Упражнения для восстановления фонематического слуха
1. Выработка обобщенного образа звука речи
Рассмотрите картинки. Обратите внимание на то, что разные слова начинаются на одну и ту же букву:
к
Спишите слова и подчеркните букву К: мак, щенок, рак, бак, лук, сук, кошка, каша, кусок, ложка, карта, кино
Спишите слова и подчеркните букву П: пар, пух, пыль, полка, палка, пир, парад, пояс, поле, пуля, платье, пальто, правда, пламя, зарплата, сапоги, комплекс, компот
Спишите слова и подчеркните букву Т: Таня, тапки, такси, торт, тесто,скатерть, каток
Спишите слова и подчеркните букву С: сад, сапоги, сахар, суп, сок, салат, косы, сыр, класс, трус, село, маска, весы, судак
Спишите слова и подчеркните букву П: шапка, лампа, сапоги, липа, скупой, купить, сопка, лепить, постель, паркет, палата
2. Дифференциация слов, близких по длине и ритмической структуре
Слова с дизъюнктными фонемами Покажите на
Вставьте пропущенную букву:
Девочка ;.ьет сок Девочка ш:ет иглой
По реке плывет .одка Здоровье губит .одка
Машина заехала в воро.а На дереве сидит большая воро.а
У кошки четыре ла.ы Девочку зовут Ла.а
Дети идут стрелять в Тит Во дворце былЦир
В саду расцвела рсГ.а На парад идет рсха солдат
Спишите слова, подчеркните первую букву и найдите ее среди букв разрезной азбуки:
Мука-рука
Тир-пир
Гора-нора
Пьет-льет
Забор-набор торт-порт рога-нога сон-Дон Коля-доля
Лодка-водка ворот-город варит-жарит работа-забота
Спишите слова, подчеркните те буквы, которые в них неодинаковы:
Рама-рана ворота-ворона кол-кот Вера-мера
Лара-лапа
Корова-корона
Бок-бор
Роза-рота
Мак-мал
Пол-пот
Какое слово подходит по смыслу? Из чайника идет...
В печке большой...
Хозяйка сварила...
У мальчика на голове...
У девочки болит...
зуб, суп, чуб
Мою дочь зовут
Всем детям нужна манная ...
Моего сына зовут
Повар готовит
Артистов вызвали на.
Женщина... суп Женщина... котлеты
рис, бис
варит, жарит
Прочитайте и выпишите слова с выделенными буквами:
Надо починить оконную раму. Бойцу перевязали рану.
Хозяйка варит суп. Хозяйка жарит рыбу.
К чаю подали торт. Корабль вошел в порт.
В парке есть тир.
Мы устроили настоящий пир.
Моего брата зовут Коля.
У моего друга счастливая доля.
У этой рубашки красивый ворот. Москва — большой город.
На лугу пасется корова.
В музее есть царская корона.
Слова с оппозиционными фонемами Покажите на картинках:
Ответьте на вопросы:
Это зуб? Это суп? Это роза? Это роса?
Ответьте на вопросы:
У Вас есть бочка? У Вас есть картина? У Вас есть почка? У Вас есть гардина?
Дети вошли в (глаз, класс). У меня взрослая (дочка, точка). Ребенку купили (жар, шар). В шкафу стоит (том, дом) Пушкина. Футболисты забили (кол, гол). Это моя счастливая (доля, Толя). Это скачет (конь, кон). У нас есть (сядь, сад). Он очень (рад, ряд). По снегу скользят (сани, сени).
Вставьте пропущенные буквы:
Вова еще м . л. Волнуясь, он м . л платок. Игроки доигрывали ко .. Ко., быстро скачет. Мы пошли в с. д. С дь на свое место. Хозяйка купила на рынке л к. Монтер открыл водопроводный л к. Он был р д встрече. Я купила билеты в 10-й р . д. С горы мчатся с . ни. В избе есть с. ни.
Выберите нужное слово:
Я люблю свою (дочку, точку). Из чайника идет ... (пар, бар). Мы переехали в новый... (том, дом). Огурцы солят в ... (почке, бочке).
Прочитайте фразы. Выпишите выделенные слова:
Сегодня солнечный день.В саду от деревьев тень.
У ребенка жар.
Тане купили воздушный шар.
До нашего юбилея остался год.У нас живет сибирский кот.
Тетради лежат в пачке.
Пищевые отходы возят в мусорном бачке.
Это старинный собор.Нам нужно починить забор.
