Упражнения для неглобального чтения
Восстановление оптико-пространственного образа буквы
Найдите букву А среди букв: О, У, И, А, Я.
Найдите букву У среди букв: Я, И, Е, У, А, О.
Найдите букву Т среди букв: С, М, Т, К, П, Л.
Сравните буквы: ПиН ПиИ МиШ ГиТ ЛиМ ШиТ
Спишите буквы: ПКВУАСТпквуаст
Перенесите элемент «о» в букве «Ь» снизу вверх. Какая получится буква? Уберите элемент из буквы Щ. Какая получится буква? Добавьте элемент «о» в букву Р с другой стороны. Какая получится буква? Перенесите элемент «—» в букве «П» в середину. Какая получится буква? Поверните букву «3» в другую сторону. Какая получится буква?
Напишите буквы: ТСУКВАЛМПписьменно, а затем печатным шрифтом.
Найдите заданную букву среди следующих букв (буквы алфавита в разбивку, разных цветов и шрифтов подбираются логопедом).
Прочитайте буквы СМТВУША*/найдите слово, которое начинается на каждую из этих букв:
машина, туфли, сани, улица, шар, автобус, вода, школа, море, ум, альбом, вальс, ухо.
ПиА | ПиУ | МиА | МиУ | ТиУ | Ти А |
П и 0 | ПиЕ | П и Я | МиО | МиЕ | МиЯ |
ТиО | ТиЯ | ПиЫ | ПиЕ | ПиЮ | МиЮ |
ТиЫ | ТиЕ | ШиУ | Чи А | Ф и О | Ци А |
ЩиУ |
Прочитайте слоги:
МА ПА | СА НА | ВА | ЛА ТА | РА СА ДА | ША | |
ПУ СУ | ТУ МУ | НУ | КУ ДУ | ШУ ЛУ | ВУ | РУ |
ЧУ ГУ | ФУ то | ВО | ПО ЛО | МО со | КО | до |
ВЫ ПЫ ТЫ ЛЫ МЫ ДЫ РЫ ки ля | НИ | мя | ||||
РЮ дя | ПЕ СЕ |
Прочитайте слоговые таблицы :
МА МЯ | ПА | ПЯ ТА | тя | ЛА | ЛЯ | СА | ся | ВА |
ВЯ МО ME | ПО ПЕ | то | ТЕ | ЛО | ЛЕ | со | КА | |
ВО BE | МУ | МЮПУ | ПЮТУ | ТЮ ЛУ | ЛЮ СУ | |||
СЮ ВУ | ВЮ МЫ МИ | ПЫ | ПИ | ты | ТИ | ЛЫ | ЛИ | |
сы си | ВЫ | ВИ |
Прочитайте слова по слогам: ка-ша, со-ва, му-ка, мы-ло, лу-жа, ла-па, да-ма, пила, сум-ка, вил-ка, са-хар, кни-га, лож-ка, о-бед, очки, ок-но; ку-ри-ца, ма-га-зин, ка-ран-даш, мо-ло-ко, бо-ро-да, у-ли-ца
Прочитайте слоги и переставьте их так, чтобы получилось слово: ша-ка, ка-сум, ва-ко-ро, жа-лу, но-ок, рек-ди-тор, ломы, ко-ло-мо, да-во, ка-вил, во-ро-да-ско, ку-ца-ри, хар-са, га-ма-зин, па-ла, ки-оч, ва-со, ка-му, га-кни, ла-пи
Слова с различной ритмической структурой Прочитайте слова: Кот, ток, крот, плот, стог, стон, выключатель, подставка, забор, разбор, подоконник, костер.
Кошка, ловить, лакать, спать, гладить, умываться, мышь, собака, убегать, догонять, стол, есть, пить, семья, тарелка, ложка, соль, нож, хлеб, обед, улица,
дом, автобус, автомобиль, тротуар, движение, асфальт, пешеход, светофор, милиция.
Города, город, машина, курица, пишет, танцует, занимается, причесывается, холодно, жарко, где, когда, кто, почему.
