Обучение матери технике кормления ребенка грудью.

Как обеспечить эффективное сосание ребенка, предупредить заболевания молочной железы (трещины сосков, лактостаз, мастит)

Первое прикладывание к груди осуществляется сразу после рождения, если состяние здоровья матери и ребенка удовлетворительное. В дальнейшем ребенка кормятпо его требованию, в первое время это может быть 12 – 15 раз в сутки без ночного перерыва.

Для эффективного грудного вскармливания соски, пустышки и воду для питья ребенку давать не рекомендуется.

У кормящей матери наиболее часто возникают следующие вопросы, на которые медицинский работник обязан дать правильные ответы:

1. Как обрабатывать грудь перед кормлением?

Мыть грудь перед каждым кормлениемне рекомендуется,чтобы не смывать естественную смазку желез Монтгомери околососкового кружка и не способствовать развитию трещин соска.

2. Как правильно дать ребенку грудь?

Коснуться соском губ ребенка, чтобы он широко раскрыл рот.Направить сосок к твердому небу ребенка –это стимулирует сосание, так какраздражаются нервные рецепторы в слизистой оболочке неба. Ребенок должен захватить не только сосок, но и околососковый кружок (ареолу) больше снизу, тогда при сосании будут опорожняться молочные синусы в области ареолы, что способствует лучшему поступлению молока.

3. В каком положении лучше кормить ребенка?

Кормить можно сидя, постави под ногу скамеечку, или лежа. Туловище ребенка должно быть повернуто к матери и находиться на одной линии (живот к животу), гововка ребенка свободна. Грудь поддерживать при кормлении не нужно, чтобы не сдавливать молочные протоки и не способствовать лактостазу.

4. Нужно ли сцеживать первые капли молока?

Не обязательно,так как небольшое количество материнских микроорганизмов, попадающих с первыми каплями молока, только способствует укреплению иммунитета ребенка.

5. Как долго держать ребенка у груди?

Пока не наестся. Ребенок должен получить «раннее» молоко, богатое протеинами, и «позднее»молоко, (последние порции молока, богатые фосфолипидами, необходимыми для развития нервной системы ребенка). Обычно ребенок сосет грудь от 15 – 20 до 30 мин, «линивого сосуна» необходимо похлопывать по щечке или пяточке.

6. Нужно ли сцеживать молоко, оставшееся в груди после кормления?

Как правило, это необходимо в первые дни после родов – в период становления лактации. При кормлении ребенка по его требованию необходимости в сцеживании не возникает.

7. Нужно ли кормить ребенка ночью?

Нужно при его желании. Ночью у женщины вырабатывается пролактин, стимулирующий лактацию.

8. До какого возраста можно кормитьребенка грудью?

По рекомендациям ВОЗ до 1 – 2 лет. Отлучать ребенка от груди не следует в жаркое время года и во время болезни ребенка.

Главное – желание женщины кормить своего ребенка грудью!

9. Как стимулировать лактацию у женщины?

Оптимальный способ – чаще прикладывать ребенка к груди. Кормящей женщине необходимо пить до 2 – 3 л жидкости в день, использовать витаминную добавку «Матерна» и фитосбор «Лактавит». Полезен также массаж молочных желез горячим душем или махровым полотенцем.

10. По каким признакам можно судить об эффективном сосании?

Щеки ребёнка круглые, а не втягиваются, ребёнок сосёт спокойно, слышны глотательные движения, могут отмечаться движения ушных раковин.

Контрольное кормление

Цель:определить количество молока, получаемого ребенком при кормлении грудью.

Показания: назначения врача.

Противопоказания:нет.

Оснащение:

- набор для пеленания с памперсом;

- набор для подготовки матери к кормлению;

- чашечные весы;

- дезинфицирующий раствор, ветошь;

- бумага, ручка.

Обязательное условие:в течение суток необходимо провести минимум 3 контрольных кормления (утром, днем и вечером), так как различное время суток у матери разное количество молока.

Техника безопасности:не оставлять ребенка без присмотра.