В огород забралась коза.У девушки длинная коса.
Этот кот Живет у нас год.
Вставьте пропущенные слова, пользуясь словами для справок:
Кролик залез на ... и стал грызть .... Я ... так зол, что не смог усмирить свой ... Портной ... один и целый день .... Мы с ... заплыли так далеко, что с берега казались, наверное, маленькой .... Для детей ... вылепил снежную ... Это ... принадлежит Слова для справок: гора, кора; был, пыл; жил, шил; дочка, точка; папа, баба; доля, Толя.
Прочитайте фразы. Выпишите подчеркнутые слова:
Мой сын еще мал.Он сильно помялпальто.
В Москве есть ботанический сад.Иванов, сядьна свое место.
Лукочень полезен. Монтер открыл люк.
Давай сыграем еще кон. Кдереву привязан конь.
Миша несБуратино. У него был длинный нос.
Мы сидели в пятом ряду.Мы очень рады,что Вы пришли.
Грише купили сании поставили в сени. Уголь— хорошее топливо. Малыша наказали и поставили в угол.
На земле рос зеленый мох.У норки красивый мех.
лак, лук
Выберите нужное слово и закончите фразу.
пар, пир
Ногти покрыты ярким ... Этот салат с зеленым ...
В бане густой ... У соседей свадебный ...
мех, мох
рука, река
В лесу мягкий ... На пальто пушистый ...
Волга — великая русская ... Это моя левая ...
А О У И Е Я
Тексты для дифференциации слов с дизъюнктными фонемами
У Саши болел зуб.Он стал таким грустным, что у него повис даже чуб. Машасказала Саше:«Пойдем к доктору. Ты откроешь рот,и доктор вылечит тебе тотзуб, который болит. Потом мы устроим пирна весь мир».
В одном городе жилпортной. Он прекрасно шил.Однажды в этот город пришел незнакомый человек. Он былсовершенно голи потому страшно зол.Человек рассказал, что он шелчерез темный бор.Там на него напал вори украл всю одежду. Портной сказал: «Если Вы попали в наш город,Вы не останетесь голым.Я сошью Вам новые брюки, новый пиджак. У пиджака будет такой красивый ворот,что им станет любоваться весь город».Портному было не лень,он шил целый день.Он делал свое дело,а душа его пела.Костюм был в самую пору, не велик, не мал.В нем можно было идти хоть на бал.Жители города провожали гостя словами: «Не ходите больше в бор,там опять ограбит вор».
Недалеко от песчаной косыбыла привязана коза.Девочка с русой косойкосила косойтраву и следила за козой.Вдруг козаотвязалась и убежала. Девочка побежала за козой.Она догнала ее и снова привязала козук дереву. Потом она поправила косуи села рядом с козой.Девочка с косойочень дружит с козой.
Тулаиздавна славится мастерами по оружию. Мое ружье тоже сделано в Туле.У него длинное дуло.Однажды весной я пошел с ружьем охотиться на глухарей. Был жаркий день.Я спрятался в теньи стал ждать, когда появится глухарь. Я стоял так долго, что стемнело и на небе показался полныймесяц. Ногам было холодно и больно,но я продолжал стоять. Мое терпение было вознаграждено. Я принес домой глухаря. Мы приготовили его и подали гостям. Гостинашли, что глухарь очень вкусный, и вскоре от него остались одни кости.Не подвела Тула,умеют делать ружья, чтобы все было в порядке — и приклад, и дуло.
Тексты для дифференциации слов с оппозиционными фонемами
Галя и Коляпошли с папой в сад. В саду было много бабочек.Галя сказала: «Папочка,посмотри сколько здесь бабочек».«Да,— сказал папа,— очень много. Видишь, одна села на забор.Закрой на запоркалитку и сядь на скамейку. Будем наблюдать за бабочками.Потом мы поймаем несколько бабочекдля коллекции. Ты их положишь в красивую папочку с бабочкойна обложке».
Во дворце был бал.Один придворный споткнулся и упал на пол.Он ударил ногу и ощутил сильную боль.«Как больно»,—крикнул он: «Полно,— сказал ему король,—тот, кто не стар,должен быть веселым. Вы не получите от меня тот дар,о котором я Вам писал. Можете покинуть зал».«Хорошо,—ответил придворный,— когда наступит новый день,от меня останется здесь только тень».
