К практическому/семинарскому (лабораторному) занятию

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ/СЕМИНАРСКОМУ (ЛАБОРАТОРНОМУ) ЗАНЯТИЮ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ТЕМА:_ Оценка иммунного статуса

дисциплина _____ иммунология

факультет ______лечебный, педиатрический___

СОСТАВИТЕЛИ (ФИО, должность)

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры

Телевная Любовь Григорьевна

Занятие № 2

Краткая информация

-количество часов, отведенное на изучение данной темы – 90 минут.

-место проведения занятия– учебные комнаты кафедры

- необходимое оборудование и материалы, наглядные пособия,

1. Слайды.

2. Демонстрационные таблицы: иммунная система человека, развитие клеток иммунной системы, этапы фагоцитоза.

3. Микроскопы.

4. Демонстрационные препараты- мазки:

· мазки крови, окраска по Романовскому –Гимза,

· определение субпопуляций лимфоцитов (иммунохимический метод)

· реакция бласттрансформации

· определение фагоцитарной активности (фагоцитоз с латексом)

· НСТ- тест

5. Результат реакции торможения миграции лимфоцитов в капиллярах.

6. Пластины с результатом определения уровня иммуноглобулинов в сыворотке крови по Манчини

7. Комплект иммунограмм.

Актуальность (мотивационная характеристика темы)

Исследованиями последних лет показано, что гнойно-септические, аутоиммунные, аллергические, онкологические заболевания, острые и хронические инфекции у детей и взрослых могут сопровождаться серьезными нарушениями в системе иммунитета.

Главными задачами клинической иммунологии являются иммунодиагностика нарушений иммунной системы, их лечение и профилактика. Для определения наличия и характера иммунодефицита наряду со сбором анамнеза, оценкой клинических проявлений, большую роль играют и лабораторные методы оценки иммунного статуса.

Учебные цели

Общие: получить самостоятельно знания по учебной теме и закрепить их на практических занятиях; сформировать знания по основным принципам оценки иммунного статуса с помощью лабораторных методов исследования.

Учебные:

Знать

· лейкоциты крови, виды лейкоцитов, их морфология и основные функции

· определение понятий лейкоцитарная формула, лейкоцитоз, лейкопения, относительные и абсолютные показатели лейкоцитарной формулы

· основные причины сдвигов в лейкоцитарной формуле

· определение понятия иммунный статус

· схему лабораторной оценки иммунного статуса.

· методы оценки различных звеньев иммунной системы (клеточного, гуморального, фагоцитарного, системы комплемента и цитокинов)

· правила оценки результатов иммунограммы

уметь:

· проанализировать результаты определения лейкоцитарной формулы крови

· проанализировать результаты иммунограммы

Воспитательные цели и задачи:формирование ценностных установок и профессиональных качеств.

Оценка клеточного звена иммунитета

Количественные методы

1) тесты розеткообразования

2) определение субпопуляций лимфоцитов в реакции иммунофлюоресценции (РИФ) с моноклональными антителами (МКАТ).

3) Определение субпопуляций лимфоцитов методом проточной цитометрии

Норма -0,2-0,8.

Метод используется для оценки клеточной иммунореактивности in vitro с митогенами при исследовании иммунного статуса. В норме происходит выработка фактора торможения миграции лейкоцитов. Этот процесс может быть нарушен при ИД состоянии.

Оценка гуморального звена иммунитета

Норма – 4,5 – 10.

Для определения переваривающей способности нейтрофилов эти же показатели определяют через 120 минут.

В норме через 30 минут начинается переваривание поглощенных микробов и поэтому значение ФА и ФЧ через 120 минут будут ниже, чем через 30 минут.

ИЗФ – индекс завершенности фагоцитоза определяется соотношением ФЧ через 30мин. к ФЧ через 120 мин. Поэтому он в норме больше 1.

Изучение показателей фагоцитоза имеет значение в комплексном анализе и диагностике иммунодефицитных состояний: часто рецидивирующих гнойных воспалительных процессов, при длительно незаживающих ранах и т.д. Помогает в диагностике вторичных иммунодефицитных состояний, вызванных лекарственной терапией, позволяет оценивать эффективность лечения. В связи с тем, что фагоциты участвуют в элиминации иммунных комплексов , их деятельность тесно связана с системой комплемента и уровнем IgG. Эти показатели имеют значение при оценке активности процесса и эффективности терапии при аутоиммунных заболеваниях.

