Методические указания к использованию рабочей тетради

Методические указания к использованию рабочей тетради

«Рабочая тетрадь и материалы для самостоятельной работы по возрастной анатомии, физиологии и гигиене» предназначена для рациональной организации времени студентов на лабораторных занятиях, а также в часы самостоятельной работы. Темы лабораторных работ соответствуют темам рабочей программы по данному предмету. Предложенные в тетради задания предполагают работу с микропрепаратами, муляжами, наблюдения и эксперименты, оценку физического развития, работу с анатомическими атласами, учебными таблицами и муляжами. Результаты выполнения заданий оформляются в виде рисунков и подписей к ним, а также в виде таблиц. В заданиях к каждому лабораторному занятию перечислены структуры, которые должны быть изображены на рисунках, найдены на препаратах, на рисунках в атласе и учебных таблицах. В рабочей тетради представлены таблицы, которые необходимо заполнить в процессе самостоятельной работы для усвоения материала по определенным темам.

Для подготовки к лабораторному занятию № 1 студенты должны предварительно проработать теоретический материал и до занятия заполнить таблицы по характеристике структур клетки и тканей человека. По окончании каждого последующего лабораторного занятия студентам предлагается задание для самостоятельной работы, состоящее в составлении характеристики систем организма по заданному плану, определении возрастных особенностей или заполнении таблиц по соответствующей теме.

В Приложении представлены справочные материалы и контрольный тест для закрепления и повторения изученного материала, а также вопросы к зачету.

Рекомендуемая литература

При изучении материала на лабораторных занятиях, а также для самостоятельной подготовки рекомендуется использование следующих учебных пособий:

1. Безруких, М. М. Возрастная физиология: учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М., 2002. – 254 с.

2. Возрастная физиология с основами здорового образа жизни [Текст] : учеб. пособие для самостоятельной работы студ. фак. физической культуры / [сост. Н. И. Кадочникова, Ю. С. Мясников]. – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2009.

3. Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека. В 4 т. [Текст] : учеб. пособие для студ. мед. вузов / Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников, А. Я. Синельников. – Изд. 7-е, перераб. – М.: Новая Волна: Издатель Умеренков, 2007.

4. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] : учебник для высш. учебн. заведений / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М.: Советский спорт, 2010.

5. Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология [Текст] : учеб. для студ. вузов [квалификация «Бакалавр»] / Е. А. Югова, Т. Ф. Турова. – М.: Академия, 2011.

Самостоятельная работа № 1

Клетка. Характеристика тканей человека

Цель работы: уточнить и расширить представления об особенностях структурной организации клетки животного типа и тканей человека.

1. Дайте определение:

Клетка – это

2. Повторите, вспомнив из школьного курса биологии, строение клетки. На представленной ниже схеме структуры клетки допишите её недостающие компоненты, отметьте их на рисунке 1.

Клетка

           
  Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru   Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru   Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru
 

Поверхностный Ядерный

аппарат: аппарат:

- ……………………. - кариолемма

- биологическая - …………….

Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru мембрана Цитоплазма - ядрышко(и)

- субмембранный

комплекс

Гиалоплазма Органоиды Включения

Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru (матрикс)

Мембранного строения: Немембранного строения:

- митохондрии; - рибосомы;

- ……………… - …………….

- ……………… - …………….

- ……………… - …………….

- ……………… - …………….

Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru Рис. 1. Строение клетки

3. Охарактеризуйте в виде таблицы основные структуры клетки, указав их особенности строения (можно в виде схематических рисунков с подписями) и основные функции в соответствующих графах (табл. 1):

Таблица 1

Строение клетки

Название Строение Функции
Биологическая мембрана   Ядро   Митохондрии   ЭПС     АГ     Лизосомы   Рибосомы   Клеточный центр     Микротрубочки      

4. Дайте определение:

Ткань – это

5. Дайте общую характеристику эпителиальной и соединительной тканей в виде таблицы (табл. 2):

Таблица 2

Особенности эпителиальной и соединительной тканей

Параметры Эпителиальная ткань Соединительная ткань
1. Местоположение     2. Особенности строения     3. Классификация (разновидности ткани)   4. Свойства ткани   5. Функции     6. Происхождение        

6. Дайте общую характеристику мышечной и нервной тканей (табл. 3):

Таблица 3

Особенности мышечной и нервной тканей

Параметры Мышечная ткань Нервная ткань
1. Местоположение     2. Особенности строения     3. Классификация (разновидности ткани)   4. Свойства ткани   5. Функции     6. Происхождение        

Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________

Лабораторная работа № 1

Ход работы

1. Ознакомьтесь с методами определения тотальных размеров тела: роста (при помощи ростомера), массы (взвешиванием) и окружности груди.

