Коррекционно-педагогическая работа при семантической афазии

Основными задачами логопедической работы при се­мантической афазии являются преодоление трудностей нахождения названий предметов, расширение лексического и синтаксического состава речи больных, преодолевшие импрессивного аграмматизма. Коррекционно-педагогическая помощь по преодолению семантической афазии опирается на контроль всех сохранных анализаторных систем (зрение, слухоречевую память),; а главное, на планирующую и регулирующую функции лобных отделов головного мозга, на сохранную линейную организацию устной речи.

В связи с тем, что в основе речевых расстройств при се­мантической афазии лежит нарушение симультанного пространственного гнозиса, восстановительное обучение при этой форме афазии начинается с развития конструктивно-пространственной деятельности. Для этого необходимы упражнения в зрительном анализе геометрических фигур, ор­наментов, складываемых из элементов, реконструируемых, по наглядному образцу и по инструкции, восстановлении ориентированности больного в левом и правом, в частях света, в географической карте. Конструктивно-пространствен­ная апраксия преодолевается путем обучения плану расчленения орнамента или рисунка на определенные сегменты и ; выполнения задания по плану (например, сначала нижний «этаж», затем второй, третий и т. д. или сначала первый столбик слева, затем второй и т. д.).

Для преодоления амнестических трудностей необходим мо сопоставление различных смысловых связей слов по признакам, образующим различные семантические поля. Так, например, анализируются те признаки предметов, которые их объединяют в видовые категории (профессия, мебель, одежда и т. д.), и в то же время определяется общность слов по их корневой части (садовник, сад, посадки), по суффиксальным и префиксальным признакам (садовник, черниль­ница, сахарница). Ведется работа по описанию различий и сходств синонимов, антонимов, омонимов, использованию в письменной речи качественных определений предметов, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (с различными союзными словами), подчиненная часть кото­рых стоит в начале, середине или конце предложения и от­носится к разным членам главного предложения. Преодоление импрессивного аграмматизма начинается с уточнения значений отдельных предлогов и наречий, усво­ения схемы предлогов с перемещением точки (предмета) вок­руг нарисованного стола, дома, стакана.

                       
    Коррекционно-педагогическая работа при семантической афазии - student2.ru   Коррекционно-педагогическая работа при семантической афазии - student2.ru
 
    Коррекционно-педагогическая работа при семантической афазии - student2.ru   Коррекционно-педагогическая работа при семантической афазии - student2.ru   Коррекционно-педагогическая работа при семантической афазии - student2.ru
 
  Коррекционно-педагогическая работа при семантической афазии - student2.ru   Коррекционно-педагогическая работа при семантической афазии - student2.ru   Коррекционно-педагогическая работа при семантической афазии - student2.ru




Предмет на линии Предмет под линией Предмет над линией

Больному предлагают многократно описывать располо­жение центрального предмета по отношению к предметам, находящимся от него слева и справа (позже над и под ним). Средний из трех предметов, схематично изображенных в тетради больного (например, елка, домик, чашка), обво­дится кружком, около него или над ним ставится вопроси­тельный знак, стрелками намечается план описания рас­положения предметов. Больной составляет фразы типа: Елка нарисована справа от дома и слева от чашки или До­мик нарисован слева от чашки и справа от елки. Позже также описывается расположение трех предметов с пред­логами над — под, с наречиями выше — ниже, дальше — ближе, светлее — темнее и т. д. Предварительная прора­ботка этих схем в экспрессивной речи подготавливает базу для понимания логико-грамматических конструкций на слух при чтении.

По той же методике строятся сравнения и описания па­лочек различной высоты (например, Т С В — Соня выше Тони и ниже Васи), длины, т. е. путем привлечения сохран­ной экспрессивной, синтагматически организованной речи осваиваются сравнительные и инвертированные логико-грамматические конструкции типа: Соня выше Оли и ниже Тони; Курск от Москвы дальше Орла и ближе Харькова, и решается кто больше и меньше всех, что дальше или ближе. Лишь после того как больной начнет свободно сам выделять центральный, средний предмет и свободно опи­сывать расположение сравниваемых предметов, ему дается! ] задание на декодирование им же только что составленных задач. Переключение больного со словесного описания по­зиций взаиморасположенных предметов на их схематичес­кое изображение, т. е. на выполнение составленной им ло­гико-грамматической задачи, приводит к освоению плана решения и других подобных заданий.

Для преодоления акалькулии проводятся уточнения раз­рядов, входящих в число (десятки, сотни, тысячи и т. д.), закрепляются значения синонимов: минус — вычитание, плюс — сложение. Больным предлагается выполнить дей­ствия в пределах одного-двух десятков, затем в пределах сотни и тысячи. Особое место в преодолении дефектов счет­ных операций занимает решение арифметических задач в 2,3,4 действия с употреблением наречий больше, меньше и глаголов отнять, добавить, отправить, выгрузить и т. д., т. е. глаголов с приставками, передающими пространствен­ные взаимоотношения действия и предметов.

Преодоление «оптической» алексии осуществляется пу­тем устного описания больным элементов, входящих в ту или иную букву, конструирования букв из элементов (раз­личной величины картонных или пластмассовых палочек и овалов), чтения (называния) букв после определения их элементов, чтения слова через скользящее по нему «окош­ко» (квадратную прорезь в полоске картона), через «окош­ко», охватывающее несколько букв, входящих в слово, чте­ния строки с линейкой, закрывающей нижние строки текста.

«Зеркальную», или конструктивно-пространственную аграфию преодолевают путем восстановления ориентиро­ванности больных в левом и в правом в разных вариантах расположения предметов (например, чашка стоит на дне, чашка перевернута вверх дном и т. п.), списывания (сри­совывания) больным отдельных букв или слов с фиксаци­ей цветным карандашом левой стороны листа и направле­ния (стрелкой), откуда следует начинать запись серии букв или элементов, с определения того, в какую сторону «смот­рит» буква.

Наши рекомендации