Основоположники отечественной логопедии
Власова Наталия Александровна (1899—1989)
Логопед-дефектолог, кандидат педагогических наук, профессор. Окончила 2-й МГУ (ныне МПГУ). В 1929 г. с профессором В. А. Гиляровским организовала в больнице им. Соловьева детскую площадку, где оказывалась логоте-рапевтическая помощь заикающимся детям.
Впервые на детской площадке при больнице Соловьева Н. А. Власовой вместе с профессором В. А. Гринер была внедрена логопедическая ритмика.
В 1964 г. Н. А. Власова была приглашена на работу в НИИ психиатрии им. Сербского в лабораторию патологии речи. Автор многочисленных научных и практических трудов. Она долгие годы сотрудничала с факультетом реабилитации Берлинского университета им. Гумбольдтов, совместно с профессором К. П. Беккером ею была написана монография «Заикание»; переведен и отредактирован учебник «Логопедия» К. П. Беккера и М. Совака.
Имя Н. А. Власовой достойно стоит среди тех, кто внес большой вклад в развитие отечественной логопедии.
Основные труды
Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М., 1955.
Доброгаев Сергей Мартьянович (1873, дата кончины неизвестна)
Врач-невропатолог, профессор. Работал зав. кафедрой физиологии, патофизиологии речи, логотерапии и логопедии с 1932 по 1935 гг. в Ленинграде. Большая часть его работы связана с ЛГПИ им. А. И. Герцена. Лекции, экспериментальные научные исследования посвящены вопросам физиологии, патофизиологии и терапии речи. По проблемам речи опубликованы научные работы в области сурдопедагогики и логопедии.
Основные труды
Физиологический и социальный элементы в учении о речи человека / РАНИОН НИИ сравнит., истории лит. и яз. Запада и Востока. Л., 1929.
Звукопроизносительная речь нормально слышащих и кинетическая речевая коммуникация глухонемых // Язык и мышление: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т языка и мышления. Л., 1934.
Конспект курсов физиологии речи, патофизиологии речи и логотерапии / ЛГПИ. Л., 1934.
Ипполитова Анастасия Гавриловна (1902—1986)
Трудовая деятельность началась в детском доме для глухонемых детей, затем она поступила на дефектологический факультет 2-го МГУ, по окончании которого получила специальность сурдопедагога и логопеда. Работала в различных специальных учреждениях Москвы, а с 1946 года — в Центральном невропсихиатрическом диспансере для детей и подростков, сочетая практическую работу логопеда с научной в НИИ дефектологии АПН РСФСР и пеДагогичес-кой — в МГПИ им. В. И. Ленина. В это же время стала главным методистом Москвы.
Осуществленная ею теоретическая и практическая разработка системы методических приемов постановки звукопро-изношения у детей с псевдобульбарной дизартрией и ринола-лией явилась ценным вкладом в дефектологическую науку.
Основные труды
Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде. М., 1963.
Открытая ринолалия. М., 1983.
Левина Роза Евгеньевна (1908—1989)
В 1927 году поступила во 2-й МГУ. В 1933 г. возглавила медико-педагогическую группу, сформированную при ЭДИ для работы с детьми-алаликами. В 1951 г. опубликовала книгу «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)», где впервые в логопедии были последовательно изложены принципы системного анализа речевой и психической недостаточности алаликов. Основные положения и выводы этой работы имеют и до настоящего времени первостепенное дифференциально-диагностическое значение для теории и практики логопедии.
Наиболее значительной научной заслугой профессора Левиной по праву считается построение концепции общего недоразвития речи. В 1961 г. завершила обширное исследование, результаты которого были изложены в ее докторской диссертации «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи». Впервые был осуществлен анализ различных компонентов речевой деятельности, влияющих на природу нарушений письма: описаны индивидуальные особенности компенсации в соответствии с различной структурой дефекта письма. Итогом значительного периода научной деятельности Р. Е. Левиной явилась широко известная логопедам книга «Основы теории и практики логопедии» (1968 г.), написанная коллективом сотрудников под ее непосредственным руководством. Значительным вкладом в развитие организации логопедической помощи в системе образовательных учреждений явилась разработанная ею психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
Выдающийся ученый в области логопедии, Р. Е. Левина всегда являлась высочайшим авторитетом для ученых, учителей, организаторов корррекционного обучения — всех, кто был занят проблемой преодоления речевых нарушений у детей.
