Тема: Компенсаторная гиперфункция миокарда. Сердечная недостаточность.

Вопросы к практическим занятиям по патофизиологии

для студентов 3 курса стоматологического факультета

Модуль 3. Патология систем:

Кровообращения, мочеобразования, пищеварения, печени, крови.

Практическое занятие №1 (11).

Тема: Компенсаторная гиперфункция миокарда. Сердечная недостаточность.

Вопросы для самоподготовки:

1. Причины нарушения кровообращения. Острая и хроническая сердечная недостаточность (понятие).

2. Механизмы компенсации кровообращения (кардиальные, экстракардиальные).

3. Компенсаторная гиперфункция миокарда, причины, стадии развития. Особенности компенсаторной гиперфункции миокарда как адаптивной реакции органа.

4. Основные причины, способствующие переходу стадии устойчивой гиперфункции в стадию изнашивания миокарда.

5. Ремоделирование миокарда как типовой патологический процесс. Определение понятия. Пусковые факторы и единицы ремоделирования.

6. Роль гемодинамического стресса и нарушений нейроэндокринной регуляции в структурной и функциональной перестройке миоцитарного и интерстициального компонентов миокарда при ремоделировании.

7. Концентрический и эксцентрический типы ремоделирования. Особенности изменения состояния кардиомиоцитов, геометрии миокарда и его функций в зависимости от типа ремоделирования.

8. Сходства и различия компенсаторной гиперфункции миокарда у спортсменов и у лиц с патологией кровообращения

9. Признаки декомпенсации работы сердца, механизмы развития.

10. Приобретенные пороки сердца, причины, виды.

11. Ишемическая болезнь сердца, формы, причины, факторы риска, механизм развития.

12. Ишемическое повреждение миокарда, стадии. Патогенез.

13. Синдром реперфузии. Патогенез. Роль липидной триады и Са2+ в механизме развития.

14. Защитные механизмы при ишемии. Роль активации гликолиза, адениловых нуклеотидов, антиоксидантной защиты в ограничении ишемических повреждений миокарда.

15. Кардиогенный шок. Понятие, механизм развития.

Практическое занятие № 2 (12).

Тема: Патофизиология мочеобразования и мочеотделения.

Вопросы для самоподготовки:

1. Общая этиология и патогенез нарушений функций почек.

2. Изменения диуреза почечного и непочечного происхождения. Понятия «олигоурия», «анурия».

3. Основные синдромы, характерные для патологии почек: мочевой, гипертензивный, нефротический, отечный.

4. Проявления мочевого синдрома:протеинурия, лейкоцитурия, цилиндрурия, гематурия. Определение понятий.

5. Гематурия почечного и непочечного происхождения. Основные причины.

6. Протеинурия. Характеристика основных типов и механизмов развития патологической протеинурии.

7. Гипертензивный синдром. Почечные механизмы развития гипертензивного синдрома.

8. Нефротический синдром. Определение понятий. Последствия потери белка при нефротическом синдроме.

9. Отечный синдром. Механизмы его развития при патологии почек. Патогенез отеков при нефротическом синдроме и остром диффузном гломерулонефрите.

10. Нарушение концентрационной способностипочек. Понятия «гиперстенурия», «гипостенурия», «изостенурия», «астенурия».

11. Острая почечная недостаточность. Определение понятия. Причины, стадии развития. Патогенез основных нарушений.

12. Хроническая почечная недостаточность. Определение понятия, причины, стадии развития.

13. Уремический синдром. Определение понятия. Основные механизмы патогенеза.

14. Острый диффузный гломерулонефрит. Иммунные механизмы поражения клубочков при гломерулонефрите.

15. Основные изменения в полости рта при патологии почек (уремический синдром, нефротический синдром, азотемия).

Практическое занятие № 3 (13).

Тема: Патология системы гемостаза.

Вопросы для самоподготовки:

1. Система « гемостаза », понятие. Понятие о первичном и вторичном гемостазе.

2. Нарушения сосудисто-тромбоцитарного гемостаза при тромбоцитопениях, изменении свойств тромбоцитов.

3. Вазопатии, виды.

4. Нарушение коагуляционных механизмов гемостаза. Коагулопатии врожденные и приобретенные.

5. Нарушения фибринолиза.

6. ДВС-синдром. Понятие. Фазы развития.

7. Тромбоцитозы, виды

8. Патогенез изменений в полости рта при различных нарушениях в системе гемостаза.

Модуль 4. Патология систем:

Эндокринной системы. Атеросклероз.

Практическое занятие № 1 (19).

Тема: Эндокринопатологии.

Вопросы для самоподготовки:

1. Общая этиология и патогенез эндокринопатий. Нарушение корково-гипоталамо-гипофизарной регуляции функции желез внутренней секреции.

2. Влияние гиперфункции аденогипофиза на организм: гигантизм, акромегалия, болезнь Иценко-Кушинга.

3. Патология гипоталамо-нейрогипофизарной регуляции. Недостаточность секреции и регуляторных влияний АДГ. Синдром неадекватной гиперпродукции АДГ. Этиология и патогенез нарушений.

4. Патология щитовидной железы. Гипотиреоз. Определение понятия.

5. Тиреоидиты: острый, подострый, хронический.

6. Тиреотоксикоз. Определение понятия. Диффузный токсический зоб, этиология, патогенез развития основных проявлений

7. Зоб (определение понятия) Зобогенные вещества. Йоддефицитные состояния (эндемический зоб)

8. Острая недостаточность надпочечников. Понятие. Этиология. Патогенез нарушений.

