Минимальный возраст детей, допускаемых к освоению Программы – 9 лет.
Основное содержание этапов спортивной подготовки утверждено федеральным стандартом спортивной подготовки и раскрывается в разделах данной Программы.
На этап начальной подготовки зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). На этапе НП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнения контрольных нормативов для зачисления на тренировочный этап подготовки.
Основные задачи этапа:
- улучшение состояния здоровья и закаливание; - устранение недостатков физического развития;
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям легкой атлетикой, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;
- обучение основами техники всех видов легкой атлетики и широкому кругу двигательных навыков;
- приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;
- воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;
- поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.
Тренировочные группы формируются на конкурсной основе лицами, прошедшими начальную подготовку не менее одного года, выполнившими переводные нормативы по общефизической и специальной подготовке.
Этот этап состоит из двух периодов:
- базовой подготовки (2 года обучения);
- спортивной специализации (3 года обучения).
В тренировочные группы зачисляются на конкурсной основе только здоровые и практически здоровые обучающиеся, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общей физической и специализированной подготовке.
Основные задачи этапа:
- укрепление здоровья, закаливание;
- устранение недостатков в уровне физической подготовленности;
- освоение и совершенствование техники всех видов легкой атлетики;
- планомерное повышение уровня общей, специальной физической подготовленности, гармоничное совершенствование основных физических качеств с акцентом на развитие анаэробной выносливости;
- формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки;
- к концу этапа – определение предрасположенности к дисциплине легкой атлетики; - воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;
- профилактика вредных привычек. Результатом реализации Программы является: На этапе начальной подготовки:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков; - освоение основ техники по виду спорта легкая атлетика;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств; - укрепление здоровья спортсменов;
- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта легкая атлетика.
На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта легкая атлетика;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов.
2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
В основу комплектования учебных групп положена система многолетней подготовки с учетом особенностей развития и возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. Перевод занимающихся в следующие группы обучения и увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливаются стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровнем спортивных результатов.
Наполняемость тренировочных групп и объем тренировочной нагрузки определяется с учетом техники безопасности.
При необходимости объединения в одну группу обучающихся, разных по возрасту, уровню спортивной подготовленности, разница в уровне спортивной подготовленности не должна превышать двух спортивных разрядов.
Продолжительность одного занятия не должна превышать:
- в группах начальной подготовки первого года обучения 2-х часов;
- в группах начальной подготовки свыше года и в тренировочных группах 3-х часов;
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Год обучения | Минимальный возраст для зачисления, лет | Наполняемость групп (человек) | Максимальное количество учебных часов в неделю |
Этап начальной подготовки | |||
1-й | 9-10 | ||
2-й | 10-11 | ||
3-й | 11-12 | ||
Учебно-тренировочный этап | |||
4-й | 12-13 | ||
5-й | 13-14 | ||
6-й | 14-15 | ||
7-й | 15-16 | ||
8-й | 16-18 |
Система подготовки юных спортсменов требует четкого планирования нагрузок, применяемых в процессе тренировки, с учетом возрастных особенностей растущего организма.
Общий подход к планированию, на всех этапах тренировки, заключается в постоянном возрастании объемов общей и специальной физической подготовки, с изменением их процентного соотношения в сторону увеличения удельного веса средств СФП при снижении ОФП, процент технической подготовки постепенно увеличивается и составляет более половины от общего объѐма тренировочных средств.
СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕМОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДАМ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Разделы подготовки | Этапы и годы спортивной подготовки | |||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | |||
1 год | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |
Бег на короткие дистанции | ||||
Общая физическая подготовка (%) | 71 - 87 | 68 - 85 | 28 - 38 | 18 - 27 |
Специальная физическая подготовка (%) | 22 - 28 | 26 - 33 | ||
Техническая подготовка (%) | 15 - 17 | 15 - 17 | 24 - 30 | 25 - 31 |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) | 5 - 6 | 6 - 7 | 7 - 9 | 9 - 11 |
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) | 0,5 - 1 | 1 - 3 | 3 - 4 | 5 - 6 |
Бег на средние и длинные дистанции | ||||
Общая физическая подготовка (%) | 71 - 87 | 68 - 85 | 50 - 60 | 40 - 48 |
Специальная физическая подготовка (%) | 12 - 15 | 15 - 18 | ||
Техническая подготовка (%) | 15 - 17 | 15 - 17 | 18 - 22 | 20 - 24 |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) | 5 - 6 | 6 - 7 | 7 - 9 | 9 - 11 |
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) | 0,5 - 1 | 1 - 3 | 3 - 4 | 5 - 6 |
Прыжки | ||||
Общая физическая подготовка (%) | 71 - 87 | 68 - 85 | 28 - 38 | 18 - 27 |
Специальная физическая подготовка (%) | 22 - 28 | 26 - 33 | ||
Техническая подготовка (%) | 15 - 17 | 15 - 17 | 24 - 30 | 25 - 31 |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) | 5 - 6 | 6 - 7 | 7 - 9 | 9 - 11 |
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) | 0,5 - 1 | 1 - 3 | 3 - 4 | 5 - 6 |
Метания | ||||
Общая физическая подготовка (%) | 71 - 87 | 68 - 85 | 28 - 38 | 18 - 27 |
Специальная физическая подготовка (%) | 22-28 | 26-33 | ||
Техническая подготовка (%) | 15 - 17 | 15 - 17 | 24 - 30 | 25 - 31 |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) | 5 - 6 | 6 - 7 | 7 - 9 | 9 - 11 |
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) | 0,5 - 1 | 1 - 3 | 3 - 4 | 5 - 6 |
Многоборье | ||||
Общая физическая подготовка (%) | 65 - 87 | 65 - 87 | 45 - 66 | 26 - 41 |
Специальная физическая подготовка (%) | 10 - 20 | 15 - 20 | 20 - 30 | 40 - 61 |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) | 2 - 4 | 2 - 4 | 3 - 5 | 3 - 6 |
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) | 0,5 - 1 | 1 - 3 | 3 - 4 | 5 - 6 |
НОРМАТИВЫ МАКСИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ
Этапный норматив | Этапы и годы спортивной подготовки | |||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | |||
до года | свыше года | до двух лет | свыше двух лет | |
Количество часов в неделю | ||||
Количество тренировок в неделю | 6-7 | |||
Общее количество часов в год | ||||
Общее количество тренировок в год | 234-273 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВИДУ СПОРТА ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Виды соревнований | Этапы и годы спортивной подготовки | |||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | |||
до года | свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |
Контрольные | 5 - 9 | 8 - 12 | 11 - 16 | 14 - 21 |
Отборочные | - | 1 - 2 | 2 - 4 | 2 - 5 |
Основные | - | 1 - 2 | 1 - 3 | 2 - 4 |
Предлагаемый учебный план составлен с расчетом на 39 недель
Планирование годичного цикла тренировки зависит от задач конкретного этапа подготовки, календаря спортивно-массовых мероприятий и сроков проведения основных стартов года. Кроме того, каждый тренер вносит корректировки в зависимости от расписания занятий.
На основе годового плана разрабатываются для каждой группы тематические планы по периодам учебного года с учетом специфики вида легкой атлетики, расписания занятий, состоящие из отдельных микро - и мезоциклов.
Круглогодичный цикл подготовки условно можно подразделить на пять периодов: 1-й подготовительный (сентябрь-ноябрь 1-й соревновательный (декабрь-январь), 2-й подготовительный (февраль-март), 2-й соревновательный (апрель-май), переходный (июнь –оздоровительные лагеря). Июль-август каникулярное время. В зависимости от календаря соревнований обозначенные сроки могут сдвигаться в ту или другую сторону. Кроме того данная периодизация характерна для учебно-тренировочных групп.
В каждом периоде решаются специфические задачи.
Подготовительный период:
1. Создание базы для достижения высоких спортивных результатов (повышение уровня функциональной подготовленности).
2. Совершенствование и развитие физических качеств.
3. Повышение технического уровня в имитационных, специальных и подводящих упражнениях.
4. Воспитание морально-волевых качеств.
Необходимо помнить, что для освоения большого объема важна постепенность в нарастании нагрузки и контроль над изменением работоспособности. Объем в учебно-тренировочных занятиях возрастает от начала периода к концу и достигает максимальных значений к предпоследней недели, после чего снижается, тогда, как интенсивность выполняемых упражнений возрастает.
Соревновательный период:
1. Дальнейшее повышение достигнутого уровня тренированности. 2. Совершенствование техники избранного вида легкой атлетики.
3. Расширение соревновательного опыта, совершенствование навыков саморегуляции в предстартовой подготовке.
В этот период значительно возрастает интенсивность тренировочных занятий, при общем снижении, а затем стабилизации на среднем уровне, объема выполняемой работы.
Переходный период:
1. Поддержание достигнутого уровня функциональной подготовленности. 2. Восстановление психофизиологических функций организма.
Общая нагрузка постепенно снижается, тренировки проводятся с пониженной интенсивностью с акцентом на развитие общефизической подготовленности и общей выносливости. Целесообразно включение в занятия упражнений из других видов спорта для снятия психоэмоционального напряжения.
Необходимым документом планирования является рабочий план-график, отражающий распределение учебного материала и объѐмов нагрузки по учебно-тренировочным занятиям в месяц. Рабочий план-график для каждой группы составляет тренер-преподаватель с учетом специфики вида легкой атлетики и расписания занятий.
