Восстановление чтения и письма

Системные дислексии (алексии) и дизграфии (аграфии)

Как уже говорилось раньше, нарушение письма и чтения при афазии является неизбежным, системным проявлением первичного дефекта устной речи. В связи с этим все приемы работы, направленные на восстановление устной речи, будут автоматически способствовать и восстановлению письма и чте­ния: чем лучше устная речь, тем лучше больной справляется с письмом и чтением.

Однако существуют и специальные методы, направленные непосредственно на письменную речь. Наиболее простыми из них являются, например, упражнения по раскладыванию под­писей под картинками. Они рассчитаны на «оживление» це­лых слов в памяти, даже тогда, когда больной не понимает букв, составляющих эти слова. Прием основан на том, что те слова, которые до болезни больной очень часто читал или пи­сал, запоминаются целиком, как знакомое лицо или картин­ка. Еще более вероятно, что больной «узнает в лицо» такие слова, как ПУШКИН, ЕВРОПА, МОСКВА, ПРАВДА, РОССИЯ и т.д. Такое чтение называется глобальным. Его рекомендует­ся стимулировать на начальных этапах работы по восстанов­лению чтения и письма.

При раскладывании подписей под картинками целесооб­разно начинать тренировку с ограниченного числа картинок (3-5), на которых изображены простые обиходные предметы (посуда, мебель, животные и т.д.). С течением времени число картинок постепенно увеличивается.

Другие методы рассчитаны на работу не с целым словом, а с отдельной буквой. К ним относятся, например, различные упражнения по звукобуквенному анализу слов. Каждое сло­во состоит из определенного набора определенной последова­тельности звуков, которые при записи обозначаются соответ­ствующими буквами. Для того чтобы правильно прочитать и особенно написать слово, необходимо определить количество слогов и звуков в этом слове. Кроме того, необходимо соотнес­ти, какая буква соответствует тому или иному звуку, а также

соблюсти порядок следования букв друг за другом. В целях облегчения этой задачи целесообразно введение различных вспомогательных наглядных опор. Например, какое-нибудь слово, допустим «комната», может быть обозначено сплошной чертой определенного цвета. Слоги, составляющие слово, пун­ктиром, расположенным под сплошной чертой, а буквы точ­ками, либо пунктиром другого цвета. Под каждой черточкой можно написать соответствующую букву. Таким образом, сло­во становится разложенным на детали, его структура представ­лена в виде наглядной зрительной схемы:

Восстановление чтения и письма - student2.ru

Усложненным вариантом этого вида работы может слу­жить упражнение по подбору слов по заранее заданной схеме. Например, делается схематическое изображение разных по структуре слов, и больного просят подобрать к каждой схеме подходящее слово.

Кроме этих приемов широко известны и используются на практике такие упражнения, как заполнение в словах пропу­щенных букв, например: Л . К (лук), С ОЛ (стол), СО . АКА (собака) и т.д. Установлено, что гласные буквы больные усва­ивают легче, чем согласные. Согласные же должны отрабаты­ваться в последовательности «от легкого к трудному». Так, буквы С, М, Н употребляются чаще и поэтому легче усваива­ются, чем буквы Ч, Ф, Щ. Полезны, конечно, и такие традиционные упражнения, как списывание, письмо под диктовку и п

Первичные дислексии и дизграфии

Ранее мы останавливались на тех нарушениях чтения, ко­торые обусловлены распадом графического образа буквы: боль­ной перестает воспринимать букву как знак, «забывает» роль отдельных элементов буквы, начинает путать такие буквы как Б и Д, П и Н и т.д. Естественно, что основными приемами ра­боты здесь являются анализ графического образа буквы, сопо­ставление букв, различающихся какими-либо элементами, отыскивание этих букв в тексте и т.д. Полезна лепка букв из пластилина, конструирование их из палочек, спичек и т.п. Су­ществуют приемы отождествления буквы с предметом, напри­мер, буква С похожа на месяц, Ж на жука и др. Необходимы и упражнения по узнаванию букв, разных шрифтов, стилизован­ных букв, наложенных друг на друга, объединенных в виде вензеля и т.д.

Распад графического образа буквы, как правило, наруша­ет чтение, а на письмо влияет гораздо меньше. Это происходит потому, что при письме взрослый человек, у которого было «беглое» письмо, ориентируется не на зрительный образ бук­вы, а на правильное движение руки (двигательный автома­тизм). Однако, если правая рука, привыкшая писать, парали­зована, то искажения графического образа буквы могут по­явиться и в письме.

Ниже приведен дидактический материал по восстановле­нию чтения и письма.

Наши рекомендации