Органы исполнительной власти субъектов российской федерации
В различных регионах, субъектах Российской Федерации органы социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Комитеты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.
Органы социальной защиты населения области, края находятся в двойном подчинении — подчиняются администрации области, края, а также Министерству труда и социального развития Российской Федерации. На примере Департамента по социальной защите населения Краснодарского края рассмотрим основные задачи Департамента, его структуру.
Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также территориальные органы социальной защиты населения образуют единую краевую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.
Основные задачи Департамента
1.Организация совместно с территориальными органами ис
полнительной власти государственного пенсионного обеспечения.
2.Создание государственной системы социального обслужива
ния населения, содействие ее развитию.
3.Организация медико-социальной экспертизы и реабилитации
инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению.
4.Организация социальной поддержки семьи, пожилых граж
дан и ветеранов.
5.Участие в обеспечении функционирования и совершенство
вания системы соци&чьной защиты граждан, уволенных с воен
ной службы, и членов их семей.
6.Участие в формировании и проведение финансово-экономи
ческой и инвестиционной политики, направленной на реализа
цию программ и мероприятий по социальной защите населения.
7.Осуществление контроля за профессиональной подготовкой
кадров для работы в сфере социального обслуживания населения.
8.Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий,
предусмотренных действующим законодательством по социально-
трудовым вопросам, а также по вопросам охраны условий труда.
9.Осуществление контроля за правильным применением дей
ствующего законодательства в подведомственных учреждениях,
организациях и в органах системы социальной защиты населения.
10.Привлечение на договорной основе юридических и физичес
ких лиц, высококвалифицированных специалистов к разработке
программ, проектов законодательных и нормативных актов по воп
росам социальной защиты.
11.Информирование населения по вопросам социальной защи
ты и трудовых отношений.
Функции Департамента
А. В области пенсионного обеспечения:
—организует работу органов социальной защиты населения по
назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных
пенсий и осуществляет ее методическое обеспечение;
—создает и развивает автоматизированные системы назначе
ния и выплаты государственных пенсий;
— Ера должорганизует и осуществляет контроль за правильностью на
значения и выплаты государственных пенсий, пособий и компен
саций, выделяемых из федерального, краевого бюджетов, а также
из Пенсионного фонда Российской Федерации органам социаль
ной защиты населения;
—осуществляет совместно с Пенсионным фондом Краснодар
ского края выплату пенсий гражданам, находящимся за предела
ми Российской Федерации.
Б. В области социального обслуживания населения:
—организует и развивает совместно с органами исполнитель
ной власти с учетом социально-демографических особенностей
регионов и потребностей различных категорий и групп населения
разветвленную сеть комплексных и специализированных государ
ственных, а также муниципальных и иных служб, осуществляю
щих социальное обслуживание населения, учреждений по реаби
литации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и
нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на
дому, помощи семье и детям, социальных приютов для детей и
подростков, Центров помощи детям, оставшимся без попечения
родителей, Реабилитационных центров для детей и подростков с
ограниченными возможностями и т. д.;
—участвует в оказании помощи гражданам, оказавшимся в эк
стремальных ситуациях, в том числе лицам без определенного мес
та жительства и занятий, беженцам, вынужденным переселенцам.
В. В области медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи:
—разрабатывает предложения по формированию государствен
ной политики по проблемам инвалидов и реализует ее во взаимо
действии с органами исполнительной власти;
—осуществляет меры по организации и развитию службы ме
дико-социальной экспертизы и государственной системы реаби
литации инвалидов, а также по обеспечению их специальными
транспортными средствами реабилитации и ухода за ними;
—обеспечивает организацию протезно-ортопедической помо
щи населению, контроль за соблюдением льгот и преимуществ,
предоставляемых гражданам при протезировании;
—содействуют созданию и совершенствованию деятельности
Центров медико-социальной и профессиональной реабилитации
инвалидов и иных предприятий, учреждений и организаций, осу
ществляющих социальную защиту инвалидов;
—оказывает помощь общественным объединениям инвалидов
в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения
инвалидов, воинов-интернационалистов.
