Предположение о «музыкальном» характере физических сигналов
регулирующих взаимосвязи между макромолекулами и клетками в живых организмах(Шноль, 1979, цит поцит. по Пресман, 1992, С. 157)
Информационные взаимосвязи между макромолекулами в клетке и такие же взаимосвязи между клетками могут осуществляться акустическими и электромагнитными сигналами. Эти сигналы возникают вследствие конформационных колебаний макромолекул и обусловленных этими колебаниями пульсаций мембран клеток.
Число оборотов большинства ферментов соответствуют звуковым частотам, а поэтому каждая макромолекула фермента является микрогенератором низкочастотных акустических и электромагнитных сигналов. Разнообразие и интенсивность работы ферментов определяют частотный спектр акустического и электромагнитного поля клетки.
Если провести музыкальный анализ изменений частотного спектра сигнального поля клетки при протекании в ней биохимических процессов, то можно выявить «мелодический» характер этих изменений. Так, в последовательности чисел оборотов ферментов, участвующих в реакциях гликолиза, удалось выявить своеобразную «мелодию гликолиза».
Влияние резонансного звона церковных колоколов на окружающую среду
Вокруг Елоховского собора в г. Москве более 20 лет тому назад были расставлены тысячи чашек Петри с бактериальными, вирусными и другими культурами микроорганизмов. В момент праздников, когда шел мощный звон колоколов, в радиусе 8-9 км вокруг собора все болезнетворные организмы гибли. Это дает научное объяснение тому факту, что в прошлые века, когда в Москве ежедневно звонили в резонансном звоне несколько сот церквей, согласно хроникам и летописям, чума и другие эпидемические болезни обходили Москву, поражая те города и деревни, где не было резонансного звона.
Резонансный колокольный звон способствовал обогащению атмосферы Москвы биологически активным кислородом, которого мало в биосфере: резонансный звон, высокоэнергетичный, возбуждал молекулу кислорода и перегонял один электрон на повышенную орбиту. Сейчас поле резонансного колокольного звона стало не сплошным, акустическое поле заражено шумами (Беляев, Макоев, С. 43-45).
Оккультное (скрытое) воздействие музыки
(отрывок из книги)
Сирил Скотт
«Влияние музыки на развитие религии — это тема, которая еще вознаградит неравнодушного исследователя».
Дж.Дж. Фрезер «Золотая ветвь»
В ходе многовековой истории философы, религиозные деятели и ученые осознавали огромную важность звука. Веды, которые считаются древнейшими священными писаниями на Земле, утверждают, что весь космос проявляет себя через посредство звука. Позднее автор Евангелия от Иоанна выразил, в сущности, ту же истину: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И автор библейской «Книги Иисуса Навина» («Книга Иисуса Навина» является частью Ветхого Завета. Датируется приблизительно 5 веком до н.э. Иисус Навин — слуга и сподвижник Моисея. Не является автором «Книги Иисуса Навина»), должно быть, тоже обладал какими-то познаниями о силе звука, иначе вряд ли ему удалось описать историю падения Стен Иерихонских от звука священных труб.
Звук, как подтверждают опыты, может быть как конструктивным, так и деструктивным, он способен и создавать формы, и разрушать их. Так, если по краю пластинки, на которую насыпан песок, провести скрипичным смычком, то на поверхности песка образуется четкий геометрический узор. Этот пример подтверждает конструктивный эффект звуковых вибраций. От человеческого крика порой стекла разлетаются на куски, и это пример деструктивного воздействия звука.
Понятно каждому, кто над этим задумывался, что именно звуку мы обязаны возможностью общения друг с другом. Способность общаться в простейшей форме различима даже у животных, но своего пика она достигает в речи человека. А от речи до самой ранней формы песни остается всего один шаг. И когда этот шаг был сделан, возникла музыка.
Звук, как мы видим, и сам по себе имеет огромное значение. Но вот он сливается с другими звуками, вызревает и наконец превращается в прекраснейшее из искусств — музыку. Приведем высказывание одного из величайших мыслителей всех времен.