НСТ-ТЕСТ - СПОНТАННЫЙ И СТИМУЛИРОВАННЫЙ.

Принцип метода основан на способности нейтрофилов поглощать нитросиний тетразолий и восстанавливать его в гранулы нерастворимого диформазана в виде гранул синего цвета. Восстановление НСТ обеспечивается энергией и продуктами окислительно- восстановительных реакций “метаболического взрыва”, сопровождающего процесс фагоцитоза. К гепаринизированной крови добавляют НСТ, инкубируют и затем в мазках определяют процент нейтрофилов, содержащих гранулы диформазана. Это спонтанный НСТ, в норме он от3 до 15%.Для выявления резервов бактерицидной функции нейтрофилов применяют стимулированный НСТ-тест. При этом в лунку еще добавляют стимулятор фагоцитоза (латекс, пирогенал, зимозан и т.д.).В норме стимулированный НСТ-тест на 40-80%выше спонтанного.

Это тест может быть использован для дифференциальной диагностики бактериальных (высокие результаты) и небактериальных (нормальные показатели) заболеваний, протекающих с лихорадкой, лейкоцитозом, высокой СОЭ. Однако следует помнить,что высокие показатели НСТ-теста отмечаются при паразитарных инвазиях, вирусном гепатите, грибковых поражениях легких, туберкулезе. Кроме того, высокие показатели теста наблюдаются при многих небактериальных процесах: инфаркте миокарда, переломах, оперативных вмешательствах, лейкозах, у онкологических больных.

Норма - 40- 80 ед.

Комплемент является объективным показателем иммунологической реактивности организма. Принимает активное участие в защите организма от инфекции. Любой воспалительный процесс при адекватном ответе сопровождается повышением уровня комплемента разной степени выраженности. Низкое содержание комплемента наблюдается при первичных и вторичных ИД. Дефицит комплемента отмечается при заболеваниях, протекающих с образованием иммунных комплексов, что приводит к избыточному потреблению компонентов комплемента (СКВ, острый гломерулонефрит, аутоиммунная гемолитическая анемия, болезни печени, сепсис, ожоги, повреждение тканей и т.д.), а также при наследственных дефицитах компонентов комплемента. Резкое снижение комплемента наблюдается при анафилактических реакциях.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ТЕМА:_ Оценка иммунного статуса

дисциплина _____ иммунология

факультет ______лечебный, педиатрический___

СОСТАВИТЕЛИ (ФИО, должность)

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры

Телевная Любовь Григорьевна

Занятие № 2

Краткая информация

-количество часов, отведенное на изучение данной темы – 90 минут.

-место проведения занятия– учебные комнаты кафедры

- необходимое оборудование и материалы, наглядные пособия,

8. Слайды.

9. Демонстрационные таблицы: иммунная система человека, развитие клеток иммунной системы, этапы фагоцитоза.

10. Микроскопы.

11. Демонстрационные препараты- мазки:

· мазки крови, окраска по Романовскому –Гимза,

· определение субпопуляций лимфоцитов (иммунохимический метод)

· реакция бласттрансформации

· определение фагоцитарной активности (фагоцитоз с латексом)

· НСТ- тест

12. Результат реакции торможения миграции лимфоцитов в капиллярах.

13. Пластины с результатом определения уровня иммуноглобулинов в сыворотке крови по Манчини

14. Комплект иммунограмм.

Учебные цели

Общие: получить самостоятельно знания по учебной теме и закрепить их на практических занятиях; сформировать знания по основным принципам оценки иммунного статуса с помощью лабораторных методов исследования.

Учебные:

Знать

· лейкоциты крови, виды лейкоцитов, их морфология и основные функции

· определение понятий лейкоцитарная формула, лейкоцитоз, лейкопения, относительные и абсолютные показатели лейкоцитарной формулы

· основные причины сдвигов в лейкоцитарной формуле

· определение понятия иммунный статус

· схему лабораторной оценки иммунного статуса.

· методы оценки различных звеньев иммунной системы (клеточного, гуморального, фагоцитарного, системы комплемента и цитокинов)

· правила оценки результатов иммунограммы

уметь:

· проанализировать результаты определения лейкоцитарной формулы крови

· проанализировать результаты иммунограммы

Воспитательные цели и задачи:формирование ценностных установок и профессиональных качеств.

Введение.

