Затем человек проходит фазу II, фазу тоски, в которой он/она хочет, чтобы умерший вернулся, и для него характерно отрицать то, что потеря – это насовсем. В течении этой фазы важную роль играет гнев.
Фаза I – это период оцепенения, которая возникает непосредственно после утраты. Это оцепенение, переживаемое большинством оставшихся в живых, помогает им не сталкиваться с фактом потери в течение хотя бы короткого промежутка времени.
Затем человек проходит фазу II, фазу тоски, в которой он/она хочет, чтобы умерший вернулся, и для него характерно отрицать то, что потеря – это насовсем. В течении этой фазы важную роль играет гнев.
В фазе III, которая является фазой дезорганизации и отчаяния, человеку, переживающему утрату, становится трудно функционировать в своем окружении.
И, наконец, он/она становится способным перейти в фазу IV, фазу реорганизации поведения, и начинает снова строить свою жизнь(Parkes, 1972, 2001, 2006). Боулби (Bowlby, 1980), чья работа и интересы имеют много общего с работой и интересами Паркса, подкрепляет идею деления процесса траура на фазы и утверждает, что горюющий должен пройти через подобную последовательность фаз прежде, чем процесс траура завершится. Что касается стадий, то они иногда частично охватывают содержание разных фаз, и их определение редко отличается отчетливостью.
Сандерс (Sanders, 1989, 1999) также использовала идею фаз для описания процесса горевания. Она описывает пять фаз:
(1) шок,
2) осознание утраты,
3) уход в себя,
(4) выздоровление и
(5) обновление.
Задачи. Хотя я не оспариваю фазовую схему Боулби, Паркса и Сандерс, я думаю, что понятие задач, которое я представляю в этой книге, предлагает в равной степени валидное понимание процесса горевания, и что для клинициста такой подход даже полезнее.
Фазы предполагают некоторую пассивность, что-то, чего горюющему не избежать. С другой стороны, понятие задач гораздо больше созвучно фрейдовскому представлению о работе горя и предполагает, что горюющему нужно что-то предпринимать, и он кое-что может сделать. Также этот подход предполагает, что на процесс горевания можно воздействовать с помощью интервенций, предпринимаемых извне. Другими словами, горюющий может рассматривать фазы как что-то, что следует пройти, тогда как задачи придают гореванию некоторое средство для достижения цели и надежду на то, что он и сам может кое-что сделать, чтобы адаптироваться к смерти близкого человека.
Оба подхода обладают вполне очевидной валидностью. Горевание – это нечто, требующее времени, и часто повторяемая фраза «время лечит» верна. Но также верно и то, что горевание задает человеку задания, которые следует выполнить. И, хотя они могут казаться непосильными человеку в состоянии острого горя, с помощью консультанта они могут предложить ему надежду на то, что выход существует, и что-то может быть сделано. А это мощное противодействие испытываемому большинством горюющих переживанию безнадежности.
Весь человеческий рост и развитие могут рассматриваться как находящиеся под влиянием различных задач. Согласно знаменитому психологу развития Роберту Хэвингхерсту (Havinghurst, 1953), существуют задачи развития (физические, социальные и эмоциональные), которые сменяют друг друга по мере роста ребенка. Если ребенок не решил конкретную задачу на соответствующем уровне, то адаптация ребенка нарушается, и он будет пытаться решать подобные задачи на других возрастных этапах.
Подобным образом, горевание (адаптация к утрате) может рассматриваться, как ставящее перед человеком четыре перечисленных ниже базовых задачи. Важно, чтобы горюющий человек занялся решением этих задач, чтобы адаптироваться к утрате. Люди, потерявшие близких, по-разному приспосабливаются к этой потере. Одни адаптируются лучше, другие хуже. Хотя задачи и не должны решаться каким-то конкретным образом, в их определениях содержится некоторый императив. Например, вы не можете обрести контроль над эмоциональным компонентом утраты, если вы вначале не примете факт, что потеря произошла, и что она невосполнима; по крайней мере, в этой жизни. Поскольку горевание - это процесс, а не состояние, решение задач требует усилий; однако, не каждая потеря, которую люди испытывают, бросает им один и тот же вызов. Горе – это когнитивный процесс, в котором горюющий имеет дело с мыслями об умершем, которые он реструктурирует. Он также реструктурирует свой опыт утраты и изменившегося мира, в котором ему теперь предстоит жить (Stroebe, 1992). Некоторые называют это работой горя.
ЗАДАЧИ ГОРЕВАНИЯ
Annotation
In the article presented the tasks of mourning concept’ author which offer such understanding of the mourning process which is very useful for the clinicians. The tasks concept is consonant with Freudian concept of grief work and implies that the mourner needs do something for facilitating of morning process.
Keywords: grief, mourning process, stages of mourning, tasks of mourning, grief counseling.
ЛИТЕРАТУРА
Alexy, W. D. (1982). Dimensions of psychological counseling that facilitate the growing process of bereaved parents. Journal of Counseling Psychology, 29, 498–507.
Attig, T. (1996). How we grieve: Relearning the world. New York: Oxford University Press.
Bonanno, G. A. (2004). Loss, trauma, and human resilience. American Psychologist, 59, 20–28.
Bowlby, J. (1980). Attachment and loss: Vol. 3. Loss, sadness, and depression. New York: Basic Books.
Didion, J. (2005). The year of magical thinking. New York: Knopf.
Dorpat, T. L. (1973). Suicide, loss, and mourning. Suicide & Life-Threatening Behavior, 3, 213–224.