Возможные проблемы:беспокойство ребенка.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить маме цель и ход проведения исследования Обеспечение права на информацию
2. Подготовить необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения исследования
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обеспечение инфекционной безопасности
4. Надеть на ребенка подгузник (памперс) и запеленать При использовании памперса исключаются погрешности в полученных данных
5. Подготовить мать к кормлению грудью Исключение инфицирования ребенка во время кормления. Создание комфортных условий для проведения кормления
Этапы Обоснование
6. Обработать весы дезинфицирующим раствором и подготовить их к работе Обеспечение инфекционной безопасности и достижение достоверности исследования
Выполнение манипуляции
1. Взвесить ребенка и зафиксировать полученную массу Регистрация исходного веса ребенка
2. Передать ребенка матери для кормления грудью в течение 20 мин Достаточное время для всасывания ребенком необходимой дозы молока и удовлетворения сосательного рефлекса
3. Повторно взвесить ребенка (не меняя пеленок в случае мочеиспускания и дефекации) и зафиксировать результат. Определить разницу полученных данных (при взвешивании ребенка до и после кормления). Определение количества высосанного ребенком молока
Завершение манипуляции
1. Передать ребенка маме или положить в кроватку Обеспечение безопасности ребенка
2. Протереть весы дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
3. Рассчитать необходимое ребенку количество молока на одно кормление (объемным или калорийным методом) Необходимое количество молока зависит от возраста, массы тела ребенка
4. Оценить соответствие фактически высосанного молока ребенком долженствующему количеству Оценивается степень процесса лактации у матери. Решается вопрос о дальнейшем виде вскармливания малыша


Примечание: детям, плохо прибавляющим в весе и находящимся на вскармливании по требованию, необходимо определять количествовысосанного молока при каждом кормлении и оценить объем высосанного молока за сутки.

Кормление ребенка с ложки

Цель:обеспечить полноценное питание, при невозможности грудного вскармливания.

Показания:

- абсолютные и относительные противопоказания к кормлению грудью;

- отсутствие сосательного рефлекса.

Противопоказания:нет

Оснащение:

- хлопчатобумажные салфетки (разовые бумажные салфетки);

- чайная ложка с неострыми краями;

- блюда питания (грудное молоко, адаптированная молочная смесь)

Техника безопасности:держать ребенка на руках с приподнятой головой.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Выяснить у мамывкусовые особенности ребенка Обеспечение рационального питания с учетом индивидуальных особенностей ребенка
2.Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
3.Приготовить грудное молоко или смесь в необходимом количестве. Примечание: температура молока/смеси не должна превышать температуру тела Предупреждение недокорма или перекорма Обеспечение улучшения вкусовых ощущений
Выполнение манипуляции
1.Проверить температуру молока/смеси, капнув несколько капель на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава Теплая пища не вызывает спазма гладкой мускулатуры желудка, хорошо всасывается, не вызывает ожогов слизистой оболочки
2. Взять ребенка на руки. Прикрыть его грудь салфеткой   Предупреждение аспирации пищи Предупреждение загрязнения одежды
Этапы Обоснование
3. Ложкой, наполненной на ½ пищей, коснуться нижней губы (ребенок открывает рефлекторно рот), затем прикоснуться ложкой к языку и влить молоко/смесь в рот. Извлечь пустую ложку Обеспечивается попадание пищи в ротовую полость
4. Подождать, пока ребенок проглотит пищу, при необходимости вытирая салфеткой губы. Примечание: кормить медленно, следующую порцию молока вливают в рот только после того, как ребенок проглотит предыдущую Предупреждение загрязнения белья     Предупреждение аспирации пищи  
Завершение манипуляции
1.Осмотреть полость рта, убедиться, что молока во рту не осталось Предупреждение вторичной асфиксии
2. Придать ребенку вертикальное положение для отрыгивания воздуха Профилактика аэрофагии
3. Убрать салфетку, прикрывающую грудь и шею ребенка. Уложить ребенка в кроватку на бочок Обеспечение комфортного состояния
4. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности

Обучение матери технике кормления ребенка грудью.

Цель:

- обеспечить длительное и эффективное грудное вскармливание;

- обеспечить

- создать ребенку комфортное состояние во время кормления.

Показания:

Оптимальное удовлетворение физиологической потребности в пище.

Противопоказания:относительные и абсолютные со стороны матери и ребенка.

Оснащение:

- косынка, маска;

- мыло, полотенце;

- пеленка;

- стрельная посуда для сцеживания грудного молока;

- скамеечка под ногу матери;

- набор для пеленания;

- стерильное растительное масло;

- ватные жгутики.

Обязательные условия:

- кормить ребенка в спокойной обстановке, в спокойном расслабленном состоянии;

- после кормления 2 – 3 мин подержать ребенка в вертикальном положении, после чего положить на правый бок (или голову повернуть на бок);

- обучить мать правилам подготовки ее и ребенка к кормлению правилам кормления грудью.