Г. В области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов:
—разрабатывает предложения по формированию государствен
ной политики в области социальной поддержки пожилых граждан
и ветеранов и реализует ее во взаимодействии с органами испол
нительной власти;
—осуществляет в пределах своей компетенции контроль за ре
ализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граж
дан и ветеранов действующим законодательством.
Д. В области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:
—разрабатывает предложения по формированию государствен
ной политики в области социальной поддержки семьи, материн
ства, отцовства и детства и реализует ее во взаимодействии с орга
нами исполнительной власти;
—осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий,
установленных для семьи, женщин и детей действующим законо
дательством;
—осуществляет социальную поддержку выпускников детских
домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставших
ся без их попечения на начальном этапе самостоятельной жизни.
Е. В области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов их семей:
—подготавливает проекты нормативных актов, краевых про
грамм, а также обеспечивает организацию социальной поддержки
членов семей военнослужащих, погибших при прохождении воен
ной службы, ветеранов войны и военной службы;
—координирует создание и совершенствование системы соци
альной реабилитации инвалидов военной службы.
Ж. В области финансово-экономической и инвестиционной политики:
—финансирует подведомственные Департаменту учреждения и
организации, краевые программы и мероприятия по социальной
защите населения в пределах средств, выделяемых на эти цели из
краевого бюджета, а также осуществляет анализ расходов на реа
лизацию краевых программ и мероприятий по социальной защите
населения;
—рассматривает балансы и отчеты о финансово-хозяйственной
деятельности подведомственных ему учреждений и организаций;
—осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по
совершенствованию организации и нормирования труда работни
ков подведомственных ему учреждений и организаций.
3. В области подготовки и повышения квалификации кадров:
— разрабатывает и реализует программы подготовки кадров для
государственной системы социальной защиты населения, органи
зует подготовку и повышение квалификации работников и специ
алистов органов социальной защиты населения и их контроль.
И. В области труда и охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий:
—осуществляет меры по повышению роли тарифных соглаше
ний, коллективных договоров между работодателями, наемными
работниками и профсоюзами;
—осуществляет контроль за обеспечением гарантий по оплате
труда;
—изучает причины возникновения коллективных трудовых кон
фликтов и принимает участие в их разрешении;
—разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные
на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюде
ния норм и правил по охране труда работников подведомственных
ему учреждений и организаций.
Структура Департамента
Департамент возглавляет генеральный директор. Его назначает и освобождает от должности глава администрации края.
Генеральный директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций.
Генеральный директор имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности по его представлению главой администрации края.
Генеральный директор Департамента:
— распределяет обязанности между своими заместителями;
—руководит на принципах единоначалия деятельностью Де
партамента;
—координирует и контролирует деятельность подведомствен
ных ему учреждений, организаций, предприятий;
—в пределах своей компетенции издает приказы, инструкции
и дает указания, обязательные для исполнения всеми подведом
ственными организациями и органами системы социальной защи
ты населения края;
—назначает и освобождает от должности работников аппарата
Департамента и руководителей подведомственных организаций,
предприятий;
—налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата;
—представляет в установленном порядке особо отличившихся
работников к присвоению почетных званий и наград;
—имеет другие права в соответствии с действующим законода
тельством.
В Департаменте образуется Коллегия. В ее состав входят: генеральный директор (председатель Коллегии), его заместители, руководящие работники аппарата Департамента. В состав Коллегии
могут входить руководители и специалисты подведомственных и других организаций, учреждений. Состав Коллегии утверждается постановлением главы администрации края.
Коллегия Департамента по социальной защите населения администрации края создана в целях организации эффективного управления системой социальной защиты населения края, для совместного обсуждения и принятия решений по наиболее важным и сложным вопросам деятельности Департамента.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы социальной защиты населения, перспективы деятельности подведомственных подразделений, подбора, расстановки и воспитания кадров и другие основные вопросы деятельности Департамента, вырабатывает главные направления развития системы социальной защиты населения края.
Постановления Коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами генерального директора.
В ведении Департамента находится краевой Фонд социальной защиты населения, действующий в соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением главы администрации края.