Методические указания к использованию рабочей тетради
Методические указания к использованию рабочей тетради
«Рабочая тетрадь и материалы для самостоятельной работы по возрастной анатомии, физиологии и гигиене» предназначена для рациональной организации времени студентов на лабораторных занятиях, а также в часы самостоятельной работы. Темы лабораторных работ соответствуют темам рабочей программы по данному предмету. Предложенные в тетради задания предполагают работу с микропрепаратами, муляжами, наблюдения и эксперименты, оценку физического развития, работу с анатомическими атласами, учебными таблицами и муляжами. Результаты выполнения заданий оформляются в виде рисунков и подписей к ним, а также в виде таблиц. В заданиях к каждому лабораторному занятию перечислены структуры, которые должны быть изображены на рисунках, найдены на препаратах, на рисунках в атласе и учебных таблицах. В рабочей тетради представлены таблицы, которые необходимо заполнить в процессе самостоятельной работы для усвоения материала по определенным темам.
Для подготовки к лабораторному занятию № 1 студенты должны предварительно проработать теоретический материал и до занятия заполнить таблицы по характеристике структур клетки и тканей человека. По окончании каждого последующего лабораторного занятия студентам предлагается задание для самостоятельной работы, состоящее в составлении характеристики систем организма по заданному плану, определении возрастных особенностей или заполнении таблиц по соответствующей теме.
В Приложении представлены справочные материалы и контрольный тест для закрепления и повторения изученного материала, а также вопросы к зачету.
Рекомендуемая литература
При изучении материала на лабораторных занятиях, а также для самостоятельной подготовки рекомендуется использование следующих учебных пособий:
1. Безруких, М. М. Возрастная физиология: учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М., 2002. – 254 с.
2. Возрастная физиология с основами здорового образа жизни [Текст] : учеб. пособие для самостоятельной работы студ. фак. физической культуры / [сост. Н. И. Кадочникова, Ю. С. Мясников]. – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2009.
3. Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека. В 4 т. [Текст] : учеб. пособие для студ. мед. вузов / Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников, А. Я. Синельников. – Изд. 7-е, перераб. – М.: Новая Волна: Издатель Умеренков, 2007.
4. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] : учебник для высш. учебн. заведений / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М.: Советский спорт, 2010.
5. Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология [Текст] : учеб. для студ. вузов [квалификация «Бакалавр»] / Е. А. Югова, Т. Ф. Турова. – М.: Академия, 2011.
Самостоятельная работа № 1
Клетка. Характеристика тканей человека
Цель работы: уточнить и расширить представления об особенностях структурной организации клетки животного типа и тканей человека.
1. Дайте определение:
Клетка – это
2. Повторите, вспомнив из школьного курса биологии, строение клетки. На представленной ниже схеме структуры клетки допишите её недостающие компоненты, отметьте их на рисунке 1.
Клетка
Поверхностный Ядерный
аппарат: аппарат:
- ……………………. - кариолемма
- биологическая - …………….
мембрана Цитоплазма - ядрышко(и)
- субмембранный
комплекс
Гиалоплазма Органоиды Включения
(матрикс)
Мембранного строения: Немембранного строения:
- митохондрии; - рибосомы;
- ……………… - …………….
- ……………… - …………….
- ……………… - …………….
- ……………… - …………….
Рис. 1. Строение клетки |
3. Охарактеризуйте в виде таблицы основные структуры клетки, указав их особенности строения (можно в виде схематических рисунков с подписями) и основные функции в соответствующих графах (табл. 1):
Таблица 1
Строение клетки
Название | Строение | Функции |
Биологическая мембрана Ядро Митохондрии ЭПС АГ Лизосомы Рибосомы Клеточный центр Микротрубочки |
4. Дайте определение:
Ткань – это
5. Дайте общую характеристику эпителиальной и соединительной тканей в виде таблицы (табл. 2):
Таблица 2
Особенности эпителиальной и соединительной тканей
Параметры | Эпителиальная ткань | Соединительная ткань |
1. Местоположение 2. Особенности строения 3. Классификация (разновидности ткани) 4. Свойства ткани 5. Функции 6. Происхождение |
6. Дайте общую характеристику мышечной и нервной тканей (табл. 3):
Таблица 3
Особенности мышечной и нервной тканей
Параметры | Мышечная ткань | Нервная ткань |
1. Местоположение 2. Особенности строения 3. Классификация (разновидности ткани) 4. Свойства ткани 5. Функции 6. Происхождение |
Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________
Лабораторная работа № 1
Ход работы
1. Ознакомьтесь с методами определения тотальных размеров тела: роста (при помощи ростомера), массы (взвешиванием) и окружности груди.
При проведении измерений необходимо соблюдать ряд требований:
· Исследования должны проводиться специальным инструментарием.
· В помещении должно быть достаточное освещение; температура не должна быть менее 18°С.
· Обследуемый должен быть без обуви; форма одежды: плавки для мужчин и открытый купальник (или трусы и бюстгальтер) для женщин.
· Во время измерения обследуемый должен поддерживать позу, близкую к положению «смирно»; голова располагается так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости («немецкая горизонталь»).
· Измерения нужно проводить утром, натощак; длительность измерений одного человека – не более 15-20 минут.
· Измерения лучше проводить вдвоем: один человек измеряет; второй – следит за соблюдением правил измерения и позой обследуемого, а также заносит результаты измерений в специальный Протокол измерений.
Длина тела измеряется ростомером. Измеряемый прикасается к вертикальной стойке межлопаточной и ягодичной областью, пятками. Горизонтальная планка прижимается к темени.
Окружность грудной клетки (ОГК) – измеряется мягкой сантиметровой лентой, которая накладывается сзади под нижними углами лопаток, спереди смыкается у мужчин и детей - по сосковой линии, у женщин - над молочными железами. Обхват груди измеряется в трех состояниях: при спокойном дыхании, при глубоком вдохе и максимальном выдохе. Разница между величинами окружностей при максимальном вдохе и максимальном выдохе является экскурсией грудной клетки и в норме составляет 6-8 см.
Масса тела определяется путем взвешивания на медицинских весах.
2. Ознакомьтесь с методами оценки антропометрических показателей.
Для суждения о физическом развитии человека полученные антропометрические показатели оценивают путем сравнения со средними величинами аналогичных показателей, наблюдаемых в такой же возрастно-половой группе. При этом используют: метод стандартов (метод Мартина); центильный метод; метод пропорций.
Оценка антропометрических показателей методом стандартов производится по оценочным таблицам. Физическое развитие отдельного индивида оценивается посредством сравнения его показателей со средними (М), характерными для той группы людей, к которой он относится (по возрасту, полу, росту, месту проживания или этнической принадлежности). Степень отклонения от стандартной величины (М) определяется по формуле: и оценивается по шкале (табл. 4):
Таблица 4
Шкала оценки развития признака
Диапазон изменения признака | Шкала оценки |
От М + 2 σ до М + 3 σ От М + 1 σ до М + 2 σ От М + 1 σ до М + 0,5 σ От М + 0,5 σ до М – 0,5 σ От М – 0,5 σ до М -1 σ От М - 1 σ до М - 2 σ От М - 2 σ до М -3 σ | Очень высокое развитие Высокое Выше среднего Типичные (средние) Ниже среднего Низкие Очень низкие |
В последнее время чаще применяют центильный метод оценки, для которого требуются центильные таблицы, где значения показателей располагаются от минимального до максимального, характерных для определенной части (%, или центиль) данной группы населения. При оценке полученное значение измеряемого признака подставляют в коридор значений, по номеру которого можно оценить степень развития признака.
В центильных таблицах принято различать 7 коридоров показателей.
· 1 коридор – значение показателя очень низкое (характерно для 3% обследованных);
· 2 – низкое (для 7%); 3 – ниже среднего (для 25%);
· 4 – среднее (для 50%); 5 – выше среднего (для 25%);
· 6 – высокое (для 7%); 7 – очень высокое (для 3%).
Зная номера коридоров тотальных размеров тела (длина тела, масса тела и окружность груди в покое), можно оценить гармоничность телосложения и соматотип человека.
Гармоничность телосложения оценивают по разнице номеров коридоров. Физическое развитие можно считать:
· гармоничным, если разница между номерами коридоров тотальных размеров тела равна 0 или 1;
· дисгармрничным – если разница равна 2;
· резко дисгармоничным – если равна 3 и более.