Последовательность действий Обоснование
1.Поздоровайтесь с мамой, поинтересуйтесь, как она кормит ребенка грудью   Расположите женщину к себе, вселите внее уверенность в успешном грудном кормлении
2. Объясните маме преимущества естественного вскармливания, основные правила кормления грудью, обоснуйте их   В действительности у женщин обычно нет недостатка в молоке, а есть недостаток осознания необходимости и важности кормления грудью
3. Спросите, хочет ли мать, чтобы вы помогли ей в кормлении ребенка грудью. Посмотрите, как она кормит ребенка, и решите, правильно ли она это делает   Матери и ребенку требуется помощь в кормлении грудью, так как, если ребенок неправильно берет грудь, возникает целый ряд проблем
4. Дайте матери следующие рекомендации по кормлению грудью:  
- Тщательно вымойте руки с мылом   Для проилактики заболеваний ребенка и молочной железы матери
- Сядьте или лягте в удобном положении, расслабьтесь, можете положить ребенка на подушку   Это благотворно отражается на выделении молока (под влиянием гормона гипофиза – окситоцина, на секрецию которого влияют мысли и настроение матери)
- правильно приложите ребенка к груди, при этом: - голова и туловище находятся на одной прямой линии; - ребенок лицом и всем телом повернут к вашей груди, его живот напротив вашего живота; - туловище ребенка прижато к вашему телу; - поддерживайте его снизу, если ребенок новорожденный, или сзади за плечи, но не за затылок, его голова должна свободно слегка откидываться назад       Чтобы во время кормления ребенку не нужно было поворачивать или наклонять голову
Последовательность действий Обоснование
- Подавая ребенку грудь, слегка поддерживайте ее 4-мя пальцами снизу, а большим пальцем – сверху не слишком близко к соску Чтобы не затруднять отток молока  
- Прикоснитесь соском к губам ребенка (лучше к верхней губе)   Для стимуляции рефлекса захватывания
Когда ребенок широко откроет рот, направьте сосок к небу ребенка и приложите его к груди так, чтобы он захватил не только сосок, но и ареолу, больше снизу. При этом его нижняя губа вывернута наружу, а подбородок прилегает к груди. Перистальтические волны языка выжимают молоко из млечного синуса, который находится под ареолой, в рот ребенка. Сосок в этом случае касается неба ребенка, что стимулирует сосание
- Можете не поддерживать рукой грудь во время сосания, так как носовые ходы, как правило, грудью не закрываются и дыхание ребенка достаточное Чтобы не сдавливать пальцами протоки молочной железы
- Наблюдайте, как ребенок сосет: если ему молока достаточно, он делает медленные глубокие сосательные движения, слышно как он глотает молоко, щеки его при сосании не втягиваются, а в конце кормления ребенок расслаблен и доволен   Для профилактики недокорма и гипогалактии
- Дайте ребенку возможность сосать столько, сколько он захочет (обычно кормление длится от 15 – 20 до 30 мин). Если у «ленивого сосуна» преждевременно забрать грудь, он может не получить позднего молока, необходимого ему для нормального роста.   Причиной возникновения трещин и воспаления сосков является сосание в неправильном положен ии, а не продолжительное сосание. «Позднее молоко» содержит больше жиров, в то время как серое и водянистое «раннее молоко» содержит больше белков, витаминов, микроэлементов, лактозы и воды
- Кормите ребенка по его требованию, без ночного перерыва, т.е. 7 – 12 раз в сутки и более     Частое прикладывание ребенка к груди, кормление в ночное время способствуют выработке молока (рефлекс секреции молока или рефлекс гормона гипофиза – пролактина, который вырабатывается в ночное время)  
Последовательность действий Обоснование
- Следующее кормление прикладывайте ребенка к другой груди Это предупреждает застойные явления в молочной железе    
- Сцеживайте остаткт молока из груди только по необходимости. Как правило при кормлении ребенка по его требованию необходимость в сцеживании не возникает - Это необходимо для исключения нагрубания молочной железы. - Для кормления недоношенного или больного ребенка. - Во время болезни матери, при выходе ее на работу или учебу
- Не мойте грудь перед каждым кормлением, достаточно принимать душ 1 - 2 раза в день и менять ежедневно белье Частое мытье груди особенно с мылом: - удаляет натуральную смазку, которую вырабатывают железы Монтгомери, с кожи сосков и ареолы; - способствует образованию трещин и воспалению сосков

Наиболее частые проблемы при кормлении грудью:

- «моя грудь переполнена молоком и болит»;

- «вмоей груди болезненная припухлость»;

- «у меня воспалены соски»;

- «на моих сосках появились трещины»;

- «у меня плоские соски»;

- «мой ребенок отказывается от груди»;

- «у меня недостаточно молока»;

- «у меня в молоке кровь»;

- «мой ребенок слишком много плачет».

Наши рекомендации