Упражнения для восстановления фонематического слуха

1. Выработка обобщенного образа звука речи

Рассмотрите картинки. Обратите внимание на то, что разные слова начинаются на одну и ту же букву:

к

Упражнения для восстановления фонематического слуха - student2.ru

Упражнения для восстановления фонематического слуха - student2.ru

Упражнения для восстановления фонематического слуха - student2.ru

Спишите слова и подчеркните букву К: мак, щенок, рак, бак, лук, сук, кошка, каша, кусок, ложка, карта, кино

Спишите слова и подчеркните букву П: пар, пух, пыль, полка, палка, пир, парад, пояс, поле, пуля, платье, пальто, правда, пламя, зарплата, сапоги, комплекс, компот

Спишите слова и подчеркните букву Т: Таня, тапки, такси, торт, тесто,скатерть, каток

Спишите слова и подчеркните букву С: сад, сапоги, сахар, суп, сок, салат, косы, сыр, класс, трус, село, маска, весы, судак

Спишите слова и подчеркните букву П: шапка, лампа, сапоги, липа, скупой, купить, сопка, лепить, постель, паркет, палата

2. Дифференциация слов, близких по длине и ритмической структуре

Слова с дизъюнктными фонемами Покажите на Упражнения для восстановления фонематического слуха - student2.ru

Упражнения для восстановления фонематического слуха - student2.ru

Вставьте пропущенную букву:

Девочка ;.ьет сок Девочка ш:ет иглой

По реке плывет .одка Здоровье губит .одка

Машина заехала в воро.а На дереве сидит большая воро.а

У кошки четыре ла.ы Девочку зовут Ла.а

Дети идут стрелять в Тит Во дворце былЦир

В саду расцвела рсГ.а На парад идет рсха солдат

Спишите слова, подчеркните первую букву и найдите ее среди букв разрезной азбуки:

Мука-рука

Тир-пир

Гора-нора

Пьет-льет

Забор-набор торт-порт рога-нога сон-Дон Коля-доля

Лодка-водка ворот-город варит-жарит работа-забота

Спишите слова, подчеркните те буквы, которые в них неодинаковы:

Рама-рана ворота-ворона кол-кот Вера-мера

Лара-лапа

Корова-корона

Бок-бор

Роза-рота

Мак-мал

Пол-пот

Какое слово подходит по смыслу? Из чайника идет...

В печке большой...

Хозяйка сварила...

У мальчика на голове...

У девочки болит...

зуб, суп, чуб

Мою дочь зовут

Всем детям нужна манная ...

Моего сына зовут

Повар готовит

Артистов вызвали на.

Женщина... суп Женщина... котлеты

рис, бис

варит, жарит

Прочитайте и выпишите слова с выделенными буквами:

Надо починить оконную раму. Бойцу перевязали рану.

Хозяйка варит суп. Хозяйка жарит рыбу.

К чаю подали торт. Корабль вошел в порт.

В парке есть тир.

Мы устроили настоящий пир.

Моего брата зовут Коля.

У моего друга счастливая доля.

У этой рубашки красивый ворот. Москва — большой город.

На лугу пасется корова.

В музее есть царская корона.

Слова с оппозиционными фонемами Покажите на картинках:

Упражнения для восстановления фонематического слуха - student2.ru

Ответьте на вопросы:

Это зуб? Это суп? Это роза? Это роса?

Упражнения для восстановления фонематического слуха - student2.ru

Ответьте на вопросы:

У Вас есть бочка? У Вас есть картина? У Вас есть почка? У Вас есть гардина?

Упражнения для восстановления фонематического слуха - student2.ru

Дети вошли в (глаз, класс). У меня взрослая (доч­ка, точка). Ребенку купили (жар, шар). В шкафу стоит (том, дом) Пушкина. Футболисты забили (кол, гол). Это моя счастливая (доля, Толя). Это скачет (конь, кон). У нас есть (сядь, сад). Он очень (рад, ряд). По снегу скользят (сани, сени).

Вставьте пропущенные буквы:

Упражнения для восстановления фонематического слуха - student2.ru

Упражнения для восстановления фонематического слуха - student2.ru

Вова еще м . л. Волнуясь, он м . л платок. Игроки доигрывали ко .. Ко., быстро скачет. Мы пошли в с. д. С дь на свое место. Хозяйка купила на рынке л к. Монтер открыл водопроводный л к. Он был р д встрече. Я купила билеты в 10-й р . д. С горы мчатся с . ни. В избе есть с. ни.

Выберите нужное слово:

Я люблю свою (дочку, точку). Из чайника идет ... (пар, бар). Мы переехали в новый... (том, дом). Огур­цы солят в ... (почке, бочке).

Упражнения для восстановления фонематического слуха - student2.ru

Прочитайте фразы. Выпишите выделенные слова:

Сегодня солнечный день.В саду от деревьев тень.