9. Хроническая надпочечниковая недостаточность. Первичная хроническая надпочечниковая недостаточность (Болезнь Аддисона). Этиология, патогенез нарушений.

10. Гиперфункция коры надпочечников. Виды гиперкортицизма. Синдром Иценко – Кушинга. Механизм формирования стероидного диабета и стероидного остеопороза.

11. Патология мозгового слоя надпочечников: феохромоцитома. Патогенез нарушений.

12. Гиперальдостеронизм, виды. Первичный гиперальдостеронизм( синдром Конна), патогенез основных нарушений. Вторичный альдостеронизм, этиология, патогенез, отличия от первичного.

13. Нарушения в полости рта при эндокринопатиях

14. Учение Селье о стрессе как общем адаптационном синдроме.

15. Современные представления о причинах (стрессорах) в механизме развития стресс-реакции, виды стрессоров.

16. Роль стресса в развитии срочного этапа адаптации.

17. Роль стресса в формировании долговременной адаптации.

18. Понятие о дистрессе и болезнях адаптации

19. Понятие о стесс-лимитирующих системах, виды.

20. Роль стресса в развитии нарушений в тканях пародонта.

Практическое занятие № 2 (20).

Тема: Атеросклероз.

Вопросы для самоподготовки:

1. Патология расщепления и всасывания липидов, причины.

2. Нарушение обмена холестерина. Гиперхолестериемии.

3. Атеросклероз, понятие.

4. Дислипопротеидемии, виды. Индекс атерогенности по Климову и Фридлянду.

5. Теории патогенеза атеросклероза: липидной инфильтрации, тромбогенная, перикисная, моноклональная, иммунокомплексная, и др.

6. Факторы риска в патогенезе атеросклероза: наследственная дислипопротеидемия, ожирение, курение, артериальная гипертензия, стресс и др.

7. Изменения тканей пародонта при развитии атеросклероза.

Вопросы к практическим занятиям по патофизиологии

для студентов 3 курса стоматологического факультета

Модуль 3. Патология систем:

Кровообращения, мочеобразования, пищеварения, печени, крови.

Практическое занятие №1 (11).

Тема: Компенсаторная гиперфункция миокарда. Сердечная недостаточность.

Вопросы для самоподготовки:

1. Причины нарушения кровообращения. Острая и хроническая сердечная недостаточность (понятие).

2. Механизмы компенсации кровообращения (кардиальные, экстракардиальные).

3. Компенсаторная гиперфункция миокарда, причины, стадии развития. Особенности компенсаторной гиперфункции миокарда как адаптивной реакции органа.

4. Основные причины, способствующие переходу стадии устойчивой гиперфункции в стадию изнашивания миокарда.

5. Ремоделирование миокарда как типовой патологический процесс. Определение понятия. Пусковые факторы и единицы ремоделирования.

6. Роль гемодинамического стресса и нарушений нейроэндокринной регуляции в структурной и функциональной перестройке миоцитарного и интерстициального компонентов миокарда при ремоделировании.

7. Концентрический и эксцентрический типы ремоделирования. Особенности изменения состояния кардиомиоцитов, геометрии миокарда и его функций в зависимости от типа ремоделирования.

8. Сходства и различия компенсаторной гиперфункции миокарда у спортсменов и у лиц с патологией кровообращения

9. Признаки декомпенсации работы сердца, механизмы развития.

10. Приобретенные пороки сердца, причины, виды.

11. Ишемическая болезнь сердца, формы, причины, факторы риска, механизм развития.

12. Ишемическое повреждение миокарда, стадии. Патогенез.

13. Синдром реперфузии. Патогенез. Роль липидной триады и Са2+ в механизме развития.

14. Защитные механизмы при ишемии. Роль активации гликолиза, адениловых нуклеотидов, антиоксидантной защиты в ограничении ишемических повреждений миокарда.

15. Кардиогенный шок. Понятие, механизм развития.

Практическое занятие № 2 (12).

Тема: Патофизиология мочеобразования и мочеотделения.

Вопросы для самоподготовки:

1. Общая этиология и патогенез нарушений функций почек.

2. Изменения диуреза почечного и непочечного происхождения. Понятия «олигоурия», «анурия».

3. Основные синдромы, характерные для патологии почек: мочевой, гипертензивный, нефротический, отечный.

4. Проявления мочевого синдрома:протеинурия, лейкоцитурия, цилиндрурия, гематурия. Определение понятий.

5. Гематурия почечного и непочечного происхождения. Основные причины.

6. Протеинурия. Характеристика основных типов и механизмов развития патологической протеинурии.

7. Гипертензивный синдром. Почечные механизмы развития гипертензивного синдрома.

8. Нефротический синдром. Определение понятий. Последствия потери белка при нефротическом синдроме.

9. Отечный синдром. Механизмы его развития при патологии почек. Патогенез отеков при нефротическом синдроме и остром диффузном гломерулонефрите.

10. Нарушение концентрационной способностипочек. Понятия «гиперстенурия», «гипостенурия», «изостенурия», «астенурия».

11. Острая почечная недостаточность. Определение понятия. Причины, стадии развития. Патогенез основных нарушений.

12. Хроническая почечная недостаточность. Определение понятия, причины, стадии развития.

13. Уремический синдром. Определение понятия. Основные механизмы патогенеза.

14. Острый диффузный гломерулонефрит. Иммунные механизмы поражения клубочков при гломерулонефрите.

15. Основные изменения в полости рта при патологии почек (уремический синдром, нефротический синдром, азотемия).

Практическое занятие № 3 (13).

Наши рекомендации