Основные труды
Опыт изучения неговорящих детей. М., 1954. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.
Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
Ляпидевский Сергей Семенович (1903—1975)
Свою трудовую деятельность начал с работы в детских трудовых колониях и детских домах для аномальных детей в качестве педагога-воспитателя. После окончания педагогического факультета 2-го МГУ в 1925 году был направлен на работу в Казань и поступил на медицинский факультет Казанского университета. В 30-е гг. вместе с А. И. Дьячю-вым организовал Московский областной и городской дефектологический кабинет, а в 1932 году — дефектологический факультет и кафедру дефектологии в Московском городском педагогическом институте.
В годы Великой Отечественной войны служил в рядах Советской армии. С 1946 по 1965 год работал в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН РСФСР. В 1955 году был избран на должность заведующего кафедрой
психопатологии и логопедии МШИ им. В. И. Ленива, в 1962 году ему было присвоено звание профессора.
Сочетание двух профессий — педагога и врача — способствовало формированию С. С. Ляпидевского как разностороннего ученого с широким кругом интересов. Он является автором и редактором учебников для высшей школы, монографий, сборников статей. С 1946 по 1955 г. был экспертом ЮНЕСКО по дефектологии, способствовал установлению научных связей с дефектологами ряда стран. Его работы изданы в Румынии и Югославии.
Научно-педагогическая и общественная деятельность С. С. Ляпидевского получила высокую оценку. Он был награжден орденом Красной Звезды, медалями, Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР. За большие заслуги в педагогической деятельности и в развитии специальной педагогики был удостоен медали им. К. Д. Ушинского.
Основные труды
Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1963. Вып. I, II, III.
Расстройства речи у детей и подростков // Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969.
Анатомо-физиологические механизмы речи (в соавторстве). М., 1969.
Орфинская Вера Константиновна (1899—1971)
Училась в Петрограде на этнолого-лингвистическом отделении университета. Ее учителями и руководителями первых научных работ были ученые с мировым именем, профессора-лингвисты М. Г. Долобкс и Л. В. Щерба. В течение нескольких лет занималась и на биологическом факультете, где серьезно изучила курсы анатомии, гистологии, а также физиологии под руководством А. А. Ухтомского.
Еще в довоенные годы занялась изучением дисграфии у учащихся младших классов массовой школы. В 1928 г. продолжила свои исследования в Отофонетическом институте, где обследовались, воспитывались и обучались дети с различными видами патологии: глухие, слепоглухонемые, заикающиеся, алалики и др.
В 1934 г. стала заведующей фонолого-логопедической лаборатории института.
Ее исследовательская деятельность начиная с военных лет сосредоточилась в основном на проблеме алалии и афазии.
Впервые в истории логопедии В. К. Орфинской было проведено сравнительное лингвистическое исследование таких сложных речевых расстройств, как афазия и алалия. В разработанной ею лингвистической классификации представлены не только ведущие расстройства, но и характер неполноценности языковых систем, их соотношение с гностико-практическими расстройствами, подробно описаны симптомы языковых расстройств, проявления нарушений фонематической, морфологической, синтаксической систем языка.
Результаты сравнительного лингвистического изучения алалии и афазии были обобщены В. К. Орфинской в ее докторской диссертации, которую она защитила в 1960 году в ЛГПИ им. А. И. Герцена на дефектологическом факультете.
Основные труды
Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. Л., 1959.
Принципы построения дифференциальной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. Л., 1963.
Методика работы по подготовке к обучению грамоте де-тей-алаликов и анартриков. Л., 1963.
Правдина Ольга Владимировна (1894—1977)
Окончила в 1917 г. физико-математический факультет Московских высших женских курсов. В 1920—21 уч. г. поее просьбе была командирована на годичные курсы по детской дефективности, а через год начала работать в медико-педагогической клинике Наркомпроса в качестве логопеда. Ее идейными руководителями стали широко известные ученые Ф. A. Pay и Ю. А. Флоренская.