У ребенка жар.

Тане купили воздушный шар.

До нашего юбилея остался год.У нас живет сибирский кот.

Тетради лежат в пачке.

Пищевые отходы возят в мусорном бачке.

Это старинный собор.Нам нужно починить забор.

В огород забралась коза.У девушки длинная коса.

Этот кот Живет у нас год.

Вставьте пропущенные слова, пользуясь словами для справок:

Кролик залез на ... и стал грызть .... Я ... так зол, что не смог усмирить свой ... Портной ... один и це­лый день .... Мы с ... заплыли так далеко, что с берега казались, наверное, маленькой .... Для детей ... выле­пил снежную ... Это ... принадлежит Слова для справок: гора, кора; был, пыл; жил, шил; дочка, точка; папа, баба; доля, Толя.

Прочитайте фразы. Выпишите подчеркнутые слова:

Мой сын еще мал.Он сильно помялпальто.

В Москве есть ботанический сад.Иванов, сядьна свое место.

Лукочень полезен. Монтер открыл люк.

Давай сыграем еще кон. Кдереву привязан конь.

Миша несБуратино. У него был длинный нос.

Мы сидели в пятом ряду.Мы очень рады,что Вы пришли.

Грише купили сании поставили в сени. Уголь— хорошее топливо. Малыша наказали и поставили в угол.

На земле рос зеленый мох.У норки красивый мех.

Упражнения для восстановления фонематического слуха - student2.ru

Упражнения для восстановления фонематического слуха - student2.ru

лак, лук

Выберите нужное слово и закончите фразу.

пар, пир

Ногти покрыты ярким ... Этот салат с зеленым ...

В бане густой ... У соседей свадебный ...

мех, мох

рука, река

В лесу мягкий ... На пальто пушистый ...

Волга — великая русская ... Это моя левая ...

А О У И Е Я

Тексты для дифференциации слов с дизъюнктными фонемами

У Саши болел зуб.Он стал таким грустным, что у него повис даже чуб. Машасказала Саше:«Пойдем к докто­ру. Ты откроешь рот,и доктор вылечит тебе тотзуб, ко­торый болит. Потом мы устроим пирна весь мир».

В одном городе жилпортной. Он прекрасно шил.Однажды в этот город пришел незнакомый человек. Он былсовершенно голи потому страшно зол.Чело­век рассказал, что он шелчерез темный бор.Там на него напал вори украл всю одежду. Портной сказал: «Если Вы попали в наш город,Вы не останетесь го­лым.Я сошью Вам новые брюки, новый пиджак. У пид­жака будет такой красивый ворот,что им станет лю­боваться весь город».Портному было не лень,он шил целый день.Он делал свое дело,а душа его пела.Костюм был в самую пору, не велик, не мал.В нем можно было идти хоть на бал.Жители города прово­жали гостя словами: «Не ходите больше в бор,там опять ограбит вор».

Недалеко от песчаной косыбыла привязана коза.Девочка с русой косойкосила косойтраву и следила за козой.Вдруг козаотвязалась и убежала. Девочка побежала за козой.Она догнала ее и снова привязала козук дереву. Потом она поправила косуи села ря­дом с козой.Девочка с косойочень дружит с козой.

Тулаиздавна славится мастерами по оружию. Мое ружье тоже сделано в Туле.У него длинное дуло.Од­нажды весной я пошел с ружьем охотиться на глухарей. Был жаркий день.Я спрятался в теньи стал ждать, ког­да появится глухарь. Я стоял так долго, что стемнело и на небе показался полныймесяц. Ногам было холодно и больно,но я продолжал стоять. Мое терпение было вознаграждено. Я принес домой глухаря. Мы пригото­вили его и подали гостям. Гостинашли, что глухарь очень вкусный, и вскоре от него остались одни кости.Не под­вела Тула,умеют делать ружья, чтобы все было в по­рядке — и приклад, и дуло.

Тексты для дифференциации слов с оппозиционными фонемами

Галя и Коляпошли с папой в сад. В саду было много бабочек.Галя сказала: «Папочка,посмотри сколько здесь бабочек».«Да,— сказал папа,— очень много. Видишь, одна села на забор.Закрой на за­поркалитку и сядь на скамейку. Будем наблюдать за бабочками.Потом мы поймаем несколько бабочекдля коллекции. Ты их положишь в красивую папочку с бабочкойна обложке».

Во дворце был бал.Один придворный споткнул­ся и упал на пол.Он ударил ногу и ощутил сильную боль.«Как больно»,—крикнул он: «Полно,— ска­зал ему король,—тот, кто не стар,должен быть весе­лым. Вы не получите от меня тот дар,о котором я Вам писал. Можете покинуть зал».«Хорошо,—ответил придворный,— когда наступит новый день,от меня останется здесь только тень».

