Раздел № 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

В.И. Аксенова, А.Т. Минеева

Безопасность жизнедеятельности

в тестовых вопросах для самоконтроля знаний

Учебно-методическое пособие

Министерство образования и науки рФ

уральскай государственный юридический университет

кафедра физического воспитания и спорта

В.И. Аксенова, А.Т. Минеева

Безопасность жизнедеятельности

в тестовых вопросах для самоконтроля знаний

Учебно-методическое пособие

Екатеринбург

2014 г.

УДК 5(073)

ББК 20

А 41

Аксенова В.И., Минеева А.Т.

А 41 Безопасность жизнедеятельности в тестовых вопросах для самоконтроля знаний. Учебно-методическое пособие – Екатеринбург: УИТ филиал РМАТ, 2014.- 71с.

Пособие содержит тестовые вопросы по основным разделам дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Используя данное учебное пособие при подготовке к семинарским занятиям и контрольным мероприятиям, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать знания, приобретенные в процессе изучения дисциплины.

Рецензент: доктор биологических наук, профессор Ф.А.Бляхман.

(ГОУ ВПО Уральский Государственный Медицинский Университет)

ISBN 978-5-7525-2604-6

УДК 5(073)

ББК 20

А 41

© УрГЮУ, 2014

© Аксенова В.И., 2014

© Минеева А.Т., 2014

Содержание

 
Введение 1. Раздел: Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
 
 
1.1. Объект, предмет, методология, теория и практика безопасности
1.2. Безопасность и теория риска
1.3. Безопасность в различных сферах жизнедеятельности
1.4. Критерии чрезмерного и приемлемого риска
2. Раздел: Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий
2.1. Понятие о чрезвычайной ситуации (ЧС) природного характера. Классификация, закономерности, проявления
2.2. Геологические чрезвычайные ситуации. Природные пожары
2.3. Метеорологические чрезвычайные ситуации
2.4. Гидрологические и морские опасности
2.5. Биологические чрезвычайные ситуации
2.6. Космические и гелеофизические чрезвычайные ситуации (ЧС)
3. Раздел: Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий
3.1. Понятие о чрезвычайных ситуациях (ЧС) техногенного характера. Классификация, закономерности проявления ЧС техногенного характера
3.2. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически, биологически опасных веществ
3.3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ
3.4. Гидродинамические аварии
3.5. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
3.6. Чрезвычайные ситуации (ЧС) на транспорте
4. Раздел: Чрезвычайные ситуации социального характера и защита населения от их последствий
4.1. Понятие о чрезвычайных ситуациях социального характера. Классификация, закономерности проявления
4.2. Чрезвычайные ситуации военного времени
4.3. Опасные ситуации криминогенного характера
4.4. Экономическая, информационная и продовольственная безопасность
5. Раздел: Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации
5.1. Национальные интересы России
5.2. Современный терроризм. Методы борьбы и профилактика
5.3. Организация мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении
5.4. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
6. Раздел: Гражданская оборона и ее задачи
6.1. Гражданская оборона и ее основные задачи
6.2. Организация защиты населения в мирное и военное время
6.3. Организация эвакуационных мероприятий в мирное и военное время
6.4. Защитные сооружения гражданской обороны
6.5. Средства индивидуальной защиты
6.6. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Действие учителя и учащихся в чрезвычайных ситуациях различного характера
7. Раздел: Безопасность жизнедеятельности на производстве
7.1. Предмет, понятия, основные задачи безопасности жизнедеятельности на производстве
7.2. Основные законодательства Российской Федерации об охране труда
7.3. Техника безопасности на производстве
7.4. Производственная санитария, гигиена труда и личная гигиена
8. Раздел: Негативные факторы среды обитания
8.1. Условия и факторы обитаемости
8.2. Световой и воздушно-тепловой режимы помещений
8.3. Вибрация и шум
8.4. Электрический ток, электробезопасность, молние защита. Электромагнитные поля и излучения
9. Раздел: Первая медицинская помощь
9.1. Понятие о первой медицинской помощи и ее объемах в чрезвычайных ситуациях различного характера
9.2. Оказание первой медицинской помощи в терминальных состояниях
9.3. Оказание первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях
9.4. Оказание первой медицинской помощи при термических повреждениях
9.5. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях
9.6. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, вывихах, растяжениях, разрывах и переломах
10. Кейс-задания