Исследованиями последних лет показано, что гнойно-септические, аутоиммунные, аллергические, онкологические заболевания, острые и хронические инфекции у детей и взрослых могут сопровождаться серьезными нарушениями в системе иммунитета.

Главными задачами клинической иммунологии являются иммунодиагностика нарушений иммунной системы, их лечение и профилактика. Несколько упрощая ситуацию, можно выделить три основных группы нарушений иммунной системы:

· количественная или функциональная недостаточность того или иного звена иммунитета, что ведет к развитию иммунодефицитного состояния,

· нарушения в распознавании антигена иммунной системой, что ведет к развитию аутоиммунных процессов,

· гиперреактивный или извращенный иммунный ответ, проявляющийся в развитии аллергических заболеваний.

На основании клинической картины врач иммунолог может и должен поставить предварительный диагноз и предположить характер повреждения иммунной системы. Так, например, частые бактериальные инфекции, такие как пневмония и отиты, чаще являются результатом дефекта в гуморальном звене иммунитета, тогда как вирусные и грибковые инфекции говорят о нарушениях в клеточном звене иммунитета. Задачей иммунодиагностики является определение нарушенного звена иммунной системы, что дает возможность уточнить клинический диагноз.

Задачами иммунологического исследования являются:

-иммунодиагностика,

-прогнозирование течения заболевания,

-контроль качества лечения,

-назначение иммунокоррегирующей терапии.

Иммунограмма – это набор иммунологических тестов, позволяющий оценить состояние иммунной системы. При оценке иммунного статуса должны соблюдаться основные правила:

-главным критерием является клиническая картина,

-исследования должны быть комплексными,

-наиболее показательными являются исследования в динамике

Первым этапом в оценке иммунного статуса являются гематологические показатели: СОЭ, количество лейкоцитов в 1л крови и лейкоцитарная формула, а также количество эритроцитов, содержание гемоглобина, цветовой показатель.

Увеличение количества лейкоцитов в периферической крови выше 10,0×109г/л называется лейкоцитозом, уменьшение - ниже 4,0 ×109г/л называется лейкопенией. Лейкоцитарная формула – процентное соотношение разных видов лейкоцитов в мазке крови. Норма: нейтрофилы палочкоядерные – 1-5%, нейтрофилы сегментоядерные – 40-70%, лимфоциты – 20-45%, моноциты – 3-8%, эозинофилы – 1-5%, базофилы – 0-1%. Более важным показателем чем процент клеток, является абсолютное содержание, т.е. количество того или иного вида клеток в 1л крови. Для лейкоцитоза (лейкопении) нехарактерно пропорциональное увеличение (уменьшение) числа лейкоцитов всех видов, в большинстве случаев изменяется содержание какого- либо одного типа клеток, что обозначают терминами нейтрофилёз, нейтропения, лимфоцитоз, лимфопения, эозинофилия, эозинопения, моноцитоз, монопения.

Нейтрофилёз сопровождает острые бактериальные инфекции, воспаление или некроз тканей, интоксикации и др. Нейтропения развивается при вирусных инфекциях, под влиянием ионизирующей радиации, при воздействии некоторых лекарственных веществ, авитаминозе, при аутоиммунных заболеваниях и др.

Эозинофилия наблюдается при аллергических заболеваниях, глистных инвазиях, при аутоиммунных заболеваниях.

Эозинопения характерна для начала инфекционно- токсического процесса. Уменьшение эозинофилов в послеоперационном периоде свидетельствует о тяжёлом состоянии больного.

Моноцитоз сопровождает целый ряд заболеваний – туберкулёз, бруцеллёз, сифилис, септический эндокардит, аутоиммунные заболевания (системная красная волчанка, ревматоидный артрит и др.), лейкозы

Для оценки иммунного статуса особое значение имеет абсолютный показатель лимфоцитов.

Абсолютный лимфоцитоз – для взрослых – более 4,0 ×109г/л,

для детей - более 8,0 ×109г/л.

Он встречается при вирусных инфекциях, коклюше, инфекционном мононуклеозе, остром вирусном гепатите, цитомегаловирусной инфекции, при заболеваниях лимфатической системы (например, хроническом лимфолейкозе).

Абсолютная лимфопения - при содержании лимфоцитов менее 1,0×109г/л. Наблюдается при иммунодефицитных состояниях, панцитопении, СПИДе, при приёме кортикостероидов, тяжёлых хронических вирусных инфекциях, злокачественных новообразованиях, при хронической почечной недостаточности и др.