Соматотип определяется по сумме номеров коридоров тотальных размеров тела:
· если сумма коридоров менее 10 – тип телосложения определяется как микросоматик;
· если сумма 10–15 включительно – тип телосложения мезосматик;
· если сумма более 15 – макросоматик.
3. Определите тотальные размеры тела. Внесите полученные данные во второй столбик таблицы 5.Оцените полученные данные центильным методом, используя центильные таблицы (см. Приложение). Определить гармоничность физического развития и тип телосложения, внесите полученные данные в таблицу 5.
Таблица 5
Протокол оценки антропометрических показателей
Показатель | Значение | № коридора | Разность номеров коридоров | Вывод (гармоничность развития) | Сумма номеров коридоров | Вывод (соматотип) |
Рост | ||||||
Масса | ||||||
ОГК в покое |
4. Оцените пропорциональность развития методом индексов.
4.1. Оценить соотношение массы тела и роста, рассчитав ВРП – весо-ростовой показатель по формуле: ВРП = , где Р – масса тела (г), L – рост (см).
Оценка ВРП производится по шкале:
Средние показатели (средняя упитанность):
· для мужчин – 350–400 г/см; для женщин – 325–375 г/см;
· для мальчиков до 15 лет – 325 г/см; для девочек – 300 г/см.
Если значение отличается от среднего, то оценивается по шкале:
· 540 и более – ожирение; 451–540 – чрезмерный вес;
· 450–416 – излишний вес; 415–390 – высокая упитанность
· 359–320 – плохая упитанность;
· 300–319 – очень плохая упитанность;
· 200 – 299 – истощение.
ВРП=______________________________________ Оценка ВРП: ________________
4.2. Определить рост сидя и оценить длину ног, рассчитав индекс скелии по формуле Мануврие: %, гдеL – рост стоя (см), Si – рост сидя (см).
Оценка индекса производится по шкале:
· менее 84,9% – брахискелия (коротконогость);
· 85,0–89,9% – мезоскелия (средненогость);
· более 90,0% – макроскелия (длинноногость).
ИС =_______________________ Оценка длины ног: ___________________________
4.3. Оценить пропорциональность грудной клетки, рассчитав индекс Эрисмана по формуле: ИЭ = ,где Т – окружность груди в покое, L – рост (см).
Оценка ИЭ: среднее развитие: ИЭ = 3,3 см (для женщин) и 5,8 см (для мужчин), большее значение ИЭ – широкая грудная клетка; меньшее –узкогрудость.
ИЭ = _________________см; Оценка грудной клетки__________________________
5. Изучите методику определения «школьной зрелости» детей 6–7 лет методом Керна Йерасика.
Данный тест состоит из 3 заданий: 1. Рисунок человека. 2. Срисовывание простой фразы из 3 слов (например, «Он ел суп»). 3. Срисовывание группы точек.
Ребенку выдается лист нелинованной бумаги и карандаш.
Задание №1: на лицевой стороне ребенку предлагается нарисовать «дядю», как он умеет. Инструктирование по поводу деталей рисунка запрещается.
На оборотной стороне, которая заранее разделяется горизонтальной линией на 2 части, предлагается выполнить задания № 2 и 3.
При выполнении задания № 2 перед ребенком кладут карточку 7×14 см, на которой письменными буквами написана (размер букв не менее 1 см) фраза из 3 коротких слов, которую ему предлагается перерисовать.
Для выполнения задания № 3 на нижней части листа ребенку предлагается скопировать 10 точек (диаметр 2 мм, расстояние между точками 1 см), расположенных в виде пятиугольника с вершиной, обращенной вниз. После выполнения теста лист подписывается (ФИО, возраст, дата) и оценивается (табл. 6).