Введение

Целью курса «Безопасность жизнедеятельности» является реализация новой образовательной парадигмы, ос­нованной на идеях фундаментальности и целостности естественно­научного и гуманитарного образования, развитие навыков концептуального подхода к осмыслению мировоззренческих проблем для формирования высших жизненных приоритетов личности, об­щества и цивилизации в целом в интересах гармоничного сосуще­ствования природы и человека.

Задачами курса является изучение мира современных опасностей, включающего в себя антропогенные, абиотические, техногенные и другие опасности. Для достижения наилучшего усвоения учебного материала студент должен владеть знаниями по физике, химии, биологии и прикладным техническим наукам. Основы ноксологии – науки об опасностях материального мира, включают в себя в качестве важнейших, принцип анторопоцентризма и элементы эволюционной парадигмы, которые составляют также фундаментальные основы современного естествознания. Предлагаемое методическое пособие поможет студентам в формировании таких общекультурных ценностей как: - соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура; - понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления; - способность использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умение погашать конфликты, способность к социальной адаптации, комуникативности, толерантности; - владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности человека; -способность принимать решения в пределах своих полномочий, анализировать социально значимые проблемы и процессы; - способность использования основных программных средств, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, владение современными средствами телекоммуникаций, способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач ; В рамках решения этой непростой задачи авторам представляется полезным данное методическое пособие, которое состоит из восьми разделов – восьми основных тем, отражающих требования ФГОС к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ подготовки бакалавра по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». По каждой из тем предложено от 15 до 40 вопросов тестового характера. При ответе на вопросы тестовых заданий следует учитывать, что (*) перед номером задания соответствует одному правильному ответу, (**) - двум, отсутствие звездочек означает – задание на установление соответствия. Раздел «Кейс – задачи» предназначен для наиболее полного усвоения темы «Чрезвычайные ситуации». В данном разделе предлагается решить 30 задач на тему: «ЧС природного, техногенного и социального характера». Каждая задача состоит из 5 тестовых вопросов. Первый вопрос предполагает один правильный ответ, второй предлагает установить последовательность действий в ситуации, третий – установить соответствие, четвертый – дать определение фундаментального понятия и, наконец, пятый вопрос предлагает выбрать необходимые защитные действия при чрезвычайной ситуации. Авторы надеются, что данное методическое пособие поможет студенту освоить основные разделы дисциплины своевременно и в сжатые сроки, а преподавателю, с использованием модульно-рейтинговой системы оценки знаний, наиболее объективно и своевременно дать оценку итоговых знаний студента.

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности : учеб. для вузов / С. В. Белов [и др.]; под общ. ред. С. В. Белова. – М. : Высш. шк., 2009. – С. 57.

2. Безопасность жизнедеятельности : учеб. / под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М. : Дашков и К°, 2008. – С. 393.

3. Безопасность жизнедеятельности : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Л. А. Михайлов [и др.]; под ред. Л. А. Михайлова. – М. : Академия, 2009. – С. 216.

4. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие / под ред. А. И. Сидорова. – М. : КНОРУС, 2007. – С. 14.

5. ГОСТ Р 51898-2002. Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты. – М. : Изд-во стандартов, 2002. – С. 3

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера : учеб. пособие / В. А. Акимов [и др.]. – М. : Высшая школа, 2006. – С. 38.

2. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Я. Д. Вишняков [и др.]. – М. : Академия, 2008. – С. 11.