Поскольку при большинстве патологических состояний одновременно страдает несколько звеньев иммунной системы, важно оценить соотношения различных популяций и субпопуляций лимфоидных клеток. В качестве интегрального показателя, отражающего состояние иммунной системы, используется сумма различных индексов.

· ЛИИ- Лейкоцитарный индекс интоксикации, предложенный Кальф-Калифом (1941), определяется по формуле

ЛИИ = (4Ми+3Ю+2П+С) х (Пл+1)/ (Мо+Л) х (Э+1)

где Ми - миелоциты, Ю - юные, П – палочкоядерные, С - сегментоядерные, Пл -
плазматические клетки, Мо - моноциты, Л - лимфоциты, Э - эозинофилы.

· ИРИ- иммунорегуляторный индекс - это соотношение CD4/CD8

· ЛТИ - Лейко-Т-клеточный индекс- это отношение количества лейкоцитов к числу Т-лимфоцитов в 1 мкл крови.

Исследование иммунного статуса включает в себя:

· оценку клеточного звена иммунитета

· оценку гуморального звена

· оценка фагоцитарного звена

· определение уровня общего комплемента и компонентов комплемента

· оценка интерлейкинового и интерферонового статуса

Количественные методы.

ТЕСТЫ РОЗЕТКООБРАЗОВАНИЯ

Е-РОК

Т-лимфоциты имеют на своей поверхности рецепторы для эритроцитов барана, поэтому их называют Е –РОК (розеткообразующие клетки с эритроцитами). Взвесь лимфоцитов соединяют со взвесью эритроцитов барана.

                                                           
  к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru   к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru   к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru   к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru   к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
 
    к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
      к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru   к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru   к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru     к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
 
 
      к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
      к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
      к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru   к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru         к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru   к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
 
            к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
 
 
 
 

взвесь эритроциты розеткообразование

лимфоцитов барана (Т-лимфоциты)

Взвесь инкубируют, делают мазки , окрашивают, находят 100 лимфоцитов, определяют процент розеткообразующих клеток (лимфоциты, присоединившие к себе 3 и более эритроцитов) –это и будет процент Т- лимфоцитов.

Норма-48-65%, абс. – 0,72 –2,22 (х109г/л).

ЕАС-РОК

2) В-лимфоциты имеют на своей поверхности рецепторы к комплементу (С).

Для выявления В-лимфоцитов готовят ЕАС-комплекс:

 
  к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru

к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru Е-эритроциты

к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru А-антитела-гемолизины

к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru С- комплемент

Далее реакция проводится и учитывается аналогично Е-РОК.

                                                               
    к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
    к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
 
      к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
  к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru   к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru     к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
 
      к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru   к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
            к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
 
        к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
  к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
 
    к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
 
 
    к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
          к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
 
 
      к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru   к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
 
        к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru
 
 

Лимфоциты ЕАС-комплекс розеткообразование

(В-лимфоциты)

Норма ЕАС –РОК (В-лимфоцитов) – 10-27%, , абс. 0,15-0,92(х109г/л).

О-клетки, т.е. лимфоциты, не имеющие признаков ни Т , ни В- лимфоцитов. Определяются по формуле:

О-кл. = 100 – (Т-кл +В-кл-).

Принцип метода.

АГ-детерминанта (CD)

 
  к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru

Лимфоцит МКАТ АТ к Ig мыши, меченные флюорохромом

(мышиные)

При люминесцентной микроскопии участки, где образовались такие комплексы, будут светиться. Находят 200 лимфоцитов, определяют процент светящихся клеток, что соответствует проценту данной субпопуляции лимфоцитов. Определяют также абсолютное содержание (т.е. количество клеток в 1л крови) каждой субпопуляции.

СD3- присутствует на зрелых Т-лимфоцитах.

CD4 – обнаруживается на Т-лимфоцитах, обладающих хелперной функцией

CD8- находится на Т-лимфоцитах, обладающих эффекторной (цитотоксической) активностью.

CD19, CD20, CD22 – находятся на В-лимфоцитах

CD 16- находится на натуральных киллерах (NK- клетки)

Нормы: CD3 - 55-80%

CD4 - 31-49%

CD8 - 19-37%

CD19 - 5-19%

CD16 - 5-18%

Иммунорегуляторный индекс – ИРИ- = CD4/CD8. Норма - 1,3-1,5.