С 1933 по 1936 г. О. В. Правдина работала в логопедической поликлинике при объединении им. Н. А. Семашко. С 1936 стала работать логопедом в Научно-практическом институте (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).
В период Великой Отечественной войны защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Тяжелая детская дизартрия в логопедической практике». С 10 сентября 1952 г. начала работать на кафедре психопатологии и логопедии МШИ им. В. И. Ленина под руководством С. С. Ляпидевского.
В 1969 г. вышел ее учебник «Логопедия» для дефектологических и дошкольных факультетов, а также для логопедов-практиков и для учащихся педагогических училищ.
В настоящее время в области логопедии активно работает ряд известных методистов — учеников Ольги Владимировны Правдиной, которые продолжают дело подготовки логопедических кадров для Российской Федерации.
Основные труды
Альбом по коррекции речевых расстройств при афазии (опыт работы в госпитале). М., 1945—49. Логопедия. М., 1973.
Pay Федор Андреевич (1868—1957)
Советский дефектолог, член-корр. АПН РСФСР, д-р пед. наук, профессор. Разрабатывал вопросы теории и практики в бурдопедагогике и логопедии. В течение мн'огих лет возглавлял Арнольдо-Третьяковское училище глухонемых (позднее Московский институт глухонемых).
Инициатор первых мероприятий по организации логопедической помощи в стране. Большое внимание уделял подготовке сурдопедагогов и логопедов, он является одним из организаторов высшего дефектологического образования.
В течение многих лет возглавлял кафедру сурдопедагогики и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина. Он автор и редактор большого числа печатных трудов (монографий, статей, учебников, методических пособий) по сурдопедагогике и логопедии. Награжден орденом Ленина.
Основные работы
Букварь для школ глухонемых (совм. с Н. A. Pay). M., 1940.
Методика обучения глухонемых произношению (совм. с Ф. Ф. Pay). M., 1959.
Методические указания к книге М. Г. Генинг и А. Ко-пейкиной «Учись правильно говорить». М., 1931.
Pay Елена Федоровна (1889—1969)
Имя Е. Ф. Pay известно дефектологам всех поколений. Кандидат пед. наук, доцент. Она (как и Ф. A. Pay и Н. A. Pay) стояла у истоков развития отечественной сурдопедагогики и логопедии, работая с глухими и неговорящими дошкольниками. При Московском институте педиатрии ею был открыт стационар для глухих детей от 2—3 месяцев и до 2 лет, а также слухоречевой кабинет для детей с недостатками слуха и речи. В 1935 г. по ее инициативе были открыты первые ясли для детей раннего и преддошкольного возраста, имеющих недостатки слуха и речи. В1954—56 гг. она совмещала работу в здравотделе Москвы с преподавательской деятельностью на дошкольном отделении дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина. С 1956 по 1969 г. Е. Ф. Pay — доцент кафедры дефектологии МГЗПИ, автор многих известных научных работ.
Основные труды
О заикании детей дошкольного возраста. М., 1958.
Вспитание правильного звукопроизношения у детей (советы родителям). М., 1961.
Логопедия — учебник для студентов заочников (в соавт.). М., 1969.
Трауготт Наталия Николаевна (1904—1994)
Доктор мед. наук профессор Наталия Николаевна Трауготт работала вместе с И. П. Павловым, Л. С. Выготским, А. Г. Ивановым-Смоленским, Л. А. Орбели.
С 30-х гг. начала изучать физиологию ВИД у лиц с патологией речи, а также у больных с психопатологическими синдромами. В сферу ее научных интересов в дальнейшем входило изучение межполушарного взаимодействия. Впервые в истории науки она экспериментально изучала работу анализаторов человека при локальных поражениях головного мозга, изучила работу слухового анализатора при детской тугоухости, алалии и афазии. Ей удалось дифференцировать сенсорную алалию от тугоухости по специфике нарушений слуховой функции. Ею был впервые в отечественной и мировой физиологии выявлен и описан феномен замыкательной акупатии как общий механизм нарушения неречевого и речевого слуха.
Под руководством Н. Н. Трауготт в лаборатории патологии высшей нервной деятельности ИЭФиБ им. И. М. Сеченова, которую она возглавила в 1956 году, проводились исследования анализаторных систем. В конце 60-х гг. лаборатория обратилась к изучению проблемы межполушарного взаимодействия.