Таблица 6
Критерии оценки школьной зрелости по методу Керна Йерасика
№ | Балл | Описание |
есть голова, шея (не больше туловища), туловище и конечности; элементы мужской одежды; волосы, уши, глаза, нос, рот. На руках по 5 пальцев | ||
как и в п. 1, но могут отсутствовать волосы, уши; по 4 пальца | ||
есть голова, шея, туловище; руки и ноги нарисованы двумя линиями, отсутствуют (или не все) пальцы рук и ступни. Нет шеи, ушей, волос | ||
примитивная фигура; конечности (нарисованы одной линией) | ||
отсутствует четкое изображение человека | ||
фразу можно прочитать, буквы образуют 3 слова, их размер не больше чем в 2 раза от образца; строка может отклоняться до 30° от горизонтали | ||
предложение можно прочитать, нет стройности букв | ||
буквы разделены на 2 группы; можно прочитать хотя бы 4 буквы | ||
группа букв имеет вид письма. Читается хотя бы 2 буквы | ||
каракули | ||
точное симметричное изображение образца. Допустимо увеличение, не более, чем в 2 раза | ||
нарушение симметрии, 1 точка выходит за пределы строки или столбца; вместо точек могут быть кружки | ||
слабая схожесть с образцом, но сохранено подобие пятиугольника. Нарушение симметрии. Число точек может быть от 7 до 20 | ||
точки располагаются кучно, напоминают другую фигуру | ||
каракули |
Баллы за все задания суммируются. Если сумма баллов составляет 3–5 – ребенок «зрелый», готов к обучению в школе; 6–8 – ребенок «среднезрелый», необходима дополнительная подготовка к школе; 9 и более – ребенок к школе не готов, «незрелость».
По выданному рисунку определить «школьную зрелость» ребенка, оценив выполненные им задания в таблице 7.
Таблица 7
Протокол оценки школьной зрелости
ФИО ребенка, возраст | |||
Задание | Балл | Сумма | Вывод |
№ 1 | |||
№ 2 | |||
№ 3 |
Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________
Самостоятельная работа № 2
Соматоскопия. Плантография.
Цель работы:научиться определять и оценивать формы тела методом наружного осмотра (методом соматоскопии); овладеть техникой оценки формы стопы различными способами по плантограмме.
Оборудование: калькулятор, плантограммы обеих стоп, линейка, карандаш, треугольник.
1. Оценить формы своего тела
1.1. Оценить форму грудной клетки (таблица 8). По таблице найти тип грудной клетки, Результат записать в Протокол.
Таблица 8
Основные типы | Типы грудной клетки | Описание типа |
1. Плоская | При рассмотрении сбоку: передняя стенка расположена вертикально; малый переднезадний диаметр; При рассмотрении спереди: грудная клетка длинная, суженная, подреберный угол острый | |
2. Уплощенная | Сбоку: переднезадний диаметр невелик, лучше развита в поперечном направлении (при рассмотрении спереди достаточно широкая) | |
3. Цилиндрическая | Сбоку: широкая, переднезадний диаметр хорошо развит; спереди равномерно расширена (напоминает бочонок); подреберный угол - прямой | |
4. Коническая | Сбоку: контур передней стенки наклонный кпереди и вниз, плавно переходит в контур живота; переднезадний диаметр по величине приближается к поперечному; спереди: подреберный угол тупой, грудная клетка расширяется книзу | |
Аномальные | 5. Килеобразная (куриная) | Спереди: сдавлена с боков, грудина выступает вперед в виде киля |
6. «Грудь сапожника» | Грудная клетка плоская, грудина как бы вдавлена | |
7. Асимметричная | Асимметрия левой и правой половины |
1.2. Оценить форму спины по степени изгибов позвоночника, положению лопаток и развитию мышечного тонуса. По таблице 9 найти тип формы спины, результат записать в Протокол.
Таблица 9
Формы спины | Описание |
1. Выпрямленная | Характеризуется сглаженностью всех изгибов позвоночного столба и контуров лопаток. Мышечный тонус, как правило, снижен |
2. Нормальная | Средняя выраженность всех изгибов позвоночника и контура лопаток. Наблюдается при хорошо выраженном мышечном тонусе |
3. Сутуловатая (круглая) | Характеризуется выступанием назад грудного отдела позвоночника и наклоном вперёд шейного отдела. Углы лопаток выступают. Наблюдается у людей со слабым тонусом мускулов |
4. Кругловогнутая (кифотическая) | Характеризуется одновременным усилением грудного кифоза и поясничного лордоза; увеличен угол наклона таза; живот выпячен, ягодицы выдаются назад |
5. Плосковогнутая (лордическая) | Характеризуется усилением только поясничного лордоза |
6. Сколиотическая | Характеризуется боковым искривлением позвоночного столба, асимметрией надплечий, лопаток и треугольников талии |
1.3. Определить тип осанки.
Осанка – привычная поза непринужденно стоящего или сидящего человека (без активного напряжения мышц). Осанка оценивается по положению частей тела и выраженности изгибов позвоночника (таблица 10). Результат записать в Протокол.