При проведении измерений необходимо соблюдать ряд требований:

· Исследования должны проводиться специальным инструментарием.

· В помещении должно быть достаточное освещение; температура не должна быть менее 18°С.

· Обследуемый должен быть без обуви; форма одежды: плавки для мужчин и открытый купальник (или трусы и бюстгальтер) для женщин.

· Во время измерения обследуемый должен поддерживать позу, близкую к положению «смирно»; голова располагается так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости («немецкая горизонталь»).

· Измерения нужно проводить утром, натощак; длительность измерений одного человека – не более 15-20 минут.

· Измерения лучше проводить вдвоем: один человек измеряет; второй – следит за соблюдением правил измерения и позой обследуемого, а также заносит результаты измерений в специальный Протокол измерений.

Длина тела измеряется ростомером. Измеряемый прикасается к вертикальной стойке межлопаточной и ягодичной областью, пятками. Горизонтальная планка прижимается к темени.

Окружность грудной клетки (ОГК) – измеряется мягкой сантиметровой лентой, которая накладывается сзади под нижними углами лопаток, спереди смыкается у мужчин и детей - по сосковой линии, у женщин - над молочными железами. Обхват груди измеряется в трех состояниях: при спокойном дыхании, при глубоком вдохе и максимальном выдохе. Разница между величинами окружностей при максимальном вдохе и максимальном выдохе является экскурсией грудной клетки и в норме составляет 6-8 см.

Масса тела определяется путем взвешивания на медицинских весах.

2. Ознакомьтесь с методами оценки антропометрических показателей.

Для суждения о физическом развитии человека полученные антропометрические показатели оценивают путем сравнения со средними величинами аналогичных показателей, наблюдаемых в такой же возрастно-половой группе. При этом используют: метод стандартов (метод Мартина); центильный метод; метод пропорций.

Оценка антропометрических показателей методом стандартов производится по оценочным таблицам. Физическое развитие отдельного индивида оценивается посредством сравнения его показателей со средними (М), характерными для той группы людей, к которой он относится (по возрасту, полу, росту, месту проживания или этнической принадлежности). Степень отклонения от стандартной величины (М) определяется по формуле: Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru и оценивается по шкале (табл. 4):

Таблица 4

Шкала оценки развития признака

Диапазон изменения признака Шкала оценки
От М + 2 σ до М + 3 σ От М + 1 σ до М + 2 σ От М + 1 σ до М + 0,5 σ От М + 0,5 σ до М – 0,5 σ От М – 0,5 σ до М -1 σ От М - 1 σ до М - 2 σ От М - 2 σ до М -3 σ Очень высокое развитие Высокое Выше среднего Типичные (средние) Ниже среднего Низкие Очень низкие

В последнее время чаще применяют центильный метод оценки, для которого требуются центильные таблицы, где значения показателей располагаются от минимального до максимального, характерных для определенной части (%, или центиль) данной группы населения. При оценке полученное значение измеряемого признака подставляют в коридор значений, по номеру которого можно оценить степень развития признака.

В центильных таблицах принято различать 7 коридоров показателей.

· 1 коридор – значение показателя очень низкое (характерно для 3% обследованных);

· 2 – низкое (для 7%); 3 – ниже среднего (для 25%);

· 4 – среднее (для 50%); 5 – выше среднего (для 25%);

· 6 – высокое (для 7%); 7 – очень высокое (для 3%).

Зная номера коридоров тотальных размеров тела (длина тела, масса тела и окружность груди в покое), можно оценить гармоничность телосложения и соматотип человека.

Гармоничность телосложения оценивают по разнице номеров коридоров. Физическое развитие можно считать:

· гармоничным, если разница между номерами коридоров тотальных размеров тела равна 0 или 1;

· дисгармрничным – если разница равна 2;

· резко дисгармоничным – если равна 3 и более.