До последнего дня своей жизни Наталия Николаевна консультировала детей с речевыми, интеллектуальными и поведенческими аномалиями.
Консультации больных с речевой патологией, детей и взрослых, которые проводились с участием Н. Н. Трауготт, были открыты для всех логопедов города. Их посещали и невропатологи, и нейропсихологи, и специалисты по смежным дисциплинам: сурдологи, психиатры, лингвисты, нейрофизиологи. Это была хорошая школа для всех, кто работал со сложными формами речевой патологии.
Основные труды
К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте. Л., 1940.
Нарушения слуха при сенсорной алалии и афазии (в соавт.). Л., 1975.
Фельдберг Давид Владимирович (1873—1942)
Доктор медицины профессор Д. В. Фельдберг окончил медицинский факультет Киевского университета (1897) и естественное отделение физико-математического факультета С.-Петербургского университета. Работал на Педагогических курсах Фребелевского общества (1911—1916). В Педагогическом институте дошкольного образования занимал должность профессора кафедры гигиены детского возраста. С 1918 по 1925 годы был зав. кафедрой сурдопедагогики и логопедии. Являлся организатором этой кафедры. С 1925 года и до 1938 г. занимал должность декана дефектологического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена. Одновременно являлся директором Отофонетического ин-та.
Область научных интересов: обучение детей с недостатками слуха и речи.
Основные труды
Программы по сурдопедагогике и логопедии: (Для дефек-тол. отделения педтехникума) / Сост. Фельдберг Д. В. Л., 1931.
Таблицы речевой артикуляции: Нагл яд. метод-, учеб. пособие для спец. публ. речи и певцов / Под ред. Д. В. Фельд-берга / Ленингр. науч.-практ. Ин-т по болезням уха, носа, горла и речи. Л., 1934.
Слуховая проблема у акупатов // Методы исследования и воспитания слуха и ритма у тугих и тугоухих детей (школьная акуметрия, акупедия и ритмопедия). СПб-М., 1936.
Хватцев Михаил Ефимович (1883—1977)
Начал свою научную деятельность в 1926 г.
Начиная с 1934 г. его жизнь и деятельность была неразрывно связана с дефектологическим факультетом ЛГПИ им. А. И. Герцена, где он в течение трех десятилетий вел активную педагогическую и научную работу: читал лекционные курсы по логопедии, а также по психологии глухих и методике обучения глухих произношению, одновременно формируя содержание этих курсов.
Уже в 1930 г. вышла первая написанная им книга — «Дефекты речи». Далее — «Логопедия», выдержавшая пять изданий и до настоящего времени являющаяся наиболее полным и всеобъемлющим руководством в области речевой патологии.
Им написано свыше 70 научных трудов, которые адресованы не только логопедам, но и учителям массовых школ, воспитателям дошкольных учреждений и родителям и даже самим логопатам (подросткам и взрослым).
Особую заботу Михаил Ефимович всегда проявлял о созданном им методическом объединении ленинградских школьных логопедов, которым он бессменно руководил в течение нескольких десятилетий, будучи заведующим кафедрой сурдопедагогики.
Михаил Ефимович Хватцев был истинным патриотом; он всегда проявлял большую заботу о том, чтобы отечественная, логопедия достойным образом была представлена и за рубежом. Правительство высоко оценило научно-педагогическую и общественную деятельность профессора М. Е. Хватцева: он был награжден орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями, а также значком «Отличник народного образования».
Основные труды
Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1957.
Недостатки речи у школьников. М., 1958. Логопедия. Учебник. М.—Л., 1959.
Известные ученые-логопеды
Бейн Эсфирь Соломоновна (1907—1981)
Нейропсихолог, доктор биол. наук, профессор, ученица и друг Л. С. Выготского и А. Р. Лурии.
С 1954—1976 гг. руководитель группы нейропсихологии и логопедии НИИ неврологии при АМН СССР, автор большого числа исследований по проблемам психологии, нарушения и восстановления речи при афазии (афазия и пути ее преодоления).
Основные труды
Парафазии при различных видах афазии. М., 1961. Пособие по восстановлению речи у больных с афазией (всоавт.). М., 1962.