Field, N. P., Gal-Oz, E., & Bonanno, G. A. (2003). Continuing bonds and adjustment at 5 years after the death of a spouse.Journal of Consulting & Clinical Psychology, 71, 110–117.
Freud, S. (1957). Mourning and melancholia. In J. Strachey (Ed. & Trans.), The standard edition of the complete works of Sigmund Freud (Vol. 14, pp. 237–260). New York: Basic Books. (Originally published in 1917)
Gardiner, A., & Pritchard, M. (1977). Mourning, mummifi cation, and living with the dead. British Journal of Psychiatry, 130,23–28.
Goalder, J. S. (1985). Morbid grief reaction: A social systems perspective. Professional Psychology: Research & Practice, 16, 833–842.
Gorer, G. D. (1965). Death, grief, and mourning. New York: Doubleday.
Havinghurst, R. J. (1953). Developmental tasks and education. New York: Longmans.Hogan, N., & Schmidt, L. A. (2002). Testing the grief to personal growth model using structural equation modeling. Death Studies, 26, 615–634.
Horowitz, M. J., Wilner, N., Marmar, C., & Krupnick, J. (1980). Pathological grief and the activation of latent self images.American Journal of Psychiatry, 137, 1157–1162.
Janoff-Bulman, R. (1992). Shattered assumptions: Towards a new psychology of trauma. New York: Free Press.
Klass, D. (1999). The spiritual lives of bereaved parents. Philadelphia: Brunner/Mazel.
Klass, D., Silverman, P. R., & Nickman, S. (Eds.). (1996). Continuing bonds: New understandings of grief. Washington, DC: Taylor & Francis.
Krupp, G., Genovese, F., & Krupp, T. (1986). To have and have not: Multiple identify cations in pathological bereavement.Journal of the American Academy of Psychoanalysis, 14, 337–348.
Kubler-Ross, E. (1969). On death and dying. New York: Macmillan.
Maciejewski, P. K., Zhang, B., Block, S. D., & Prigerson, H. G. (2007). An empirical examination of the stage theory of grief.Journal of the American Medical Association, 297, 716–723.
Marris, P. (1974). Loss and change. London: Routledge & Kegan Paul.
Neimeyer, R. (1999). Narrative strategies in grief therapy. Journal of Constructive Psychology, 12, 65–85.
Neimeyer, R. (2000). Searching for the meaning of meaning: Grief therapy and the process of reconstruction. Death Studies, 24,541–558.
Neimeyer, R. (Ed.). (2001). Meaning reconstruction and the experience of loss. Washington, DC: American Psychological Association.
Parkes, C. M. (1972). Bereavement: Studies of grief in adult life. New York: International Universities Press.
Parkes, C. M. (2001). Bereavement: Studies of grief in adult life (3rd ed.). Philadelphia: Taylor & Francis.
Parkes, C. M. (2006). Love and loss: The roots of grief and its complications. New York: Routledge.
Pincus, L. (1974). Death and the family: The importance of mourning. New York: Pantheon.
Rubin, S. S. (1990). Treating the bereaved spouse: A focus on the loss process, the self and the other. Psychotherapy Patient, 6, 189–205.
Sanders, C. (1989). Grief: The mourning after. New York: Wiley.
Sanders, C. (1999). Grief, the mourning after: Dealing with adult bereavement (2nd ed.). New York: John Wiley.
Shuchter, S. R., & Zisook, S. (1986). Treatment of spousal bereavement: A multidimensional approach. Psychiatric Annals, 16,295–305.
Silverman, P. R., Nickman, S., & Worden, J. W. (1992). Detachment revisited: The child’s reconstruction of a dead parent.American Journal of Orthopsychiatry, 62, 494–503.
Stroebe, M. S. (1992). Coping with bereavement: A review of the grief work hypothesis. Omega, 26, 19–42.
Stroebe, M. S., & Schut, H. (1999). The dual process model of coping with bereavement: Rationale and description. Death Studies, 23, 197–224.
Stroebe, M. S., & Schut, H. (2001a). Meaning making in the dual process model of coping with bereavement. In R. A. Neimeyer (Ed.), Meaning reconstruction and the experience of loss (pp. 55–73). Washington, DC: American Psychological Association.
Stroebe, M. S., & Schut, H. (2001b). Models of coping with bereavement: A review. In M. Stroebe, R. Hansson, W. Stroebe, & H. Schut (Eds.), Handbook of bereavement research (pp. 375–403). Washington, DC: American Psychological Association.
Stroebe, M. S., & Schut, H. (2005). Complicated grief: A conceptual analysis of the field. Omega, 52, 53–70.
Volkan, V. D. (1985). Complicated mourning. Annual of Psychoanalysis, 12, 323–348.
Wallis, J. (2001). Continuing bonds: Relationship between the living and the dead within contemporary Spiritualism. Mortality, 6,127–145.
Weisman, A. D. (1972). On dying and denying. New York: Aronson.
Worden, J. W. (1996). Children & grief: When a parent dies. New York: Guilford Press.
Zaiger, N. (1985–1986). Women and bereavement. Women and Therapy, 4, 33–43.
Фаза I – это период оцепенения, которая возникает непосредственно после утраты. Это оцепенение, переживаемое большинством оставшихся в живых, помогает им не сталкиваться с фактом потери в течение хотя бы короткого промежутка времени.
Затем человек проходит фазу II, фазу тоски, в которой он/она хочет, чтобы умерший вернулся, и для него характерно отрицать то, что потеря – это насовсем. В течении этой фазы важную роль играет гнев.