«Музыкальное воспитание, — пишет в своем труде "Республика" Платон (Платон (428 или 427 — 348 гг. до н.э.) — древнегреческий философ-идеалист. Ученик Сократа. Ок. 387 г. до н.э. основал в Афинах школу. Учение Платона — первая классическая форма, объективного идеализма. Сочинения Платона — высокохудожественные диалоги: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр», «Государство» и др.),— намного более действенный инструмент, чем любой другой, потому что и ритм, и гармония проникают в самые сокровенные уголки души, закрепляются там и при правильном воспитании придают душе человека изящество и привлекательность». Эта четкая мысль о воздействии музыки находит свое развитие в другой части этого же труда: «Введения новых типов музыки (а это включало и поэзию, и танцы) следует избегать как явления, которое может представлять угрозу целому Государству, так как изменения музыкальных направлений неминуемо влекут за собой изменения в наиболее важных областях, политики». И Платон не был одинок в своем мнении, ибо Аристотель (Аристотель (384-322 гг. до н.э.)) — древнегреческий философ и ученый. Учился у Платона в Афинах. В 335 г. до н.э. основал Ликей. Воспитатель Александра Македонского. Основоположник формальной логики, создатель силлогистики. Колебался между идеализмом и материализмом. Осн. соч.: «Органон», «Об истолковании», «Аналитики», «Топика», «Метафизика», «О душе», «Этика», «Политика», и др.) без колебаний поддерживал его, утверждая, что «...посредством мелодии и ритма можно вызывать любые чувства, следовательно, при помощи музыки человек приучается испытывать правильные чувства. Таким образом, музыка обладает силой формировать характер. Можно классифицировать разные типы музыки, основанные на разных ладах, по их воздействию на характер. Один тип музыки вызывает меланхолию, другой — изнеженность и женственность, третий — непринужденность, четвертый — умение владеть собой, пятый — воодушевление и т.д...»
Таковы мнения древних, чьим трудам не страшна пыль веков. И они, несомненно, убедительны, когда речь идет о сравнительно простой музыке их времен. Ибо впоследствии очень немногим мыслителям (я уже не говорю о современных дилетантах) приходило в голову, что различные типы музыки, гораздо более сложной и более сильной, чем музыка древних, обладают не только чисто художественными достоинствами, доставляя удовольствие, мимолетно волнуя или успокаивая душу, но имеют и другие качества. Годами любители музыки слушали оратории Генделя, симфонии Бетховена, этюды Шопена, оперы Вагнера и понимали, что каждый из великих мастеров создал свой особый индивидуальный стиль и что симфония Бетховена это совершенно иное произведение искусства, чем оратория Генделя. Однако почти никто из этих любителей или исследователей музыки не отдал должного ни Генделю, ни Бетховену за то определенное и повсеместное воздействие, которое их музыка оказала на характер и нравы. И если бы они ознакомились с высказываниями Платона о музыке и ее влиянии, то, несомненно, сочли бы его жертвой бытовавших в те дни предрассудков. Мы, однако, надеемся доказать на страницах этой книги, что истина все-таки на стороне классиков.
Мы намерены доказать и то, что каждый определенный тип музыки оказывает воздействие на историю, нравы и культуру. И что музыка (каким бы ужасающим ни показалось это заявление ортодоксу) является более сильным фактором в формировании характера, чем религиозные убеждения, заповеди и этика, ибо, если они показывают желательность развития определенных качеств, облегчает их приобретение именно музыка.
Стоит лишь задуматься над этим, как приходишь к выводу, что музыка воздействует на сознание и эмоции человека через посредство внушения. Перефразируя Аристотеля, мы утверждаем, что при много кратном прослушивании меланхолической музыки мы становимся меланхоличными, веселой музыки — веселыми и т.д., то есть в нас воспроизводится та особая эмоция, которую выражает данное музыкальное произведение. Это действует через закон соответствия. Нашими исследованиями доказано, что не только эмоциональное содержание, но и сама сущность данной музыкальной формы имеет тенденцию в поведении человека. Поэтому мы совершенно оправданно можем вывести аксиому: как в музыке, так и в жизни. И если читатель желает разобраться в предлагаемом материале, ему важно запомнить это правило.
