он был ректором Болонского университета (1481-1482), работал в Венгрии (1482-1485), читал лекции в Краковском университете (с 1485 г.). Его труд "Прогностическое суж­дение текущего 1483 г. Георгия Дрогобы-час Руси, доктора медицины Болонского университета", изданный в Риме на ла­тинском языке, является первой печат­ной книгой российского автора за рубе­жом.

В 1512 г. степень доктора медицины в Падуе (Италия) получил Франциск Скорина из Полоцка (выдающийся белорус­ский первопечатник и просветитель). Впоследствии он работал в Праге, Виль­но, Кенигсберге.

Таким образом, XVI-XVII вв. на Руси были временем становления аптек и ап­течного дела, начала подготовки врачей из прирожденных россиян, создания пер­вых больниц в городах — временем за­рождения государственной организации медицинского дела на Руси.

МЕДИЦИНА В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА В РОССИИ. МЕДИЦИНА В КИЕВСКОЙ РУСИ (IX-XII вв.) и МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ( XV-XVII вв.).

Наши рекомендации