3. Безопасность жизнедеятельности : учеб. для вузов / С. В. Белов [и др.]; под общ. ред. С. В. Белова. – М. : Высш. шк., 2009. – С. 57.

4. Безопасность жизнедеятельности : учеб. / под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М. : Дашков и К°, 2008. – С. 393.

5. Безопасность жизнедеятельности : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Л. А. Михайлов [и др.]; под ред. Л. А. Михайлова. – М. : Академия, 2009. – С. 216.

Литература

1. Макашев, В. А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них : учеб. пособие / В. А. Макашев, С. В. Петров. – М. : ЭНАС, 2008. – С. 32.

2.Правила дорожного движения Российской Федерации. – М. : ООО «ИДТР», 2009. – С. 4

3. Безопасность жизнедеятельности : учеб. для вузов / С. В. Белов [и др.]; под общ. ред. С. В. Белова. – М. : Высш. шк., 2009. – С. 57.

4. Безопасность жизнедеятельности : учеб. / под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М. : Дашков и К°, 2008. – С. 393.

5. Безопасность жизнедеятельности : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Л. А. Михайлов [и др.]; под ред. Л. А. Михайлова. – М. : Академия, 2009. – С. 216.

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Л. А. Михайлов [и др.]; под ред. Л. А. Михайлова. – М. : Академия, 2009. – С. 23.

2. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности : учеб. / под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М. : Дашков и Кº, 2009. – С. 285.

3. Занько, Н. Г. Безопасность жизнедеятельности : учеб. / Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Е. Русак. – СПб. : Лань, 2010. – С. 365.

4. Микрюков, В. Ю. Безопасность жизнедеятельности: учеб. / В. Ю. Микрюков. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – С.

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Л. А. Михайлов [и др.]; под ред. Л. А. Михайлова. – М. : Академия, 2009. – С. 23.

2.Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности : учеб. / под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М. : Дашков и Кº, 2009. – С. 285.

3.Занько, Н. Г. Безопасность жизнедеятельности : учеб. / Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Е. Русак. – СПб. : Лань, 2010. – С. 365.

4. Микрюков, В. Ю. Безопасность жизнедеятельности: учеб. / В. Ю. Микрюков. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – С. 120–122.

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Я. Д. Вишняков [и др.]. – М. : Академия, 2008. – С. 141.

2. Безопасность жизнедеятельности : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Л. А. Михайлов [и др.]; под ред. Л. А. Михайлова. – М. : Академия, 2009.– С. 223.

Раздел 7. Безопасность жизнедеятельности на производстве. Негативные факторы среды обитания.

1. Раздражающие вредные вещества относятся к ______ опасным и вредным факторам.

а) химическим б) физическим

в) биологическим г) психофизиологическим

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, называется …

а) Федеральной службой по труду и занятости

б) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору

в) Общероссийским центром охраны труда

г) Министерством здравоохранения и социального развития

3. Причины производственного травматизма, связанные с физическими перегрузками работающего, являются …

а) санитарно-гигиеническими б) психофизиологическими

в) социально-психологическими г) организационными

4. Раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий на психическое здоровье человека и разрабатывающий меры для его сохранения, называется …

а) психогигиеной б) гигиеной детей и подростков

в) социальной гигиеной г) общей гигиеной

5. К физическим факторам производственной среды относится(-ятся) …

а) электромагнитные поля б) загазованность рабочей зоны

в) динамические перегрузки г) статические перегрузки

6. Прибор для измерения скорости ветра называется …

а) анемометром б) термометром

в) психрометром г) актинометром

7. Устройство, применяемое для звукового отгораживания части пространства, помещения или рабочих мест, называется …

а) акустическим экраном б) глушителем шума

в) звукоизолирующим кожухом г) акустическим фильтром

8. Электротравма в виде четко очерченных пятен разного цвета (серого или бледно-желтого) на поверхности кожи человека называется …

а) электрическим знаком б) металлизацией кожи

в) токовым ожогом г) электроофтальмией

9. Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, называется ______ труда.