Соматотип определяется по сумме номеров коридоров тотальных размеров тела:

· если сумма коридоров менее 10 – тип телосложения определяется как микросоматик;

· если сумма 10–15 включительно – тип телосложения мезосматик;

· если сумма более 15 – макросоматик.

3. Определите тотальные размеры тела. Внесите полученные данные во второй столбик таблицы 5.Оцените полученные данные центильным методом, используя центильные таблицы (см. Приложение). Определить гармоничность физического развития и тип телосложения, внесите полученные данные в таблицу 5.

Таблица 5

Протокол оценки антропометрических показателей

Показатель Значение № коридора Разность номеров коридоров Вывод (гармоничность развития) Сумма номеров коридоров Вывод (соматотип)
Рост              
Масса      
ОГК в покое    

4. Оцените пропорциональность развития методом индексов.

4.1. Оценить соотношение массы тела и роста, рассчитав ВРП – весо-ростовой показатель по формуле: ВРП = Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru , где Р – масса тела (г), L – рост (см).

Оценка ВРП производится по шкале:

Средние показатели (средняя упитанность):

· для мужчин – 350–400 г/см; для женщин – 325–375 г/см;

· для мальчиков до 15 лет – 325 г/см; для девочек – 300 г/см.

Если значение отличается от среднего, то оценивается по шкале:

· 540 и более – ожирение; 451–540 – чрезмерный вес;

· 450–416 – излишний вес; 415–390 – высокая упитанность

· 359–320 – плохая упитанность;

· 300–319 – очень плохая упитанность;

· 200 – 299 – истощение.

ВРП=______________________________________ Оценка ВРП: ________________

4.2. Определить рост сидя и оценить длину ног, рассчитав индекс скелии по формуле Мануврие: Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru %, гдеL – рост стоя (см), Si – рост сидя (см).

Оценка индекса производится по шкале:

· менее 84,9% – брахискелия (коротконогость);

· 85,0–89,9% – мезоскелия (средненогость);

· более 90,0% – макроскелия (длинноногость).

ИС =_______________________ Оценка длины ног: ___________________________

4.3. Оценить пропорциональность грудной клетки, рассчитав индекс Эрисмана по формуле: ИЭ = Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru ,где Т – окружность груди в покое, L – рост (см).

Оценка ИЭ: среднее развитие: ИЭ = 3,3 см (для женщин) и 5,8 см (для мужчин), большее значение ИЭ – широкая грудная клетка; меньшее –узкогрудость.

ИЭ = _________________см; Оценка грудной клетки__________________________

5. Изучите методику определения «школьной зрелости» детей 6–7 лет методом Керна Йерасика.

Данный тест состоит из 3 заданий: 1. Рисунок человека. 2. Срисовывание простой фразы из 3 слов (например, «Он ел суп»). 3. Срисовывание группы точек.

Ребенку выдается лист нелинованной бумаги и карандаш.

Задание №1: на лицевой стороне ребенку предлагается нарисовать «дядю», как он умеет. Инструктирование по поводу деталей рисунка запрещается.

На оборотной стороне, которая заранее разделяется горизонтальной линией на 2 части, предлагается выполнить задания № 2 и 3.

При выполнении задания № 2 перед ребенком кладут карточку 7×14 см, на которой письменными буквами написана (размер букв не менее 1 см) фраза из 3 коротких слов, которую ему предлагается перерисовать.

Для выполнения задания № 3 на нижней части листа ребенку предлагается скопировать 10 точек (диаметр 2 мм, расстояние между точками 1 см), расположенных в виде пятиугольника с вершиной, обращенной вниз. После выполнения теста лист подписывается (ФИО, возраст, дата) и оценивается (табл. 6).