Психологи доказали, что если человек повторяет какую-то формулу, внушающую физические или моральные качества, то он действительно приобретает эти качества. Для примера приведем формулу М. Куэ: «С каждым днем я становлюсь все лучше и лучше». Замечено также, что чем более неподвижен при этом пациент, тем эффективнее внушение, так как в неподвижном состоянии дух противодействия не имеет возможности себя проявить. Музыка — это тоже своего рода формула с тем дополнительным преимуществом, что она выражается не словами, которые как раз и пробуждают этот дух противодействия (мы, конечно, не имеем в виду песни). Музыка внушает так незаметно, что сам слушатель не осознает этого воздействия (Следствия «музыкального внушения» в отличие от обычного внушения не так узки и сжаты, так одну и ту же словесную формулу человек может повторять в течение месяцев и за это же самое время услышать сотни различных видов музыки). Он осознает лишь, что музыка пробуждает определенные чувства и что эти же самые чувства в той или иной степени всегда пробуждаются этими или подобными музыкальными сочинениями. Следовательно, музыка постоянно внушает слушателю какие-то эмоциональные состояния и воспроизводит их в нем, а так как эмоциональные привычки формируются так же (или даже более) легко, как и другие привычки, они в конце концов становятся частью натуры. Аристотель, очевидно, знал об этом, когда говорил, что «с помощью музыки человек приучается испытывать правильные эмоции».
Но мы не хотим сказать, что музыка воздействует только на чувства. Некоторые ее виды воздействуют на сознание. Так, на страницах книги мы покажем, что музыка Баха оказала совершенно определенное воздействие на мышление. И это в соответствии с нашей аксиомой означает, что, если искусство Баха принадлежит к интеллектуальному типу оно оказывает «интеллектуализирующее» воздействие.
Здесь мы предвидим вопросы. Настолько ли распространенным явлением была музыка, во всяком случае в прошлом, чтобы оказывать такое огромное воздействие на человечество в целом, как мы утверждаем в нашем исследовании? Как удавалось ей влиять на коллективную мысль, если она не была таким повсеместным явлением, чтобы прямо воздействовать на огромные людские массы, учитывая, что эти массы в большинстве своем серьезной музыки не слышали? Вопросы эти уместны, но и ответ прост. История показывает, что правители и властители дум (а говорим мы в основном о них) всегда тесно соприкасались с той или иной формой музыки. У королей, герцогов, священников, князей были свои «музыкальные дворы», у феодалов — лордов и баронов — имелись барды, а у простого люда была, по крайней мере, народная музыка. С древних времен на всех ступенях цивилизации музыке принадлежала более или менее важная роль. И следует подчеркнуть, что в странах, где существовало большее разнообразие музыкальных стилей, отмечалась соответственно меньшая приверженность к национальным традициям и обычаям, а где количество этих стилей было ограниченным (как, например, в Китае), приверженность, а точнее, даже поклонение традициям было очень явным. Это заявление, казалось бы, придает вес бытующему представлению, что стили музыки — это просто продукт и выражение цивилизаций и национальных чувств. То есть, иными словами, сначала приходит цивилизация, а потом уже характерные для нее образцы музыки. Но изучение истории, однако, доказывает, что истина в обратном. Именно новшества в музыке неизбежно влекут за собой новшества в политике и морали. А не наоборот. И даже более — за упадком музыки в Египте и Греции последовало падение самих этих цивилизаций. Об этом мы расскажем в следующих главах.
Надо учитывать и то, что в людских массах всегда присутствует элемент, который заставляет остальных отражать и принимать его мнение, при этом неважно, кто это — правитель или просто более сильная личность. Ведь даже во времена, когда музыка не звучала так широко, как сейчас, и когда, возможно, были люди, которые никогда не слышали музыки (хотя это сомнительно), даже тогда самые «немузыкальные» из них все равно испытывали непрямое воздействие музыки. В книге мы рассмотрим примеры и прямого, и непрямого влияния музыки. Так, прямое воздействие музыки Генделя заключалось в том, что она, помимо прочего, вызывала трепет и благоговение, а непрямое в том, что она породила значительно менее приятные черты викторианской эпохи. Мы покажем также различные ответвления, случайные находки, побочные продукты и составные части музыки в целом «от Ромула до наших дней».
Итак, мы приходим к следующим выводам:
— Музыка воздействует на сознание и эмоции человечества.
— Она воздействует или сознательно, или подсознательно, или одновременно — и сознательно, и подсознательно.
— Она воздействует через посредство внушения и повторения.
— Она воздействует или прямо, или косвенно, или одновременно — и прямо, и косвенно.
Следовательно, как в музыке, так и в жизни.
При изучении разнообразных воздействий творений великих композиторов на человечество следует помнить, что далеко не каждое отдельно взятое их произведение обладает таким эффектом. Эта сила дана лишь некоторым, наиболее вдохновленным и особенным сочинениям.
Почему музыка лечит?