Слова с одинаковой ритмической структурой
Прочитайте слова по столбикам. Обратите внимание на схожесть звучания слов в отдельных столбиках:
рука нога пока мука века
дела была мела
кума сама
корова корона ворона мадонна
ворота работа болото забота лапа рана ванна
Таня Маня Ваня баня
валюта салюты малютка
монеты советы билеты победа заветы
кошка ложка мошка крошка мышка пышка мишка шишка сушка
молоко далеко высоко
самолет недочет вертолет
самокат дубликат
кусок разок совок глазок салат парад назад
сарафан Магадан
города борода бирюза тормоза
Карамзин магазин
петух пастух
сезон лимон бекон батон
козыри лодыри
матери дочери
трубачи
усачи
горячи
корабли помогли берегли стерегли
сахар
пахарь
знахарь
лекарь пекарь аптекарь
Слова и фразы с одинаковыми элементами
Прочитайте. Подчеркните одинаковые части слов: Образец: мячик, стульчик.
Батон баран базар багаж барон; рука река века Лука луна; ворота ворона борода города порода; боты ноты коты мосты листы; мальчик пальчик шкафчик стульчик мячик учитель мучитель повелитель родитель канитель; горчица больница водица девица, улица; пробежал пропустил проболтал проскакал проспал прогадал пронес; унес убежал убрал устал уладил; ложка чашка кружка девочка; ложки чашки кружки девочки; общество творчество упрямство.
Прочитайте фразы. Подчеркните одинаковые слова.
Дай мне руку! Дай мне пить! Дай мне есть! Дай мне книгу!
Пойдем к врачу! Пойдем в гости! Пойдем в кино! Пойдем гулять!
Иди сюда! Иди в магазин! Иди на работу! Иди в школу!
Сядь на стул! Сядь за стол! Сядь на место! Сядь поближе!
Не надо шуметь! Не надо курить! Не надо плакать!
Я пойду гулять. Я пойду в магазин. Я пойду к другу. Я пойду на улицу. Я пойду на работу. Я пойду в лес.
Это большой дом. Это большой стол. Это большой диван. Это маленький стол. Это маленький диван.
Мой сын студент. Мой сын школьник. Мой сын заболел.
Моя дочь живет рядом. Моя дочь красивая. Моя дочь веселая.
Мой муж инженер. Мой муж рабочий. Мой муж врач.
Послоговое ритмизированное чтение
Прочитайте по слогам эти слова:
Я хо-чу во-ды. Ма-ма мо-ет Ма-шу. Ка-тя, и-ди сюда. Ма-ша бы-ла ма-ла. Ле-на е-ла ка-шу. Маль-чик ри-су-ет дом. Де-ти со-би-ра-ют гри-бы. Де-воч-ка и-дет до-мой. Жен-щи-на по-ку-па-ет про-дук-ты. Муж-чина чи-та-ет га-зе-ту.
Прочитайте словосочетания по столбикам. Обратите внимание на их созвучность:
Род-на-я дочь Тем-на-я ночь
Боль-ша-я печь Чу-жа-я речь
Рва-ные се-ти Род-ны-е де-ти
Быст-ры-е ре-ки Тя-же-лы-е ве-ки
Труд-на-я ра-бо-та От-цов-ска-я за-бо-та
Бе-лы-е но-чи Чер-ны-е о-чи
Гро-мад-ный жук Гром-кий стук
Сплош-на-я чушь Ве-ли ка-я сушь
Боль-ша-я лень При-ят-ный день
Род-ной дом У-са-тый сом
Боль-ша-я тень Ко-ря-вый пень
Ве-ли-ка-я по-бе-да Боль-шой не-по-се-да
Тексты для чтения 1 -й степени сложности
Мама купила рыбу. Дома были Маша и Вова. Мама дала рыбу Маше и Вове. Дети ели рыбу.
Мама и Наташа гуляли в саду. В саду они увидели розы. Розы были хороши.