Афазия и пути ее преодоления. М., 1964.
Белякова Лидия Ивановна
Окончила в 1952 г. Московский медицинский институт им. И. П. Сеченова по специальности «Лечебное дело».Затем работала в лаборатории психологии под руководством проф. К. К. Платонова, позже окончила аспирантуру Института высшей нервной деятельности АН СССР.
С 1961 г. — научный сотрудник Лаборатории высшей нервной деятельности АМН СССР, с 1968 г. работала в лаборатории патологии речи Института общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. С 1981 года заведовала кафедрой логопедии МГПИ.
В 1962 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. А в 1982 году — доктора медицинских наук на тему: «Клинико-физиологичес-кий анализ центральных механизмов заикания». В 1987 г. получила звание профессора. Имеет около 150 научных и научно-методических публикаций, в том числе ею в соавторстве издано 5 монографий, 2 из них — на немецком языке, 3 учебных пособия и главу в учебнике «Логопедия», которые имеют гриф Министерства образования РФ. Научные интересы Л. И. Беляковой связаны с исследованием высшей нервной деятельности детей, речевым онтогенезом, патогенетическими механизмами заикания.
Активно участвует в разработке стандартов образования, а также экспертной оценке образовательных программ по логопедии.
Основные труды
Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания // Заикание: проблемы теории и практики. М., 1992.
Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся // Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997.
Заикание (в соавт.) М., 1998.
Винарская Елена Николаевна
Профессор, доктор наук, потомственный дефектолог, известна не только в России, но и за рубежом. Область ее исследований — проблемы дефектологии (в том числе логопедии), проблемы афазиологии раннего речевого развития детей. В работах Елены Николаевны блестяще представлены аспекты неврологии, нейрофизиологии, нейропсихологии, лингвистики, психолингвистики и логопедии. Как ученый она сформировалась под влиянием и в сотрудничестве с О. В. Правдиной, Э. С. Бейн, В. Б. Касевичем. Все ее научные исследования связаны с именами Л. С. Выготского и А. Р. Лурии. Е. Н. Винарская имеет свою научную школу. Ею написано большое количество работ, в которых рассматриваются вопросы диагностики, коррекционного и восстановительного обучения детей и взрослых с нарушениями речи.
Основные труды
Клинические проблемы афазии. М., 1971.
Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга (в соавт.). Ташкент, 1973.
Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987.
Визель Татьяна Григорьевна
В. 1961 году окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. После окончания института в течение 5 лет работала логопедом с детьми, а затем — в НИИ неврологии АМН СССР прошла специализацию по нейропсихологии и восстановительному обучению больных с афазией и стала работать с больными как практический логопед.
Под руководством Э. С. Бейн написала кандидатскую диссертацию «Некоторые особенности грамматического строя речи у больных с афазией», которую защитила в 1976 году.
Работает в Центре патологии речи и нейрореабилитации, возглавляемом профессором В. М. Шкловским. Автор 90 публикаций, имеет авторские свидетельства на разработанные в соавторстве с В. М. Шкловским и Т. Г. Боровенко методики, в частности на методику использования при афазии средств невербальной коммуникации.
В течение 25 лет ведет регулярный семинар, а также циклы повышения квалификации для специалистов (дефектологов, психологов, врачей), занимающихся проблемами патологии речи и других высших психических функций. В 2002 году защитила докторскую диссертацию.
Основные труды
Исследование некоторых особенностей грамматического строя речи при афазии. М., 1975.
Восстановление речи у больных с афазией (в соавт.) М., 1982.
Нейролингвистический анализ афазий. М., 2001.
Власенко Игорь Тихонович (1941-2003)
Как ученый сформировался в научной школе Э. С. Бейн. В конце 70-х и начале 80 гг. работал сотрудником лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН СССР под руководством Р. Е. Левиной. Затем возглавил эту лабораторию, а в последующем стал заместителем директора по научной работе в НИИ дефектологии СССР. На всех этапах творческой жизни его научные интересы были связаны с психологическими проблемами афазии и алалии.
Основные труды
Об особенностях ассоциативных процессов у больных с моторной афазией. М., 1973.
Глагольные парафазии у больных с моторной и сенсорной афазией (в соавт.) // Дефектология. М., 1975. № 4.
Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990.
Волкова Галина Анатольевна
Окончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1959 году. С 1959 по 1966 гг. работала логопедом в детской поликлинике и психоневрологическом диспансере г. Владивостока.
Ученица профессора М. Е. Хватцева. В 1972 г. она успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Заикание у детей дошкольного возраста и коррекционная работа с ними по системе игр». Ею разработана новая дисциплина — логопатопсихология, наука о психологическом развитии лиц с нарушениями речи.
Она автор более 120 научных трудов, в том числе и пробного рукописного варианта проспекта учебника «Логопедия». Участвует и в создании уже авторского проспекта, который в последующем и был утвержден МП СССР. Соавтор учебника «Логопедия», «Хрестоматия по логопедии» в 2-х томах (проблемы заикания и афазии). Автор учебных и методических пособий. Под руководством профессора Г. А. Волковой защищены кандидатские диссертации.
В 1991 г. создала Ассоциацию логопатологов Санкт-Петербурга и области.
Основные труды
Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М., 1983.
Логопедическая ритмика. М., 1985, 1998.
Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 1989, 1995, 1998, 2002.
Хрестоматия по логопедии (составитель разделов 5, 7). М., 1997.
Волкова Лариса Степановна
В 1952 г. закончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена и была зачислена в штат кафедрысурдопедагогики. Работала старшим преподавателем, заведовала несколько лет кафедрой педагогики начальной школы в ЛГПИ им. В. Лациса в г. Лиепае. В 1965 г. защитила кандидатскую диссертацию.
В 1970 г. вновь была приглашена на работу в ЛГПИ им. А. И. Герцена, избрана деканом дефектологического факультета и доцентом кафедры психопатологии и логопедии. В 1983 г. защитила докторскую диссертацию, а в 1985 г. ей присвоили ученое звание профессора. С 1980 г. заведует кафедрой психопатологии и логопедии, в последующем преобразованную в кафедру логопедии.
Лариса Степановна Волкова — ученый-педагог, видный организатор науки, немало сделавший для развития отечественной дефектологии и логопедии, подготовки научно-педагогических кадров. Под ее научным руководством в области логопедии подготовлены диссертации. На созданной ею и руководимой в прошлом кафедре логопедии в РГПУ им. А. И. Герцена сформирована ее научная школа.
Является членом учебно-методического совета по дефектологии при Министерстве образования РФ. В течение многих лет была членом редколлегии научно-методического журнала «Дефектология». Работая 10 лет деканом факультета дефектологии и 15 лет заведуя кафедрой логопедии, она внесла большой вклад в развитие высшего дефектологического образования.
По поручению Министерства просвещения СССР Л. С. Волкова стала автором и научным редактором учебника «Логопедия» (издания 1989, 1995, 2002, 2004), научным редактором двухтомного издания «Хрестоматия по логопедии» (1997).
Награждена орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд », серебряной медалью ВДНХ за создание учебника «Логопедия», знаками «Отличник просвещения СССР», «Отличник высшей школы».
Решением Ученого совета ей присваивается звание «Почетный профессор РГПУ им. А. И. Герцена».
В октябре 1994 года указом Президента ей присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки РФ», а в сентябре 1998 г. звание «Лауреат премии правительства в области образования Российской Федерации». С 1999 г. работает в Ленинградском государственном областном университете им. А. С. Пушкина.
Основные труды
Выявление и коррекция нарушений речи у детей с глубокими дефектами зрения. Л., 1991.
Логопедия (научный редактор и автор). М., 1989, 1995, 1998, 2002.
Хрестоматия по логопедии, I и II том (научный редактор). М., 1997.
Воробьева Валентина Константиновна
Кандидат педагогических наук доцент кафедры логопедии Московского государственного открытого педагогического университета.
Ею разработаны и читаются лекционные курсы по логопедии, основам психолингвистики, логопатопсихологии и спецкурс по авторской методике: «Формирование умений и навыков связной речи у детей с ее системным недоразвитием».
Работает в русле нового направления в логопедии, связанного с психолингвистическим обоснованием механизмов нарушения речевой деятельности у детей с моторной алалией. Такой подход отражен в ее диссертационном исследовании, дипломных работах и в диссертационных работах аспирантов, которыми она руководит. В. К. Воробьева осуществляет квалифицированную деятельность по разработке стандартов, учебных планов по специальности «Логопедия».