а) условием б) тяжестью в) напряженностью г) охраной

10. Метод анализа причин несчастных случаев, основанный на изучении количественных показателей данных отчетов о несчастных случаях на предприятиях и организациях, называется …

а) статистическим б) организационным

в) монографическим г) топографическим

11. Раздел гигиены, изучающий источники, уровни и последствия воздействия ионизирующих излучений на человека с целью разработки и обоснования нормативов, мер профилактики и защиты от повреждающего воздействия этих излучений, называется ______ гигиеной.

а) радиационной б) военной

в) социальной г) коммунальной

12. Заболевание работающего, являющееся результатом воздействия на него вредных производственных факторов, повлекших временную или стойкую утрату им трудоспособности, называется ______ заболеванием.

а) профессиональным б) хроническим

в) социальным г) острым

13. Прибор для измерения влажности воздуха и его температуры называется …

а) психрометр б) термометр

в) анемометр г) актинометр.

14. Упругие волны, область акустических колебаний которых находится в диапазоне ниже 20 Гц, называются …

а) инфразвуком б) ультразвуком

в) гиперзвуком г) слышимым звуком

15. Преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением, называется …

а) защитным заземлением б) рабочей изоляцией

в) выравниванием потенциала г) защитным отключением

16. Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, называется ______ труда.

а) условием б) охраной

в) тяжестью г) напряженностью

17. Нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, эксплуатации производственного оборудования, при хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, называется _______________ по охране труда.

а) правилами б) инструкциями в) стандартами г) нормами

18. Причины производственного травматизма, связанные с физическими перегрузками работающего, являются …

а) психофизиологическими б) санитарно-гигиеническими

в) социально-психологическими г) организационными

19. Специально выделенная территория между промышленными предприятиями и близлежащими жилыми или общественными зданиями называется зоной …

а) санитарно-защитной б) селитебной в) отчуждения г) отселения

20. К прямому методу определения концентрации пыли в воздухе относится ______ метод.

а) кониметрический б) электрический в) акустический г) оптический

21. Неорганизованная естественная вентиляция, осуществляемая сменой воздуха в помещениях через неплотности в ограждениях и элементах строительных конструкций благодаря разности давлений снаружи и внутри помещения, называется …

а) инфильтрацией б) аэрацией

в) кондиционированием г) рециркуляцией

22. Величина, равная отношению потока звуковой энергии через поверхность, перпендикулярную направлению распространения звука, к площади этой поверхности, называется …

а) интенсивностью звука б) звуковым давлением

в) акустической мощностью г) дозой шума

23. Электрогерметизация элементов, блоков, узлов установки с целью снижения или устранения электромагнитного излучения относится к ___________ мероприятиям.

а) инженерно-техническим б) организационным

в) лечебно-профилактическим г) гигиеническим

24. Риккетсии относятся к ______ опасным и вредным факторам.

а) биологическим б) физическим

в) психофизиологическим г) химическим

25. Требования к условиям труда определяются _____________ документацией.

а) нормативной б) нормативно-технической

в) законодательной г) технической

26. Инструктаж, проводимый на рабочем месте при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним, называется …

а) внеплановым б) текущим в) повторным г) вводным

27. Эргономические показатели, определяющие соответствие изделия размеру, форме тела человека, называются …

а) антропометрическими б) гигиеническими

в) физиологическими г) психологическими

30. Совокупность апериодических звуков различной интенсивности и частоты называется …

а) шумом б) вибрацией; в) излучением г) импульсом

31. Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, связанной с влиянием электрического тока и электромагнитных полей, называется …

а) электробезопасностью б) электромагнитной безопасностью

в) электростатической безопасностью г) энергобезопасностью

32. Труд работников сфер услуг относится к ____________ форме труда.