Дети пошли в кино. Там было много народу. Дети купили билеты и пошли в зал. Было весело. Дети были довольны.
Моя жена работает на часовом заводе. Она делает часы. В цехе чисто и тихо. Все работают в белых халатах. Жена любит свою работу.
Наступила ночь. На небе показалась луна. Стояла тишина. Природа уснула. Люди тоже легли спать. До утра будет полная тишина.
Иван Иванович родился в Москве. В Москве он окончил школу. Потом Иван Иванович переехал в Ленинград. Там он учился в институте и работал. Недавно он вернулся в Москву.
Мой сын инженер. Он работает далеко на Севере. Там очень холодно, но зато там у него друзья с теплой душой. Они мододые, смелые и веселые.
Тексты с преобладанием глагольной лексики
Наступаетлето. Приходитвремя отпусков. Люди летятна самолетах, едутна поездах, идутпешком. Они хотятхорошо отдохнуть: купаться, загорать, собиратьгрибы. Вечером отдыхающие танцуют, ходятв кино, театр. Кто хорошо отдыхает,тот потом лучше работает. Не забывайтеоб этом.
Всем надо двигаться.Некоторые ходятпешком, другие ездятна велосипедах, третьи играютв спортивные игры. Без движений человек может заболеть, появитсяодышка, начнут болетьсуставы ног и рук. Заботьтесьо своем здоровье! Будьтеподвижны!
Если Вы захотите приготовитьборщ, надо взятьмясо, залитьего водой и поставитьна огонь. Затем нужно нарезатьовощи и, потушивих на сковороде, опуститьв бульон. Варить20 мин, и борщ готов.
Он много работает, творит, мечтает, сочиняет.Мой сосед ест, гуляет, спит, отдыхает, болтает.Мой друг бегает, прыгает, играетв футбол, поет, танцует, плавает.Мой брат занимается, читает, думает, изобретает.Моя жена шьет, готовитобед, убираетквартиру, воспитываетдетей. Мой муж работает, ходитв магазин, помогаетпо хозяйству, воспитываетдетей.
Былобы замечательно, если бы люди никогда не ссорилисьдруг с другом. Каждый бы уступалдругому, былвежлив, приветлив. А ведь это так нетрудно! Нужно только думатьо том, что от тебя самого зависиттвое собственное спокойствие, твоих родных и
близких. Будьтевсегда внимательны, вежливы, приветливы, и Вас все будут любить.
Мечтать, думать, творить— высшее счастье. В книге В. Каверина «Два капитана» естьзамечательные слова: «Боротьсяи искать, найтии не сдаваться!».Так должен поступатькаждый настоящий человек.
Тексты с преобладанием предметной лексики
Солнце. Море. Пляж. На горизонтебелый пароход.Красиво! Настроениепрекрасное. Как хороша жизнь!
Я очень люблю лето: лес, грибы, купанье. Прогулки в поля.Там золотоспелых колосьев.Легкий ветерок.Неоглядные близкие сердцу просторы.Все это — наша Родина!
Наша семья:я, жена, дети.Я — шофер. Профессияотличная: дорога, колеса, скорость.Моя жена — врач. Борьбаза жизнь больного. Деньи ночь.Без снаи отдыха.Это благородно. Мой сын — студент.Его задача — учеба. Лекции, конспекты, занятия.Вечером — кино, театр, танцы. Молодежь!Без весельянельзя! Дочь — школьница.У нее большие способностик литературе. Книги— ее главное увлечение.Заветная мечта— стать журналисткой.Что ж, желание— великая вещь!В нашей семье — закон:взаимная помощь, дружба, уважение.Это главное для семьи!
Я люблю овощи, фрукты, мясо, молоко, макароны, конфеты.Мой друглюбит кино, театр, музыку, литературу, живопись.Мой отецлюбит тишину, лес, поля, реку, рассветы, закаты, цветы.Мой сынлюбит город, шум, веселье, праздники, танцы.Я люблю мать, отца, детей, жену (мужа), Родину.