Внутриутробное инфицирование плода
При инфекционной патологии матери находят обсеменение эмбриона и плаценты различными микроорганизмами (вирусы, микоплазмы, бактерии, чаще стрептококки группы А и Д), что подтверждает наличие прижизненного инфицирования. В 61,3% случаев в возникновении плацентитов принимают участие одновременно несколько возбудителей (В.Ф.Мельникова, А.В.Цинзерлинг, 1993).
Поскольку основной причиной преждевременных родов являются инфекционные заболевания, и, прежде, всего инфекция гениталий, у 15% женщин, гестационный период у которых осложнился преждевременными родами, из амниотической жидкости были высеяны различные микроорганизмы (J.Martius., D.A.Eshenbach, 1990).
При изучении причин перинатальной смертности нами было выявлено, что внутриутробные инфекции (врожденная пневмония, врожденный сепсис, врожденный менингит и т.д.) в структуре перинатальной смертности занимали второе место. Сопоставление в данной категории результатов патоморфологического исследования плодов (новорожденных) и плацент показало, что внутриутробное инфицирование плода сопровождалось выраженными изменениями воспалительного характера в плаценте, проявляющимися отеком, инфильтрацией полинуклеарными лейкоцитами хориальной пластинки, амниона, пуповины, а также стромы, пролиферацией клеточных элементов, дистрофией и десквамацией хориального эпителия.
Значительную роль в инфицировании плодного яйца играют воспалительные заболевания шейки матки у беременных женщин. По всей вероятности, это обусловлено нарушением барьерной функции цервикального канала и распространением воспалительного процесса на эндометрий и нижний полюс плодного яйца с неблагоприятными последствиями для развития плода.
Так, по данным Gerber Angelica (1993), в 20-30% случаев самопроизвольных абортов и около 3/4 преждевременных родов отмечено наличие восходящей инфекции.
Изучена роль хламидийной инфекции в развитии осложнений гестационного периода и влияния этой инфекции на исход беременности. В литературе описана связь между наличием хламидийной инфекции, развитием преждевременных родов и неонатальной заболеваемости. Так, при хламидийной инфекции у матери частота перинатальной смертности в 8-10 раз выше, чем в группе неинфицированных женщин (В.Е.Радзинский, М.Б.Чистяков, 1992; В.Е.Радзинский, Е.Н.Кондратьева, А.П.Милованов, 1993).
У 25-50% детей, рожденных инфицированными женщинами, развивается хламидийная инфекция глаз, у 10-20 % - хламидийная пневмония (А.М.Соловьев, М.А.Гомберг.1999).
При обследовании женщин с самопроизвольными выкидышами ряд исследователей подчеркивает определенную роль микоплазменной инфекции, поскольку у плодов были обнаружены воспалительные изменения в легких, в тканях мозга, печени, селезенке, в плаценте, вызванные наличием микоплазм.
В исследованиях В.Н.Прилепской и соавт.(1997) подчеркивается, что при наличии у беременных женщин вагинального кандидоза частота инфицирования плода и новорожденного возрастает в 2,4 раза.
Важно отметить, что беременные, роженицы и родильницы могут быть источником внутриутробного (анте-, интранатального) и постнатального инфицирования плода и новорожденного. По данным Г.А Самсыгиной и соавт. (1996), за последние 20 лет частота кандидоза у доношенных новорожденных возросла с 1,9 до 15, 6%.
Следует отметить, что инфицирование плода при вагинальном кандидозе происходит как восходящим, так и трансплацентарным путем. Однако трансплацентарный путь инфицирования встречается довольно редко. При нарушении целостности амниотических оболочек у беременных с вагинальным кандидозом создаются условия для восходящего инфицирования плода. Этому в значительной мере способствует повышение проницаемости плодных оболочек, наблюдаемое в конце беременности.
Заражение происходит за счет контакта грибов с кожей и слизистыми плода, а также при аспирации или заглатывании им инфицированных околоплодных вод. При этом клиника кандидоза у ребенка может проявляться относительно поздно - на 5-15 сутки жизни. Кроме того, внутриамниотическая инфекция, вызванная Candida albicans, у женщин с преждевременным разрывом плодных оболочек может протекать бессимптомно. Постнатальное инфицирование до настоящего времени остается основным путем заражения новорожденных. Клиника кандидозного поражения появляется у новорожденных или в результате эндогенной активации грибов рода Candida после внутриутробного заражения, или в результате госпитального заражения.