а) интеллектуальной б) групповой

в) механизированной г) автоматизированной

33. Показатели, характеризующие степень отклонений параметров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов, называются …

а) гигиеническими критериями б) технологическими нормативами

в) природоохранными нормативами г) природоохранными нормативами

34. Суммарный эффект смеси токсических веществ, равный сумме эффектов действующих компонентов, называется …

а) аддитивным б) независимым

в) синергетическим г) антогонистическим

35. К средствам индивидуальной защиты от шума относится(-ятся) …

а) шлемофон б) пневмокостюм в) респиратор г) рукавицы

36. Способ защиты от поражения электрическим током автоматическим отключением поврежденного участка сети и одновременно снижением напряжения на корпусах оборудования на время, пока не сработает отключающий аппарат, называется …

а) занулением б) заземлением в) изоляцией г) блокировкой

37. Контроль за соблюдением законодательства по охране труда, осуществляемый инспекторами и комиссией по охране труда комитетов профсоюзов, называется …

а) профсоюзным общественным б) государственным профсоюзным

в) административно-общественным г) ведомственным

38. Свод правил и положений, направленный на обеспечение условий безопасного труда и(или) проведения каких-либо других работ, называется …

а) техникой безопасности б) кодексом безопасности

в) безопасностью жизнедеятельности г) охраной труда

39. Профилактика отравлений рабочих с помощью соответствующей планировки, отделки производственных помещений, расположения оборудования относится к _____________ мероприятиям.

а) санитарно-техническим б) гигиеническим

в) инженерно-техническим г) лечебно-профилактическим

40. Шум, создаваемый частями и деталями различных приспособлений и устройств, совершающих движение, трение, удары, вращение и т. д., является …

а) механическим б) аэродинамическим

в) радиоэлектронным г) гидравлическим

Литература.

1. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие / под ред. проф. А. И. Сидорова. – М. : КНОРУС, 2007. – С. 24.

2. Занько, Н. Г. Безопасность жизнедеятельности : учеб. / Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Е. Русак. – СПб. : Лань, 2010. – С. 496.

3. Безопасность жизнедеятельности : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / В. Н. Павлов [и др.]. – М. : Академия, 2008. – С. 88.

4. Безопасность жизнедеятельности : учеб. / под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М. : Дашков и Кº, 2008. – С. 325.

5. Безопасность жизнедеятельности : учеб. для вузов / С. В. Белов [и др.]; под общ. ред. С. В. Белова. – М. : Высш. шк., 2009. – С. 175.

6. Безопасность жизнедеятельности : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / В. Н. Павлов [и др.]. – М. : Академия, 2008. – С. 206.

Раздел 8. Первая медицинская помощь

1. Оптимальное соотношение (вдох/надавливание) при непрямом массаже сердца у детей до 10 лет составляет …

а) 5 надавливаний на грудную клетку – 1 вдох

б) 10 надавливаний на грудную клетку – 1 вдох

в) 8 надавливаний на грудную клетку – 2 вдоха

г) 15 надавливаний на грудную клетку – 2 вдоха

2. Кровотечение, при котором кровь вытекает через рану кожных покровов и видимых слизистых оболочек или полостей, называется …

а) наружным б) внутренним

в) капиллярным г) паренхиматозным

3. При химическом ожоге запрещается …

а) обрабатывать кожу смоченными водой салфетками

б) промывать кожу под струей воды

в) быстро снимать пропитанную одежду

г) делать холодные примочки

4. При подозрении на отравление грибами или при появлении его первых симптомов необходимо …

а) вызвать рвоту и сделать промывание желудка

б) принять обезболивающее средство

в) принять сердечные препараты

г) принять 0,5 стакана активированного угля

5. Переломы костей, при которых имеются повреждения кожных покровов или слизистых оболочек, называются …

а) открытыми б) сочетанными

в) осложненными г) закрытыми

6. Для профилактики болевого шока при переломах костей, обширных ранах и ожогах из аптечки индивидуальной АИ–2 применяют противоболевое средство …

а) промедол б) тарен

в) сульфадиметоксин г) цистамин

7. При попадании кислоты или ее паров в глаза или полость рта в первую очередь необходимо промыть глаза и рот …

а) 5%-ным раствором питьевой соды б) 2%-ным раствором борной кислоты

в) 10%-ным раствором сульфата меди г) 5%-ным раствором сульфата меди

8. В зависимости от тяжести течения различают ______ степени(-ей) травматического шока.

