Vii.J. методы опосредованной коррекции
И ПРОФИЛАКТИКИ ЛИЧНОСТНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Работа с родителями
Работа с родителями направлена как на профилактику возможных нарушений, так и на коррекцию неправильных, травмирующих ребенка стилей воспитания.
Работа может проводиться в виде тематических семинаров для родителей, а также совместных вечеров вместе с детьми. Главная цель — обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребенку.
Общепризнанно, что следующие компоненты эффективного общения родителей с детьми являются необходимыми.
1. Контакт глаз. Это прямой взгляд в глаза другому человеку.
Большинство людей неосознанно использует его как основное
средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к
детям. Ребенок использует контакт глаз с родителями и другими
людьми для эмоциональной подпитки (как уже было указано выше,
избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмо
ционального неблагополучия ребенка). Ласковый взгляд снижает
уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в
нем чувство безопасности и уверенности в себе. Часто бывает, что
родители используют контакт глаз, только когда упрекают ребен
ка, ругают, настаивают на своем. В результате на фоне внешней
покорности и послушания у ребенка может развиться депрессия и
невроз.
Родители должны знать о действенности этого контакта, как созидательного, так и разрушительного.
2. Физический контакт. Речь идет о любом физическом контакте: прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и т. п. В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка. Можно сказать, что соответствующий возрасту постоянный физический контакт — это эффективный способ заполнить «эмоциональный резервуар» ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом.
3. Пристальное внимание. Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.
Пристальное внимание — жизненно важная, насущная потребность каждого ребенка. Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Такой ребенок обычно более замкнут, чем остальные дети, ему труднее общаться со сверстниками. Он хуже справляется с любой конфликтной ситуацией. В детском саду он часто демонстрирует крайне зависимое поведение от воспитателя детского сада и других взрослых, с которыми общается.
Некоторые дети в таких обстоятельствах компенсируют дефицит внимания крайней назойливостью и навязчивостью.
4. Дисциплина. Предполагается, что уверенный в любви и поддержке со стороны взрослых ребенок должен уметь подчиняться определенному алгоритму деятельности, соблюдать принятые на себя обязательства. Важно, чтобы родители понимали, что «наказание» и «дисциплина» суть не одно и то же. Наказание предполагает, что в системе отношений со взрослым у ребенка не был выбран четкий алгоритм взаимной ответственности.
Коррекционная работа с родителями должна быть направлена на преодоление ими неправильных, ведущих к искажению психосоциального развития ребенка стилей воспитания.
Педагог в состоянии справиться с данной задачей только вместе с родителями, а для этого он должен уметь определить ее и учесть в своей работе, разъясняя родителям негативные последствия неправильного воспитания.
Рассмотрим наиболее типичные стили ошибочного воспитания.
1. Эмоциональное неприятие ребенка.
При неприятии все в ребенке вызывает у родителя досаду: и ест не так, и плачет слишком много, и т.д. Неприятие всегда приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе: если ребенка не любят собственные родители, у него не может быть уверенности в собственных силах. В конце концов у ребенка возникает ответное неприятие родителей, которое может быть перенесено и на других взрослых. В характере ребенка формируются черты неустойчивости, негативизма, демонстративности. При слабом темпераменте формируется полная зависимость от других людей.
2. Гиперсоциальное воспитание.
При этом стиле осознанного неприятия нет, но и учета особенностей ребенка тоже нет. Он должен следовать в своем развитии жесткой родительской программе в соответствии с «идеальными» в настоящее время предписаниями ученых или модой. В результате у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности, постоянного несоответствия родительским ожиданиям, что приводит к формированию тревожно-мнительного характера.
3. Тревожно-мнительное воспитание.
Ребенка исступленно любят, и такая любовь превращается в страх потерять его. Часто данный тип воспитания наблюдается в семьях с единственным ребенком, ослабленным или поздно появившимся. Ребенка не отпускают гулять, не разрешают играть со сверстниками, в результате все этапы социализации он проходит со значительным отставанием и испытывает выраженные трудности адаптации к новым ситуациям, в частности к ДОУ.
4. Эгоцентрическое воспитание.
При данном типе воспитания ребенок растет при полном отсутствии хоть какой-то дисциплины. Все его желания удовлетворяются
немедленно. Он кумир всей семьи, и ему все можно. В результате
ребенок не приучен принимать и понимать интересы других лю
дей, произвольный контроль у него резко снижен. Он не может
ждать своей очереди, малейшие преграды воспринимает агрес
сивно. В коллективе уживается с трудом. Могут возникнуть демон
стративные реакции по мере роста неуверенности в себе. >
Повышение психологической компетентности !
Воспитателей ДОУ
Психологическая компетентность воспитателей — необходимое условие претворения личностно-ориентированной модели дошкольного образования в жизнь.
Рис.11 |
Решающее значение в повышении психологической компетентности работников ДОУ мы видим не столько в курсах повышения квалификации, построенных по классическому «лекционному» образцу, сколько в систематических тренинговых занятиях типа групп личностного роста с акцентом на профессионально значимых качествах и умениях, а также в повседневном тренинге наблюдательности педагогов. Примером может служить предложенная нами форма для отслеживания процесса адаптации ребенка в период первичного привыкания к ДОУ или в период после длительного отсутствия ребенка в учреждении (см. приложение к разд. VI). В темы занятий обязательно должен быть включен тренинг по овладению навыками эффективной коммуникации, включая методы ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.
Рис.12
Педагоги должны владеть в полном объеме теми же обязательными средствами проявления своего расположения и внимания к ребенку, что были описаны нами в разделе работы с родителями: уметь использовать контакт глаз (рис. 11); физический контакт (рис. 12); уметь проявлять внимание и поддерживать дисциплину.
При этом педагоги должны осуществлять уровневый подход к коррекции выявленных недостатков: начинать с развития базовых форм социального взаимодействия и постепенно переходить к более сложным, нормативным для данного возраста способам коммуникации.
Контрольные вопросы и задания
1. Опишите основные направления работы педагога по профилактике вторичных отклонений в личностном развитии детей.
2. Опишите примеры заданий на развитие эмоциональной чуткости у дошкольников.
3.Опишите методы развития навыков эффективной коммуникации у дошкольников, различные позиции педагога.
4. В чем состоят основные направления работы с семьей?
5.Расскажите о развитии отдельных психических процессов у дошкольников и младших школьников.
Литература
Бурменская Г. В. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2002.
I Джинот Х.Дж. Групповая психотерапия с детьми. — М., 2001.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — М., 1996.
Корнелиус X., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. — М., 1992.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — М., 1996.
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. — М., 1994.
Оклендер Б. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М, 1997.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. — М., 2000.
Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя. — М., 1992.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995.
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2000.
Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.
Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — М., 2001.
Приложение к разделу II