Конспект учебно-тренировочного занятия представляет собой конкретно выраженное в количественных и качественных показателях задание с чѐтко просматриваемой организационно-методической схемой, направленной на решение поставленных в занятии задач.
ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК ДЛЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП, РАСЧИТАННЫЙ НА 39 УЧЕБНЫХ НЕДЕЛЬ
№ п\ п | Разделы программы | % | Этап начальной подготовки | Тренировочный этап | ||||||
Годы обучения | ||||||||||
Максимальная продолжительность одного занятия (в академических часах) | ||||||||||
Количество часов в неделю | ||||||||||
Годовой объем (часы) | ||||||||||
часы | часы | часы | часы | часы | часы | часы | часы | |||
Теоретическая подготовка | ||||||||||
Общая и специальная физическая подготовка | ||||||||||
Избранный вид спорта | ||||||||||
Другие виды спорта и подвижные игры | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||||||
Участие в соревнованиях | ||||||||||
Итого |
ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
№ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ | ЧАСЫ | ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОК | |||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | ма й | ||||
Теоретическая подготовка | ||||||||||||
Общая и специальная физическая подготовка | ||||||||||||
Избранный вид спорта | ||||||||||||
Другие виды спорта и подвижные игры | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||||||||
Участие в соревнованиях | ||||||||||||
Итого |
ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 2 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
№ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ | ЧАСЫ | ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОК | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||
Теоретическая подготовка | |||||||||||
Общая и специальная физическая подготовка | |||||||||||
Избранный вид спорта | |||||||||||
Другие виды спорта и подвижные игры | |||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | |||||||||||
Участие в соревнованиях | |||||||||||
Итого |
ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 3 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
№ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ | ЧАСЫ | ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОК | |||||||||
сентябр ь | октябрь | ноябр ь | декабрь | январь | февраль | мар т | апрель | ма й | ||||
Теоретическая подготовка | ||||||||||||
Общая и специальная физическая подготовка | ||||||||||||
Избранный вид спорта | ||||||||||||
Другие виды спорта и подвижные игры | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||||||||
Участие в соревнованиях | ||||||||||||
Итого | ||||||||||||
ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 1 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
№ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ | ЧАСЫ | ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОК | |||||||||
сентябр ь | октябр ь | ноябрь | декабрь | январ ь | февраль | март | апрель | ма й | ||||
Теоретическая подготовка | ||||||||||||
Общая и специальная физическая подготовка | ||||||||||||
Избранный вид спорта | ||||||||||||
Другие виды спорта и подвижные игры | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||||||||
Участие в соревнованиях | ||||||||||||
Итого | ||||||||||||
ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 2 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
№ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ | ЧАСЫ | ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОК | |||||||||
сентябр ь | октябр ь | ноябр ь | декабр ь | январ ь | феврал ь | мар т | апрель | ма й | ||||
Теоретическая подготовка | ||||||||||||
Общая и специальная физическая подготовка | ||||||||||||
Избранный вид спорта | ||||||||||||
Другие виды спорта и подвижные игры | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||||||||
Участие в соревнованиях | ||||||||||||
Итого | ||||||||||||
ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 3 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
№ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ | ЧАСЫ | ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОК | |||||||||
сентябр ь | октябр ь | ноябр ь | декабр ь | январ ь | феврал ь | мар т | апрель | ма й | ||||
Теоретическая подготовка | ||||||||||||
Общая и специальная физическая подготовка | ||||||||||||
Избранный вид спорта | ||||||||||||
Другие виды спорта и подвижные игры | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||||||||
Участие в соревнованиях | ||||||||||||
Итого | ||||||||||||
ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 4 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
№ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ | ЧАСЫ | ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОК | |||||||||
сентябр ь | октябр ь | ноябр ь | декабр ь | январ ь | феврал ь | мар т | апрель | ма й | ||||
Теоретическая подготовка | ||||||||||||
Общая и специальная физическая подготовка | ||||||||||||
Избранный вид спорта | ||||||||||||
Другие виды спорта и подвижные игры | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||||||||
Участие в соревнованиях | ||||||||||||
Итого |
ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 5 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
№ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ | ЧАСЫ | ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОК | |||||||||
сентябр ь | октябр ь | ноябр ь | декабр ь | январ ь | феврал ь | мар т | апрел ь | май | ||||
Теоретическая подготовка | ||||||||||||
Общая и специальная физическая подготовка | ||||||||||||
Избранный вид спорта | ||||||||||||
Другие виды спорта и подвижные игры | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||||||||||
Участие в соревнованиях | ||||||||||||
Итого | ||||||||||||
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
При проведении тренировочных занятий предусматриваются основные организационно-профилактические меры обеспечения безопасности и снижения травматизма, обязательные к выполнению.
