Уровни развития ребенка по шести психосоциальным параметрам
Уровни развития | Параметры психосоциального развития | |||||
I | III | IV | V | VI | ||
115-128 | 13-18 | 29-31 | 5-8 | 12-13 | 39—40 | |
129-146 | 19-20 | 32-38 | 9-10 | 14-19 | ||
147-170 | 21-24 | 39-43 | 11-14 | 20-24 | 42-44 | |
171-182 | 25-28 | 44-47 | 15-16 | 25-30 | 45-55 | |
183-196 | 29-33 | 48-54 | 17-18 | 31-33 | 56-63 | |
197-206 | 34-37 | 55-58 | 19-20 | 34-37 | 64-68 | |
207-222 | 38-41 | 59-63 | 21-22 | 38-42 | 69-73 | |
223-234 | 42-44 | 64-67 | 23-24 | 43-46 | 74-78 | |
235-244 | 45-46 | 68-69 | 25-27 | 47-48 | 79-81 | |
245-254 | 47-48 | 70-72 | 49-52 | 82—84 | ||
255-266 | 49-50 | 73-75 | 53-54 | 85-89 |
Примечания.
1. Патология разной степени выраженности представлена уровнями 0—2; 3-й уровень — пограничная зона; выше — норма.
2. Параметры психосоциального развития:
I — общий показатель развития;
II — уровень гиперактивности, двигательной расторможенности;
III — показатель социальной адекватности ребенка;
IV — эмоциональная неустойчивость; ;
V — уровень умственного развития;
VI — воспитуемость, восприимчивость к педагогическим воздействиям. 1
Нормативная таблица 2
Числовое выражение вариантов ответа
№ вопроса | Вариант ответа и его числовое выражение | № шкалы, на которую работает этот вопрос | |
abed | |||
I | |||
641 0 | I, V | ||
I, V | |||
I | |||
852 1 | I, V | ||
I, V | |||
I | |||
I, III, VI | |||
I, V | |||
I, IV | |||
I, V | |||
I, V | |||
1,11 | |||
I, И, VI | |||
I, III | |||
I, И, VI | |||
I | |||
I | |||
I | |||
I, И, VI | |||
64 10 | I | ||
630 0 | I | ||
I | |||
I | III, VI | ||
л | II, VI | ||
I | III, VI | ||
I | IV | ||
rf | IV | ||
^ | III, VI | ||
640 0 | I | III, VI | |
I | IV | ||
I | III, VI | ||
741 0 | I | III |
Окончание таблицы
№ вопроса | Вариант ответа и его числовое выражение | N° шкалы, на которую работает этот вопрос |
630 0 | I, III | |
I, III, VI | ||
I | ||
641 0 | I | |
I, III, VI | ||
I, III, VI | ||
741 0 | I, III, VI |
В результате обработки данной анкеты может быть построен профиль по заложенным в шкалах основным параметрам психосоциального развития детей.
При этом дети, имеющие преимущественно эмоционально-волевые и поведенческие расстройства и первично интеллектуальное снижение вследствие умственной отсталости, имеют различные соотношения измеряемых показателей (рис. 7).
10 9
8 7 6 5 4 3
I
т
II
т
III
т
IV
Т
VI
Рис. 7. Сравнительный профиль психосоциального развития детей с ЗПР и с умственной отсталостью
Условные обозначения: НН — основные тенденции в соотношениях значений по заданным 6 параметрам (шкалам) при первичных интеллектуальных нарушениях у детей; НН — основные тенденции в соотношениях значений по заданным 6 параметрам (шкалам) при задержке психического развития, преимущественно при первичных регуляционных нарушениях.
Зона значений, лежащая между 3-м и 7-м уровнем, является зоной среднестатистической нормы.
Зона значений ниже 3-го уровня говорит о нарастании риска наличия проблем по соответствующим параметрам в терминах усиления соответствующей характеристики.
Например, значение 1 по шкале V говорит о возможном выраженном снижении умственного развития ребенка.
<:ПЭ «ft
!: ,'
I
Раздел III. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ
ДЕФИЦИТАРНОГО ТИПА
Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип дизонтогенеза (см. раздел I), можно выделить закономерности, специфические для данной группы дизонтогенетических расстройств, связанные с первичной недостаточностью анализаторных систем, возникающие как вследствие эндогенных, так и экзогенных патогенных факторов. Ими могут быть: снижение количества и качества информации, поступающей через поврежденный анализатор; качественные изменения в системе взаимоотношений отдельных анализаторов, обусловливающие своеобразную асинхронию развития — недоразвитие одних систем восприятия при сохранности и гиперфункции других; специфичность формирования психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри системы; зависимость формирующейся в процессе онтогенетического развития системы компенсаторных процессов от системы коррекцион-но-педагогической помощи и времени ее начала.