Клиническая характеристика речи

В детском возрасте в развитии речевых процессов значитель­ную роль играет правое полушарие. В настоящее время высказыва­ется точка зрения, что недостаточная осознанность и произволь­ность детской речи на ранних этапах ее становления связана с активным участием в организации речевого акта именно правого полушария. В формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит струк­турам доминантного по речи (обычно левого) полушария мозга (Э. Г. Симерницкая, 1985).

Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания перифе­рических центральных структур головного мозга) и патологиче­ского (болезненного) характера.

Патологические нарушения речи в зависимости от локализа­ции подразделяются на центральные и периферические, а в зави­симости от характера нарушения — на органические и функцио­нальные.

Клинические формы нарушений речи:

1) периферического характера:

механическая дислалия (нарушения звукопроизношения связа­ны с различными нарушениями строения артикуляционного ап­парата); функциональная дислалия (нарушение функции артику­лирования — неправильные, неточные движения артикуляцион­ного аппарата при сохранном строении органов артикуляции);

ринолалия — нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь — голоса, вызванное нарушени­ем строения артикуляционного аппарата в виде расщелин (неза-ращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягко­го нёба. Может быть открытой, когда воздушная струя при зву­кообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа, и закрытой, проявляющейся при нарушениях нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, опухолях, ис­кривлениях носовой перегородки, хронических процессах в но­соглотке;

ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной арти­куляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации;

дисфония — расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими и функ-

циональными расстройствами голосообразующего механизма цен­трального и периферического характера;

2) центрального характера:

дизартрия — нарушение звуковой системы языка (звукопроиз-ношения, просодики, голоса) в результате органического пора­жения центральной нервной системы. Нередко при дизартрии на­рушения не ограничиваются только произносительной стороной, но касаются также лексико-грамматической стороны и понима­ния речи;

алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие орга­нического поражения речевых зон коры головного мозга во внут­риутробном или раннем периоде развития ребенка (до формиро­вания речи). При моторной алалии трудности касаются развития собственной речи при относительно сохранной возможности по­нимания обращенной речи. При сенсорной алалии наблюдается противоположная картина: нарушается в той или иной степени понимание речи окружающих;

афазия — полная или частичная утрата ранее сформирован­ной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспали­тельных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны. В ос­нове механизма афазий лежит распад речевого стереотипа, в связи с чем утрачиваются навыки произношения или возможности по­нимания чужой речи. В детском возрасте (до 5 — 7 лет) наруше­ния речи при поражениях мозга по типу афазий в основном стер­тые и в большей мере касаются слухоречевой памяти (Л. С. Цвет-кова, 1988);

дисграфия, или аграфия, — специфическое, соответственно ча­стичное или полное расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга — заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов;

дислексия (алексия) — стойкое нарушение чтения, связанное с недоразвитием в основном теменно-височно-затылочной области головного мозга.

Наши рекомендации