Таблица 10
Типы осанки | Описание |
1. Правильная (нормальная) | Наблюдается при среднем и сильном развитии мышц. Голова располагается прямо, подбородок смотрит вперед; плечи расправлены, на одном уровне, лопатки прижаты, живот прямой, ноги прямые. Изгибы позвоночника выражены средне, уравновешенные |
2. Выпрямленная | Изгибы позвоночника сглажены. Спина прямая |
3. Сутуловатая | Резко выражен грудной кифоз и шейный лордоз; грудная клетка уплощена; плечи сведены вперед, подбородок опущен |
4. Лордическая | Увеличен поясничный лордоз; усилен поясничный изгиб; живот выпячен или отвисает; шейный изгиб сглажен |
5. Кифотическая | Усилены шейный и поясничный лордозы; плечи сведены вперед; голова опущена; живот выпячивается; локтевой и коленный сустав полусогнуты |
6. Сколиотическая | Боковые искривления позвоночника придают асимметрию положению плеч, лопаток, ключиц; один из треугольников талии сглажен; при стоянии усилена опора на одну ногу |
1.4. Оценить форму живота. По таблице 11 найти тип форму живота, результат записать в Протокол.
Таблица 11
Формы живота | Описание |
1. Впалый | Полное отсутствие подкожно-жировой ткани, слабый мышечный тонус брюшной стенки. Хорошо виден рельеф костей таза |
2. Прямой | Значительно развита брюшная мускулатура с хорошим тонусом. Жироотложение слабое или умеренное, рельеф тазовых костей сглажен |
3. Выпуклый | Характеризуется обильным развитием подкожно-жирового слоя. Развитие мышц может быть слабым или умеренным. При выпуклой форме живота часто появляется жировая складка, расположенная над лобком. Костный рельеф тазовых костей полностью сглажен и часто трудно прощупывается |
1.5. Оценить форму ног.Она бывает 3 типов – прямые ноги, Х-образные и О-образные (табл. 12). По таблице найти тип формы ног и степень ее отклонения от прямых. Результат записать в Протокол.
Таблица 12
Типы | Описание | Степень |
1. Прямые | Ноги соприкасаются друг с другом в области бедер, коленей и щиколоток. При развитой икроножной мышце – и в области голени | – |
2. Х-образные (вальгусный тип) | Соприкасаются в области коленей, но не соприкасаются в области бедер и щиколоток (или только щиколоток – при ожирении) | 1 – 3 * (Х1 – Х3) |
3. О-образные (варусный тип) | Ноги не смыкаются на всем протяжении от паха до щиколоток | 1–4 степени** (О1 – О4) |
Примечания: Кроме этих типов также различают асимметрию ног и хромоту.
* Степень определяется в баллах по расстоянию между медиальными линиями стоп при сомкнутых коленях. 1-я степень (Х1) – расстояние между стопами не более 5 см; 2-я степень (Х2) – расстояние от 5 до 10 см; 3-я степень (Х3) – расстояние свыше 10 см.
** Степень определяется в баллах по размеру щели между коленями при сомкнутых стопах. 1-я степень (О1) – расстояние между коленями не более 5 см; 2-я степень (О2) – расстояние от 5 до 10 см; 3-я степень (О3) – расстояние свыше 10 см; 4-я степень (О4 – «кривые ноги») – просвет превышает 20 см.
2. Оценить степень развития мускулатуры, жира и костяка методом соматоскопии
2.1. Определить степень развития мускулатурыпо объему и тонусу (напряжению) мышц (табл. 13). Результат записать в Протокол.
Таблица 13
Развитие мышц | Описание |
1. Слабое развитие | Малый объем мышц; слабый тонус; рельеф отсутствует; лопатки выступают |
2. Среднее | Средний тонус, мышцы имеют типичную форму, контуры (бицепс, грудные мышцы); лопатки прижаты; живот прямой |
3. Сильное | Хорошо различается рельеф мышц (на спине, груди, конечностях). Бицепс при напряжении значительно увеличивает тонус и объем; сегментарность мышц брюшного пресса |
2.2. Оценить развитие костяка по массивности скелета и суставов и индексу Соловьева (окружность запястья) (табл. 14). Результат записать в Протокол.