В настоящее время известно более 250 CD- антигенов.

При иммунодефицитных состояниях снижается количество лейкоцитов, лимфоцитов, Т-лимфоцитов, Т-хелперов. ИРИ меньше 1,0. Например, при прогрессирующей гнойной интоксикации снижается количество Т-клеток, Т-хелперов, увеличивается количество супрессоров. Снижается ИРИ до 0,5-0,4 , нарастает содержание О-клеток.

При аутоиммунных заболеваниях нарастает содержание Т-хелперов, В-клеток. Снижается количество Т-супрессоров. ИРИ обычно около 2.

§ определение субпопуляций лимфоцитов

- в реакции иммунофлюоресценции (РИФ) с моноклональными антителами (МКАТ),

- с помощью ферментных меток (иммуноцитохимия) – стрептавидин- биотиновый метод,

- с помощью проточного цитометра.

Принцип метода.

РТМЛ является одним из методов оценки функционального состояния Т- системы иммунитета. В основе реакции лежит способность Т-лимфоцитов выделять биологически активные субстанции – лимфокины, в том числе и факторы, ингибирующие миграцию лейкоцитов. Так, в нормальных условиях лейкоциты, помещенные в питательную среду при 37оС, способны мигрировать, образуя через 18-24 часа так называемую зону миграции. Если в среду для культивирования добавить митоген (например, ФГА) или антиген, к которому сенсибилизирован организм, то лимфоциты, содержащиеся в культуре, активируются и начинают продуцировать фактор торможения миграции. При этом величина зоны миграции резко уменьшается. По степени торможения миграции лейкоцитов можно судить о лимфокинпродуцирующей способности иммунокомпетентных клеток, а, следовательно, об их функциональной активности. Есть несколько вариантов проведения реакции, один из них – капиллярный, для которого используют пятиканальные капилляры Трошанова.

Сравнивая зону миграции без митогена (контроль) с таковой в присутствии митогена (опыт), определяют индекс миграции (ИМ).

эритроциты+ лейкоциты

гранулоциты

  ……
  …..
  …..
  …..
  ……

опыт (гепаринизированная кровь пациента +питательная среда+ ФГА/ Аг)

контроль (гепаринизированная кровь +питательная среда)

  ……………………………
  ……………………………
  ………………………………
  ……………………………
  ………………………………

Оценка результатов:

ИМ- индекс миграции лейкоцитов

ИМ = S опыт/S контроль. Норма (с ФГА) - 0,2-0,8.

В норме происходит выработка фактора торможения миграции лейкоцитов. Этот процесс может быть нарушен при ИД состоянии тогда индекс приближается к 1.

При проведении РТМЛ с антигенами (лекарства, аллергены, вакцины и т.д.) ИМ равный или менее 0,7 учитывается как положительный результат, свидетельствующий о сенсибилизации организма к данному антигену. У здорового человека в этом случае ИМ =1 (±0,2).

ПО МАНЧИНИ

к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru Иммуноглобулины классов G, A и M определяются в сыворотке пациента (сывороточные иммуноглобулины) и в секретах (секреторные иммуноглобулины).По механизму это реакция преципитации в геле. Для её проведения необходимы агар и сыворотки, содержащие антитела к иммуноглобулинам человека. Ранее моноспецифические сыворотки к иммуноглобулинам человека получали при иммунизации ими кролика.

к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru IgG человека кролик 1 Ат к IgG человека

к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru IgA человека кролик 2 Ат к IgA человека

к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru IgM человека кролик 3 Ат к IgM человека

к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru В настоящее время такие антитела получают с помощью гибридом, то есть используют моноклональные антитела.

К расплавленному теплому агару добавляют сыворотку, содержащую Ат к IgG человека, заливают на стекло ровным слоем, дают застыть, делают лунки, заливают в лунки разведения контрольной сыворотки (с известным содержанием IgG) и исследуемые сыворотки:

Разведения контрольной сыворотки:

Цельная 1/2 1/4 1/8 1/16

к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru

к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru

1 2 3 4 5 1,2,3,4,5 –

к практическому/семинарскому (лабораторному) занятию - student2.ru сыворотки пациентов

После инкубации измеряют диаметр преципитации колец контрольной сыворотки, строят график (соотношение концентрации Ig и диаметров колец), затем измеряют диаметры исследуемых сывороток и по графику определяют концентрацию иммуноглобулинов в сыворотке больного.