а) 4 б) 5 в) 3 г) 2

9. Мероприятия медицинской защиты, проводимые в условиях чрезвычайной ситуации, осуществляются в _____ этапа(-ов).

а) 2 б) 4 в) 3 г) 5

10. Кровотечение, которое возникает спустя некоторое время после повреждения кровеносных сосудов, называется …

а) вторичным б) повторным в) первичным г) отсроченным

11. В зависимости от глубины поражения тканей, различают _____ степени (-ей) электрических ожогов.

а) 4 б) 3 в) 2 г) 5

12. При приеме лекарств появление сонливости, вялости, заторможенности, нарушения координации движений может быть при отравлении _______ лекарствами.

а) снотворными и успокоительными

б) жаропонижающими и противовоспалительными

в) сердечными и сосудистыми

г) сульфаниламидными и жаропонижающими

13. При переломах позвоночника в грудном и поясничном отделах пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение …

а) уложив на твердый щит животом вниз

б) усадив на стул и перемещая в таком положении

в) уложив на медицинские носилки животом вверх

г) взяв под руки с двумя сопровождающими

14. Комплекс медицинских мероприятий, осуществляемых медицинским персоналом (медицинская сестра, фельдшер) с использованием табельных медицинских средств и направленных на спасение жизни пораженного, называется _______ помощью.

а) доврачебной б) первой медицинской

в) врачебной г) квалифицированной медицинской

15. При проникающем ранении грудной клетки, сопровождающемся пневмотораксом, прежде чем наложить стерильную повязку, необходимо …

а) герметично заклеить рану

б) напоить раненого

в) дать раненому нашатырный спирт

г) наложить на рану стерильную салфетку

16. При термическом ожоге глаз в первую очередь необходимо …

а) сделать холодные примочки из 3%-ного раствора борной кислоты

б) заложить за веки мазь с антибилтиком

в) закапать в глаза вазелиновое масло

г) сделать холодные примочки из 5%-ного раствора сульфата меди

17. Появление после травмы головы болей, тошноты, иногда рвоты при сохраненном сознании являются признаками …

а) ушиба головного мозга б) сотрясения головного мозга

в) пищевого отравления г) гипертонической болезни

18. Признаком артериального кровотечения является …

а) вытекающая из раны пульсирующей струей алая кровь

б) непрерывно вытекающая из раны кровь темного цвета

в) сочащаяся из раны, трудно останавливающаяся темная кровь

г) сочащаяся из раны, легко останавливающаяся алая кровь

19. При ожоге _____ степени следует наложить на ожог стерильную повязку и принять все меры по доставке пострадавшего в лечебное учреждение.

а) III и IV б) II и IV в) II и III г) I и II

20. Патологический процесс, возникающий в результате воздействия на организм поступающих из внешней среды через рот вредных и ядовитых веществ различного происхождения, называется ________ отравлением.

а) пищевым б) ингаляционным

в) инъекционным г) контактным

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера : учеб. пособие / В. А. Акимов [и др.]. – М. : Высшая школа, 2006. – С. 364.

2. Микрюков, В. Ю. Безопасность жизнедеятельности: учеб. / В. Ю. Микрюков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – С. 202.

3. Безопасность жизнедеятельности : учеб. для вузов / С. В. Белов [и др.]; под общ. ред. С. В. Белова. – М. : Высш. шк., 2009. – С. 175.