Таблица 14
Костяк | Описание |
1. Тонкий | Кости тонкие, скелет грациальный; окружность запястья менее 14 |
2. Средний | Умеренное развитие скелета; окружность запястья 14,5–15,5 |
3. Массивный | Крепкий костяк с широкими костями; суставы массивные; окружность запястья более 15,5 см |
2.3. Оценить степень жироотложения по развитию подкожной жировой клетчатки и сглаженности контуров тела (табл. 14, 15). Результат записать в Протокол.
Таблица 15
Жироотложение | Описание |
1. Слабое | Рельеф костей плечевого пояса ясный. Хорошо виден рельеф суставов запястья, коленного, ступни. У особо худых ясный рельеф ребер |
2. Среднее | Рельеф костей сглажен (кроме ключицы) |
3. Сильное | Сглажен контур тела в целом; не просматривается мускульный рельеф; округленность частей тела, могут быть складки жира |
3. Оценить форму стопы по отпечатку (по плантограмме).
3.1 Оценка стопы по плантограмме по методике Штрирер. Метод основан на соотношении узкой (опорной) части стопы к ширине стопы. Для этого проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутренней стороны стопы, из середины которой ведут перпендикуляр до наружного края отпечатка (рис. 2А). Вычисляют процентное соотношение отрезка, прошедшего через закрашенную часть отпечатка к длине всего перпендикуляра. Стопа оценивается как сводчатая – если результат не более 60 %; уплощенная – 60–70 %; плоская – более 70 %.
3.2 Оценка стопы по плантограмме по методике Яралова-Яралянца. Методика основана на рассмотрении положения двух линий, идущих из средины пятки по отношению к отпечатку стопы. Первая линия соединяет центр пятки со срединой основания большого пальца, вторая – с промежутком между 2 и 3 пальцами стопы (рис. 2Б). При сводчатой стопе внутренний край отпечатка не заходит за линии; при уплощенной стопе – располагается между линиями, при плоскостопии – выходит за границы обеих линий.
Оценить форму стопы различными способами. Результаты записать в Протокол соматоскопического исследования. Плантограммы вклеить.
А | Б |
Рис. 2. Оценка формы стопы методами Штрирер (А) и Яралова-Яралянца (Б) |
Таблица 16
Протокол соматоскопического исследования
Признаки | Характеристика |
1. Форма грудной клетки | |
2. Форма спины | |
3. Осанка | |
4. Форма живота | |
5. Форма ног | |
6. Степень развития мускулатуры | |
7. Развитие костяка | |
8. Степень жироотложения | |
9. Оценка стопы: левой правой | |
10. Общий вывод | |
11. Рекомендации |
Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________
Лабораторная работа № 2
Спинного и головного мозга
Цель работы: изучить особенности строения спинного и головного мозга.
Оборудование: анатомические атласы, учебные таблицы, муляжи, скелет, влажные препараты мозга.
Ход работы:
1. Дайте определение:
Рефлекс– это
2. Назовите элементы рефлекторной дуги,укажите их значение
1)
2)
3)
4)
5)
3. Дайте характеристику спинного мозга по плану (табл. 17).
Таблица 17
Общая характеристика спинного мозга человека
План | Характеристика | Возрастные особенности |
Местоположение | ||
Размеры, форма | ||
Отделы | ||
Область иннервации | ||
Функции | Рефлекторная | |
Проводящая |
4. Изучите распределение серого и белого вещества спинного мозга по срезу спинного мозга. Сделайте рисунок и отобразите на нем элементы внешнего и внутреннего строения спинного мозга. Соедините нейроны так, чтобы получилась рефлекторная дуга, соединяющая рецептор (Р) и эффектор (Э)
Рис. 3. Срез спинного мозга. 1 – передняя продольная щель; 2 – передние корешки; 3 – задние корешки; 4 – спинномозговой ганглий (узел); 5 – спинномозговой нерв; 6 – передние канатики; 7 – боковые канатики; 8 – задние канатики; 9 – центральный канал; 10 – передние рога серого вещества; 11 – боковые рога; 12 – задние рога; 13 – местоположение чувствительных нейронов; 14 – местоположение вставочных (интернейронов) нейронов; 15 – местоположение двигательных нейронов; 16 – местоположение вегетативных нейронов |
5. При помощи учебных таблиц, атласа и муляжа головного мозга найдите отделы головного мозга: продолговатый, задний (мост и мозжечок), средний, промежуточный, конечный (большие полушария); отметьте их разными цветами на рис. 4. Доли КБП заштриховать разными способами.
