Глава 3. психология детей с нарушениями речи (логопсихология)
Ш.З./. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПСИХОЛОГИИ
Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.
Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.
Задачи логопсихологии.
1. Изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии.
2. Изучение особенностей личностного и социального развития у детей с речевой патологией.
3. Определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования.
4. Разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложных недостатков развития).
5. Разработка методов психологической коррекции и профилактики речевых нарушений в детском возрасте.
Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными психологами (Л. С. Выготским, А. В.Запорожцем, А. Р.Лурией, Р. Е.Левиной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредствовании психических процессов.
Теоретические истоки логопсихологии находятся в исследованиях Л. С. Выготского, раскрывающих сложную структуру аномального развития ребенка, согласно которой «дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».
Так, первичный дефект, недоразвитие или повреждение раз-личных^звеньев речевой системы^ при отсутствии специальных коррекционных мероприятий неизбежно вызовет ряд вторичных и третичных отклонений: недоразвитие всех сторон речи; ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений; недостатки памяти; недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания; снижение уровня обобщений; недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Данные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребенка, что связано с
Г)1
речевыми проблемами, могут приводить к трудностям в общении с другими людьми, нарушению его социальных связей с окружающим миром, к чувству отверженности и одиночества.
Для получения целостной картины структуры нарушения лого-психологии необходимо опираться на патопсихологию, на знание закономерностей развития высших психических функций при патологии развития, на общую и специальную психологию, возрастную психологию, нейропсихологию, психодиагностику. Следует иметь тесную связь с логопедией и знаниями о речевых нарушениях, их механизмах, тяжести, структуре, а также с нейро-лингвистикой. Важное значение для логопсихологии представляют и знания медицинских наук: педиатрии, невропатологии и др.
Ш.3.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Логопсихология является одной из наименее разработанных отраслей специальной психологии. Традиционно речевые нарушения являлись предметом изучения логопедии.
\sM |
Начало изучения детей с речевой патологией относится к кон
цу XIX — началу XX в. Терминологически оформление данной
патологии неоднозначно: так, если в отечественной литературе в
1920 году для обозначения тяжелого речевого недоразвития вслед
ствие органического поражения различных участков головного
мозга в период до появления речи у ребенка был введен термин
«алалия» (Д. В. Фельдбергер), то за рубежом эта же патология обо
значается как «афазия развития», «конституциональная задержка
речи», «врожденная афазия» (А.Л. Бентон, Ф.Жияр, Ф. Кохер и
др.). С точки зрения оказания адекватной системы коррекционно-
педагогической помощи и социализации детей данной категории
важным является решение вопроса о влиянии первичдою речевого
недоразвития на интеллектуальное развитие ребенка.
~ В истории данного вопроса существовали диаметрально проти
воположные точки зрения: так, А. Куссмауль, П. Мари, М. В. Бог
данов-Березовский (1909), а также современные исследователи —
1^5'Р. А. Белова -Давид, Е.А.Кириченко (1977) доказывают, что веду-
М\[, щей в данных нарушениях является «общеорганическая интеллек-
>*V туальная дефектность». Авторы считали, что ведущая роль в недо-
iX^ развитии речевых и других психических процессов у неговорящих
\S и плохо говорящих детей принадлежит глубоким первичным на-
рушениям в их интеллектуальной сфере, в связи с чем при недо
развитии речи может н1бл1юд1ггься умственная отсталость или задер
жка психического развития. В этом направлении исследований до
минировал описательный принцип рассмотрения недоразвития пси
хических процессов без выявления внутренних закономерностей*'
речевых нарушений. '
Другая точка зрения состоит в том, что первичный речевой дефект, проявляющийся в выраженном недоразвитии речевой функции вплоть до ее полного отсутствия не означает, что уровень психического развития детей с данной патологией позволяет отнести их к категории умственно отсталых. Одни из первых исследований речевой и психической недостаточности у детей с нарушениями речи принадлежат ТМ^Левиной (1936). Автор описала четыре группы неговорящих детей — алаликов школьного возраста (1951), выделенные в~зависимости от того, какие психические функции преимущественно нарушались у них наряду с речью и определяли особенности в развитии всей познавательной деятельности. Это дети, у которых:
1) нарушения развития речи сочетались с нарушениями фонематического восприятия;
2) помимо речи были нарушены пространственные представления;
3) отмечались нарушения зрительного восприятия;
4) были речевые нарушения и преимущественные нарушения мотивационно-потребностной сферы (психической активности).
Ь Р.Е.Левина рассматривала отклонения в развитии познава-ке^-я^ тельной деятельности при выраженных нарушениях речи как BTo-'tew-^fo/ ричную задержку, структура которой зависит от характера пер-вичного речевого дефекта. Эта точка зрения нашла отражение в работах многих отечественных исследователей (Т. А. Власова, 1972; В.И.Лубовский, 1975; Л.С.Цветкова, 1985; И.Т.Власенко, 1990; и др.).
, Третий подход в оценке соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи принадлежит Е. М. Мастюковой, которая считает, что этот вопрос должен решаться дифференцированно, так как группа детей с нарушениями речи достаточно полиморфна и отличается многообразием форм. Каждой из них может соответствовать своя картина несформиро-ванности познавательной сферы, что зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы.