Острота зрения при определении с помощью шариков
Диаметр шарика, см | Острота зрения при расстоянии до шарика | ||||
1 м | 2 м | 3 м | 4 м | 5 м | |
4,3 2,2 1,5 | 0,03 0,05 0,07 | 0,07 0,1 0,1 | 0,11 0,15 0,1 | 0,15 0,2 0,26 | 0,18 0,24 0,33 |
У детей в возрасте 3 лет и старше остроту зрения определяют с расстояния 5 м по таблице с буквенными знаками пли картинками, (для дошкольников). Наибольшее распространение получили детские таблицы Орловой. Таблицу помещают на стенке осветительного аппарата на такой высоте, чтобы средний ряд знаков таблицы был примерно на уровне глаз ребенка. Его просят сидеть прямо испокойно, не прищуривая глаза и не нагибаясь вперед.
Исследуемый глаз выключают из акта зрения с помощью, пластинки из пластмассы, металла или картона, поместив ее так, чтобы внутреннийкрай этой пластинки находился на средней линии носа.
Если до обращения к врачу ребенок уже пользовался очками, то остроту зрения каждого глаза необходимо определять без очков и в очках. При исследовании очень важно применять одну и ту же методику и тщательно выполнять все правила, перечисленные в инструкции, которая прилагается к каждому аппарату для освещения таблиц. Правильно определить остроту зрения у детей дошкольного возраста не так просто, как кажется.
Целесообразно до исследования подвести ребенка к таблице и попросить назвать изображенные на ней картинки, чтобы онмог освоиться с тем, что от него потребуют. Вначале определяют остроту зрения лучше видящего, а затем хуже видящего глаза (если он заранее известен).
2. Цветовое зрение: узнавание цветов на картинках, одежде, носовом платке и др. (ошибки в различении красного, зеленого и др.).
3. Состояние век: подвижность, правильность положения, цвета кожи, ширина и форма глазной щели (опущение верхнего века, заворот или выворот век, колобома - дефект век, воспаления, сосудистые разрастания и другие опухолевидные образования).
4. Состояние слезопроводящих путей: слезные точки повернуты к глазному яблоку, нет слезотечения (вывернуты, слезостояние и слезотечение).
5. Положение и подвижность глазных яблок: подвижность глаз свободная (отклонения глаза от совместной точки фиксации — косоглазие, различные виды подергивания глаз — нистагм; ограничение подвижности).
6. Состояние слизистой оболочки (конъюнктивы) век и глаза: слизистая оболочка бледно-розовая, гладкая (гиперемия с различным отделяемым, опухолевидные образования).
7. Состояние роговицы: роговица прозрачная и блестящая, размер роговицы по горизонтали 9—10 мм (2 клетки тетради) (частично или диффузно мутная, размер меньше 9 мм и больше 11 мм).
8. Состояние радужки; четкий рисунок и цвет радужки (рисунок смазан,гиперемия, атрофия, сосудистые разрастания, колобома).
9. Состояние зрачка: зрачок круглый, с живой прямой реакцией на свет, область зрачка черная (форма неправильная, замедление или отсутствие реакции на свет, область зрачка серая или белая).
10. Исследование глубоко лежащих сред и глазного дна.
Проведение осмотров детей ЛОР врачом
На 1-ом году жизни ребенок обязательно должен быть осмотрен ЛОР-врачом с целью раннего выявления врожденной патологии уха, горла и носа (тугоухость, глухота, атрезия хоан, врожденный стридор, ларингомаляция, пороки развития наружного уха, микротия, атрезия наружного слухового прохода и т.п.).
Ранняя диагностика нарушений слуха имеет огромное значение, поскольку ранее начало реабилитации позволяет ребенку нормально развиваться.
В возрасте 3-5 лет многие дети посещают детские сады, где происходит контакт с «незнакомой» микрофлорой - это приводит к частым простудным заболеваниям. В этой возрастной группе необходимо проводить активную иммунопрофилактику простудных заболеваний, закаливание детей с целью предупреждения хронизации заболеваний ЛОР-органов.
В 7-9-11-14 лет необходимо динамическое наблюдение за больными с хроническими заболеваниями ЛОР-органов, а также лечение хронических очагов инфекций.
Юноши 16-18 лет подлежат обязательному осмотру ЛОР-врача с целью подготовки к службе в армии.
Заключение
Успех деятельности медицинских организаций по снижению заболеваемости и уровню смертности детей разных возрастных групп зависит от активного проведения профилактических мероприятий.
Именно такой подход нашел отражение в представленных методических рекомендациях. К важнейшим профилактическим мероприятиям относятся медицинские осмотры с участием узких специалистов различного профиля. Технология и алгоритм медицинских осмотров детей в возрасте от 0 до 18 лет впервые представлены в настоящих рекомендациях. Авторы надеются, что данные методические рекомендации будут использованы организаторами здравоохранения всех уровней и врачами ПМСП в профилактической работе по оздоровлению детей всех возрастных групп.
Приложение 1