Таблица 6

Критерии оценки школьной зрелости по методу Керна Йерасика

Балл Описание
есть голова, шея (не больше туловища), туловище и конечности; элементы мужской одежды; волосы, уши, глаза, нос, рот. На руках по 5 пальцев
как и в п. 1, но могут отсутствовать волосы, уши; по 4 пальца
есть голова, шея, туловище; руки и ноги нарисованы двумя линиями, отсутствуют (или не все) пальцы рук и ступни. Нет шеи, ушей, волос
примитивная фигура; конечности (нарисованы одной линией)
отсутствует четкое изображение человека
фразу можно прочитать, буквы образуют 3 слова, их размер не больше чем в 2 раза от образца; строка может отклоняться до 30° от горизонтали
предложение можно прочитать, нет стройности букв
буквы разделены на 2 группы; можно прочитать хотя бы 4 буквы
группа букв имеет вид письма. Читается хотя бы 2 буквы
каракули
точное симметричное изображение образца. Допустимо увеличение, не более, чем в 2 раза
нарушение симметрии, 1 точка выходит за пределы строки или столбца; вместо точек могут быть кружки
слабая схожесть с образцом, но сохранено подобие пятиугольника. Нарушение симметрии. Число точек может быть от 7 до 20
точки располагаются кучно, напоминают другую фигуру
каракули

Баллы за все задания суммируются. Если сумма баллов составляет 3–5 – ребенок «зрелый», готов к обучению в школе; 6–8 – ребенок «среднезрелый», необходима дополнительная подготовка к школе; 9 и более – ребенок к школе не готов, «незрелость».

По выданному рисунку определить «школьную зрелость» ребенка, оценив выполненные им задания в таблице 7.

Таблица 7

Протокол оценки школьной зрелости

ФИО ребенка, возраст
Задание Балл Сумма Вывод
№ 1      
№ 2  
№ 3  

Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________

Самостоятельная работа № 2

Соматоскопия. Плантография.

Цель работы:научиться определять и оценивать формы тела методом наружного осмотра (методом соматоскопии); овладеть техникой оценки формы стопы различными способами по плантограмме.

Оборудование: калькулятор, плантограммы обеих стоп, линейка, карандаш, треугольник.

1. Оценить формы своего тела

1.1. Оценить форму грудной клетки (таблица 8). По таблице найти тип грудной клетки, Результат записать в Протокол.

Таблица 8

Основные типы Типы грудной клетки Описание типа
1. Плоская При рассмотрении сбоку: передняя стенка расположена вертикально; малый переднезадний диаметр; При рассмотрении спереди: грудная клетка длинная, суженная, подреберный угол острый
2. Уплощенная Сбоку: переднезадний диаметр невелик, лучше развита в поперечном направлении (при рассмотрении спереди достаточно широкая)
3. Цилиндрическая Сбоку: широкая, переднезадний диаметр хорошо развит; спереди равномерно расширена (напоминает бочонок); подреберный угол - прямой
4. Коническая Сбоку: контур передней стенки наклонный кпереди и вниз, плавно переходит в контур живота; переднезадний диаметр по величине приближается к поперечному; спереди: подреберный угол тупой, грудная клетка расширяется книзу
Аномальные 5. Килеобразная (куриная) Спереди: сдавлена с боков, грудина выступает вперед в виде киля
6. «Грудь сапожника» Грудная клетка плоская, грудина как бы вдавлена
7. Асимметричная Асимметрия левой и правой половины

1.2. Оценить форму спины по степени изгибов позвоночника, положению лопаток и развитию мышечного тонуса. По таблице 9 найти тип формы спины, результат записать в Протокол.

Таблица 9

Формы спины Описание
1. Выпрямленная Характеризуется сглаженностью всех изгибов позвоночного столба и контуров лопаток. Мышечный тонус, как правило, снижен
2. Нормальная Средняя выраженность всех изгибов позвоночника и контура лопаток. Наблюдается при хорошо выраженном мышечном тонусе
3. Сутуловатая (круглая) Характеризуется выступанием назад грудного отдела позвоночника и наклоном вперёд шейного отдела. Углы лопаток выступают. Наблюдается у людей со слабым тонусом мускулов
4. Кругловогнутая (кифотическая) Характеризуется одновременным усилением грудного кифоза и поясничного лордоза; увеличен угол наклона таза; живот выпячен, ягодицы выдаются назад
5. Плосковогнутая (лордическая) Характеризуется усилением только поясничного лордоза
6. Сколиотическая Характеризуется боковым искривлением позвоночного столба, асимметрией надплечий, лопаток и треугольников талии

1.3. Определить тип осанки.

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего или сидящего человека (без активного напряжения мышц). Осанка оценивается по положению частей тела и выраженности изгибов позвоночника (таблица 10). Результат записать в Протокол.

