Клинические проявления хламидийной инфекции гениталий
Урогенитальный хламидиоз является самым распространенным среди болезней, передаваемых половым путем, что признается ВОЗ и другими исследователями, занимающимися этой проблемой.
По оценкам ВОЗ, в 1995 г. в мире зарегистрировано 89 млн. новых случаев хламидиоза (А.М. Соловьев, М.А Гомберг.1999).
Так, в США ежегодно выявляется 4 млн. инфицированных, а в Европе - 3 млн. В связи с тем, что 50-70% инфицированных женщин не имеют клинических проявлений, это заболевание представляет исключительную проблему для программы охраны здоровья населения. Будучи недиагностированной и нелеченной, инфекция может сохраняться в течение месяцев и передаваться сексуальным партнерам. Более того, женщины, страдающие цервикальной хламидийной инфекцией, подвержены риску развития внутренних заболеваний органов малого таза, которые могут привести к длительным расстройствам репродуктивной функции, таким как хронические боли в малом тазу, эктопическая беременность, трубное бесплодие.
Дети, рожденные от инфицированных матерей, также подвержены риску инфицирования и развития конъюнктивитов и пневмоний. Стоимость прямых и непрямых затрат на борьбу с генитальной хламидийной инфекцией в США оценивается в 2,4 млрд. долларов в год (Р.В.Пилинг, Р.С.Бренэм, 1994).
В России хламидиоз является вторым по распространенности заболеванием после гриппа. Если учесть, что хламидиоз часто протекает без выраженной симптоматики, лабораторно трудно диагностируется, не так просто излечиваете зет массу осложнений, следует ожидать , что он постепенно превратится s своеобразную угрозу обществу (А.Л Машкиллейсон и соавт.,1995).
По данным А.С.Анкирской (1999), последствием заражения хламидиями становится патология, связанная с нарушением иммунорегуляции воспалительного процесса. К такой патологии, помимо трубного бесплодия и эктопической беременности, относятся аутоиммунные нарушения, в том числе самопроизвольные выкидыши на ранних стадиях развития эмбриона, перигепатит, реактивные артриты. Обсуждается роль хламидий как кофактора патологии сосудов сердца. Считают, что хламидии обуславливают 60% случаев острого сальпингита и эктопической беременности и 80% случаев трубного бесплодия .
Как и при других заболеваниях, передаваемых половым путем, самоизлечение при хламидиозе вряд ли возможно. Первичная инфекция не индуцирует длительного иммунитета, и после первичного заражения заболевание часто бывает бессимптомным, следовательно, остается нераспознанным и нелеченным. Без лечения или при неадекватной терапии хламидиоз становится хроническим с персистенцией измененных форм возбудителя, что ведет к склерозированию тканей половой системы и спаечному процессу в малом тазу. Хламидии могут “ускользать” от механизмов иммунной защиты организма-хозяина, поэтому индуцируют аутоиммунные процессы, ведущие к самопроизвольным выкидышам на ранних стадиях развития эмбриона, иммунным формам бесплодия и прочее.
В отличие от других заболеваний, передаваемых половым путем, диагностика хламидиоза еще недостаточно разработана. Нет общепринятых стандартных методов лабораторной диагностики, объективных критериев интерпретации результатов. Наиболее актуальным является выявление бессимптомного носительства хламидии.
В этой связи считаем целесообразным представить краткую характеристику клинической симптоматики генитального хламидиоза. Инкубационный период для хламидиоза составляет 10-30 дней (у большинства 10-20 дней). При урогенитальном хламидиозе, являющемся преимущественно локальным заболеванием, изменений в клинических анализах крови и мочи (СОЭ, лейкоцитоз, количество эритроцитов и гемоглобина) не наблюдается (В.И. Кисина, 2001).
В связи с отсутствием общепринятой клинической классификации заболевания представляется целесообразным пользоваться следующей терминологией (по аналогии с классификацией гонореи) при постановке диагноза:
• свежий урогенитальный хламидиоз;
• хронический урогенитальный хламидиоз.
После определения длительности заболевания (свежий, хронический) необходимо указывать топический диагноз.
Распространение цервикальной хламидийной инфекции в популяции варьирует от 2 до 12% (И.К.Акулова, 1997).
Хламидийный цервицит протекает чаще бессимптомно. Иногда больные жалуются на незначительные выделения из цервикального канала. Для хламидийного цервицита характерны желтые, слизисто-гнойные выделения из цервикального канала и присутствие более 10 полиморфноядерных лейкоцитов в одном поле зрения, содержащихся в нитях выделений из шейки матки и обнаруживаемых в окрашенном по Граму тонком мазке эндоцервикального экссудата. При обследовании биоптатов шейки матки наблюдается главным образом мононуклеарная инфильтрация, чаще с фолликулярным цервицитом.
Кольпоскопическая картина хламидийных цервицитов отличается от таковой при цервицитах микробного происхождения особым характером вакуолизации эпителия, отеком и набуханием слизистой оболочки, относительной вялостью течения воспалительного процесса. При кольпоскопии на слизистой оболочке шейки матки, кроме отечности и гиперемии, нередко определяются папулы, представляющие собой слегка приподнятую слизистую оболочку. Проба Шиллера выявляет четко выраженную йоднегативную зону у входа в цервикальный канал. Вследствие вялого течения цервицита эта йоднегативная зона удерживается длительное время, тогда как йоднегативные папулы на слизистой оболочке шейки матки при других инфекциях держатся недолго.