В исследованиях В.И.Козловой и А.Ф.Пухнер (1995); Н.Д.Фанченко, М.Л.Алексеева, Р.Н.Щедрина и др. (1997) отмечено патологическое влияние вируса цитомегалии не только на течение гестационного периода, но и на состояние новорожденных. Вирус цитомегалии может быть выделен из отделяемого матки, цервикального канала и, молока родильниц.
Латентная форма вируса во время беременности может привести как к внутриутробному инфицированию плода, так и вызвать преждевременное прерывание беременности. Цитомегаловирус, инфицируя плод трансплацентарно, находит для себя благоприятные условия размножения, вызывая не только врожденную патологию (эмбриопатии, фетопатии), но и продолжая активно размножаться во многих органах и тканях, обуславливает заболевание детей в постнатальном периоде. В этих случаях цитомегалия проявляется в форме тяжелой болезни.
Заражение ребенка вирусом цитомегалии может происходить и ин-транатально, во время родов в случае поражения вирусом шейки матки. В результате анте-, интра-, постнатального инфицирования плода (новорожденного) может развиться хроническая генерализованная инфекция у детей раннего возраста и первых лет жизни. Выделение огромных количеств вируса цитомегалии с мочой и слюной делает таких детей опасным источником для окружающих, которые могут заражаться алиментарным или респираторным путем.
Следовательно, у беременных цитомегаловирусная инфекция чаще всего протекает хронически или скрыто (латентно), не причиняя им особого вреда, но передается внутриутробно, вызывая гибель плода, уродства, а при рождении ребенка - тяжелые заболевания ЦНС. Имеются сообщения, что среди беременных частота цитомегаловирусной инфекции составляет 6%. Поэтому вирусные заболевания у женщин имеют прямое отношение к проблеме деторождения, т.е. тесно связаны с рождаемостью здорового поколения.
По данным различных авторов, генитальный герпес у беременных встречается в 7-66% случаев (З.С.Зайдиева, В.Л.Тютюник, О.В.Данченко, 1999).
Клинические проявления герпетической инфекции у плода, при наличии генитального герпеса у матери, определяются в основном двумя факторами: сроком гестации, в который происходит инфицирование, и путем проникновения возбудителей. Неблагоприятный для плода исход беременности, при герпетической и других вирусных инфекциях, связан главным образом с гематогенным путем передачи инфекционного агента. При этом могут быть тяжелые диссеминированные поражения фетоплацентарного комплекса, мозга, печени, легких и других жизненно важных органов плода, обусловленные трансплацентарной передачей вируса. Исследование плаценты при неонатальном поражении герпесом может помочь в определении способа передачи инфекции.
Инфицирование плода вирусом герпеса в I триместре беременности может привести к поражениям, характерным и для других внутриутробных инфекций: микро- и гидроцефалии, внутричерепному кальцинозу, катаракте, порокам развития. Инфицирование во II и III триместрах беременности вызывает гепатоспленомегалию, анемию, желтуху, хориоретинит, гипотрофию, пневмонию, менингоэнцефалит.
Нередко внутриутробное Инфицирование плода вирусом герпеса вызывает повреждения, из-за которых его дальнейшее развитие становится невозможным.
При инфицировании матери после 20 недель беременности повышается частота преждевременных родов и опасность прямой передачи вируса герпеса плоду, что приводит в конечном итоге к поражению головного мозга, глаз, легких. Внутриутробные пневмонии, вызванные вирусом герпеса, характеризуются тяжелым течением и трудно поддаются лечению. При внутриутробном инфицировании вирусом простого герпеса (тип 2) в III триместре беременности у новорожденного может быть поражена кожа (герпетические высыпания или изъязвления). При этом риск инфицирования плода особенно высок у беременной или роженицы с герпетической инфекцией при наличии высыпаний в родовом канале (Г.Т.Сухих, Л.В.Ванько, В.И.Кулаков, 1997).