Кейс-задания

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Педагогический потенциал метода case-study значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Наличие в структуре метода case-study споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Преподаватель должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обеспечивать соблюдение личностных прав студента.

Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты:

- Метод предназначен для получения знаний по дисциплине БЖД, истина в которой плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

- Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

- Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

- Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

- Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.Метод case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

В данном разделе предлагается решить 30 задач на тему: «ЧС природного, техногенного и социального характера». Каждая задача состоит из 5 тестовых вопросов. Первый вопрос предполагает один правильный ответ, второй предлагает установить последовательность действий в ситуации, третий – установить соответствие, четвертый – дать определение фундаментального понятия и, наконец, пятый вопрос предлагает выбрать необходимые защитные действия при чрезвычайной ситуации.

Задача № 1.

В 1997 году на город Краснодар обрушился шквальный ветер со скоростью 35 м/с. Он срывал с крыш шифер, рвал линии электропередач.

1. Бури, ураганы, смерчи относятся к таким видам ЧС, как:

а) гидрометеорологические б) метеорологические

в) геофизические г) гидрологические

2. Укажите последовательность действий во время бури, если Вы оказались в помещении:

а) отойдите от окон б) получите информацию по радио или телевизору

в) спуститесь в подвал г) закройте окна и двери

3. Снежный обвал, масса снега, падающая или сползающая с горных склонов и увлекающая на своем пути новые массы снега, называется __________________.

4. Сопоставьте по шкале Бофорта ветровой режим и его скорость (км/ч):

1) буря а) более 120,7

2) шторм б) 51,5-61,1

3) сильный ветер в) 62,8-74,0

4) ураган г) 103,0-120,7

5. Смерч (торнадо) - чрезвычайно быстро вращающаяся воронка, свисающая из кучево-дождевого облака и наблюдающаяся как "воронкообразное облако " или "труба". Укажите первичные поражающие факторы смерчей:

а) пониженное давление воздуха в воронке
б) ливни

в) разрушение объектов при боковых ударах
г) грозы

д) затопление территории

Задача № 2.

7 декабря 1988 года произошло катастрофическое землетрясение в Армении. Погибло – 25000 человек. Осталось без крова 514000 человек. Разрушен полностью город Спитак. Разрушены частично города Ленинакан, Кировокан.

1. Землетрясения и извержения вулканов относятся к таким видам ЧС:

а) геологические б) геофизические

в) гидрологические г) метеорологические

2. По причине возникновения землетрясения делятся на:

а) тектонические б) цунами
в) взрывные г) вулканические д) краевые

3. Внезапное освобождение потенциальной энергии земных недр, которое приобретает форму ударных волн и упругих колебаний (сейсмические волны), распространяющиеся во всех направлениях, называется _________________ .

4. Соотнесите характеристику землетрясения по международной сейсмической шкале MSK:

1) ощущается лишь небольшой частью людей

2) трещины на крутых склонах гор и сырой почве, дома сильно повреждаютс

3) изменения в почве достигают огромных размеров, многочисленные трещины, обвалы, оползни, возникают отклонения в течении рек, ни одно сооружение не выдерживает

4) ощущаются всеми, картины падают со стен, откалываются куски штукатурки, легкое повреждение зданий

а) сильно катастрофические (12 балл)

б) слабые (1-3 балла)
в) разрушительные (8 баллов)
г) сильные (6 баллов)

5. Укажите первичные поражающие факторы землетрясений:

а) смещение, коробление, вибрация почвогрунтов
б) взрывы, пожары

в) обрушение сооружений

г) разломы в скальных породах
д) выброс природных подземных газов

Задача № 3.

АБУ-ДАБИ, 8 мая. По меньшей мере два человека погибли, сотни домов разрушены в результате наводнения в провинции Баглан на севере Афганистана. По данным представителей местной власти, в район бедствия направлены

Наши рекомендации