Аналогично определяют и другие иммуноглобулины.

Метод высоко информативен в диагностике первичных и вторичных иммунодефицитных состояниях и хронических инфекциях. Иммуноглобулины снижаются при некоторых иммунодефицитных состояниях (когда нарушается выработка иммуноглобулинов), повышаются при миеломной болезни (злокачественное разрастание одного из клонов В-лимфоцитов и, как следствие, бесконтрольная продукция иммуноглобулинов).

IgM повышается - при перинтальных инфекциях (цитомегаловирусная, токсоплазмоз, краснуха, и др. вирусные инфекции); также повышается при острых септических состояниях, инфекционном мононуклеозе, микоплазменной пневмонии, вирусных гепатитах, циррозе, ревматоидном артрите, особенно в начальном, трудном для диагностики периоде артритов, при обострении СКВ. При некоторых заболеваниях повышение уровня Ig М свидетельствует о хроническом процессе.

IgM снижается - при первичных и вторичных ИД состояниях, при гастроэнтеропатиях, ожоговой болезни, иммунодепрессивной терапии.

IgGповышается - при разных заболеваниях, его повышение часто сопутствует активности процесса. Высокие концентрации данного иммуноглобулина наблюдаются при аутоиммунных процессах, острых инфекционных состояниях в фазу вторичного иммунного ответа. Увеличение концентрации моноклональных IgG имеет место при IgG-миеломе, бессимптомной моноклональной гаммапатии (редкие случаи).

IgG снижается - при первичных и вторичных ИД, при гастроэнтеритах с потерей белка, при нефротическом синдроме, при иммунодепрессивной терапии.

IgA повышается - при перинатальных инфекциях, хронических заболеваниях печени, подострых и хронических инфекциях, аутоиммунных заболеваниях, IgA - миеломе, бессимптомной гипергаммаглобулинемиии (редкие случаи).

IgA снижается - при ИД, ожоговой болезни, селективном дефиците IgA. Лица с дефицитом IgA предрасположены к хроническим воспалительным, аутоиммунным и аллергическим заболеваниям.

В настоящее время всё более широкое распространение получают более современные методы определения уровня иммуноглобулинов: ИФА, нефелометрический, турбодиметрический.

ЦИК ПО ХАШКОВОЙ

Метод основан на способности ПЭГ (полиэтиленгликоля) преципитировать иммунные комплексы (т.е. комплексы Аг/Ат). По концентрации белка в преципитате судят о количестве ЦИК.

Норма для взрослых: 24 - 84 ед.

ЦИК - это нормальное явление для организма и уровень его повышается при любых острых воспалительных заболеваниях на непродолжительное время.

Высокий уровень ЦИК является один из показателей воспаления и тканевого повреждения. Высокий уровень ЦИК, как правило, коррелирует с активностью патологического процесса при аутоиммунных заболеваниях.

Низкий уровень ЦИК наблюдается редко, и как правило, бывает у маленьких детей и больных с низким содержанием белка в плазме крови.

Оценка фагоцитарного звена

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ/СЕМИНАРСКОМУ (ЛАБОРАТОРНОМУ) ЗАНЯТИЮ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ТЕМА:_ Оценка иммунного статуса

дисциплина _____ иммунология

факультет ______лечебный, педиатрический___

СОСТАВИТЕЛИ (ФИО, должность)

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры

Телевная Любовь Григорьевна

Занятие № 2

Краткая информация

-количество часов, отведенное на изучение данной темы – 90 минут.

-место проведения занятия– учебные комнаты кафедры

- необходимое оборудование и материалы, наглядные пособия,

1. Слайды.

2. Демонстрационные таблицы: иммунная система человека, развитие клеток иммунной системы, этапы фагоцитоза.

3. Микроскопы.

4. Демонстрационные препараты- мазки:

· мазки крови, окраска по Романовскому –Гимза,

· определение субпопуляций лимфоцитов (иммунохимический метод)

· реакция бласттрансформации

· определение фагоцитарной активности (фагоцитоз с латексом)

· НСТ- тест

5. Результат реакции торможения миграции лимфоцитов в капиллярах.

6. Пластины с результатом определения уровня иммуноглобулинов в сыворотке крови по Манчини

7. Комплект иммунограмм.

Наши рекомендации