Таблица 10

Типы осанки Описание
1. Правильная (нормальная) Наблюдается при среднем и сильном развитии мышц. Голова располагается прямо, подбородок смотрит вперед; плечи расправлены, на одном уровне, лопатки прижаты, живот прямой, ноги прямые. Изгибы позвоночника выражены средне, уравновешенные
2. Выпрямленная Изгибы позвоночника сглажены. Спина прямая
3. Сутуловатая Резко выражен грудной кифоз и шейный лордоз; грудная клетка уплощена; плечи сведены вперед, подбородок опущен
4. Лордическая Увеличен поясничный лордоз; усилен поясничный изгиб; живот выпячен или отвисает; шейный изгиб сглажен
5. Кифотическая Усилены шейный и поясничный лордозы; плечи сведены вперед; голова опущена; живот выпячивается; локтевой и коленный сустав полусогнуты
6. Сколиотическая Боковые искривления позвоночника придают асимметрию положению плеч, лопаток, ключиц; один из треугольников талии сглажен; при стоянии усилена опора на одну ногу

1.4. Оценить форму живота. По таблице 11 найти тип форму живота, результат записать в Протокол.

Таблица 11

Формы живота Описание
1. Впалый Полное отсутствие подкожно-жировой ткани, слабый мышечный тонус брюшной стенки. Хорошо виден рельеф костей таза
2. Прямой Значительно развита брюшная мускулатура с хорошим тонусом. Жироотложение слабое или умеренное, рельеф тазовых костей сглажен
3. Выпуклый Характеризуется обильным развитием подкожно-жирового слоя. Развитие мышц может быть слабым или умеренным. При выпуклой форме живота часто появляется жировая складка, расположенная над лобком. Костный рельеф тазовых костей полностью сглажен и часто трудно прощупывается

1.5. Оценить форму ног.Она бывает 3 типов – прямые ноги, Х-образные и О-образные (табл. 12). По таблице найти тип формы ног и степень ее отклонения от прямых. Результат записать в Протокол.

Таблица 12

Типы Описание Степень
1. Прямые Ноги соприкасаются друг с другом в области бедер, коленей и щиколоток. При развитой икроножной мышце – и в области голени
2. Х-образные (вальгусный тип) Соприкасаются в области коленей, но не соприкасаются в области бедер и щиколоток (или только щиколоток – при ожирении) 1 – 3 * (Х1 – Х3)
3. О-образные (варусный тип) Ноги не смыкаются на всем протяжении от паха до щиколоток 1–4 степени** (О1 – О4)

Примечания: Кроме этих типов также различают асимметрию ног и хромоту.

* Степень определяется в баллах по расстоянию между медиальными линиями стоп при сомкнутых коленях. 1-я степень (Х1) – расстояние между стопами не более 5 см; 2-я степень (Х2) – расстояние от 5 до 10 см; 3-я степень (Х3) – расстояние свыше 10 см.

** Степень определяется в баллах по размеру щели между коленями при сомкнутых стопах. 1-я степень (О1) – расстояние между коленями не более 5 см; 2-я степень (О2) – расстояние от 5 до 10 см; 3-я степень (О3) – расстояние свыше 10 см; 4-я степень (О4 – «кривые ноги») – просвет превышает 20 см.

2. Оценить степень развития мускулатуры, жира и костяка методом соматоскопии

2.1. Определить степень развития мускулатурыпо объему и тонусу (напряжению) мышц (табл. 13). Результат записать в Протокол.

Таблица 13

Развитие мышц Описание
1. Слабое развитие Малый объем мышц; слабый тонус; рельеф отсутствует; лопатки выступают
2. Среднее Средний тонус, мышцы имеют типичную форму, контуры (бицепс, грудные мышцы); лопатки прижаты; живот прямой
3. Сильное Хорошо различается рельеф мышц (на спине, груди, конечностях). Бицепс при напряжении значительно увеличивает тонус и объем; сегментарность мышц брюшного пресса

2.2. Оценить развитие костяка по массивности скелета и суставов и индексу Соловьева (окружность запястья) (табл. 14). Результат записать в Протокол.