Однажды Томзаблудился и не мог найти свой дом.Вокруг дома был высокий забор,а рядом стоял большой белый собор.Том скакал по всем дорогам и искал собор.С его лба ручьями лился соленый пот. Он никак не мог найти ни собора,ни забора.Навстречу шел Билл. Биллсказал Тому: «Наверное, ты сегодня пилвиски. Ведь твой домрядом, Том.Скорей иди домой, затопи камин, высушись и обогрейся. Ведь ты долго мокпод дождем и могпростудиться». «Спасибо, Билл,— сказал Том,— действительно, это мой дом.Вот и собор,вот и забор».
Восстановление словаря
Слово — это основная смысловая единица речи. Если спросить любого человека из чего состоит человеческая речь, он ответит: из слов. В связи с этим восстановление способности понимать и произносить слова имеет исключительно важное значение.
У больных, которые были «безречевыми» и в результате работы по растормаживанию речи стали произносить отдельные звуки и слоги, следует формировать простые по структуре слова. Вместе с тем эти слова должны быть хорошо знакомыми и часто употребляемыми. К ним относятся, например, такие слова, как «да», «нет», «дай», «хочу», «могу», «буду», «хорошо», «спасибо», «привет», «пока» и т.п. Эти слова пригодны для ответа на многие вопросы и в большей степени, чем другие служат целям общения. Употребляя их, больной убеждается, что перестал быть «безречевым». Для закрепления этих слов в течение дня могут предъявляться специальные вопросы, как бы провоцирующие больного к ответу нужным словом. Например: «Ты будешь обедать?» — «Буду»; «Ты будешь смотреть телевизор?» — «Буду»; или «Ты хочешь обедать?» — «Хочу»; «Ты хочешь смотреть телевизор?» — «Хочу» и пр.
Помимо этих слов, необходимо восстановление слов-названий предметов. Начинается эта работа с показа картинок по названиям изображенных на них предметов*. Сначала число картинок ограничено тремя-пятью, затем оно постепенно увеличивается. Полезен показ картинок с каким-либо из признаков предмета. При этом одним из наиболее важных является функциональный признак, указывающий на то, каково основное назначение предмета. Он обозначается вопросом: для чего? Например: для чего нужна ложка? (чтобы есть, для еды). Кроме функциональных, большое значение имеют признаки качества (форма, размер, цвет, материал), а также такие понятийные признаки, как «живое-неживое», «движется-не движется», «вещь-не вещь» т.д.
Для отработки каждого из признаков больного просят, например, показать, где изображено то, чем пишут; то, чем ре- жут; то, из чего пьют; то, на чем сидят, где изображено то, что сделано из дерева; что сделано из железа; где изображено то, что круглое, то, что длинное, где изображено «живое», где — «неживое» и т.п.
Отработка этих признаков позволяет подойти к обобщениям и объединять слова в крупные группы (категории).
Обычно словарь систематизируется по темам: одежда, посуда, мебель, транспорт, искусство и т.д. Значения слов уточняются путем введения их в разные по смыслу предложения (т.е. в разные смысловые контексты). Такой прием носит название смыслового обыгрывания. Например, обыгрывая слово «очки», можно ввести его в следующие фразы: «Это мои очки. Очки нужны, чтобы лучше видеть. Мне нужны новые очки. Очки продаются в аптеке. Врач выписал рецепт на очки. Очки сохраняют зрение. От солнца носят темные очки. По пляжу шла девушка в красивых темных очках. Я доволен своими очками. Очки упали и разбились. Я забыл очки дома и не могу работать. Моему другу очень идут очки и т.д.»
Каждая из этих фраз как бы «высвечивает» тот оттенок значения, который в данном предложении является главным и позволяет сконцентрировать именно на нем внимание больного. Кроме того, прием смыслового обыгрывания демонстрирует многозначность слова и способствует преодолению тонких нарушений понимания речи, которые всегда в той или иной степени имеют место при афазии. Фразы, в которые вводится слово, можно предъявить больному в готовом виде для прочтения и осмысления, но можно придать им и другой вид — пропустить отрабатываемое слово с тем, чтобы больной нашел и вписал его самостоятельно. Например, «Я стал хуже видеть, и доктор прописал новые...» (очки). Можно, наконец, дать больному задание самому придумать разные предложения с тем или иным словом.
Работа по восстановлению понимания слова облегчает задачу подбора нужного слова. Слова, приведенные в систему, легче запоминаются, больному проще их подыскать.
Ниже приводится дидактический материал по восстановлению словаря.