Неоднократно выступала с докладами на международных и российских научных конференциях по дефектологии, ею опубликовано свыше 40 научных работ, а также подготовлен ряд учебно-методических пособий по курсам логопедии и основ психолингвистики.
Основные труды
Формирование связной речи у учащихся с моторной алалией. М., 1986.
Возможности прогнозирования в процессе связного речевого сообщения учащимися с системными нарушениями речи. СПб., 2001.
К понятию системности нарушения речевой деятельности при моторной алалии. М., 2002.
Волосовец Татьяна Владимировна
В 1987 году окончила отделение логопедии дефектологического факультета МШИ им. В. И. Ленина, а затем аспирантуру и в 1995 году защитила кандидатскую диссертацию «Логопедическая работа с детьми 1—3 лет с врожденными расщелинами губы и неба». В МГЛУ им. В. И. Ленина работала заместителем декана факультета, а в Московском городском педагогическим университете — доцентом кафедры логопедии; ученый секретарь университета. В настоящее время — начальник управления специального образования Министерства образования Российской Федерации. Имеет свыше 40 научных работ.
Основные труды
Основы логопедии: Учебное пособие (автор и научный редактор). М., 2000.
Актуальные проблемы подготовки кадров по специальности «Логопедия». СПб., 2002.
Преодоление общего недоразвития речи дошкольников — учебное пособие (автор и научный редактор). М., 2002.
Гриншпун Борис Моисеевич (1929—1986)
Окончил МГПИ им. В. И. Ленина, работал учителем в Калуге. Под научным руководством профессора СЕ. Крючкова защитил диссертацию в 1963 году, получив степень кандидата филологических наук. На дефектологическом факультете работал с 1958 года доцентом кафедры психопатологии и логопедии (позднее — кафедры логопедии). Эрудированный, хорошо знающий литературу, обладающий научным предвидением, Б. М. Гриншпун был отличным воспитателем молодежи.
Им разработан ряд разделов лекционного курса по логопедии. Читал лекции и вел практические занятия по психологии речи (теории речевой деятельности), выступал на педагогических чтениях и научных конференциях, пользовался авторитетом и большой популярностью у коллег и многочисленных учеников.
Один из видных дефектологов нашей страны, Б. М. Гриншпун является автором нескольких глав современного учебника «Логопедия», целого ряда научных работ по различным аспектам логопедии. Его лекции пользовались неизменным успехом не только у студентов, но и у преподавателей дефектологических факультетов.
Основные труды
О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи и голоса у детей. М., 1975.
Классификация речевых нарушений (гл. в учебнике). М., 1989, 1995, 1998,2002.
Дислалия (гл. в учебнике). М., 1989, 1995, 1998, 2002.
Иванов Евгений Сергеевич
Доктор мед. наук профессор, окончил лечебный факультет Военно-морской медицинской академии, адъюнктуру ВМА (1949). В ЛГПИ работал на кафедре психопатологии и логопедии в должности доцента, зав. кафедрой (1965— 1980), профессора (1967); профессора каф. анатомо-физиологических основ дефектологии (1986—1994). Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Отечественной войны I степени (1944), Красной Звезды (1945); 22 медалями; значком «Отличник народного просвещения».
В настоящее время — профессор международного университета им. Р. Валленберга. Научные исследования Евгения Сергеевича посвящены психопатологии аномальных детей; патогенезу психопатологических синдромов; задержке психического и речевого развития. Он опубликовал более 140научных трудов, подготовил более 22 кандидатов наук. Е. С. Иванов был в течение многих лет председателем специализированного Ученого совета по защите кандидатских диссертаций. Принимал активное участие в работе советов и комиссий, проводимых Министерством просвещения СССР и Министерством образования РСФСР.
Основные труды
Речевой стационар как центр медико-психолого-педагогической реабилитационной работы для детей с речевой недостаточностью (в соавт.) / XXXI Герценовские чтения «Опыт изучения аномальных школьников». Л., 1978.