Хламидийная инфекция иногда не вызывает явных клинических симптомов у женщин и проявляется в виде очень легкого воспаления шейки матки , с преимущественным поражением наружного зева. По оценкам специалистов (А.М.Соловьев, М.А.Гомберг,1999), у 15-40% женщин с хламидийной инфекцией шейки матки развиваются воспалительные заболевания органов малого таза.
Вульвиты хламидийной этиологии сопровождаются поражением мочеиспускательного канала или клитора, а иногда и того, и другого. Больные предъявляют жалобы на чувство жжения и наличие зуда.
Хламидийная инфекция часто вовлекает в воспалительный процесс выводные протоки бартолиновой железы. В этот период больные жалуются на зуд, а затем и боли в области наружных половых органов. При стойком закрытии выводного протока с одной или обеих сторон возникает кистозное образование, наполненное секретом бартолиновой железы.
При восходящем распространении инфекции может развиться хламидийный эндометрит, для которого характерно наличие болей внизу живота, маточных кровотечений. Проведение бимануального гинекологического исследования выявляет болезненность матки при безболезненности ее придатков. Хламидийная инфекция нередко поражает и маточные трубы. Наличие хламидийного сальпингита сочетается с клиническими проявлениями цервицита, эндометрита.
По данным ряда авторов (Blanchard et alJ995; L.Himard ei а!., 1995), хламидии являются этиологическим фактором у 8-40% больных сальпингитом.
Хламидийный пельвиоперитонит развивается как осложнение сальпингита и сальпингоофорита. При проведении лапароскопии установлено частое сочетание острого хламидийного перитонита и острого фиброзного перигепатита, описанного как синдром Fitz-Hugh-Curtis. O наличии данного синдрома, и особенно о природе его возникновения, необходимо всегда помнить, когда молодая сексуально активная в половой жизни женщина предъявляет жалобы, характерные для признаков холецистита (лихорадка, острые или подострые боли в правом верхнем квадранте живота).
Наряду с выраженными типичными формами заболевания, встречаются стертые и бессимптомные формы. Кроме этого, симптомы заболевания в ряде случаев появляются поздно (через 3-4 недели) и бывают выражены нерезко. Болезнь, как правило, у всех больных развивается медленно, только когда к заболеванию присоединяется какая-либо вторичная бактериальная инфекция, больные вынуждены обращаться к гинекологу. По данным В.И.Козловой, А.Ф.Пухнер (1995), в 16% случаев заболевание начиналось с конъюнктивита, в 8% - с уретрита и в 76% случаев - с цервицита.
Переходя интраканикулярно из цервикального канала в эндометрий, а иногда и в маточные трубы, хламидии могут под влиянием лечения исчезнуть из влагалища и шейки матки, оставаясь в расположенных выше участках полового тракта (З.А. Плиева, 2000)
Урогенитальный хламидиоз у беременных диагностируется в 3-12% наблюдений, достигая 33-74% при хронических воспалительных заболеваниях урогенитального тракта, хронических неспецифических заболеваниях легких, отягощенном акушерском анамнезе (мертворождения, внутриутробная пневмония у новорожденного, преждевременные роды, привычное невынашивание).
Урогенитальный хламидиоз у 17-30% беременных протекает латентно или с незначительной симптоматикой. Повышение температуры, как правило, отсутствует. Жалоб беременные не предъявляют или отмечают непостоянное ощущение зуда и жжения в области наружных половых органов, периодические дизурические явления. При наличии смешанной инфекции Урогенитальный хламидиоз может протекать с полным симптомокомплексом, включающим цервицит, который характеризуется отеком, гиперемией, рыхлостью слизистой оболочки шейки матки. Многие исследователи считают фолликулярный цервицит патогномоничным симптомом урогенитального хламидиоза, при этом на слизистой оболочке шейки матки, чаще в области передней губы, определяется папулообразное выпячивание размером с просяное зерно, содержащее серовато-белое отделяемое. Нередко цервицит сочетается с эрозией шейки матки. Хламидийный вагинит чаще бывает вторичным, возникает на фоне хронического цервицита. Вульвиты хламидийной этиологии при беременности встречаются в 5-6 раз чаще, чем у небеременных женщин. Как правило, этот процесс отмечается при длительном рецидивирующем течении хламидийной инфекции до беременности и неадекватной терапии. Хламидийные вульвовагиниты сопровождаются поражением клитора, мочеиспускательного канала и парауретральных желез. Хламидийные бартолиниты при беременности встречаются редко (около 1%) и сопровождаются чрезвычайно скудной симптоматикой. Частота симптомных уретритов у беременных также невелика и составляет 2-3 %.
Другие клинические симптомы при беременности также не являются специфическими. К вышеперечисленным осложнениям следует добавить изменения функции фетоплацентарного комплекса, проявляющегося плацентарной недостаточностью (у 27%) в сочетании с нарушением состояния плода.