Однажды Томзаблудился и не мог найти свой дом.Вокруг дома был высокий забор,а рядом сто­ял большой белый собор.Том скакал по всем до­рогам и искал собор.С его лба ручьями лился со­леный пот. Он никак не мог найти ни собора,ни за­бора.Навстречу шел Билл. Биллсказал Тому: «На­верное, ты сегодня пилвиски. Ведь твой домря­дом, Том.Скорей иди домой, затопи камин, высу­шись и обогрейся. Ведь ты долго мокпод дождем и могпростудиться». «Спасибо, Билл,— сказал Том,— действительно, это мой дом.Вот и собор,вот и забор».

Восстановление словаря

Слово — это основная смысловая единица речи. Если спро­сить любого человека из чего состоит человеческая речь, он отве­тит: из слов. В связи с этим восстановление способности понимать и произносить слова имеет исключительно важное значение.

У больных, которые были «безречевыми» и в результате работы по растормаживанию речи стали произносить отдель­ные звуки и слоги, следует формировать простые по структу­ре слова. Вместе с тем эти слова должны быть хорошо знако­мыми и часто употребляемыми. К ним относятся, например, такие слова, как «да», «нет», «дай», «хочу», «могу», «буду», «хорошо», «спасибо», «привет», «пока» и т.п. Эти слова при­годны для ответа на многие вопросы и в большей степени, чем другие служат целям общения. Употребляя их, больной убеж­дается, что перестал быть «безречевым». Для закрепления этих слов в течение дня могут предъявляться специальные вопро­сы, как бы провоцирующие больного к ответу нужным словом. Например: «Ты будешь обедать?» — «Буду»; «Ты будешь смот­реть телевизор?» — «Буду»; или «Ты хочешь обедать?» — «Хочу»; «Ты хочешь смотреть телевизор?» — «Хочу» и пр.

Помимо этих слов, необходимо восстановление слов-на­званий предметов. Начинается эта работа с показа картинок по названиям изображенных на них предметов*. Сначала чис­ло картинок ограничено тремя-пятью, затем оно постепенно увеличивается. Полезен показ картинок с каким-либо из при­знаков предмета. При этом одним из наиболее важных явля­ется функциональный признак, указывающий на то, каково основное назначение предмета. Он обозначается вопросом: для чего? Например: для чего нужна ложка? (чтобы есть, для еды). Кроме функциональных, большое значение имеют признаки качества (форма, размер, цвет, материал), а также такие по­нятийные признаки, как «живое-неживое», «движется-не дви­жется», «вещь-не вещь» т.д.

Для отработки каждого из признаков больного просят, на­пример, показать, где изображено то, чем пишут; то, чем ре- жут; то, из чего пьют; то, на чем сидят, где изображено то, что сделано из дерева; что сделано из железа; где изображено то, что круглое, то, что длинное, где изображено «живое», где — «неживое» и т.п.

Отработка этих признаков позволяет подойти к обобще­ниям и объединять слова в крупные группы (категории).

Обычно словарь систематизируется по темам: одежда, посуда, мебель, транспорт, искусство и т.д. Значения слов уточняются путем введения их в разные по смыслу предложе­ния (т.е. в разные смысловые контексты). Такой прием носит название смыслового обыгрывания. Например, обыгрывая сло­во «очки», можно ввести его в следующие фразы: «Это мои очки. Очки нужны, чтобы лучше видеть. Мне нужны новые очки. Очки продаются в аптеке. Врач выписал рецепт на очки. Очки сохраняют зрение. От солнца носят темные очки. По пля­жу шла девушка в красивых темных очках. Я доволен своими очками. Очки упали и разбились. Я забыл очки дома и не могу работать. Моему другу очень идут очки и т.д.»

Каждая из этих фраз как бы «высвечивает» тот оттенок значения, который в данном предложении является главным и позволяет сконцентрировать именно на нем внимание боль­ного. Кроме того, прием смыслового обыгрывания демонстри­рует многозначность слова и способствует преодолению тон­ких нарушений понимания речи, которые всегда в той или иной степени имеют место при афазии. Фразы, в которые вво­дится слово, можно предъявить больному в готовом виде для прочтения и осмысления, но можно придать им и другой вид — пропустить отрабатываемое слово с тем, чтобы больной нашел и вписал его самостоятельно. Например, «Я стал хуже видеть, и доктор прописал новые...» (очки). Можно, наконец, дать больному задание самому придумать разные предложения с тем или иным словом.

Работа по восстановлению понимания слова облегчает за­дачу подбора нужного слова. Слова, приведенные в систему, легче запоминаются, больному проще их подыскать.

Ниже приводится дидактический материал по восстанов­лению словаря.

Наши рекомендации