Клиническое изучение побегов и агрессии у умственно отсталых школьников младших классов вспомогательных школ // Дифференциальная диагностика нарушений речи и поведения у аномальных детей. Межвуз. сб. науч. тр. ЛГПИ. Л., 1989.
Спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма // Детский аутизм: Хрестоматия. СПб., 1997.
Ковшиков Валерий Анатольевич (1936—2000)
Имя Валерия Анатольевича Ковшикова тесно связано с РГПУ им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом уха, горла, носа и речи. В отечественной логопедии это был один из ведущих специалистов в области теории и практики речевой патологии, автор 70 научных работ по разным разделам логопедии. Ведущий преподаватель кафедры логопедии им. Герцена. Окончив в 1956году дефектологический факультет (сурдоотделение) ЛГПИ им. А. И. Герцена, В. А. Ковшиков больше 40 лет отдал работе в стенах этого вуза. Новым направлением, разрабатываемым В. А. Ковшиковым, была историография отечественной логопедии. Он составил программу к курсу «История логопедии» и преподавал его в течение многих лет. Рассматривал алалию с современных лингвистических и психолингвистических позиций, продолжая традиции В. К. Орфинской.
Его деятельность как ученого и педагога была многогранной. Он неизменно являлся редактором сборников научных трудов кафедры логопедии. Во всех проявлениях своей деятельности заявлял о себе как крупный ученый и талантливый педагог.
Основные труды
Определение экспрессивной алалии как языкового расстройства. Л., 1978.
Нарушения актуализации слов у детей с экспрессивной алалией. Л., 1985.
Экспрессивная алалия. СПб., 1994.
Лалаева Раиса Ивановна
После окончания педагогического училища поступила в 1956 году в ЛГПИ им. А. И. Герцена на дефектологический факультет. Окончила 2 отделения этого факультета: в 1961 году — дневное по специальности «Тифлопедагогика», в 1966 году — заочное по специальности «Олигофренопедагогика» . Работала учителем и логопедом вспомогательной школы. В 1970 году окончила аспирантуру по кафедре психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена, в 1971 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Нарушения чтения у умственно отсталых школьников и пути их коррекции». В 1989 году защитила докторскую диссертацию «Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников». С 1970 по 1975 г. работала ассистентом кафедры психопатологии и логопедии, с 1975 по 1990 г. —доцентом, с 1990 по 1999 г. — профессором кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена. С 1999 г. — профессор кафедры дефектологии Ленинградского государственного областного университета им. А. С. Пушкина.
Внесла весомый вклад в решение многих проблем логопедии. Ею была разработана классификация дислексии и дисграфий.
Под руководством Р. И. Лалаевой сформировалась научная школа по изучению структуры сложного речевого дефекта у детей с интеллектуальной недостаточностью.
При решении актуальных проблем логопедии Р. И. Ла-лаева работала в русле психолингвистического подхода к анализу механизмов речевой патологии. Психолингвистический подход был реализован и в кандидатских диссертациях, выполненных под ее руководством.
Научно обоснованные результаты исследований Р. И. Лалаевой нашли отражение более чем в 120 печатных работах, в том числе в монографиях, учебниках, учебно-методических пособиях, программах, сборниках научных трудов.
Р. И. Лалаева — один из авторов фундаментального учебника «Логопедия», а также «Хрестоматии по логопедии». В 1997 году она получила звание лауреата премии правительства Российской Федерации в области образования за участие в создании комплекта учебников и учебных пособий по логопедии.
Основные труды
Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.
Логопедия (гл. в учебнике) / Под ред. Л. С. Волковой. М., 1989, 1995, 1998, 2002.
Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. (Автор разд. 8.)
Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999,2002.
Лаврова Елена Викторовна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры логопедии МПГУ им. В. И. Ленина.
Основным направлением ее научно-исследовательской работы является проблема изучения патологии голоса и ее устранения педагогическими приемами. В 1975 г. защитила диссертацию «Методика восстановления голоса при некоторых нарушениях функции голосового аппарата».
Автор более сорока научных публикаций, среди которых книга «Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса» (в соавт.) и глава «Нарушения голоса» в учебнике «Логопедия».
Елена Викторовна Лаврова проводит сбор данных и клинико-педагогическое исследование малоизученных нару<