Рис. 4. Сагиттальный срез головного мозга | Соотнесите с номерами на рисунке следующие структуры мозга: … – продолговатый мозг; … – Варолиев мост; … – 4-й желудочек; …..– мозжечок; … – средний мозг (ножки среднего мозга – … ; четверохолмие – …); … – промежуточный мозг (таламус – … ; гипоталамус –… ; гипофиз – … ; эпиталамус – ….); … – мозолистое тело; … – большие полушария (лобная доля – … ; центральная борозда – … ; теменная доля – …; теменно-затылочная борозда – … ; затылочная доля – …; лимбическая доля – …). |
6. Дайте характеристику головного мозга по плану (табл. 18).
Таблица 18
Общая характеристика головного мозга человека
План | Характеристика | Возрастные особенности |
Местоположение | ||
Размеры, форма | ||
Отделы | 1. 2. 3. 4. 5. | |
Область иннервации | ||
Распределение серого и белого вещества | Серое вещество Белое вещество | |
Полости | ||
Функции | Рефлекторная | |
Проводящая |
Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________
Самостоятельная работа № 3.
Зрительный анализатор
Цель работы: изучить строение зрительного анализатора человека; исследовать остроту зрения.
Оборудование: анатомические атласы, учебные таблицы, муляжи, скелет, влажный препарат, таблица Сивцева, указка, метровая линейка.
Ход работы
1. Дайте определение:
Анализатор – это
2. Перечислите отделы анализатора и укажите их значение.
№ | Название отдела | Что входит в состав отдела | Значение |
3. Изучите структуру глаза – периферического отдела зрительного анализатора. Дополните схему составными элементами.
Глаз
Вспомогательный аппарат Глазное яблоко
Оболочки Ядро
4. Перечислите светопреломляющие среды глаза, укажите особенности их строения:
1). __________________________________________________________________________
2). ___________________________________________________________________________
3).___________________________________________________________________________
4).___________________________________________________________________________
5. Какое изображение предмета вследствие преломления световых лучей получается на сетчатке?
____________________________________________________________________________
6. Изучите строение глазного яблока человека. Сделайте подписи к рис. 5:
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | |
Рис. 5.Строение глазного яблока |
7. Изучите строение рецепторного аппарата сетчатки. Сделайте подписи к рисунку 6, дорисуйте недостающий слой клеток сетчатки. Укажите направление потока света.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Пигментный слой клеток | |
Рис. 6. Строение сетчатки. |
8. Дайте характеристику фоторецепторов:
Таблица 20
Признак сравнения | Палочки | Колбочки |
Численность | ||
Пигмент | ||
Место наибольшей концентрации | ||
Разновидности | ||
Значение |
9. Изучите схему проводящих путей зрительного анализатора (рис. 7).
Соотнесите с цифрами на рисунке следующие структуры: сетчатка – ….; зрительный нерв –….; зрительная хиазма –…; зрительный тракт – …; латеральное коленчатое тело метаталамуса – ….; зрительная лучистость – …..; высший центр зрительного анализатора (зрительная кора) – …. В каком участке КБП находится зрительная кора? ________________________________ ________________________________ | |
Рис. 7.Схема проводящих путей зрительного анализатора |
10. Укажите особенности формы близорукого и дальнозоркого глазного яблока.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы основные причины близорукости?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие меры профилактики близорукости вам известны?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Определите остроту зрения.
Под остротой зрения понимают способность глаза различать две светящиеся точки раздельно. Для исследования остроты зрения используют таблицы, содержащие несколько рядов специально подобранных знаков – оптотипов (буквы, цифры, крючки, полосы, рисунки, незамкнутые кольца Ландольта). Таблица рассчитана на исследование с расстояния в 5 м. Цифры, расположенные справа от каждой строки, обозначают расстояние, с которого нормальный глаз различает оптотипы данной строки. Цифры, расположенные слева от каждого ряда, обозначают величину остроты зрения – визус (V), которая рассчитывается по формуле V=d/D, где V – острота зрения, d – расстояние испытуемого от таблицы,