Тренировочные занятия и спортивно-массовые мероприятия разрешается проводить:
˗ при условии наличия соответствующей квалификации тренерско- преподавательского и медицинского обслуживающего персонала;
˗ при условии наличия допуска занимающихся к физкультурно-спортивным занятиям;
˗ при соответствии спортивной экипировки санитарно-гигиеническим нормам, правилам соревнований и методике тренировки;
˗ при соответствии мест проведения учебно-тренировочного процесса, соревнований и спортивномассовых мероприятий санитарным нормам;
˗ при условии готовности места проведения, инвентаря и оборудования к конкретному мероприятию;
˗ все тренировочные занятия должны проводиться только под руководством тренера, инструктора и согласно утвержденному расписанию.
Спортивные соревнования и спортивно-массовые мероприятия проводятся в присутствии медицинского персонала, тренеров, инструкторов и судейской коллегии.
Тренировочный процесс, соревнования, спортивно-массовые мероприятия могут быть начаты только после выполнения всех мер, обеспечивающих профилактику спортивного травматизма и безопасности проведения мероприятий, как для спортсменов, так и для зрителей.
Правила поведения и требования безопасности при занятиях легкой атлетикой
Во время тренировочного процесса необходимо строго соблюдать правила организации занятий:
- Не начинайте тренировку без предварительной подготовки к ней (подготовка всего организма либо определенных его частей).
- Внимательно осмотрите место и условия, где будет проходить тренировка, и если есть помехи, то устраните их.
- Изучите упражнение, соразмерьте его со своими возможностями, и если возможности намного отстают, то лучше выбрать полегче упражнение, чтобы выполнить его на высоком уровне (например, если в приседе со штангой для вас предел 100 кг, а ставите 150 кг, подумайте, готовы ли вы к этому весу, здесь есть возможность получить травму).
- Контролируйте свои действия на всем протяжении спортивной деятельности, особенно, когда начинает наступать утомление и когда приступаете к разучиванию новых, сложных по технике упражнений.
Необходимо соблюдение следующих требований: ˗ заниматься в спортивной одежде:
˗ заниматься на тренажѐрах только в присутствии тренера: ˗ соблюдать правила личной гигиены.
Запрещается без разрешения тренера-преподавателя: ˗ выполнять какие-либо технические действия;
˗ заниматься на снарядах.
Занятия по легкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.
К занятиям допускаются учащиеся:
˗ отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
˗ прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
˗ имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.
Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.
Учащийся должен:
˗ бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;
˗ не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке;
˗ быть внимательным при перемещениях по стадиону; ˗ знать и выполнять настоящую инструкцию.
За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.
Требования безопасности при занятиях беговыми видами Учащийся должен:
˗ при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке; ˗ во время бега смотреть на свою дорожку;
˗ после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;
˗ возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками;
˗ в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;
˗ при беге по пересеченной местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному тренером;
˗ выполнять разминочный бег по крайней дорожке. Требования безопасности при занятиях прыжками в длину
Песок в яме для приземления должен быть влажным, хорошо взрыхленным, а его поверхность должна находиться на одном уровне с поверхностью дорожки для разбега.
Перед выполнением прыжков необходимо убрать из ямы грабли, лопаты и другие посторонние предметы.
Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги.
Учащийся должен:
грабли класть зубьями вниз;
не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;
выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;
выполнять прыжки поочередно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;
после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернутся на свое место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.
Требования безопасности при занятиях прыжками в высоту При проведении занятий по прыжкам в высоту:
˗ в спортивном зале гимнастические маты на месте приземления необходимо укладывать плотно и ровно;
˗ места разбега и отталкивания должны быть ровными и сухими;
˗ в случае использования учениками разбега с разных сторон следует усилить внимание к регулированию порядка выполнения прыжков: допускать к прыжкам сначала учеников, разбегающихся с одной стороны (толчковая нога – левая), а затем – с другой (толчковая нога -правая);
˗ не допускать поспешности с поднятием планки на предельную высоту;
˗ не применять на уроке способы прыжков в высоту, не предусмотренные учебной программой и правилами соревнований.
Требования безопасности при занятиях метанием Учащийся должен:
˗ перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет; ˗ осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;
˗ при групповом метании стоять с левой стороны от метающего; ˗ в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;
˗ находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;
˗ после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;
˗ при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли. Не передавайте снаряд друг другу броском. Не метайте снаряд в не оборудованных для
этого местах.
Требования безопасности в аварийных ситуациях Учащийся должен:
˗ при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
˗ с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
˗ при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
˗ по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.
Требования безопасности по окончании занятий
˗ под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения; ˗ организованно покинуть место проведения занятия;
˗ переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь; ˗ вымыть с мылом руки.
Профилактика травм