Учебное пособие, содержащее оригинальные тексты и
задания для практических работ
Горно-Алтайск, 2013
РИО Горно-Алтайского госуниверситета
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Горно-Алтайского госуниверситета
Ильиных И.А.
Экология человека : учебное пособие, содержащее оригинальные тексты и задания для практических работ; предназначено для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 022000 «Экология и природопользование» / И.А. Ильиных / Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2013. – 183 c.
Автор-составитель:
Ильиных Ирина Алексеевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры геоэкологии и природопользования Горно-Алтайского государственного университета.
Рецензенты:
Псарев А.М., доктор биологических наук, профессор Алтайской государственной академии образовании им. В.М. Шукшина.
Карташова О.В., кандидат биологических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета.
В пособии представлены учебные материалы и задания для практических работ по дисциплине «Экология человека».
Содержание тем затрагивает разные аспекты взаимодействия человека с окружающим миром. Теоретическая информация, раскрывая смысл темы, приглашает к размышлению, а практические работы способствуют зарождению и развитию исследовательского интереса и попыток научного экспериментирования в области экологии человека.
Учебное пособие предназначено для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению бакалавриата 022000 «Экология и природопользование». Может быть использовано также студентами других направлений, изучающих экологические дисциплины, и может быть полезно всем тем, кто интересуется вопросами экологии человека.
© Ильиных И.А., 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………… | 7 |
Тема 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА И ЧЕЛОВЕКА………………..... | 8 |
Информация для размышления…………………………………………… | 8 |
Практическая работа 1. Изучение психологического состояния посредством цветового теста Люшера……………………………... | 25 |
Практическая работа 2. Исследование влияния цвета на человека……………………………………………………………………………….. | 37 |
Тема 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗВУКА И ЧЕЛОВЕКА…………………. | 42 |
Информация для размышления…………………………………………… | 42 |
Практическая работа. Изучение влияния музыки на человека…..... | 68 |
Тема 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАПАХА И ЧЕЛОВЕКА……………….. | 70 |
Информация для размышления…………………………………………… | 70 |
Практическая работа. Изучение виляния запахов на человека….… | 77 |
Тема 4. МЫСЛЬ И ЧЕЛОВЕК…………………………………………….. | 78 |
Информация для размышления…………………………………………… | 78 |
Практическая работа. Исследование влияния мысли на человека.. | 85 |
Тема 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ………………………………………………. | 87 |
Информация для размышления…………………………………………… | 87 |
Практическая работа. Изучение типологических свойств личности с помощью теста Айзенка………………………………………….. | 107 |
Тема 6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ……………………………………………….. | 114 |
Информация для размышления…………………………………………… | 115 |
Практическая работа. Изучение типа акцентуации личности посредством опросника Шмишека……………………………………….. | 118 |
Тема 7. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА……………………………………. | 128 |
Информация для размышления…………………………………………… | 128 |
Практическая работа. Определение структуры потребностей посредством теста «Потребности» (или «Парные сравнения»).. | 138 |
Тема 8. ЗДОРОВЬЕ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО………….. | 141 |
Информация для размышления…………………………………………… | 141 |
Практическая работа. Самооценка здоровья………………………… | 154 |
Тема 9. СТРЕСС И ВОЗМОЖНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИМ…………….. | 160 |
Практическая работа 1. Стресс и факторы, его запускающие….. | 160 |
Практическая работа 2. Управление стрессом……………………… | 161 |
Информация для размышления…………………………………………. | 162 |
Тема 10. ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГАРМОНИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ: ИДЕАЛ И ТРУДНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ…………………………………………….. | 182 |
Практическая работа. Выявление идеального образа экологически гармоничной личности………………………………………………… | 182 |
Всё связано со всем.
Барри Коммонер
Одно во всём, всё в одном;
Одно в одном, всё во всём.
Буддийская мудрость
Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют.
Протагор
Для передачи идей нужны слова, но постигнув идей, люди забывают о словах.
Чжуан-Цзы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Экология человека – это наука, которая изучает разнообразные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой. Существуют разные подходы к выделению объектов экологического взаимодействия. Одни ученые изучают взаимодействия человека как отдельного существа с окружающей средой, такой уровень в экологии называется организменным. Другие исследуют взаимодействия с окружающей средой надорганизменных систем, т.е. акцентируют внимание на уровне разных (по сущности, структуре, иерархичности и т.д.) объединений людей, которые принято называть антропоэкосистемами.
Кроме фундаментальной цели – изучить все взаимодействия человека как специфического существа с окружающей средой, экология человека преследует также практическую цель – открыть знания о том, как человеку гармонизировать свои отношения с самим собой и с окружающей средой.
В данном пособии внимание направлено на изучение взаимодействия человека с окружающей средой как индивидуального существа. При этом, насколько позволяет форма – учебный предмет – предпринята попытка выявить не только биологические, но и психологические аспекты взаимодействия, исходя из предположения, что психическое играет очень важную роль, если не главную, в любом взаимодействии человека с окружающим миром. Поэтому в пособии содержатся темы и практические работы, с ней связанные, помогающие лучше понять психическую природу человека и натолкнуть на размышление о том, как психические компоненты взаимодействуют с окружающей человека средой. Есть темы, в которых анализируется влияние психического на взаимодействие с факторами окружающей среды не психогенной природы.
Пособие построено таким образом – теоретическая информация, раскрывая смысл темы, приглашает к размышлению, а практические работы способствуют зарождению и развитию исследовательского интереса и попыток научного экспериментирования в области экологии человека, где объектом исследования становится сам исследующий, – такой метод можно назвать автоисследованием. Все практические работы ориентированы на исследование самого себя и изучение индивидуальных особенностей взаимодействия с окружающей средой. Такой подход использован в данной работе и, именно этот аспект, видится автору наиболее ценным и существенным здесь. Тем более опыт показал, что большему количеству студентов нравится познавать себя, изучать себя, экспериментировать над собой.
Хочется надеяться, что данное учебное пособие поможет изучающим предмет «экология человека» понять не только его сущность, но и больше узнать о себе и помочь себе жить более гармонично и осмысленно. И тогда можно будет сказать, что практическая цель науки – экологии человека – реализуется на уровне отдельного человека.
С уважением к Вам, Ирина Алексеевна Ильиных
Тема 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА И ЧЕЛОВЕКА
Информация для размышления