Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей школьного возраста.

Дети, у которых нарушения произношения (смешение и замены фонем) сочетаются с недостаточностью фонема­тического восприятия, составляют значительные группы от общего числа детей, зачисляемых на логопедические за­нятия.

Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях школьного ло­гопедического пункта предусматривает единство основ­ных направлений в работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставлен­ных звуков в речь и развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов (Н. А. Никашина, М. Е. Хватцев, А. В. Ястребова).

Постановка звуков проводится общепринятыми в лого­педии методами. При этом большое внимание уделяется со­знательному закреплению артикуляции звука, что имеет большое значение в развитии аналитико-синтетической де­ятельности учащихся. Поставленные звуки вводятся в са­мостоятельную речь. Чтобы лучше дифференцировать сме­шиваемые звуки внутри одной группы и создать более прочные связи между слуховыми и артикуляционным об­разом, необходимо сначала научить детей произносить и различать каждый звук в пределах одной фонетической группы. Упражнения подбираются так, чтобы последова­тельно отрабатывался каждый смешиваемый звук.

Работа ведется над несколькими звуками разных групп (например, ш, р). Упражнения в правильном произношении и различении звуков сочетаются с обучением вы­делению звуков в словах, определении их последовательно­сти. При этом создается определенная основа для более глубокой работы по анализу и синтезу звукобуквенного со­става слов.

Проводится направленная работа по выработке у детей прочных связей между звуками и буквами. Систематичес­кое использование серии упражнений для выработки уме­ний соотносить определенную артикуляцию с соответствующим звучанием и затем акустико-артикуляционный образ звука с буквой предупреждает ошибки на замены сходных букв на письме.

Рациональной и эффективной формой оказания помощи этим детям является включение элементов логопедической работы в учебный процесс.

Подход к данному пониманию сущности нарушений уст­ной речи и письма находит подтверждение в исследовани­ях, выполненных на материале многих национальных язы­ков (украинском, литовском, эстонском, казахском, молдавском и др.).

Для выработки продуктивных приемов коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей с нерусским языком обучения требуется тщательный анализ фонетичес­кой системы родного языка и характерных черт его орфог­рафии.

В то же время большая осторожность необходима при выявлении фонематического недоразвития, проявляющего­ся в русской речи у детей с другим родным языком. В этих случаях требуется сопоставление двух фонологических си­стем языков — родного и русского.

Это обусловлено тем, что в речевых ошибках может от­разиться, по выражению А. А. Реформатского, «фонологичность речевого слуха, настроенного на свой родной язык». В этих случаях двуязычные учащиеся с нормальным рече­вым развитием допускают в речи и письме ошибки интер­ференции, которые имеют другую природу и обусловлены различием фонологических систем двух языков. Замены букв, обозначающих общие для обоих языков фонемы, преодолеваются у школьников с нормальной уст­ной речью быстрее, чем у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. В диагностических целях для отгра­ничения патологии письма от сходных проявлений неосвоенного двуязычия необходимо проводить обследова­ние фонематического восприятия на доминантном языке учащихся.

Итак, раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает коррек­тировать речевую функцию у дошкольников и своевремен­но предупреждать неуспеваемость учащихся общеобразова­тельной школы.

Контрольные вопрос и задания

1. Сформулируйте задачи коррекционного обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недораз­витием в условиях специального детского сада.

2. В чем состоит принцип предупредительного подхо­да к детям дошкольного возраста с фонетико-фоне­матическим недоразвитием? Раскройте влияние фонетико-фонематического недоразвития на усвоение письма и чтения.

3. Охарактеризуйте основные направления дифферен­цированной коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста.

4. Подготовьте речевой и дидактический материал для развития фонематического восприятия.

Литература

1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.

2. Орфинская В. К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. Л., 1946.

3. Основы теории и практики логопедии //Под ред. Р. Б. Левиной. М., 1969.

4. Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недо­развитием (старшая группа детского сада). М., 1993.

5. Филичева Т. В., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., 1993.

6. Филичева Т. В., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фоне­матическим недоразвитием речи. Воспитание и обу­чение. М., 1999.

7. Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонемати­ческим недоразвитием. Программа и методические
рекомендации для дошкольных образовательных уч­реждений компенсирующего вида (старшая группа), М., 2002.

8. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного про­изношения. М., 1989.

9. Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1959.

10. Швачкин Н. X. Развитие фонематического восприя­тия речи в раннем возрасте. М., 1948.

Наши рекомендации