Таблица 14

Костяк Описание
1. Тонкий Кости тонкие, скелет грациальный; окружность запястья менее 14
2. Средний Умеренное развитие скелета; окружность запястья 14,5–15,5
3. Массивный Крепкий костяк с широкими костями; суставы массивные; окружность запястья более 15,5 см

2.3. Оценить степень жироотложения по развитию подкожной жировой клетчатки и сглаженности контуров тела (табл. 14, 15). Результат записать в Протокол.

Таблица 15

Жироотложение Описание
1. Слабое Рельеф костей плечевого пояса ясный. Хорошо виден рельеф суставов запястья, коленного, ступни. У особо худых ясный рельеф ребер
2. Среднее Рельеф костей сглажен (кроме ключицы)
3. Сильное Сглажен контур тела в целом; не просматривается мускульный рельеф; округленность частей тела, могут быть складки жира

3. Оценить форму стопы по отпечатку (по плантограмме).

3.1 Оценка стопы по плантограмме по методике Штрирер. Метод основан на соотношении узкой (опорной) части стопы к ширине стопы. Для этого проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутренней стороны стопы, из середины которой ведут перпендикуляр до наружного края отпечатка (рис. 2А). Вычисляют процентное соотношение отрезка, прошедшего через закрашенную часть отпечатка к длине всего перпендикуляра. Стопа оценивается как сводчатая – если результат не более 60 %; уплощенная – 60–70 %; плоская – более 70 %.

3.2 Оценка стопы по плантограмме по методике Яралова-Яралянца. Методика основана на рассмотрении положения двух линий, идущих из средины пятки по отношению к отпечатку стопы. Первая линия соединяет центр пятки со срединой основания большого пальца, вторая – с промежутком между 2 и 3 пальцами стопы (рис. 2Б). При сводчатой стопе внутренний край отпечатка не заходит за линии; при уплощенной стопе – располагается между линиями, при плоскостопии – выходит за границы обеих линий.

Оценить форму стопы различными способами. Результаты записать в Протокол соматоскопического исследования. Плантограммы вклеить.

Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru А Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru Б
Рис. 2. Оценка формы стопы методами Штрирер (А) и Яралова-Яралянца (Б)

Таблица 16

Протокол соматоскопического исследования

Признаки Характеристика
1. Форма грудной клетки  
2. Форма спины  
3. Осанка  
4. Форма живота  
5. Форма ног  
6. Степень развития мускулатуры  
7. Развитие костяка  
8. Степень жироотложения  
9. Оценка стопы: левой правой  
 
10. Общий вывод      
11. Рекомендации    

Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________

Лабораторная работа № 2

Спинного и головного мозга

Цель работы: изучить особенности строения спинного и головного мозга.

Оборудование: анатомические атласы, учебные таблицы, муляжи, скелет, влажные препараты мозга.

Ход работы:

1. Дайте определение:

Рефлекс– это

2. Назовите элементы рефлекторной дуги,укажите их значение

1)

2)

3)

4)

5)

3. Дайте характеристику спинного мозга по плану (табл. 17).

Таблица 17

Общая характеристика спинного мозга человека

План Характеристика Возрастные особенности
Местоположение    
Размеры, форма  
Отделы    
Область иннервации      
Функции   Рефлекторная  
Проводящая    

4. Изучите распределение серого и белого вещества спинного мозга по срезу спинного мозга. Сделайте рисунок и отобразите на нем элементы внешнего и внутреннего строения спинного мозга. Соедините нейроны так, чтобы получилась рефлекторная дуга, соединяющая рецептор (Р) и эффектор (Э)

 
Рис. 3. Срез спинного мозга. 1 – передняя продольная щель; 2 – передние корешки; 3 – задние корешки; 4 – спинномозговой ганглий (узел); 5 – спинномозговой нерв; 6 – передние канатики; 7 – боковые канатики; 8 – задние канатики; 9 – центральный канал; 10 – передние рога серого вещества; 11 – боковые рога; 12 – задние рога; 13 – местоположение чувствительных нейронов; 14 – местоположение вставочных (интернейронов) нейронов; 15 – местоположение двигательных нейронов; 16 – местоположение вегетативных нейронов

5. При помощи учебных таблиц, атласа и муляжа головного мозга найдите отделы головного мозга: продолговатый, задний (мост и мозжечок), средний, промежуточный, конечный (большие полушария); отметьте их разными цветами на рис. 4. Доли КБП заштриховать разными способами.

  Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru Рис. 4. Сагиттальный срез головного мозга Соотнесите с номерами на рисунке следующие структуры мозга: … – продолговатый мозг; … – Варолиев мост; … – 4-й желудочек; …..– мозжечок; … – средний мозг (ножки среднего мозга – … ; четверохолмие – …); … – промежуточный мозг (таламус – … ; гипоталамус –… ; гипофиз – … ; эпиталамус – ….); … – мозолистое тело; … – большие полушария (лобная доля – … ; центральная борозда – … ; теменная доля – …; теменно-затылочная борозда – … ; затылочная доля – …; лимбическая доля – …).  

6. Дайте характеристику головного мозга по плану (табл. 18).

Таблица 18

Общая характеристика головного мозга человека

План Характеристика Возрастные особенности
Местоположение    
Размеры, форма    
Отделы 1. 2. 3. 4. 5.
Область иннервации  
Распределение серого и белого вещества Серое вещество     Белое вещество    
Полости    
Функции Рефлекторная  
Проводящая    

Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________

Самостоятельная работа № 3.

Зрительный анализатор

Цель работы: изучить строение зрительного анализатора человека; исследовать остроту зрения.

Оборудование: анатомические атласы, учебные таблицы, муляжи, скелет, влажный препарат, таблица Сивцева, указка, метровая линейка.

Ход работы

1. Дайте определение:

Анализатор – это

2. Перечислите отделы анализатора и укажите их значение.

Название отдела Что входит в состав отдела Значение
       
       
       

3. Изучите структуру глаза – периферического отдела зрительного анализатора. Дополните схему составными элементами.

Глаз

       
  Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru   Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru

Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru Вспомогательный аппарат Глазное яблоко

Оболочки Ядро

4. Перечислите светопреломляющие среды глаза, укажите особенности их строения:

1). __________________________________________________________________________

2). ___________________________________________________________________________

3).___________________________________________________________________________

4).___________________________________________________________________________

5. Какое изображение предмета вследствие преломления световых лучей получается на сетчатке?

____________________________________________________________________________

6. Изучите строение глазного яблока человека. Сделайте подписи к рис. 5:

Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18.
Рис. 5.Строение глазного яблока

7. Изучите строение рецепторного аппарата сетчатки. Сделайте подписи к рисунку 6, дорисуйте недостающий слой клеток сетчатки. Укажите направление потока света.

  Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru     1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Пигментный слой клеток  
Рис. 6. Строение сетчатки.

8. Дайте характеристику фоторецепторов:

Таблица 20

Признак сравнения Палочки Колбочки
Численность    
Пигмент    
Место наибольшей концентрации    
Разновидности    
Значение    

9. Изучите схему проводящих путей зрительного анализатора (рис. 7).

Методические указания к использованию рабочей тетради - student2.ru Соотнесите с цифрами на рисунке следующие структуры: сетчатка – ….; зрительный нерв –….; зрительная хиазма –…; зрительный тракт – …; латеральное коленчатое тело метаталамуса – ….; зрительная лучистость – …..; высший центр зрительного анализатора (зрительная кора) – ….   В каком участке КБП находится зрительная кора? ________________________________ ________________________________
Рис. 7.Схема проводящих путей зрительного анализатора

10. Укажите особенности формы близорукого и дальнозоркого глазного яблока.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы основные причины близорукости?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие меры профилактики близорукости вам известны?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Определите остроту зрения.

Под остротой зрения понимают способность глаза различать две светящиеся точки раздельно. Для исследования остроты зрения используют таблицы, содержащие несколько рядов специально подобранных знаков – оптотипов (буквы, цифры, крючки, полосы, рисунки, незамкнутые кольца Ландольта). Таблица рассчитана на исследование с расстояния в 5 м. Цифры, расположенные справа от каждой строки, обозначают расстояние, с которого нормальный глаз различает оптотипы данной строки. Цифры, расположенные слева от каждого ряда, обозначают величину остроты зрения – визус (V), которая рассчитывается по формуле V=d/D, где V – острота зрения, d – расстояние испытуемого от таблицы,

Наши рекомендации